Научная статья на тему 'К вопросу об участии средств массовой информации в формировании культуры человека и реализации культурных прав и свобод'

К вопросу об участии средств массовой информации в формировании культуры человека и реализации культурных прав и свобод Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CULTURAL RIGHTS AND FREEDOMS / THE MEDIA / PROTECTION OF THE CULTURAL RIGHTS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Анастасия Николаевна

Статья посвящена проблемам реализации культурных прав и свобод, в частности, права на получение несовершеннолетними качественной информации через средства массовой информации, права на самоопределение и самоидентификацию, особенности воздействия указанных прав на формирование индивидуальной культуры и культуры общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PARTICIPATION OF THE MEDIA IN BUILDING A CULTURE OF HUMAN RIGHTS AND THE REALIZATION OF CULTURAL RIGHTS AND FREEDOMS

The article is devoted to the realization of cultural rights and freedoms, especially the right to receive the minor quality information through mass media, the right to self-determination and self-identification, the characteristics of the impact of these rights to an individual culture and society.

Текст научной работы на тему «К вопросу об участии средств массовой информации в формировании культуры человека и реализации культурных прав и свобод»

УДК 342.7

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В

ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД

А.Н. Морозова

Статья посвящена проблемам реализации культурных прав и свобод, в частности, права на получение несовершеннолетними качественной информации через средства массовой информации, права на самоопределение и самоидентификацию, особенности воздействия указанных прав на формирование индивидуальной культуры и культуры общества

Ключевые слова: культурные права и свободы, средства массовой информации, защита культурных прав несовершеннолетних

Сегодня много авторских работ посвящено кризису в культуре и проблемам возрождения культуры России, однако при этом указанные вопросы не часто рассматриваются через призму реализации культурных прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, от обеспечения реальной реализации этой группы прав зависит культурно-патриотическая, воспитательная функция государства, сохранение культурной идентичности, обеспечение информационной безопасности личности, а так же ряд других сфер жизни общества, связанных с культурой.

Напротив, невозможность их реализации может повлечь за собой ряд последствий, в частности, снижается конкурентоспособность российского государства на мировой арене относительно других участников мировых событий, например, Китая, который «стремится заявить о себе как новый центр «мягкой силы», создание которой является частью целенаправленной долгосрочной политики государства. Руководство страны старается повысить международное влияние китайской культуры и расширить присутствие культурной продукции Китая на мировом рынке. Наращивание «мягкой силы» в контексте развития национальной культуры стало одной из ключевых задач в политике Коммунистической партии Китая (далее по тексту - КПК) [1, С. 54-55].

В этой связи интересным представляется рассмотрение вопроса о взаимодействии сферы реализации культурных прав и свобод и формирования индивидуальной культуры человека, а также, на основе этого, формирование культуры общества в целом.

Так, сегодня современные авторы отмечают, что несомненно на формирование индивидуальной культуры человека влияют передачи в средствах массовой информации, в частности М.В. Соколова, Н.Ю. Матушкина отмечают, что просмотр мультфильмов сегодня наиболее распространенное занятие детей, начиная с раннего возраста. По данным

социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода «тотально-веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей дошкольного возраста оказываются включенными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры и средством приобщения ребенка к культуре» [2].

Следовательно, формирование картины мира ребенка происходит отчасти на основании просматриваемых мульфильмов и фильмов. Дети копируют демонстрируемые им схемы построения отношений в семье и обществе.

В этой связи возникают вопросы, каким образом осуществляется контроль продажи и распространения киновидеопродукции, поскольку сегодня мы можем найти на прилавках в свободной продаже в разделе «Детские мультфильмы» киновидеопродукцию, продажа которой противоречит действующему законодательству. Так, например, в свободной продаже в стационарной торговой точке «Видео» в ТЦ «Скуратовский» г. Тулы в разделе «Детские мультфильмы» продается японский мультфильм «Молодые мазохисты», пропагандирующий сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних детей, в том числе со стороны родителей, не имеющий соответствующей маркировки по возрастной категории зрителей.

Эту, а также подобного рода продукцию можно найти в свободном для просмотра доступе в сети «Интернет», причем возрастных ограничений для просмотра не установлено[3].

Следует иметь в виду, что реализация рассматриваемого права воздействует на общество по двум основным направлениям:

1. Частным образом, формируя личность человека, его правосознание, личный культурный уровень, оказывая влияние на некоторые сферы жизни человека и гражданина, в частности, например, воздействуя на формирование статуса личности в области реализации его основных прав и обязанностей (например, реализация права на образование, реализация права на самоопределение и самоидентификацию).

2. В глобальном, общегосударственном смысле, оказывая влияние на формирование морали, нравственности, правосознания и культуры (например, чем сложнее и образнее язык, тем, соответственно, сложнее и разнообразнее мышление, что влечет за собой формирование соответствующего правосознания, уровня морали и нравственности, культуры общества).

Приходится констатировать, что, несмотря на принятие Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы, которые позволили бы контролировать поступление к детям информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Кроме того, остаются открытыми вопросы о реализации законодательства, регламентирующего продажу пиратской

киновидеопродукции и контроля за размещением информации в сети «Интернет».

Примечательной в этом отношении является практика зарубежных государств, в частности, уже упоминавшейся КНР. Так, Е. Беспалов приводит следующие данные:

1) Интернет-цензурой в Китае занимается целый комплекс государственных структур. Каждый из органов власти, с одной стороны, имеет свой профиль, с другой - эти разграничения часто оказываются весьма условными, что позволяет разным экспертам по-разному описывать систему контроля интернет-пространства в КНР. Кроме того, правительство КНР часто принимает решения о создании новых контролирующих органов и преобразует существующие. Помимо центральных органов, свои контролирующие инстанции существуют и в каждой провинции Китая.

2) Функции надзора в КНР выполняют:

- Административное бюро интернет-пропаганды и Центр изучения общественного мнения при Информационной службе Госсовета КНР. Эти службы занимаются надзором и регулированием информации в Интернете, а также отслеживанием общественного мнения. На практике задача Бюро -проверка и утверждение заявок на лицензии по предоставлению информационных интернет-услуг и рассылка «информационных рекомендаций» публиковать статьи или комментарии, а также освещать те или иные события или вопросы.

- Интернет-бюро и Бюро информации и общественного мнения (при Общественном отделении КПК, бывшем Отделении пропаганды) должны отслеживать информацию по важным темам и отправлять ее в ЦК КПК. Центр изучения общественного мнения отправляет такие доклады ежедневно, а по особо важным вопросам - ещё и внеочередные доклады. Бюро информации и общественного мнения проводит еженедельные обсуждения общественного мнения в Сети. Итоги обсуждения направляются главе Общественного отделения, министру общественной безопасности и всем членам Политбюро ЦК компартии.

- Бюро компьютерного наблюдения и надзора при Министерстве общественной безопасности. Основная его задача - борьба с порнографией, призывами к насилию и угрозами.

- Центр уведомлений о публикации незаконной информации при

Министерстве внутренних дел КНР.

- Г осканцелярия по вопросам информации в Интернете.

- Министерство обороны КНР.

3) В КНР не существует единого закона о цензуре - контроль осуществляется на основании множества законодательных актов, правительственных и партийных директив. Более того, по мнению корреспондента Atlantic Monthly Джеймса Феллоуза, многие китайцы даже и не подозревают о существовании интернет-цензуры в стране. Одна из отличительных черт китайской интернет-цензуры - отсутствие писаного кодекса поведения в Интернете, что, по мнению комментаторов, заставляет осторожничать пользователей, которые не знают, что именно находится под запретом сегодня.

4) Одним из основных направлений интернет-цензуры в КНР является порнография. В 2005 году Главная администрация прессы Китая (General Administration of Press and Publication of China (GAPP)) объявила о создании специальной «системы предупреждения», которая способна выявлять сайты, содержащие порнографию и сцены насилия. В 2006 году в Китае был закрыт самый крупный порносайт. Его создатель Чэнь Хуэй был арестован и приговорён к пожизненному тюремному заключению. На сайте Хуэя содержалось более 9 млн изображений и статей «для взрослых», а количество зарегистрированных пользователей превышало 600 тыс. человек.

В 2007 году в рамках кампании по борьбе с порнографией китайские правоохранительные органы закрыли 44 тыс. порносайтов и арестовали 868 вовлечённых в этот бизнес человек. В том же году силовые структуры КНР провели кампанию против стриптиз-шоу онлайн, а также изображений, текстов, аудио и видеозаписей непристойного характера.

В конце 2009 года в КНР началась кампания по противодействию распространению в Интернете информации порнографического и непристойного содержания. Министерство общественной безопасности Китая привлекало обычных пользователей к борьбе с подобного рода контентом: за сообщение о сайтах, распространяющих порнографию, они получали премию в 10 тыс. юаней. Результатом кампании стало закрытие более 60 тыс. сайтов-нарушителей, 2,5 тыс. уголовных дел и более 5 тыс. арестованных.

В апреле 2011 года в Китае стартовала общенациональная кампания по борьбе против распространения в Интернете нелегальной информации о секс -продуктах. Её задача - регламентирование порядка интернет-распространения связанной с секс-продуктами информации и защита безопасности населения и физического и духовного здоровья подростков.

Очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день практика зарубежных государств заслуживает, по меньшей мере, анализа, а в перспективе и использования применимых на территории России механизмов контроля распространения информации, которая может нанести вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации.

На сегодняшний день указанная сфера жизни общества нуждается в более детальной регламентации и защите государства, поскольку перевод норм-стандартов в нормы, эффективно реализуемы на практике, необходим обществу также в связи с тем, что существует несомненная связь механизма реализации указанных прав с формированием определенного уровня развития правосознания, морали, нравственности и, в конечном счете, культуры в обществе.

Список литературы

1. Ворох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу» // Россия в глобальной политике. 2012. № 4.

2. Соколова М.В., Матушкина Н.Ю. Психолого-педагогический анализ анимационной продукции (мультфильмов) для детей и подростков. [Электронный ресурс]. http://rkn.gov.ru.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 30 июля 2012. Федеральный выпуск № 5845.

4. Кинопоиски: лучшие фильмы онлайн // http://kinopoiski.su; Фильмы на Имхонете // http://films.imhonet.ru; Мультфильмы «Будущее сейчас» // http://www.now.ru.

1. Интернет-цензура в КНР. Евгений Беспалов, глава фонда «Дружественный Рунет» // Официальный сайт Радио «Голос России». 14 января 2010 года.

Морозова Анастасия Николаевна, канд. юрид. наук, доцент кафедры Государственного и административного права, тел. (4872) 33-41-20, (Россия, Тула, ТулГУ).

TO THE QUESTION ABOUT THE PARTICIPA TION OF THE MEDIA IN BUILDING A CULTURE OF HUMAN RIGHTS AND THE REALIZATION OF CULTURAL RIGHTS AND FREEDOMS A.N. Morozov а

The article is devoted to the realization of cultural rights and freedoms, especially the right to receive the minor quality information through mass media, the right to self-determination and self-identification, the characteristics of the impact of these rights to an individual culture and society.

Key words: cultural rights and freedoms, the media, protection of the cultural rights of

minors.

Morozova A.N., Cand. the throne. Sciences, associate Professor of Public and administrative law, phone (4872) 33-41-20, (Russia, Tula, Tula state University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.