Научная статья на тему 'К вопросу об отношении И. В. Сталина к концепции торгового капитализма М. Н. Покровского'

К вопросу об отношении И. В. Сталина к концепции торгового капитализма М. Н. Покровского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
647
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.В. СТАЛИН / М.Н. ПОКРОВСКИЙ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИКИ-МАРКСИСТЫ / ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛИЗМ / I.V. STALIN / M.N. POKROVSKY / HISTORIOGRAPHY / MARXIST HISTORIANS / TRADE CAPITALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Володьков О. П.

Статья посвящена отношению И.В. Сталина к М.Н. Покровскому, выраженному на страницах его собрания сочинений и связанному с торговым капитализмом. Показаны взгляды И.В. Сталина на экономическую природу самодержавия, выявлена степень их расхождений с точкой зрения М. Н. Покровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of I.V. Stalin's attitude to the concept of trade capitalism of M.N. Pokrovsky

The article is dedicated to the Stalin's attitude to M.N. Pokrovsky, which was expressed on the pages of his collected works and connected with trade capitalism. I.V. Stalin views on the economic nature of the autocracy is shown, the level of their differences with the M.N. Pokrovsky point of view is revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношении И. В. Сталина к концепции торгового капитализма М. Н. Покровского»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 294-297.

УДК 930.1 О.П. Володьков

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ И.В. СТАЛИНА К КОНЦЕПЦИИ ТОРГОВОГО КАПИТАЛИЗМА М.Н. ПОКРОВСКОГО

Статья посвящена отношению И.В. Сталина к М.Н. Покровскому, выраженному на страницах его собрания сочинений и связанному с торговым капитализмом. Показаны взгляды И.В. Сталина на экономическую природу самодержавия, выявлена степень их расхождений с точкой зрения М. Н. Покровского.

Ключевые слова: И.В. Сталин, М.Н. Покровский, историография, историки-марксисты, торговый капитализм.

Во второй половине 1930-х гг. историческая концепция М.Н. Покровского, включая его воззрения на торговый капитализм, подверглась резкой критике и, в конечном счёте, была предана забвению. Естественно, это могло произойти и произошло не только с ведома, но и по инициативе высшего политического руководства СССР, ведущие позиции в котором занимал И.В. Сталин. В связи с этим большой интерес представляет личное отношение И.В. Сталина к М.Н. Покровскому и его взглядам, особенно при жизни основателя советской марксистской исторической науки. В данной статье мы сосредоточим своё внимание в основном на материалах 1920-х гг., но они тем более важны, что И.В. Сталин счёл возможным их воспроизвести в собрании своих сочинений, издававшемся в послевоенный период. Значит они содержали в себе нечто постоянное и неизменное, присутствовавшее в отношении И.В. Сталина к М.Н. Покровскому, то, что первый считал необходимым донести до широкой аудитории даже после того, как «генеральное сражение» с «покровщиной» уже закончилось. Интересно мнение И.В. Сталина о М.Н. Покровском и для рассмотрения вопроса о торговом капитализме.

Кстати, современные исследователи уже заложили хорошую основу для изучения заявленной темы. Речь идёт об анализе и типологии взаимосвязей, которые складывались между партийным аппаратом и историками [1, с. 408-419, 454-458], об изменении отношения к закрепившимся в 1920-е гг. научно-историческим идеям, в том числе со стороны И.В. Сталина. Эти изменения пришлись на первую половину следующего десятилетия как переходный период к новому состоянию исторической науки в СССР [2, с. 170-304]. Особо хотелось бы отметить, подготовленный М.В. Зеленовым сборник высказываний И.В. Сталина по вопросам истории [3, 496 с.], который содержит материалы, позволяющие более полно и точно представить суждения последнего по поводу взглядов различных историков.

В ноябре 1930 г. М.Н. Покровский узнал о письме Е.М. Ярославского И.В. Сталину с уничижительной характеристикой его работ. Е.М. Ярославский вспоминал, что в начале лета 1930 г. у него был разговор с И.В. Сталиным, который утверждал, что М.Н. Покровский - не марксист, у него много ошибок, которые надо критиковать [4, с. 131].

С нашей точки зрения, в данном случае Е.М. Ярославскому можно верить. 8 декабря 1938 г. он писал И.В. Сталину: «Несмотря на неоднократные Ваши указания, что работы Покровского нельзя считать марксистскими (я помню два таких Ваших заявления на Политбюро ЦК), Покровского не критиковали не только при жизни, но и долго после его смерти подходили к этому робко» (цит. по: [5, с. 120]). Правда, он не указал аргументы, которые привёл И.В. Сталин в обоснование этого тезиса,

© О.П. Володьков, 2012

если тот, конечно, вообще посчитал нужным информировать о них своего собеседника. Позиция фактического руководителя Советского государства выглядит, мягко говоря, странно. Ведь тогда получается, что И. В. Сталин сознательно и целенаправленно санкционировал избрание «немарксиста» в Президиум ЦКК ВКП (б) в том же 1930 г. [4, с. 129].

Общее отношение И.В. Сталина к М.Н. Покровскому характеризует следующий отрывок: «У нас в России процесс отмирания целого ряда старых руководителей из литераторов и старых “вождей” тоже имел место. Он обострялся в периоды революционных кризисов, он замедлялся в периоды накопления сил, но он имел место всегда. Луначарские, Покровские, Рожковы, Гольденберги, Богдановы, Красины и т. д., -таковы первые пришедшие мне на память образчики бывших вождей-большевиков, отошедших потом на второстепенные роли. Это необходимый процесс обновления руководящих кадров живой и развивающейся партии. Разница между Брандлерами -Тальгеймерами и этими последними товарищами состоит, к слову сказать, в том, что Брандлеры и Тальгеймеры имеют за собой, кроме всего прочего, старый социал-демократический груз, между тем как вышеназванные русские товарищи были свободны от такого груза. И эта разница говорит, как видите, не в пользу Брандлера -Тальгеймера, а против них» [6, с. 43]. Примечательно, что эта позиция была выражена И.В. Сталиным 28 февраля 1925 г., когда положение М.Н. Покровского в советской системе было весьма прочным. Значит тогда И.В. Сталин не сделал в отношении М.Н. Покровского никаких политических и организационных выводов. Следует отметить, что И.В. Сталин в приведённом отрывке не обвиняет М.Н. Покровского в оппортунизме, ревизионизме, антимарксизме и т.п. прегрешениях. Более того, И.В. Сталин называет его «вождём-большевиком», хотя и бывшим, указывая лишь на понятную и естественную необходимость обновления кадров. Вместе с тем впоследствии И.В. Сталин имел возможность наблюдать, что М.Н. Покровский умело, решительно и эффективно борется за сохранение своих позиций в науке в достаточно сложных условиях. Напрашивался вывод о том, что «красному профессору» не место в списке «бывших».

Отметим одно высказывание И.В. Сталина, имеющее непосредственное отношение к «торговому капитализму» М.Н. Покровского и сделанное при жизни учёного. Слушатели ИКП Алыпов и Цветков обнаружили, что И.В. Сталин объясняет процесс образования самодержавия внеэкономическими причинами, что, безусловно, расходилось с преобладавшими в то время (1927 г.) в советской исторической науке

взглядами, в том числе с концепцией М.Н. Покровского. «Свою точку зрения

т. Покровский очень выпукло изложил в сжатом курсе истории. Его читал тов. Ленин и в письме к Покровскому эту книгу назвал хорошей и возражений против концепции Покровского не сделал. В данное время концепция Покровского по этому вопросу всеми как будто считалась ортодоксальной и в полемике с Троцким Покровского считали правым. Да оно так и есть на самом деле; в этом вопросе и марксистская теория, и наша историческая “практика” безусловно на стороне Покровского» [7, с. 40]. Таким образом, И.В. Сталин был уличён в приверженности буржуазной историографии, а то и в натуральном троцкизме. Впрочем, последний легко развеял недоумение товарищей, убедительно показав, что они его неправильно поняли. И.В. Сталин отмечал, что в своём докладе «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» на Х съезде РКП(б) 10 марта 1921 г. он говорил «не об образовании “самодержавного строя” в России, а об образовании централизованных многонациональных государств на востоке Европы (Россия, Австрия, Венгрия). Нетрудно понять, что это две различные темы, хотя и нельзя считать их оторванными друг от друга». Речь идёт о процессе, который протекал не в ХУІ-ХУІІІ, а в ХІУ-ХУІ веках, когда, и по М.Н. Покровскому, торгового капитализма не было. Более того, И.В. Сталин указал, что он даже применительно к этому периоду не предполагал игнорировать экономику: «У меня ни в докладе, ни в тезисах ничего не сказано об образовании централизованного государства в России “не в результате экономического развития, а в интересах борьбы с монголами и другими народами Востока” (см. ваше письмо). За это противопоставление должны отвечать вы, а не я. У меня говорится лишь о том, что процесс образования централизованных государств на востоке Европы ввиду необходимости обороны шел быстрее процесса складывания людей в нации, ввиду чего и образовались здесь многонациональные государства раньше ликвидации феодализма. Это, как видите, не то, что вы неправильно приписываете мне» [8, с. 176]. Таким образом, И.В. Сталин фактически отверг возможное предположение о своих расхождениях с М.Н. Покровским.

Более того, И.В. Сталин счёл нужным процитировать соответствующие места из источников. Из них становится ясно, что понимание И.В. Сталиным феодализма и капитализма тогда было близко точке зрения М.Н. Покровского:

1. «На востоке Европы, наоборот, процесс образования наций и ликвидации феодальной раздробленности не совпал по времени с процессом образования централизованных государств. Я имею в виду Венг-

296

О.П. Володьков

рию, Австрию, Россию. В этих странах капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось».

2. «На востоке Европы, наоборот, образование централизованных государств, ускоренное потребностями самообороны (нашествие турок, монголов и пр.), произошло раньше ликвидации феодализма» [8, с. 177].

Однако в ответе Алыпову и Цветкову он высказался по обсуждаемому вопросу и следующим образом: «Что же касается вопроса о теории образования русского “самодержавного строя”, то должен сказать, что теорию т. Троцкого я не разделяю в корне, а теорию т. Покровского считаю в основном правильной, хотя и не лишенной крайностей и перегибов в сторону упрощенного экономического объяснения процесса образования самодержавия» (цит. по: [7, с. 40]). Несомненно, высказанное им замечание является второстепенным, хотя и касающимся торгового капитализма, ибо этот последний мог быть как раз тем самым «упрощённым экономическим объяснением». Впрочем, и это в том смысле, что объяснение в целом правильное, но нуждающееся в уточнении, дополнении и т. п. Возможно, самому И.В. Сталину экономика представлялась более сложной системой, чем, с его точки зрения, она выглядела в изображении М.Н. Покровского. «Впоследствии, при подготовке девятого тома собрания своих сочинений, где был помещен этот материал, И.В. Сталин исключил эту часть текста» [7, с. 40]. Признание концепции М.Н. Покровского в основном верной в 1940-е гг. никак нельзя было пропускать. Оно бы тут же дезориентировало весь исторический фронт.

Любопытно, что взглядами И.В. Сталина в конце 1920-х гг. не забыл поинтересоваться и С.М. Дубровский, создававший собственную марксистскую концепцию русской истории. Он обратил внимание на «место из речи т. Сталина» на X съезде партии о разных путях образования централизованных государств в Западной и Восточной Европе, в котором говорится «только о том, что образование централизованных государств было ускорено потребностями самообороны». С.М. Дубровский подметил склонность И.В. Сталина к возвеличению исторической роли государства и «любезно» соединил всё это с марксизмом, ибо «всякое надстроечное явление, как само государство, так, например, и его внешняя политика и, в частности, военная политика могут иметь обратное влияние на экономический базис в смысле замедления или ускорения процессов экономического развития». При этом на Западе централизованное государство создавалось на базе капиталистического способа производства, а на востоке Европы -крепостнического [10, с. 131-132]. Это как раз тот случай, когда «забвение» торгового капитализма значительно «размывает» и

точность вывода, и очертания эпохи. Поэтому речь здесь следовало вести о взаимосвязи политической централизации с генезисом капитализма на разных его ступенях, процессами закрепощения (раскрепощения).

Борьба с «покровщиной», как мы не раз отмечали, создавала серьёзные трудности в формировании новой марксистской концепции отечественной истории. Не был здесь исключением и И.В. Сталин. Вот что ему приходилось писать, критикуя взгляды Ф. Энгельса на внешнюю политику самодержавной России: «Характеризуя завоевательную политику русского царизма и воздавая должное мерзостям этой политики, Энгельс объясняет ее не столько “потребностью” военно-феодально-купеческой верхушки России в выходах к морям, морских портах, в расширении внешней торговли и овладении стратегическими пунктами, сколько тем, что во главе внешней политики России стояла якобы всемогущая и очень талантливая шайка иностранных авантюристов... которая... добилась, наконец, того, что сделала Россию самым могучим в военном отношении государством.

Такая трактовка вопроса в устах Энгельса может показаться более чем невероятной, но она, к сожалению, факт» [9, с. 18-19]. Правда, в этой же работе И.В. Сталин отвергает мнение Ф. Энгельса о том, что стремление России к Константинополю было главной причиной надвигавшейся мировой войны [9, с. 21-22], а у М.Н. Покровского оно, в свою очередь, проходило по «разряду» торгового капитализма. Хотя, впрочем, данное обстоятельство заинтересовало И.В. Сталина вне связи с торговым капитализмом. В соответствии с задачами текущего момента ему важно было обосновать первичность британо-германских межимпериалистических противоречий как основного источника Первой мировой войны.

Надо сказать, что кампанию в отношении истории, «вращавшуюся» вокруг написания новых учебников по этому предмету, именно против М.Н. Покровского развернул лично И.В. Сталин (приблизительно с января 1936 г.). Однако последний ограничился общими оценками негативного свойства, не содержавшими должной конкретики [11, с. 241, 243]. Видимо, он сознательно уклонился от подробностей, возложив эту работу на историков-профессионалов, которых в этом смысле «предваряли» Н.И. Бухарин и К.Б. Радек [12, с. 102, 107, 109; 13]. Вместе с тем в соответствующих официальных партийных документах «торговый капитализм» не упоминался. Вообще, они оставляют противоречивое впечатление в одном очень важном отношении. И.В. Сталин ясно поставил вопрос об ошибочности положений исторической концепции М.Н. Покровского. В постановлениях же партии и правительства говорится, скорее, об ошибках, допу-

щенных советскими историками в то время, когда советской исторической наукой руководил М.Н. Покровский. «Торговый капитализм» упоминался в передовой статье газеты «Правда» от 27 января 1936 г., где речь шла о «мёртвой» схеме учёного, «видевшего в царизме орудие торгового капитала», которой противопоставлялись диалектически «гиб-чайшие» ленинские характеристики царизма «как дворянской монархии, шаг за шагом разлагаемой капитализмом, идущей на уступки буржуазии, но погибшей в качестве дворянской монархии» [14, с. 1]. Автор, видимо, хотел сказать, что монархия была феодальной, а не торгово-капиталистической. Но «торговый капитализм» М.Н. Покровского как раз и объединял феодально-крепостническую систему с известным уровнем развившегося в её рамках капитализма. Причём дело не ограничивалось констатацией того, что при всяком феодализме есть что-нибудь не феодальное. У М.Н. Покровского феодальное сливалось с капиталистическим на почве рынка в единое целое, каковым и являлся торговый капитализм.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зеленов М. В. Аппарат ЦК РКП (б) - ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920-е годы. Н. Новгород, 2000. С. 408-419, 454-458.

[2] Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-е - 1950-е гг.). Брянск, 2005. С. 170304.

[3] Сталин И. В. Историческая идеология в СССР в 1920-1950-е годы: Переписка с историками, статьи и заметки по истории, стенограммы выступлений : сборник документов и материалов.

Ч. 1. 1920-1930-е годы / сост. М. В. Зеленов. СПб., 2006.

[4] Артизов А. Н. М.Н. Покровский: финал карьеры - успех или поражение? // Отечественная история. 1998. № 2. С. 131.

[5] Шрамко С. Красный Торквемада. Набросок на

фоне времени // Сибирские огни. 2010. № 7. URL: http://magazines.russ.rU/sib/2010/7/sh13.

html.

[6] Сталин И. В. Письмо т. Ме-рту // Сталин И.В. Сочинения : в 16 т. Т. 7. М., 1952.

[7] Соколов О. Д. В. И. Ленин и формирование большевистских взглядов М. Н. Покровского // Вопросы истории. 1963. № 8.

[8] Сталин И. В. Письмо тт. Цветкову и Алыпову // Сталин И. В. Сочинения : в 16 т. Т. 9. М., 1948.

[9] Сталин И. В. О статье Энгельса «Внешняя политика русского царизма». Письмо членам Политбюро ЦК ВКП (б) 19 июля 1934 года // Сталин И. В. Сочинения : в 16 т. Т. 14. М., 1997.

[10] Дубровский С. М. К вопросу о сущности «азиатского» способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала. М., 1929.

[11] Нечкина М. В. Вопрос о М.Н. Покровском в постановлениях партии и правительства 19341938 гг. о преподавании истории и исторической науке (К источниковедческой стороне темы) // Исторические записки. Т. 118. М. 1990. С. 232-246.

[12] Артизов А. Н. Критика М. Н. Покровского и его школы (К истории вопроса) // История СССР. 1991. № 1. С.102-120.

[13] Бухарин Н. И. Нужна ли нам марксистская историческая наука? (О некоторых существенно важных, но несостоятельных взглядах М. Н. Покровского) // Известия. 1936. 27 янв.

[14] Преподавание истории в нашей школе // Правда. 1936. 27 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.