Научная статья на тему 'К вопросу об отношениях России и Европы в ХVII–XVIII веках'

К вопросу об отношениях России и Европы в ХVII–XVIII веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34709
1376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ХVII–XVIII ВВ / ЕВРОПА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ В ВОСПРИЯТИИ ЕВРОПЕЙЦЕВ / FOREIGN POLICY IN ХVII–XVIII CENTURIES / RUSSIA / EUROPE / INTERNATIONAL RELATIONS / MILITARY INDUSTRY / RUSSIA IN PERCEPTION BY EUROPEANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азаров Вячеслав Николаевич

Статья посвящена анализу трансформации международного положения Российского государства в XVII–XVIII веках, изменению его статуса в восприятии европейцев от внешнего, скорее «азиатского», государства до европейской, хотя и во многом чуждой и малопонятной, державы. В статье концептуально прослежены основные вехи европейской политики России, особенности ее взаимоотношений с Европой в рамках Вестфальской системы международных отношений. Уделяется внимание вопросам масштабной реорганизации русской армии, развития военной промышленности. Отмечаются изменения в характере и методах внешней политики России, в частности готовность правительства допускать участие страны в международных соглашениях и союзах. Дипломатия получила признание как важнейшее направление государственной деятельности. Со второй половины XVIII века Россия активно участвовала в поддержании европейского баланса, ни одна крупная европейская проблема не решалась без прямого или косвенного участия России. Тем не менее, по мнению автора статьи, нельзя говорить об органичном включении России в систему европейских отношений, поскольку в европейских правящих кругах и общественном сознании Россия воспринималась как нечто чуждое, внешнее по отношению к Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Relations between Russia and Europe in

The article is devoted to the analysis of the transformation of Russian international position in the XVII–XVIII centuries and to the change of the status of Russia in perception by Europeans from external, rather “Asian” state to European, though in many respects alien and obscure, power. In the article the main milestones of the European policy of Russia, features of its relations with Europe within the Westphalian system of the international relations are conceptually tracked. The attention is paid to the questions of the large-scale Russian army reorganization, the military industry development. Changes in the character and methods of the Russian foreign policy, particularly readiness of the government to allow country’s participation in the international agreements and unions, are noted. Diplomacy received recognition as one of the most important directions in the state activities. From the second half of the XVIII century Russia actively participated in maintenance of the European balance, no large European problem was solved without direct or indirect participation of Russia. Nevertheless, according to the author of article, it is impossible to speak about organic inclusion of Russia in the European relations’ system because in the European ruling circles and public consciousness Russia was perceived as something alien, external towards Europe.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношениях России и Европы в ХVII–XVIII веках»

Азаров В. Н. К вопросу об отношениях России и Европы в ХУП—ХУШ веках / В. Н. Азаров // Научный диалог. - 2013. - № 11 (23) : История. Социология. Философия. - С. 6-12.

УДК 94(47).046/.066+327(470)“16/17”

К вопросу об отношениях России и Европы в ХУН-ХУШ веках

В. Н. Азаров

Статья посвящена анализу трансформации международного положения Российского государства в XVП-XVШ веках, изменению его статуса в восприятии европейцев от внешнего, скорее «азиатского», государства до европейской, хотя и во многом чуждой и малопонятной, державы. В статье концептуально прослежены основные вехи европейской политики России, особенности ее взаимоотношений с Европой в рамках Вестфальской системы международных отношений. Уделяется внимание вопросам масштабной реорганизации русской армии, развития военной промышленности. Отмечаются изменения в характере и методах внешней политики России, в частности готовность правительства допускать участие страны в международных соглашениях и союзах. Дипломатия получила признание как важнейшее направление государственной деятельности. Со второй половины XVIII века Россия активно участвовала в поддержании европейского баланса, ни одна крупная европейская проблема не решалась без прямого или косвенного участия России. Тем не менее, по мнению автора статьи, нельзя говорить об органичном включении России в систему европейских отношений, поскольку в европейских правящих кругах и общественном сознании Россия воспринималась как нечто чуждое, внешнее по отношению к Европе.

Ключевые слова: Россия; внешняя политика в XVII-XVIII вв.; Европа; международные отношения; военная политика; Россия в восприятии европейцев.

На протяжении XVП—XVШ вв. происходят значительные изменения в международном положении и внешней политике Российского государства. По мере втягивания России в Вестфальскую систему международных отношений отдельные, периодические контакты с внешним миром превращаются в устойчивые, регулярные дипломатические, политические и экономические отношения с большинством европейских государств. Если в XVII веке внешняя политика России в основном сводилась к отношениям со странами-соседями Польшей, Швецией и Турцией, то в XVIII веке в результате создания империи Россия постепенно превращается в одну из великих держав, определяющих основные тенденции европейской и мировой политики. Данные процессы сопровождались кардинальными изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Результатом интенсификации отношений с Западной Европой стал также глубокий конфликт между сторонниками европеизации и приверженцами традиционных, прежде всего религиозно-нравственных, устоев Московского государства.

По мнению известного русского историка В. О. Ключевского,

XVII век стал началом западного влияния на развитие России. При этом под «влиянием» понимается не просто оживление международных связей, а осознание русским обществом культурного и технологического превосходства Западной Европы, признание своей отсталости, необходимости заимствования материальных и культурных достижений западноевропейской цивилизации для решения национальных задач [Ключевский, 1995, кн. 2, с. 355-357].

В первую очередь, это касалось вопросов военной и внешней политики. Выяснилось, что, опираясь только на собственные силы, Россия не в состоянии решать не только стратегические задачи внешней политики, к которым, как известно, относились воссоединение древнерусских земель и получение выхода к Балтийскому и Чёрному морям, но и даже вернуть территории, утраченные в период Смутного времени.

Масштабная реорганизация русской армии начинается при подготовке к войне с Польшей за возращение Смоленска (1632-1634). Появляются полки иноземного строя, состоящие из русских солдат под командованием наёмных иностранных офицеров, которые

постепенно становятся основой армии, оттесняя на второй план старое дворянское ополчение и стрелецкое войско. Никаких сложностей с наймом иностранцев на русскую военную службу в условиях охватившей Европу Тридцатилетней войны не было. Уже в походе на Смоленск в 1632 году полки иноземного строя насчитывали 1,5 тыс. наёмных иностранцев и до 13 тыс. русских солдат при общей численности войска 32 тыс.человек [Ключевский, 1995, кн. 2, с. 362].

Одновременно происходят изменения в развитии военной промышленности. Московское правительство переходит от закупок оружия и снаряжения за рубежом к выдаче концессий иностранным предпринимателям на строительство заводов внутри страны. Самая крупная из них - концессия на устройство оружейных заводов под Тулой, выданная в 1632 году голландскому купцу А. Виниусу [Там же, с. 363].

Западное влияние, которое Московское правительство допустило только в силу крайней необходимости и к которому относилось очень настороженно, не ограничивалось военной сферой. Европейские новшества начинают проникать в образование, культуру, повседневную жизнь московской знати и активной части русского общества. Огромную роль в этом сыграло возникновение в 1652 году Новой Немецкой слободы на восточной окраине Москвы (на месте старой, прекратившей существование в Смуту). В ней компактно проживали иностранные военные, инженеры, учителя, приглашённые на государственную службу и приехавшие в Россию в частном порядке. Уже в первые годы существования слободы ее население насчитывало не менее 1 тыс. человек [Ключевский, 1995, кн. 2, с. 366-367].

Известно, что жизнь и нравы в Немецкой слободе оказали очень большое влияние на формирование личности будущего российского императора Петра I. В результате стрелецкого бунта 1682 года 10-летний царь Петр Алексеевич был фактически отстранён от власти и на протяжении семи лет жил с матерью в подмосковном селе Преоб-раженское по соседству с Немецкой слободой. Будущий император отожествлял московскую «старину» со своими политическими противниками и видел будущее страны исключительно в преобразованиях по европейскому образцу.

В последнее десятилетие XVII века происходят существенные изменения в характере и методах внешней политики России. Правительство стремилось учитывать общую ситуацию в Европе, допускало участие страны в международных соглашениях и союзах. Показательно в этом отношении присоединение России к «Священной лиге», созданной в 1684 году Австрией, Польшей и Венецией для борьбы с Османской империей. Это позволило добиться международно-правового признания включения в состав России Правобережной Украины с Киевом, достигнутого в результате затяжной войны с Речью Посполитой (1653-1667). Польское правительство пошло на заключение «вечного мира» 1686 года с Россией, по которому признало указанные территориальные изменения, во многом из-за давления со стороны своих союзников, заинтересованных в привлечении военных сил России для борьбы с Турцией. Известно, что Петр I также учитывал международное положение при определении основного направления своей внешней политики. Переориентация с «южного» направления на «северное», балтийское, произошла не в последнюю очередь из-за появления возможности привлечь на свою сторону ряд европейских государств (Саксония, Польша, Дания, Бранденбург), недовольных гегемонимей Швеции на Балтике. В ходе Северной войны было создано новое внешнеполитическое учреждение и установлены регулярные дипломатические отношения с большинством европейских стран. До конца XVII века Россия не имела постоянных дипломатических миссий в других странах и не допускала создания таковых на своей территории. Сказывалась длительная изоляция и недоверие ко всему иностранному. Петр I считал дипломатию важнейшим направлением государственной деятельности и приравнивал дипломатические успехи к военным победам, считая, например, заключение выгодного для России Ништадтского мира 1721 года одним из главных достижений своего царствования.

Итоги Северной войны и провозглашение Российской империи в октябре 1721 года означали серьёзные изменения на международной арене. Отныне европейские государства были вынуждены считаться с доминированием России на востоке Европы и учитывать российский фактор в своей внешней политике. Россия сыграла значительную роль в крупнейших европейских конфликтах XVIII века,

особенно в Семилетней войне 1756-1763 гг., однако роль эта была очень своеобразной. Характер международных отношений в XVII веке во многом определялся тем обстоятельством, что на европейской арене действовали государства с разным общественно-политическим строем. Внешняя политика Англии, страны с парламентским представительством, была направлена на обеспечение интересов торгово-промышленных слоёв населения и носила последовательный характер. В странах с абсолютной монархией, таких как Франция, Австрия и особенно Россия, курс внешней политики в решающей степени зависел от личных качеств и предпочтений главы государства. В России данное обстоятельство усугублялось политической нестабильностью, частой сменой власти после смерти Петра I. В результате внешняя политика России в 1726-1762 гг. носила пассивный характер, присоединение страны к той или иной европейской коалиции зависело от стечения обстоятельств.

Основной конфликт в Европе в середине XVIII века был связан с начавшейся борьбой Австрии и Пруссии за гегемонию в Германии, что привело к войне за австрийское наследство (1740-1748) и уже упомянутой Семилетней войне. Другие европейские государства, исходя из своих интересов, поддерживали ту или другую сторону и стремились вовлечь в войну Россию, учитывая мощь её армии, временами дело доходило до прямого воздействия на российскую власть. Так, в 1741 году французский посол маркиз де Шетарди финансировал дворовый переворот, приведший к власти императрицу Елизавету Петровну. В ответ австрийский посол маркиз Ботта-Адор-ни попытался, правда, безуспешно, подтолкнуть к действиям сторонников свергнутого Иоанна Антоновича [История дипломатии, 2009, с. 323]. В российской элите не было чёткой позиции по вопросу австро-прусского противостояния, но в итоге верх взяла линия канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, который ориентировался на союз с Австрией, считая усиливающуюся Пруссию опасной для балтийских владений России. В таком подходе немаловажное значение имела материальная сторона вопроса. За участие в Семилетней войне Россия получила значительную ежегодную субсидию от австрийского правительства. С событиями Семилетней войны связан, как известно, один из самых крутых поворотов в истории мировой политики.

Смерть императрицы Елизаветы и смена власти в России в декабре 1761 года (январе 1762 года по европейскому счету времени) привела к переориентации страны на Пруссию и отказу от всех военно-политических преимуществ, достигнутых в ходе войны. В связи с этим особенно бросается в глаза пропасть между парламентскими и абсолютистскими государствами. Аналогичная смена власти в Англии (смерть короля Георга II и воцарение Георга III в 1760 году) никак не отразились на характере английской внешней политики.

Последовательность и твёрдость в осуществлении внешней политической деятельности утверждаются в России в годы правления Екатерины II (1762-1796). В основу внешней политики был положен проект создания «северной системы», разработанной руководителем Иностранной коллегии графом Н. И. Паниным и российским послом в Дании бароном Корфом. Суть проекта заключалась в создании союза северных государств (Россия, Англия, Пруссия, Дания), противостоящего Франции и Австрии. В практическом плане удалось добиться только отдельных соглашений с заинтересованными странами, в первую очередь с Пруссией, коалицию образовать не удалось, но главным было другое. Авторы проекта, поддержанные императрицей, ставили задачей проводить активную, самостоятельную внешнюю политику, покончить с зависимостью от других государств [История дипломатии, 2009, с. 330]. Данная цель была достигнута, что особенно ярко проявилось при заключении Тешенского мира 1779 года, когда Россия выступила посредником между Австрией и Пруссией, не допустив очередной войны между этими странами. Характерна также роль России в ходе войны за независимость североамериканских колоний Англии. 28 февраля 1780 года Российское правительство выступило с декларацией о морском вооруженном нейтралитете, к которой присоединились практически все европейские государства. В результате была фактически сорвана предпринятая Англией морская блокада молодой североамериканской республики.

Тем не менее, субъективизм во внешней политике, характерный для абсолютной монархии, сохранился и при Екатерине II. В 1780 году императрица отказалась от «северного аккорда» и пошла на сближение с Австрией. В данном случае поворот был осуществлён сознательно, интересы Российской империи и Австрии совпа-

ли в борьбе против Турции и в связи с разделами Речи Посполитой - основных целях российской внешней политики второй половины

XVIII века. Однако вряд ли является случайным тот факт, что российско-австрийское сближение началось только после смерти императрицы Марии Терезии. Союз Екатерины II и Марии Терезии был невозможен по личным причинам, несмотря ни на какие объективные интересы России и империи Габсбургов.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о взаимоотношениях России и Европы в ХУП-ХУШ вв., можно констатировать кардинальные изменения в международном положении и статусе Российского государства. За два века Россия превратилась из слабого, периферийного государства в великую державу, решила стратегические задачи выхода к Балтийскому и Чёрному морям, добилась огромного расширения своей территории за счёт Польши, Швеции и Турции. Со второй половины XVIII века Россия активно участвует в поддержании европейского баланса, ни одна крупная европейская проблема не решается без прямого или косвенного участия России. Тем не менее нельзя говорить об органичном включении России в систему европейских отношений. В европейских правящих кругах и общественном сознании Россия не воспринималась как обычная европейская страна. Дружественная или враждебная, опасная или нейтральная, но Россия воспринималась как нечто отличное, внешнее по отношению к Европе.

Литература

1. История дипломатии : сборник / сост. А. Лактионов. - Москва : АСТ Москва, 2009. - 943 с.

2. Ключевский В. О. Русская история : полный курс лекций : в трех книгах / В. О. Ключевский. - Москва : Мысль, 1995. - Книга 1. - 574 с. -Книга 2. - 587 с. - Книга 3. - 560 с.

© Азаров Вячеслав Николаевич (2013), кандидат исторических наук, доцент кафедры европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), ndialg@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.