Научная статья на тему 'К вопросу об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины'

К вопросу об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ / SMALL BUSINESS / TAXATION / ACCOUNTANCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрющенко Анна Александровна

Дано определение понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Рассмотрена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины. Обоснованы основные пути ее усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINE: SMALL BISINESS ACCOUNTANCY AND TAXATION TO BE TAILORED

The article considers the concept of small business and small business player, tailored system of taxation and accountancy, and key ways of the above system.

Текст научной работы на тему «К вопросу об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 181-185.

УДК 336.225.62

К ВОПРОСУ ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

UKRAINE: SMALL BISINESS ACCOUNTANCY AND TAXATION TO BE TAILORED

А.А. Андрющенко

A.A. Andryushchenko

Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко

Дано определение понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Рассмотрена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины. Обоснованы основные пути ее усовершенствования.

The article considers the concept of small business and small business player, tailored system of taxation and accountancy, and key ways of the above system.

Ключевые слова: малое предприятие, налогообложение, отчетность.

Key words: small business, taxation, accountancy.

В последние годы на Украине возрастает роль и значение малых предприятий, которые способствуют обеспечению занятости населения и повышению его доходов. Согласно данным Государственного комитета статистики Украины за период с 2000 г. по 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения возросло с 44 до 63 единиц. Количество занятого населения на малых предприятиях возросло с 1730,4 тыс. чел. в 2000 г. до 2073,6 тыс. чел. в 2010 г. Следует также отметить, что доля количества малых предприятий в общем количестве предприятий Украины по состоянию на 2010 г. составила 92,8 % [1].

В связи с активным ростом количества малых предприятий, возникает много вопросов относительно правильного их налогообложения, а также ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Государственными органами для поддержки малого предпринимательства предложено много мероприятий. Среди них основным является упрощенная система налогообложения, учета и отчетности [2].

Многие ученые-экономисты уделяют особое внимание проблеме методологических и практических аспектов усовершенствования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в малом бизнесе. В связи с этим необходимо отметить работы таких ученых,

как И. Белоусова, С. Голов, А. Мирошниченко,

В. Пархоменко, Л. Сук и др. [3- 7]. Вместе с тем особенности деятельности малых предприятий все чаще стимулируют ученых и бухгалтеров-практиков искать пути усовершенствования налогообложения, учета и отчетности.

Исходя из актуальности и важности вышеуказанной проблемы, целью работы являлась разработка предложений по усовершенствованию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Для достижения этой цели были поставлены следующие задания:

- дать определение понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства» согласно законодательству Украины;

- рассмотреть упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

- разработать предложения по усовершенствованию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности малых предприятий Украины.

Целесообразно обратить внимание на то что присвоение статуса «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства» является важным заданием для субъектов хозяйствования. Они автоматически наделяются определенными особенностями, которые отображаются на организации налогообложения, учета и отчетности, поэтому сначала необходимо

© А. А. Андрющенко, 2011

рассмотреть определение малого предприятия и субъекта малого предпринимательства.

Так, согласно ст. 63 Хозяйственному кодексу Украины, малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, на которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семидесяти миллионов гривен [8]. Аналогичные критерии, которыми пользуются для определения субъекта малого предпринимательства, приведены и в ст. 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» [2].

Кроме всего вышеуказанного следует отметить, что немного иначе дано определение субъекта малого предпринимательства в Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»: субъектом малого предпринимательства является юридическое лицо любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которого среднеучетная численность работающих за год не превышает пятидесяти лиц и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает один миллион гривен [9].

Остановимся подробнее на рассмотрении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Так, согласно Закону Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства может использоваться упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает следующие два направления:

1) замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога;

2) использование упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.

Первое направление реализации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Согласно Указу Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», субъект предпринимательской деятельности, который использует упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно выбирает одну из следующих ставок единого налога:

- 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

- 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога [9].

Субъекты предпринимательской деятельности оплачивают единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины. Также плательщики единого налога ведут налоговый учет по тем налогам, плательщиками которых они являются.

По результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) субъекты малого предпринимательства - юридические лица - подают в органы государственной налоговой службы до 20 числа месяца, который наступает за отчетным периодом, следующие отчеты:

- расчет об уплате единого налога;

- расчет об уплате акцизного сбора;

- расчет об уплате налога на добавленную стоимость (в случае избрания единого налога по ставке 6 процентов).

Кроме этого, при подаче вышеуказанных отчетов также предоставляются платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении денег.

Согласно Указу Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», субъект малого предпринимательства обязан вести книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу [9].

Второе направление реализации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине», бухгалтерский учет является основным видом учета, который ведется всеми предприятиями, в т. ч. и малыми [10]. Для малых предприятий разработаны и утверждены Приказом Министерства финансов Украины «Методические рекомендации по использованию регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями» [11]. Эти методические рекомендации направлены на обеспечение ведения бухгалтерского учета в регистрах с использованием Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства (упрощенный План счетов), а также упрощенных процедур определения затрат деятельности, которые отображены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».

Методическими рекомендациями предусмотрено, что обобщение информации о хозяйственных операциях малые предприятия могут совершать по простой или упрощенной форме бухгалтерского учета. Остановимся на них подробнее.

Простая форма бухгалтерского учета используется малыми предприятиями с незначительным документооборотом (количеством хозяйственных операций), которые совершают деятельность по выполнению нематериалоемких работ и услуг.

Упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендована для малых предприятий с большим количеством документооборота (количеством работающих, объемом реализации), деятельность которых связана с производством готовой продукции, исполнением материалоемких работ и услуг [11].

Что касается финансовой отчетности, то для субъектов малого предпринимательства установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м). Кроме того, установлено содержание и форма Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-му) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-му). Основные принципы составления вышеуказанных форм изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» [12].

Следует отметить, что составлять Упрощенный финансовый отчет имеют право субъекты малого предпринимательства, которые были зарегистрированы плательщиками единого налога в период до вступления в силу нового Налогового кодекса Украины (с 01.01.2011 г.) и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации составил до одного миллиона гривен и среднеучетная численность работающих составила до пятидесяти лиц [13].

Финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства составляется в тысячах гривен с одним десятичным знаком и подается органам, определенным Порядком подачи финансовой отчетности, не позже:

• квартальная - 25 числа месяца, который наступает за отчетным периодом;

• годовая - до 20 февраля следующего за отчетным периодом года [14].

Как известно, основанием для заполнения финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства (как и других субъектов хозяйствования) являются данные счетов бухгал-

терского учета. Упрощенный План счетов предусматривает использование вместо 68 синтетических счетов общего Плана счетов только 25, так как многие из них объединены в один, а некоторые вообще исключены (табл.) [15; 16].

Взаимосвязь упрощенного и общего Планов счетов бухгалтерского учета

Синтетические счета

Упрощенный План счетов Общий План счетов

10 10, 11, 12

13 131, 132, 133

14 14

15 15

18 16, 18

20 20, 21, 22

23 23, 24

26 26, 27, 28

30 30, 331, 332

31 31, 351, 333, 334

35 352

37 34, 36, 37, 38

39 39

40 40, 41, 42, 43, 45, 46

44 44

47 47, 48

55 50, 51, 52, 53, 55

64 64, 65

66 66

68 60, 61, 62, 63, 67, 68

69 69

70 70, 71, 72, 73, 74, 75

79 79

84 80, 81, 82, 83, 84

85 85

Также следует отметить, что ст. 11 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» предусмотрено, что субъект малого предпринимательства может использовать на свой выбор вместо упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности общую систему.

Таким образом, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности направлена на защиту интересов малого предпринимательства, что стимулирует искать пути усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности.

Позитивным моментом перехода на единый налог является смягчение налоговой политики и сокращение количества отчетных документов. Также нововведением является то, что субъекты малого предпринимательства, которые имеют право на ведение упрощенного учета доходов и затрат и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стои-

мость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без использования двойной записи [10].

На основе изложенного можно сделать следующие выводы и внести предложения по усовершенствованию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Отсутствие единого определения малого предприятия приводит к недоразумениям в хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Следовательно, необходимо согласовать между собой нормативно-правовые акты, в которых приводится определение малых предприятий, а именно: Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

Несовершенным является также налогообложение хозяйственных операций, начало и окончание которых осуществляется в разных режимах, в связи с переходом на единый налог или возвращением к общей системе. Это является одной из сложнейших проблем упрощенной системы налогообложения.

Несмотря на возможность использования упрощенных форм учета и отчетности, использование положений (стандартов) бухгалтерского учета в малом бизнесе проблематично из-за недостаточной квалификации руководства и учетного персонала.

Что касается финансовой отчетности, то для малых предприятий не следует устанавливать типовые формы отчетности, как это предложено в положении (стандарте) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Формы этой отчетности должны носить рекомендательный характер, так как лучшая форма раскрытия информации зависит от индивидуальных условий и специфики деятельности каждого отдельного малого предприятия.

Реализация этих предложений на практике будет способствовать улучшению бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях, а также повысит качество управленческих решений.

1. Основные показатели развития малых предприятий Украины в 2000-2010 гг. - ИКЬ : http://ukrstat.gov.ua.

2. Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от

19.10.2000 г. № 2063 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - иКЬ : http://zakon.rada.gov.ua.

3. Белоусова И. Украине нужны единые принципы бухгалтерского учета и отчетности // Бухгалтерский учет и аудит. - 1999. - № 6. -

С. 3-6.

4. Голов С. Ф. Гармонизация финансовой отчетности малых предприятий согласно законодательству ЕС // Концепция развития бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях международной интеграции: тез. докладов (20-22 апреля 2005 г.). Ч. 1 / отв. ред. А. Д. Бутко. - К. : Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2005. - 277 с.

5. Мирошниченко А. Оптимизация налогообложения субъектов малого предпринимательства // Бухгалтерский учет и аудит. - 2005.

- № 6. - С. 42-47.

6. Пархоменко В. М. Бухгалтерский учет на малых предприятиях // Бухгалтерский учет и аудит. - 2003. - № 7. - С. 24-28.

7. Сук Л. К. Упрощенная система учета в малом бизнесе // Бухгалтерский учет и аудит.

- 1996. - № 9. - С. 4-7.

8. Хозяйственный кодекс Украины. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины: Официальные тексты / Министерство юстиции Украины. - К. : Юринком Интер, 2011.

- 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 31.07.1998 г. № 727 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - иКЬ : http://zakon.rada.gov.ua.

10. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16.07.1999 г. № 996 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - иКЬ : http://zakon.rada.gov.ua.

11. Методические рекомендации по использованию регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 25.06.2003 г. № 422 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - ИКЬ : http://zakon. rada.gov.ua.

12. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом МФУ от 25.02.2000 г. № 39 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - ИКЬ : http://zakon. rada.gov.ua.

13. Налоговый кодекс Украины: Официальные тексты / Министерство юстиции Украины. - К. : Юринком Интер, 2011.

14. Положение о порядке подачи финансовой отчетности, утвержденное постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - ИКЬ : http://zakon. rada.gov.ua.

15. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций Украины, утвержденный приказом МФУ от 30.11.1999 г. № 291 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - иКЬ : http://zakon.rada.gov.ua.

16. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом МФУ от

19.04.2001 г. № 186 (по состоянию на 1 июня 2011 г.). - иКЬ : http://zakon.rada.gov.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.