УДК 342.7
К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В
ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД
А.Н. Морозова
Статья посвящена проблемам реализации культурных прав и свобод, в частности, права на получение несовершеннолетними качественной информации через средства массовой информации, права на самоопределение и самоидентификацию, особенности воздействия указанных прав на формирование индивидуальной культуры и культуры общества
Ключевые слова: культурные права и свободы, средства массовой информации, защита культурных прав несовершеннолетних
Сегодня много авторских работ посвящено кризису в культуре и проблемам возрождения культуры России, однако при этом указанные вопросы не часто рассматриваются через призму реализации культурных прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем, от обеспечения реальной реализации этой группы прав зависит культурно-патриотическая, воспитательная функция государства, сохранение культурной идентичности, обеспечение информационной безопасности личности, а так же ряд других сфер жизни общества, связанных с культурой.
Напротив, невозможность их реализации может повлечь за собой ряд последствий, в частности, снижается конкурентоспособность российского государства на мировой арене относительно других участников мировых событий, например, Китая, который «стремится заявить о себе как новый центр «мягкой силы», создание которой является частью целенаправленной долгосрочной политики государства. Руководство страны старается повысить международное влияние китайской культуры и расширить присутствие культурной продукции Китая на мировом рынке. Наращивание «мягкой силы» в контексте развития национальной культуры стало одной из ключевых задач в политике Коммунистической партии Китая (далее по тексту - КПК) [1, С. 54-55].
В этой связи интересным представляется рассмотрение вопроса о взаимодействии сферы реализации культурных прав и свобод и формирования индивидуальной культуры человека, а также, на основе этого, формирование культуры общества в целом.
Так, сегодня современные авторы отмечают, что несомненно на формирование индивидуальной культуры человека влияют передачи в средствах массовой информации, в частности М.В. Соколова, Н.Ю. Матушкина отмечают, что просмотр мультфильмов сегодня наиболее распространенное занятие детей, начиная с раннего возраста. По данным
социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода «тотально-веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей дошкольного возраста оказываются включенными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры и средством приобщения ребенка к культуре» [2].
Следовательно, формирование картины мира ребенка происходит отчасти на основании просматриваемых мульфильмов и фильмов. Дети копируют демонстрируемые им схемы построения отношений в семье и обществе.
В этой связи возникают вопросы, каким образом осуществляется контроль продажи и распространения киновидеопродукции, поскольку сегодня мы можем найти на прилавках в свободной продаже в разделе «Детские мультфильмы» киновидеопродукцию, продажа которой противоречит действующему законодательству. Так, например, в свободной продаже в стационарной торговой точке «Видео» в ТЦ «Скуратовский» г. Тулы в разделе «Детские мультфильмы» продается японский мультфильм «Молодые мазохисты», пропагандирующий сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних детей, в том числе со стороны родителей, не имеющий соответствующей маркировки по возрастной категории зрителей.
Эту, а также подобного рода продукцию можно найти в свободном для просмотра доступе в сети «Интернет», причем возрастных ограничений для просмотра не установлено[3].
Следует иметь в виду, что реализация рассматриваемого права воздействует на общество по двум основным направлениям:
1. Частным образом, формируя личность человека, его правосознание, личный культурный уровень, оказывая влияние на некоторые сферы жизни человека и гражданина, в частности, например, воздействуя на формирование статуса личности в области реализации его основных прав и обязанностей (например, реализация права на образование, реализация права на самоопределение и самоидентификацию).
2. В глобальном, общегосударственном смысле, оказывая влияние на формирование морали, нравственности, правосознания и культуры (например, чем сложнее и образнее язык, тем, соответственно, сложнее и разнообразнее мышление, что влечет за собой формирование соответствующего правосознания, уровня морали и нравственности, культуры общества).
Приходится констатировать, что, несмотря на принятие Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы, которые позволили бы контролировать поступление к детям информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Кроме того, остаются открытыми вопросы о реализации законодательства, регламентирующего продажу пиратской
киновидеопродукции и контроля за размещением информации в сети «Интернет».
Примечательной в этом отношении является практика зарубежных государств, в частности, уже упоминавшейся КНР. Так, Е. Беспалов приводит следующие данные:
1) Интернет-цензурой в Китае занимается целый комплекс государственных структур. Каждый из органов власти, с одной стороны, имеет свой профиль, с другой - эти разграничения часто оказываются весьма условными, что позволяет разным экспертам по-разному описывать систему контроля интернет-пространства в КНР. Кроме того, правительство КНР часто принимает решения о создании новых контролирующих органов и преобразует существующие. Помимо центральных органов, свои контролирующие инстанции существуют и в каждой провинции Китая.
2) Функции надзора в КНР выполняют:
- Административное бюро интернет-пропаганды и Центр изучения общественного мнения при Информационной службе Госсовета КНР. Эти службы занимаются надзором и регулированием информации в Интернете, а также отслеживанием общественного мнения. На практике задача Бюро -проверка и утверждение заявок на лицензии по предоставлению информационных интернет-услуг и рассылка «информационных рекомендаций» публиковать статьи или комментарии, а также освещать те или иные события или вопросы.
- Интернет-бюро и Бюро информации и общественного мнения (при Общественном отделении КПК, бывшем Отделении пропаганды) должны отслеживать информацию по важным темам и отправлять ее в ЦК КПК. Центр изучения общественного мнения отправляет такие доклады ежедневно, а по особо важным вопросам - ещё и внеочередные доклады. Бюро информации и общественного мнения проводит еженедельные обсуждения общественного мнения в Сети. Итоги обсуждения направляются главе Общественного отделения, министру общественной безопасности и всем членам Политбюро ЦК компартии.
- Бюро компьютерного наблюдения и надзора при Министерстве общественной безопасности. Основная его задача - борьба с порнографией, призывами к насилию и угрозами.
- Центр уведомлений о публикации незаконной информации при
Министерстве внутренних дел КНР.
- Г осканцелярия по вопросам информации в Интернете.
- Министерство обороны КНР.
3) В КНР не существует единого закона о цензуре - контроль осуществляется на основании множества законодательных актов, правительственных и партийных директив. Более того, по мнению корреспондента Atlantic Monthly Джеймса Феллоуза, многие китайцы даже и не подозревают о существовании интернет-цензуры в стране. Одна из отличительных черт китайской интернет-цензуры - отсутствие писаного кодекса поведения в Интернете, что, по мнению комментаторов, заставляет осторожничать пользователей, которые не знают, что именно находится под запретом сегодня.
4) Одним из основных направлений интернет-цензуры в КНР является порнография. В 2005 году Главная администрация прессы Китая (General Administration of Press and Publication of China (GAPP)) объявила о создании специальной «системы предупреждения», которая способна выявлять сайты, содержащие порнографию и сцены насилия. В 2006 году в Китае был закрыт самый крупный порносайт. Его создатель Чэнь Хуэй был арестован и приговорён к пожизненному тюремному заключению. На сайте Хуэя содержалось более 9 млн изображений и статей «для взрослых», а количество зарегистрированных пользователей превышало 600 тыс. человек.
В 2007 году в рамках кампании по борьбе с порнографией китайские правоохранительные органы закрыли 44 тыс. порносайтов и арестовали 868 вовлечённых в этот бизнес человек. В том же году силовые структуры КНР провели кампанию против стриптиз-шоу онлайн, а также изображений, текстов, аудио и видеозаписей непристойного характера.
В конце 2009 года в КНР началась кампания по противодействию распространению в Интернете информации порнографического и непристойного содержания. Министерство общественной безопасности Китая привлекало обычных пользователей к борьбе с подобного рода контентом: за сообщение о сайтах, распространяющих порнографию, они получали премию в 10 тыс. юаней. Результатом кампании стало закрытие более 60 тыс. сайтов-нарушителей, 2,5 тыс. уголовных дел и более 5 тыс. арестованных.
В апреле 2011 года в Китае стартовала общенациональная кампания по борьбе против распространения в Интернете нелегальной информации о секс -продуктах. Её задача - регламентирование порядка интернет-распространения связанной с секс-продуктами информации и защита безопасности населения и физического и духовного здоровья подростков.
Очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день практика зарубежных государств заслуживает, по меньшей мере, анализа, а в перспективе и использования применимых на территории России механизмов контроля распространения информации, которая может нанести вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации.
На сегодняшний день указанная сфера жизни общества нуждается в более детальной регламентации и защите государства, поскольку перевод норм-стандартов в нормы, эффективно реализуемы на практике, необходим обществу также в связи с тем, что существует несомненная связь механизма реализации указанных прав с формированием определенного уровня развития правосознания, морали, нравственности и, в конечном счете, культуры в обществе.
Список литературы
1. Ворох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу» // Россия в глобальной политике. 2012. № 4.
2. Соколова М.В., Матушкина Н.Ю. Психолого-педагогический анализ анимационной продукции (мультфильмов) для детей и подростков. [Электронный ресурс]. http://rkn.gov.ru.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 30 июля 2012. Федеральный выпуск № 5845.
4. Кинопоиски: лучшие фильмы онлайн // http://kinopoiski.su; Фильмы на Имхонете // http://films.imhonet.ru; Мультфильмы «Будущее сейчас» // http://www.now.ru.
1. Интернет-цензура в КНР. Евгений Беспалов, глава фонда «Дружественный Рунет» // Официальный сайт Радио «Голос России». 14 января 2010 года.
Морозова Анастасия Николаевна, канд. юрид. наук, доцент кафедры Государственного и административного права, тел. (4872) 33-41-20, (Россия, Тула, ТулГУ).
TO THE QUESTION ABOUT THE PARTICIPA TION OF THE MEDIA IN BUILDING A CULTURE OF HUMAN RIGHTS AND THE REALIZATION OF CULTURAL RIGHTS AND FREEDOMS A.N. Morozov а
The article is devoted to the realization of cultural rights and freedoms, especially the right to receive the minor quality information through mass media, the right to self-determination and self-identification, the characteristics of the impact of these rights to an individual culture and society.
Key words: cultural rights and freedoms, the media, protection of the cultural rights of
minors.
Morozova A.N., Cand. the throne. Sciences, associate Professor of Public and administrative law, phone (4872) 33-41-20, (Russia, Tula, Tula state University).