Научная статья на тему 'К вопросу об отмене нормированного распределения и переходе к свободной торговле 1946–1948 гг. (по материалам Пензенской области)'

К вопросу об отмене нормированного распределения и переходе к свободной торговле 1946–1948 гг. (по материалам Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / RATED DISTRIBUTION / FOODSTUFFS AND INDUSTRIAL GOODS / FOOD FUNDS / FREE TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новинская Т. Ю.

В статье анализируется процесс перехода от нормированного распределения товаров народного потребления к свободной розничной торговле после окончания Великой Отечественной войны. Автор в ходе исследования приходит к выводу, что отсутствие товаров первой необходимости по объективным и субъективным причинам заставляло местные власти устанавливать различного вида ограничения «развернутой советской торговли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of rated distribution abolition and free trade transition. 1946–1948 (By the example of the Penza region)

The process of transition from rated distribution of consumer goods to free retail trade after the World War II is analyzed in the article. In her studies the author comes to the conclusion that the lack of essential commodities both for objective and subjective reasons made local authorities restrict “Soviet trade on a large scale”.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отмене нормированного распределения и переходе к свободной торговле 1946–1948 гг. (по материалам Пензенской области)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94 (908)

к ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ НОРМИРОВАННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕХОДЕ К СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 1946-1948 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Т. Ю. НОВИНСКАЯ Пензенская государственная технологическая академия, кафедра истории и права e-mail: golub_00@mail.ru

Новинская Т. Ю. - К вопросу об отмене нормированного распределения и переходе к свободной торговле. 1946-1948 гг. (По материалам Пензенской области) - Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 867869. - В статье анализируется процесс перехода от нормированного распределения товаров народного потребления к свободной розничной торговле после окончания Великой Отечественной войны. Автор в ходе исследования приходит к выводу, что отсутствие товаров первой необходимости по объективным и субъективным причинам заставляло местные власти устанавливать различного вида ограничения «развернутой советской торговли». Ключевые слова: нормированное снабжение, продовольственные и промышленные товары, продовольственные фонды, свободная торговля.

Novinskaya Т. Yu. - On the issue of rated distribution abolition and free trade transition. 1946-1948 (By the example of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 867-869. - The process of transition from rated distribution of consumer goods to free retail trade after the World War II is analyzed in the article. In her studies the author comes to the conclusion that the lack of essential commodities both for objective and subjective reasons made local authorities restrict “Soviet trade on a large scale”.

Keywords: rated distribution, foodstuffs and industrial goods, food funds, free trade.

Окончание Великой Отечественной войны было связано с надеждами на благополучную жизнь. Труд в мирных условиях, увеличение выпуска товаров народного потребления, возвращение мужчин с фронта - все это должно было способствовать улучшению материального положения советских людей и, прежде всего, обеспечению их продуктами питания. Поэтому население страны с воодушевлением приветствовало принятый Верховным Советом СССР «Закон о пятилетнем плане восстановления развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг.», в котором была сформулирована одна из главных задач послевоенной пятилетки: «Осуществить переход на протяжении 1946-1947 гг. от нормированного снабжения населения по карточкам к развернутой советской торговле. Карточки на хлеб, муку, крупу и макаронные изделия отменить с осени 1946 года» [1].

После окончания войны по всей стране сохранялся введенный в военные годы принцип нормированного распределения продуктов питания и промышленных товаров. Распределение фондов продовольственных и промышленных товаров происходило под непосредственным руководством высших партийных органов власти. Они же осуществляли строгий контроль за расходованием пайкового и коммерческого фондов.

По причине неблагоприятных климатических условий, следствием которых стали неурожаи, отменить карточки осенью 1946 г., как планировалось изначально, не удалось. Наоборот, началось сокращение фонда пайкового снабжения вследствие острой нехватки выделяемых лимитов. Если в сентябре 1946 г. общий фонд хлеба по пайковому снабжению составлял 5260 тонн, в том числе по селу 1996 тонн, то в октябре он сократился до 3313 и 392 тонн соответственно [2].

В связи с постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1946 г. «Об экономии и расходовании хлеба» [3] сокращение пайкового фонда происходило ежемесячно. Сокращение достигалось за счет уменьшения нормы пайка, а также за счет сокращения категории лиц, получающих пайки.

Таким образом, выдача карточек в декабре 1946 г. против сентября сократилась по городам и рабочим поселкам на 51763 тонн, по селу - на 321927 тонн, а всего - на 373690 тонн [4].

Начиная с 1947 г. Министерство торговли СССР систематически из квартала в квартал снижало для Пензенской области фонды на основные продовольственные товары. В г. кузнецке в декабре 1947 г. после распределения выделенного хлебного фонда на орсированных рабочих (т. е. снабжаемых через оРСы)

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

и членов их семей по 550 гр., рабочих, служащих, интеллигенцию, студентов, промкооператоров по 500 гр., на «прочее население» оставалось по 164 гр. [5]. Такой маленькой нормы официально не существовало даже в военное время. Отрицательно сказалось на снабжении населения городов и районов области значительное сокращение фондов по многим видам продуктов.

Кроме сокращения фондов Обкомом ВКП(б) 25 февраля 1947 г. было принято решение продажу хлеба производить только городским жителям по предъявлению прописки в паспорте [6]. Данная мера увеличила количество спекулянтов, которые, не отходя от магазинов и ларьков, перепродавали хлеб.

В сложившейся ситуации стали распространяться нездоровые настроения. Тянуть с отменой карточек было уже нельзя.

Отмена карточной системы снабжения продовольственными и промышленными товарами в декабре 1947 г. явилась продолжением ряда мероприятий правительства, направленных на стабилизацию положения после окончания Великой Отечественной войны. данное мероприятие имело большое значение не только с экономических позиций, но и с позиций пропагандистских: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны населения должна была продемонстрировать силу и выносливость советской экономики всему миру.

В Пензенской области постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» стало претворяться в жизнь с 16 декабря 1947 г. Как показали первые дни открытой торговли, лимиты, выделенные области, не удовлетворяли даже самых минимальных запросов трудящихся.

Однако большое значение имел психологический фактор. После отмены системы нормированного распределения, возможность приобрести продукты получила значительная часть населения, которая ранее не входила в пайковой контингент. Резкое увеличение спроса объяснялось также неуверенностью населения в завтрашнем дне, что порождало желание запастись продуктами впрок. К тому же, многие продукты стали источникам обогащения, так как возросли в цене на черном рынке. Поэтому созданный переходящий запас хлеба не удовлетворял спрос населения.

Чтобы выйти из создавшегося положения, местное руководство использовало различные способы. Карточки заменялись отметками на пропусках. В магазинах ОРСов завода № 50, фабрики «Маяк Революции», завода № 740 продажу хлебом осуществляли по спискам и нормам отпуска хлеба в одни руки от 300 до 700 гр. [6]

Аналогичная ситуация складывалась в других городах области и рабочих поселках. Все организации г. Кузнецка были закреплены за определенными магазинами. Продажа хлеба и продуктовых товаров производилась по различным пропускам и справкам. Например, на обувной фабрики был определен лимит на получаемый хлеб из расчета 700 гр. на одного работаю-

щего и 300 гр. на детей и иждивенцев. Распределением хлеба на предприятии занимались начальники цехов, смен и другие инженерно-технические работники.

Просчеты органов власти в первые дни бескарточной торговли привели к панике среди населения. Очереди за хлебом занимали с 2-3 часов ночи, и к моменту открытия магазинов они достигали внушительных размеров. Продажа хлеба длилась максимум 3-4 часа. Значительная часть населения оставалась без хлеба.

Таким образом, карточки были отменены в условиях недостатка продуктов питания и, прежде всего, хлеба. Попытки руководства решить хлебный вопрос приводили к принятию решений, которые противоречили принципам свободной торговли. Объяснение этим вынужденным действиям было четко сформулировано в докладной записке в Пензенский Обком ВКП(б), датированной апрелем 1948 г.: «Незначительный лимит, который только на 4 тонны превышает карточную норму, отпускаемую нам в ноябре прошлого года, вынуждает нас часто нарушать принцип советской торговли» [7].

В целях обеспечения рабочих и служащих хлеб распределялся в первую очередь по предприятиям и учреждениям города. И только остатки должны были попасть в розничную сеть города. Вместо продажи хлеба до 2 кг в одни руки, как это было предусмотрено приказом Министерства торговли СССР, норма продажи была ограничена до 0,5-1 кг. [8].

Итак, хотя карточная система официально была отменена в СССР с декабря 1947 г., основной ее принцип - нормированное распределение жизненноважных продуктов и промышленных товаров через ОРСы, заготконторы - продолжал оставаться реальностью жизни советских людей.

Эти методы незаконно распространялись по инициативе населения и с санкции областного и районного руководства. Рабочим было удобно отовариваться хлебом при предприятиях.

Поведение людей в условиях кризиса, выразившегося в сокращении норм снабжения продуктами, определялось угрозой голода. недостаток продовольственных товаров порождал массу негативных моментов и в производственном процессе. Из докладной записки о состоянии торговли в г. Кузнецке в мае 1948 г.: «Недостаток в магазинах хлеба приводит к тому, что рабочие и служащие бросают работу и уходят в очереди за хлебом. Имеются случаи коллективных отказов от работы по причинам необеспеченности хлебом». В июле директор одного из самых крупных пензенских заводов им. Фрунзе был обеспокоен «ненормальным положением с хлебом», которое стало причиной недовольства среди рабочих завода. Причиной ухудшения торговли хлебом, по его мнению, явилось сокращение по г. Пензе отпуска в торговую сеть хлеба: «Судя по тому, что ранее ОРСу нашего завода отпускалось 26 тонн, а сейчас 23,5 тонны и особенно наблюдается наплыв за хлебом в наши магазины, расположенные в заводском районе из города и окраин его, чем создалось положение, когда рабочие в течение нескольких дней купить хлеб не могут» [9].

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

В виду незначительных выделяемых фондов многие продовольственные товары в сельских магазинах приобрести было невозможно. Прежде всего, это относилось к хлебным изделиям. «Поэтому торговля ими идет, главным образом, через буфеты и ларьки при организациях» [10].

Продовольственные фонды на протяжении 1948 г. продолжали снижаться. На хлеб и другие жизненноважные продукты они были значительно ниже, чем при карточной системе. Например, фонды по мясопродуктам сократились во втором квартале 1948 г. по сравнению с третьим кварталом 1946 г. в 5,8 раз, животным жирам - в 4,6 раз, маслу растительному и сыру - в 2,5 раза, молоку - в 4,3 раза. Также значительно сократились фонды на муку и крупу. Если в августе 1946 г. пайковый и коммерческий фонд муки составлял 6040 т., крупы - 508 т., то в апреле 1948 г. - 4650 т. и 230 т. соответственно [11].

Таким образом, на протяжении 1946-1947 гг. на территории Пензенской области, как и по всему Советскому Союзу, действовала нормированная система отпуска товаров первой необходимости, официально введенная Постановлением Совета Министров СССР в 1941 г. Однако и после декабря 1947 г. принцип нормированного распределения продолжал действовать. Отсутствие товаров первой необходимости по объективным и субъективным причинам заставляло местные власти устанавливать различного вида ограниче-

ния «развернутой советской торговли». Хлеб, муку, крупу, макаронные изделия, а также многие другие продовольственные и промышленные товары первой необходимости долгое время оставались дефицитом, особенно для сельских жителей.

Большинство установленных послевоенных норм действовала на продолжении десятилетия и была отменена приказом Министерства торговли СССР в 1958 г. Но на часть продуктов, в том числе на хлеб и хлебобулочные изделия, нормы сохранялись до 1963 г., хотя и были пересмотрены в сторону увеличения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). М., 1968. С. 267.

2. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1852. Л. 2об.

3. Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет министров СССР. 1945—1953. М: РОССПЭН, 2002. С. 223.

4. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1852. Л. 2об.

5. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1701. Л. 62-65.

6. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1927. Л. 35.

7. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1701. Л. 62-65.

8. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1927. Л. 18.

9. Там же.

10. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1927. Л. 35.

11. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 2700. Л. 26.

12. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 1851. Л. 37об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.