Научная статья на тему 'К вопросу об украинско-китайских отношениях'

К вопросу об украинско-китайских отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1179
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Украина / Китай / торговля / экономика / транспортный коридор / транзит / Ukraine / China / trade / economy / transport corridor / transit

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Станис Дарья Владимировна

Статья посвящена изучению некоторых аспектов развития отношений между Украиной и Китаем. Авторы затрагивают такие вопросы, как торгово-экономические отношения двух стран. При этом особое внимание уделяется проблеме участия Украины в китайской инициативе «Один пояс – Один путь». Показывается динамика развития двусторонних отношений. Авторы приходят к выводу, что государственный переворот, произошедший на Украине в феврале 2014 г., не повлиял на отношения Киева и Пекина, так как в их основе лежат непреходящие факторы, обуславливающие необходимость сохранения и упрочнения взаимодействия двух стран. Для Украины это китайский экономический потенциал, а для Китая – выгодное расположение Украины и ее ресурсный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Ukrainian-Chinese Relations

The article is devoted to the study of some aspects of the development of relations between Ukraine and China. The authors touch on issues such as trade and economic relations between the two countries. At the same time, special attention is paid to the problem of Ukraine’s participation in the Chinese initiative “One Belt One Way”. The dynamics of the development of bilateral relations is shown. The authors conclude that the coup d'état that took place in Ukraine in February 2014 did not affect the relations between Kiev and Beijing, since they are based on timeless factors causing the need to preserve and strengthen the interaction between the two countries. For Ukraine, this is the Chinese economic potential, and for China, Ukraine’s advantageous location and its resource potential.

Текст научной работы на тему «К вопросу об украинско-китайских отношениях»

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

К вопросу об украинско-китайских отношениях К.П. Курылев, Д.В. Станис

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению некоторых аспектов развития отношений между Украиной и Китаем. Авторы затрагивают такие вопросы, как торгово-экономические отношения двух стран. При этом особое внимание уделяется проблеме участия Украины в китайской инициативе «Один пояс - Один путь». Показывается динамика развития двусторонних отношений. Авторы приходят к выводу, что государственный переворот, произошедший на Украине в феврале 2014 г., не повлиял на отношения Киева и Пекина, так как в их основе лежат непреходящие факторы, обуславливающие необходимость сохранения и упрочнения взаимодействия двух стран. Для Украины это китайский экономический потенциал, а для Китая -выгодное расположение Украины и ее ресурсный потенциал.

Ключевые слова: Украина, Китай, торговля, экономика, транспортный коридор, транзит.

On the Ukrainian-Chinese Relations K.P. Kurylev, D.V. Stanis

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of some aspects of the development of relations between Ukraine and China. The authors touch on issues such as trade and economic relations between the two countries. At the same time, special attention is paid to the problem of Ukraine's participation in the Chinese initiative "One Belt - One Way". The dynamics of the development of bilateral relations is shown. The authors conclude that the coup d'état that took place in Ukraine in February 2014 did not affect the relations between Kiev and Beijing, since they are based on timeless factors causing the need to preserve and strengthen the interaction between the two countries. For Ukraine, this is the Chinese economic potential, and for China, Ukraine's advantageous location and its resource potential.

Keywords: Ukraine, China, trade, economy, transport corridor, transit.

С учетом того, что после прошедших выборов президента Украины, изменений на магистральном внешнеполитическом направлении, которым в этой стране является западное, не произойдет, в равной степени как не следует ожидать и позитивных трансформаций в отношениях с Россией, представляется интересным и полезным рассмотреть внешнюю политику Украины с точки зрения перспектив развития ее восточного вектора. В течение всего периода после распада СССР таковым для Украины выступала наша страна. Однако в условиях современного кризиса в двусторонних отношениях, в качестве восточного направления украинской внешней политики следует рассматривать Китай.

Напомним, что с первых дней обретения Украиной независимости ее отношения с Китаем развивались весьма

динамично. КНР первой из стран своего региона признала Украину независимым государством, 27 декабря 1991 г., и установила с ней дипломатические отношения, 4 января 1992 г. [Курылев 2015: 53-65].

Тем не менее, во времена реализации внешнеполитической концепции, основанной на балансировании между интересами России и Запада и игре на противоречиях между ними, китайское направление не представляло собой приоритетное направление во внешнеполитическом курсе Украины. В него попытались вдохнуть новое дыхание в годы президентства В. Януко-вича. Именно тогда в 2010 г. началась их активизация и отношения были оформлены в рамках стратегического партнерства и сотрудничества.

Стратегического уровня двусторонние отношения достигли в президентство В.Ф.

Януковича. В ходе визита Председателя КНР Ху Цзиньтао на Украину 20 июня 2011 г. была подписана Совместная декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР. Визит происходил в сложное для украинского главы время, в Киеве шел Евромайдан. Сама по себе организация поездки Президента в столь дальнее зарубежье в неблагоприятных внутриполитических условиях выглядела очень странно. Поэтому многих тогда волновал вопрос: зачем Президенту Украины потребовалось посещать Пекин [Курылев 2015: 53-65].

Чтобы понять смысл столь странного на первый взгляд шага, напомним, что произошло незадолго до этого визита. Осенью 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии выдвинул инициативу по совместному возрождению «Шелкового пути» в XXI в. Цель инициативы «Один пояс и один путь» - возродить древний «Великий Шелковый путь», установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки, на новую историческую высоту поднять взаимовыгодное сотрудничество этих стран [Курылев 2015: 53-65]. Подробнее об этом будет рассказано ниже.

Китайская сторона выдвинула четыре предложения: 1) укрепить взаимное доверие и поддержку, упрочить политическую основу китайско-украинских отношений стратегического партнерства; 2) всесторонне содействовать прагматическому сотрудничеству, укреплять материальную основу отношений стратегического партнерства. Расширить и углубить прагматическое сотрудничество в области торговли, экономики, инвестиций, новых высоких технологий, полезных ископаемых, энергетики и сельского хозяйства, всесторонне повысить уровень китайско-украинского делового сотрудничества, сделав приоритетом крупные проекты; 3) расширить гуманитарные обмены, укрепить социальную основу китайско-украинских отношений; 4) активизировать сотрудничество между двумя сторонами в международных и

региональных делах, расширить многостороннюю основу китайско-украинских свя-зей1.

«Между Украиной и Китаем сложились устойчивые торговые связи с постоянно растущим объемом товарооборота, исчисляемым миллиардами долларов. К 2012 г. Китай стал для Украины главным торговым партнером среди стран АТР. По итогам 2012 г. товарооборот между Украиной и Китаем достиг 9,783 млрд долл., при этом экспорт Украины в Китай составил 1,858 млрд долл., а ее импорт из Китая - 7,924 млрд долл. Тогда же Китай занял второе место среди 217 стран, являющихся торговыми партнерами Украины. В 2013 г. внешняя торговля между Украиной и Китаем имела тенденцию к росту за счет увеличения объемов импорта (на 9,2%) и экспорта (на 46,4%). К 2015 г. была поставлена задача увеличить товарооборот между Украиной и Китаем до 20 млрд долл.» [Кузнецов 2014: 13-24].

Украина и Китай развивали сотрудничество, связанное с деятельностью предприятий военно-промышленного комплекса. Китай давно присматривается к стратегическим ресурсам Украины, особенно в военной сфере. Фактически он наиболее крупный потребитель продукции украинского ВПК [Кузнецов 2014: 13-24].

КНР и Украиной были разработаны многочисленные совместные инвестиционные проекты, некоторые из которых носят специфический характер. В 2009 г. начались переговоры в отношении проектов кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева, а также мостов через Днепр. Заинтересованность в их реализации высказали китайские компании. Позднее было подписано соглашение о строительстве высокоскоростной ж/д Киев - международный аэропорт Борисполь [Кузнецов 2014: 1324].

5 декабря 2013 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, который отобразил основные принципы развития украинско-китайских отношений стратегического партнерства и сотрудничества на двусторонней основе и в

1 Синьхуа. 20.06.2011.

рамках многосторонних механизмов, содержал перечень приоритетных сфер развития практического сотрудничества. Кроме того, была подписана Совместная декларация о дальнейшем укреплении отношений стратегического партнерства, содержавшая достигнутые сторонами основные договоренности относительно развития будущего взаимодействия.

«Тогда же стало известно о том, что Китай планирует арендовать на территории Украины около 3 млн га сельскохозяйственных угодий сроком на 50 лет. Согласно планам, на первом этапе китайская государственная компания Xinjiang Production and Construction предполагала арендовать у украинского агрохолдинга KSG Agro 100 тыс. га в Днепропетровской, Кировоградской и Херсонской областях, Автономной Республике Крым, где арендаторы планировали построить несколько ирригационных систем и провести обводнение занимаемых территорий. В перспективе Украина рассматривалась в качестве самого крупного зарубежного производителя продуктов питания (пшеница, кукуруза и др.) для жителей КНР» [Кузнецов 2014: 13-24].

Однако в феврале 2014 г. на Украине произошел государственный переворот и у власти оказались радикалы-националисты.

«Китайская сторона выразила глубокую озабоченность в связи с конфликтом на Украине и призвала стороны сохранять хладнокровие и сдержанность, следовать договоренностям, достигнутым Россией, США, ЕС и Украиной в Женеве, и отказаться от любых сил или насилия, которые могут ухудшить ситуацию. Для смягчения ситуации сторонам необходимо как можно скорее запустить политический диалог и процесс примирения2. Официальный Пекин надеялся, что все стороны смогут

отказаться от применения силы или насилия, которые могли бы ухудшить ситуацию, начать политический диалог и процесс примирения как можно скорее, в попытке облегчить ситуацию» [Ганьшина 2014: 47-59].

Китай уклонился от открытого осуждения киевского режима по «усмирению» восточных регионов, что объяснялось его собственными опасениями из-за подъема сепаратистского движения в Синьцзян-Уйгур-ском Автономном Районе и на Тибете. Поэтому китайское руководство через механизмы СБ ООН воздержалось при голосовании, а в двусторонних встречах с министром иностранных дел России С. Лавровым с президентом США Б. Обамой на Гаагской конференции 24 марта 2014 г. также дистанцировалось от принятия на себя ответственности за происходящие события. Очень важно отметить, что все последние дни перед этой конференцией Вашингтон и Брюссель предпринимали попытки склонить Пекин на свою сторону. Б. Обама и А. Меркель по очереди звонили председателю Си Цзиньпину, но так и не добились от него ни одного осуждающего Россию слова3. «Поэтому большие надежды американцы возлагали на личную встречу. Но и она не принесла так желаемой в Белом доме поддержки своей жёсткой позиции по украинской проблеме» [Ганьшина 2014: 47-59].

Говоря о результатах референдума в Крыму, официальный представитель МИД КНР Хун Лэй заметил, что китайская сторона придерживается по крымскому вопросу объективной и справедливой пози-ции4. «Китай с повышенным вниманием следит за развитием обстановки в Крыму, рассчитывает, что стороны будут сохранять сдержанность» [Ганьшина 2014: 47-59].

«21 мая в Шанхае, во время государственного визита В. Путина в Китай

2 Официальный представитель МИД КНР Цинь Ган ответил на вопрос журналиста относительно ситуации вокруг Украины. 03.05.2014. / Сайт МИД КНР // http://www.fmprc.gov.cn/ms/xwfw/fyrth/fyrbtMMw/t 1152246^ЫШ1

3 Си Цзиньпин не поддержал Обаму по Украине. /Аргументы недели/ 27.03.2014 //

http://argumenti.ru/politics/n431/328208

m

4 ффае^ПЯ шшшА®

Официальный представитель МИД КНР Хун Лэй ответил на вопрос журналиста о результатах референдума в Крыму. 17.03.2014 // http://rn.chma-embassy.org/rus/fyrth/tll38759.htm

состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в сфере поставок природного газа по «восточному маршруту», а также договор купли-продажи природного газа. Данное событие вызвало бурю эмоций в России и на Западе. Столь долгожданный для Москвы прорыв в отношениях с Китаем озаботил США и Европу» [Ганьшина 2014: 47-59]. Итальянское издание II Giomale отмечает, что соглашение с Китаем на поставку российского газа затмило все другие достижения В. Путина и Си Цзиньпина: «Москва как центр Евразии, прекрасно видит, что центр тяжести неумолимо сдвигается в сторону Востока. Для Европы это настоящая катастрофа»5.

В своем интервью агентству Синьхуа посол Украины в КНР О. Демин заявил, что ситуация на Украине не сказалась каким-то роковым, решающим, отрицательным образом на двусторонних отношениях. По основным проектам украинский кризис практически не затронул ни объемы, ни сроки поставок, ни направления сотрудничества. Все остается в силе6. «Единственное, на что повлияла ситуация, это проекты, которые Киев планировали совместно развивать в Крыму» [Ганьшина 2014: 47-59].

Действительно, после свержения В. Януковича и захвата власти радикалами-националистами отношения Украины с Китаем продолжали активно развиваться.

В 2017 г. по объему товарооборота КНР заняла второе место среди всех стран мира после РФ. Доля объема товарооборота с КНР во внешней торговле Украины в 2017 г. составила 8,28% от общего товарооборота Украины, в 2016 г. - 8,62%». В 2017 г., по данным Госстата, двусторонний товарооборот составил 7,7 млрд долл. и увеличился на 17,9%. При этом экспорт товаров из Украины в Китай составил 2,4 млрд долл. и увеличился на 11,3%. Крупнейшие статьи - минеральные продукты (42,57%); продукты растительного происхождения (23,76%); животные или растительные жиры и масла и продукты их переработки

(23,49%). Импорт китайских товаров в Украину составил 5,6 млрд. долл. и увеличился на 20,5%. Ввозят машины и механические приборы, электрооборудование (35,53%); текстиль и текстильные изделия (11,38%); цветные металлы и изделия из цветных металлов (10,90%); пластмассы и изделия из них (7,93%); химическую продукцию (7,33%); различные промышленные изделия (7,13%); обувь, головные уборы, зонты (4,86%). Отрицательное сальдо для Украины за этот период составило 3,6 млрд долл. За 11 месяцев 2018 г. товарооборот Украины с Китаем составил 8,82 млрд долл., что больше чем на 1,1 млрд долл., чем за весь 2017 г. В соответствии с экспортной стратегией Украины на 20172021 гг. КНР занимает 2-е место в Т0П-20 перечня перспективных рынков для экспорта украинской продукции. То есть несмотря на произошедшие на Украине и вокруг нее события после 2014 г. торговля с КНР остается стратегически важным направлением для Украины7.

С чем связано. В первую очередь с теми факторами, которые определяют отношения двух стран. Среди них не последнее место занимает постоянно растущий экономический и политический вес КНР в мире. Важным является и геополитический фактор. Оба государства расположены в евразийском регионе, являются соседями России - крупнейшего государства в мире, на них спроецировано внимание единственной сверхдержавы - США. Подобное положение в значительной мере определяет роль и место Украины и КНР не только в Евразии, но и в более широком, глобальном геополитическом контексте. Еще одним обстоятельством, которое сказывается на отношениях двух стран, является и определенная совместимость их экономик и технических стандартов во многих отраслях хозяйствования. Серьезных противоречий между двумя странами не бывало. Более того, в 1994 г. официальный Пекин после некоторого раздумья присоединился к

5 Итальянские СМИ: Россия и Китай "наказали" Европу. 22.05.2014. / РИА Новости // http://ria.ru/world/20140522/1008918612.html

6 Украина продолжит углублять стратегическое

партнерство с Китаем — посол Украины в Китае.

7.06.2014 //

http://inosmi.ru/world/20140607/220856316.html 7 Китай занял второе место по товарообороту с Украиной // https://for-ua.com/article/1153145

Бухарестскому меморандуму, став наряду с США, Россией, Великобританией и Францией гарантом безопасности Украины после отказа последней от обладания ядерным оружием [Курылев 2015: 53-65].

Конечно, огромные надежды официальный Киев продолжал связывать с реализацией китайской инициативы «Один пояс, один путь» в рамках проекта «Экономического пояса Шелкового пути». Преимущество Украины состоит в ее географическом расположении на пересечении транспортных осей Север - Юг и Запад - Восток, а также близость к рынкам Европейского союза.

Не является секретом тот факт, что КНР остро нуждается не только в диверсификации маршрутов и источников поставок энергоносителей, но и в альтернативных маршрутах сбыта произведенной продукции. У Пекина есть хорошо отлаженные и обустроенные морские пути, которые соединяют побережье Китая через Малак-кский пролив, Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив с Евросоюзом - одним из главных торговых партнеров КНР. Торговля осуществляется через порты Гамбург и Роттердам, который являются одними из крупнейших портов мира. Что касается ответвления от средиземноморского маршрута в Черное море, то оно проходит через Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы и замыкается на крупнейший по грузообороту украинский порт Одессу [Курылев 2015: 53-65].

Однако доставка контейнера из Шанхая в Гамбург или Роттердам морским путем обходится в среднем в 2500-3000 долл. и занимает от 30 до 45 дней. Поставка же по железной дороге, хотя и обходится в 800015000 долл., но занимает 7-15 дней, а переплата за скорость может быть оправдана поставками нескольких групп товаров высокой стоимости. При этом большая часть китайской торговли проходит через ЮжноКитайское море, где растет напряженность из-за острых территориальных претензий соседних государств. Конечно, Китаю хотелось бы иметь альтернативу на случай

негативного развития ситуации. Ключевой задачей является и необходимость дать импульс развитию северо-западных районов КНР 8.

В сентябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин будучи с визитом в Казахстане объявил об инициативе построить Новый Шелковый путь. 28 марта 2015 г. правительство КНР описало задачи и этапы проекта в документе с названием: «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» XXI в.».

В 2013 г. между Китаем и Украиной была достигнута договоренность о совместных действиях, реализуемых в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути», в который была включена программа по созданию так называемой Крымской зоны экономического развития, включавшей, в первую очередь, территорию в районе Евпатории (Сакский район), где предполагалось построить глубоководный порт. Кроме того, Украина и Китай планировали совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта, и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии, а также построить в Крыму аэропорт, верфь, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха. Сроки реализации проекта были обозначены в пределах 2014-2018 гг. При этом важно подчеркнуть, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» хорошо коррелировался с планами Украины, нацеленными на евро-интеграцию, о чем, в частности, заявил в начале декабря 2013 г. украинский посол в КНР О. Демин, который заявлял, что «Китай как абсолютно цивилизованная страна спокойно реагирует на решения друзей и партнеров... Китай заинтересован, чтобы Украина была в европейском пространстве, потому что для них тогда Украина рассматривается как ворота в Европу» [Тимофеев 2014: 239].

8 Гардус М. Украина хочет помочь Китаю строить подробности // URL:

Шелковый путь в обход России: карты и http://www.minprom.ua/digest/202357.html

1309

Тем не менее, вопрос о том смогут ли новые власти на Украине с большей выгодой, нежели их предшественники, направить «китайский ветер» в «паруса» украинской экономики остается открытым. Попробуем разобраться в этом. Тем более что имеется серьезная заинтересованность Китая в развитии отношений с Украиной, что не может не беспокоить Россию с учетом стратегического формата взаимодействия Москвы и Пекина.

Специалисты констатируют, что инициатива «Один пояс, один путь» может быть одним из самых привлекательных для Украины геоэкономических проектов, который с одной стороны не противоречит ее стремлениям к дальнейшему сотрудничества и интеграции с Европейским союзом, а с другой - может усилить преимущества Украины и предоставить стимулы к экономическому развитию в целом. Кроме этого, более тесное интеграция с Китаем в рамках «Одного пояса, одного пути» может уменьшить объемы торговли и зависимость от России, которая в настоящее время еще остается крупнейшим торговым партнером Украины [Аудит 2016].

В то же время несмотря на то, что Украина первой среди европейских стран на высшем уровне заявила о поддержке китайской инициативы, дальнейшее развитие событий на Украине привел к тому, что до сих пор участие Украины этом проекте является декларативным. Ожидалось, что изменить ситуацию мало третье заседание Комиссии по сотрудничеству между правительствами Китая и Украины, которое состоялось в декабре 2017 г., во время которой была проведена встреча между вице-премьером Госсовета КНР Ма Каем и премьер-министром Украины В. Гройсманом. По ее результатам было объявлено, что Украина и Китай выходят на новый - стратегический уровень взаимодействия, который предусматривает реализацию совместных проектов на общую сумму около 7 млрд долл. Также был подписан ряд договоров, среди которых - План действий

Украина-КНР по реализации инициативы построения «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века». В то же время, в документах указано, что Украина будет участвовать в развитии «Одного пояса, одного пути», однако не указано, что Украина становится полноправным членом китайской инициативы. Кроме того, План не содержал конкретных китайско-украинских проектов, которые предполагалось реализовать. Отсутствие содержательного наполнения Плана давало возможность сделать вывод о декларативный характер документа, который ни к чему не обязывает и не принесет ожидаемого результата [Герасимчук, Пойта 2017].

Схожая ситуация с форматом сотрудничества «16 + 1», который был основан в 2012 г., и кроме Китая включает государства Центральной и Восточной Европы, Балтии и Балкан (Болгарию, Чехию, Хорватию, Венгрию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Боснию, Македонию, Сербию, Черногорию и Албанию). За годы своего существование формат приобрел институциональные формы. В ноябре 2017 г. Китай создал 10-миллиардный инвестиционный фонд, цель которого инвестировать в государства, входящие в объединение «16 + 1». Фонд функционирует под наблюдением МВФ, а среди приоритетных проектов - «Adriatic-Baltic-Black Sea Seaport Cooperation»9

В этом контексте для Украины, которая заинтересована в углублении сотрудничества с ЦВЕ, стремится углублять этом контексте для Украины, которая заинтересована в углублении сотрудничества с ЦВЕ, стремится углублять сотрудничество с США и ЕС, но и Китай рассматривает как перспективного партнера, важно было бы обеспечить свою хотя бы номинальное присутствие во всех форматах, которые выстраиваются в регионе. Для «16 + 1» форматом участия для Украины мог бы быть статус наблюдателя. Соответствующий прецедент уже существует, ведь статус

9 Турарбекова Р. Новые акценты политики КНР в Центральной и Восточной Европе: возможности для Беларуси / Аналитическая записка № 2 / 23.03.2017

// http://minskdialogue.by/research/analitycs-

notes/novye-aktcenty-politiki-knr-v-tcentralnoi-i-

vostochnoi-evrope-vozmozhnosti-dlia-belarusi

наблюдателя имеет Беларусь. Однако, поскольку данный вопрос будет решаться прежде всего в Китае, Киеву следовало бы, во-первых, принципиально решить вопрос о Зоне свободной торговли и безвизовому режиму с КНР, а во-вторых, заявить о желании присоединиться к формату [Гера-симчук, Пойта 2017].

Преимущество Украины состоит в ее географическом расположении на пересечении транспортных осей Север - Юг и Запад - Восток, а также близость к рынкам ЕС и Россию. Украинский маршрут (Украина -Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай) обладает и рядом слабых мест, среди которых можно выделить такие, как устаревшее оборудование в портах; проволочки с оформлением судовой документации из-за бюрократии; Украина не является членом ЕС и это усложняет и удлиняет таможенные процедуры; высокая стоимость су-дозаходов; отсутствие качественных дорог для автосообщения с ЕС; данный маршрут длиннее того, который пролегает через Россию и Белоруссию и предполагает прохождение двух морей; при этом паромный потенциал сейчас ограничен количеством и сроком эксплуатации (с 1970-х гг.); неприемлемое состояние трассы «Одесса - Рени», что не позволяет использовать ее в качестве отрезка международного коридора на Бал-

каны10.

Таким образом, Украина имеет задекларированный уровень отношений стратегического партнерства с Китаем, который пока далеко не полностью реализуется на практике. В 2014 г. китайская сторона демонстрировала осторожность в отношениях с постреволюционной Украиной. Одновременно положительным является то, что политические и экономические отношения между Украиной и КНР постепенно активизировались в течение последующих лет. Хотя, в настоящее время, все еще наблюдается осторожность китайских компаний к инвестициям в украинскую экономику, присутствие на Украине китайского

10 Гардус М. Украина хочет помочь Китаю строить

Шелковый путь в обход России: карты и подробности. // URL: http://www.minprom.ua/digest/202357.html

бизнеса заметно возросло [Герасимчук, Пойта 2017].

С другой стороны, сложным остается влияние российского фактора на украинско-китайские отношения. Принято считать, что отношения России и Китая являются стратегическими. Так их позиционируют оба государства. И свидетельством этому является взвешенная позиция КНР в ходе украинского кризиса, которая нашла понимание и поддержку у немалого количества государств мира. Это наглядно проявилось 27 марта 2014 г. в ходе принятия Резолюции A/RES/68/262 Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. Напомним, что этот документ был принят лишь незначительным большинством: за него проголосовало 100 из 193 государств-членов ООН [Курылев 2015: 53-65].

Вместе с тем, Китай имеет стратегические отношения и с Украиной и не намерен в угоду Москве отказываться от возможностей диверсификации транспортно-комму-никационных маршрутов. Как отмечает А.А. Маслов, своими действиями на Украине «Китай как раз четко показывает, что для него все равны, главное дело в выгоде и готовности страны следовать китайским пожеланиям... Китай, очевидно, создает для себя целый ряд микросоюзов... Инвестирование в саму Украину по-прежнему является одной из приоритетных программ китайской стороны... Это создание очередного союза, экономического альянса, который нужен не столько в противовес России, сколько для спасения китайской экономики, которая требует очень быстрых инфраструктурных изменений»11.

Хотя Китай дистанцируется от оценок течения украинского-российского конфликта, подчеркивая преданности принципам международного права и мирного решения любых конфликтов, Пекин демонстрирует поддержку территориальной целостности Украины. С учетом китайской специфики внешней политики, такой подход уже является выигрышным для

11 Легуенко М. Зачем Китай променял Россию на Украину. // URL:

https://www.ridus.ru/news/210619.html

Украина и ожидать большего в настоящее развивать как экономическую, так и поливремя не следует. Зато, стоит сосредото- тическую составляющую, которые вместе читься на перспективных направлениях могут создать синергетический эффект в двустороннего диалога, при этом следует украинском-китайских отношениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК

1. Аудит зовшшньо! полгтики: Украша-Китай. Кшв, 2016.

2. Ганьшина Г.И. Украинский кризис 2014 г. глазами стран АТР // Вестник РУДН. Серия Международные отношения, 2014. № 4. С. 47-59.

3. Герсимчук С., Пойта Ю. Украша - Китай шсля 2014: нова сторшка у вщносинах. Можли-вост i перспективи, перешкоди i ризики // Представництво Фонду iм. Фрiдрiха Еберта в Укршш. Кшв, 2017.

4. Курылев К.П. Украинско-китайские отношения в контексте реализации Пекином проекта «Шелкового пути» // В сборнике: Роль и место России в АТР Материалы международного круглого стола молодых ученых: Сборник статей. Отв. ред. Д. А. Сидоров. Москва, 2016. С. 53-65.

5. Кузнецов Д.В. Украинский кризис 2013-2014 гг. и позиция Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2014. № 4. С. 13-24.

6. Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая / под ред. Т.С. Гузенковой, М.В. Карпова. М.: РИСИ, 2013. - 166 с.

Сведения об авторе: Курылев Константин Петрович - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: kurylev_kp@rudn.university); Станис Дарья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РУДН, (e-mail: stanis-dv@rudn.ru).

REFERENCES

1. Audit zovnishn'oi politiki: Ukraina-Kitaj. Kiiv, 2016.

2. Gan'shina G.I. Ukrainskij krizis 2014 g. glazami stran ATR // Vestnik RUDN. Seriya Mezhdu-narodnye otnosheniya, 2014. № 4. S. 47-59.

3. Gersimchuk S., Pojta YU. Ukraina - Kitaj pislya 2014: nova storinka u vidnosinah. Mozhlivosti i perspektivi, pereshkodi i riziki // Predstavnictvo Fondu im. Fridriha Eberta v Ukraini. Kii'v, 2017.

4. Kurylev K.P. Ukrainsko-kitajskie otnosheniya v kontekste realizacii Pekinom proekta «SHelkovogo puti» // V sbornike: Rol' i mesto Rossii v ATR Materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola molodyh uchenyh: Sbornik statej. Otv. red. D. A. Sidorov. Moskva, 2016. S. 5365.

5. Kuznecov D.V. Ukrainskij krizis 2013-2014 gg. i poziciya Kitaya // Problemy Dal'nego Vostoka, 2014. № 4. S. 13-24.

6. Strany SNG i Baltii v global'noj politike Kitaya / pod red. T.S. Guzenkovoj, M.V. Karpova. M.: RISI, 2013. - 166 s.

About the author: Kurylev Konstantin P. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (e-mail: kurylev-kp@rudn.ru); Stanis Daria V. - PhD in Economics, Associate Professor, Department of the Public and Municipal Administration of RUDN University (e-mail: stanis-dv@rudn.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.