Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях понимания правовых норм учащимися с недостатками слуха'

К вопросу об особенностях понимания правовых норм учащимися с недостатками слуха Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / УЧАЩИЕСЯ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / RIGHTS / PUPILS WITH IMPAIRED HEARING / CIVIL RIGHTS / DISABILITY RIGHTS / THE EFFECTIVENESS OF LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернов Станислав Александрович

В статье выделены трудности, возникающие при понимании правовых норм у учащихся с недостатками слуха. К числу этих трудностей относятся непонимание правовой информации, отсутствие целостного представления содержания применения правовых норм и дефицит внутренней мотивации изучения этих норм. Выявлены основные причины трудностей в процессе понимания правовых норм учащихся с нарушениями слуха. Показано, что трудности изучения правовых норм учащихся с недостатками слуха связаны с проблемами восприятия, понимания и усвоения правовой информации, а также с неразвитостью категориального осмысления правовых отношений. В статье определены предпосылки повышения эффективности усвоения правовых норм учащимися с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on features of understanding law rules of pupils with hearing lacks

The article highlighted the difficulties in understanding the legal rules for pupils with impaired hearing. These difficulties include: lack of understanding of legal information, the lack of holistic view of the content of legal norms and a lack of internal motivation of studying these rules. The basic reasons for the difficulty in understanding the law pupils with hearing impairments. It is shown that the difficulties of studying law pupils with hearing problems are associated with problems of perception, understanding and mastering of legal information, as well as underdevelopment of the categorical interpretation of legal relations. In this article the background enhance learning law pupils with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях понимания правовых норм учащимися с недостатками слуха»

сти, следующих факторов: вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида).

3. Для снижения индекса агрессивности и, соответственно, остальных факторов потребуется доработка предложенной программы.

Примечания

1. Петров В. Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 195 с.

2. Сорокоумова Е. А. Психология самопознания в обучении. М., 2010. 241 с.

УДК 376.3 (075.8)

С. А. Чернов

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОНИМАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ УЧАЩИМИСЯ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

В статье выделены трудности, возникающие при понимании правовых норм у учащихся с недостатками слуха. К числу этих трудностей относятся непонимание правовой информации, отсутствие целостного представления содержания применения правовых норм и дефицит внутренней мотивации изучения этих норм. Выявлены основные причины трудностей в процессе понимания правовых норм учащихся с нарушениями слуха. Показано, что трудности изучения правовых норм учащихся с недостатками слуха связаны с проблемами восприятия, понимания и усвоения правовой информации, а также с неразвитостью категориального осмысления правовых отношений. В статье определены предпосылки повышения эффективности усвоения правовых норм учащимися с нарушениями слуха.

The article highlighted the difficulties in understanding the legal rules for pupils with impaired hearing. These difficulties include: lack of understanding of legal information, the lack of holistic view of the content of legal norms and a lack of internal motivation of studying these rules. The basic reasons for the difficulty in understanding the law pupils with hearing impairments. It is shown that the difficulties of studying law pupils with hearing problems are associated with problems of perception, understanding and mastering of legal information, as well as underdevelopment of the categorical interpretation of legal relations. In this article the background enhance learning law pupils with hearing impairments.

Ключевые слова: правовые нормы, учащиеся с недостатками слуха, гражданские права, права инвалидов, эффективность правового воспитания.

Keywords: rights, pupils with impaired hearing, civil rights, disability rights, the effectiveness of legal education.

В настоящее время проблема правового воспитания приобретает большое значение, в связи с тем что учащиеся с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в понимании и усвоении правовой информации и поэтому нуж-

© Чернов С. А., 2011

даются в специальном разъяснении содержания правовых норм и правовых терминов. Среди учащихся с недостатками слуха отмечается довольно высокий уровень правонарушений, что делает актуальной и необходимой специальную работу по правовому просвещению данной категории учащихся. Эта работа предполагает изучение основных правовых норм и способов их применения в практике повседневной жизни. Для того чтобы правовое воспитание учащихся с недостатками слуха было достаточно эффективным, важно определить уровень развития знаний учащихся, особенности понимания правовых норм и педагогические условия оптимизации усвоения правовой информации.

Под правовой нормой обычно понимается «рассчитанное на регулирование общественных отношений правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения» [1].

На наш взгляд, знание правовых норм является необходимым условием успешной социализации и адаптации в современном обществе учащихся с недостатками слуха.

Приоритетное значение при изучении правовых норм учащимися с недостатками слуха имеет репрезентация этих норм, от содержания и методики проведения которой зависит полнота, целостность и точность понимания правовых норм учащимися с недостатками слуха.

Для изучения особенностей знаний о правовых нормах детей с нарушениями слуха нами было проведено экспериментальное исследование в старших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №1406 «Центр на Павелецкой» г. Москвы. Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей знаний правовых норм у учащихся с недостатками слуха. В эксперименте приняли участие 90 учащихся с недостатками слуха 10 и 11-х классов.

Выборка испытуемых включала учащихся, различающихся между собой по уровню развития речи, успеваемости и другим релевантным для исследования параметрам.

Предварительные беседы с глухими и слабослышащими учащимися показали, что правовые вопросы вызывают у них определенный интерес. Но при этом учащиеся с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в понимании правовых норм и требований в связи с проблемами восприятия информации, незнанием основных правовых категорий, бедностью социальных представлений и недостатками речевого развития.

Большинство учащихся с нарушениями слуха не владеют правовыми понятиями и не могут объяснить суть основных правовых норм, отражающих и закрепляющих гражданские права и

С. А. Чернов. К вопросу об особенностях понимания правовых норм учащимися с недостатками слуха

обязанности. На требования педагогов большинство старшеклассников с недостатками слуха реагируют положительно, выполняют их просьбы и поручения.

Для экспериментального исследования нами была разработана специальная анкета, направленная на комплексное изучение знаний о правовых нормах, представлений о возможностях их реализации в практике повседневного поведения, мотивации исполнения правовых норм и способности оценивать действия с правовой точки зрения. Данная анкета включала вопросы правового содержания, доступные пониманию старшеклассников. Экспериментальная работа была призвана привлечь внимание учащихся с нарушениями слуха к жизненно важным для них правовым вопросам. В процессе экспериментальной работы не только выявлялись особенности правовых знаний глухих и слабослышащих учащихся, но и определялись условия расширения и уточнения этих знаний, повышения эффективности усвоения правовых норм учащимися с нарушениями слуха.

Разработанная нами анкета включала два блока вопросов. Первый блок анкеты для учащихся включал общие вопросы, позволяющие получить некоторые сведения о личности испытуемых и их знаниях о правах и обязанностях.

Второй блок анкеты включал вопросы, направленные на изучение общих представлений о правовых нормах, знаний конкретных правовых норм, мотивации изучения и особенностей их репрезентации, мотивации исполнения и реализации правовых норм в поведении и способности оценить соответствие поведения этим нормам.

Во втором блоке анкеты особо были выделены вопросы на знание учащимися с недостатками слуха своих прав и обязанностей. Исследование реализации правовых норм в поведении проводилось в связи с изучением склонности учащихся следовать правилам поведения и в связи с анализом развития умений выполнять требования учителей и родителей. Для изучения способности оценивать соответствие поведения правовым нормам выяснялось, что одобряют и что осуждают учащиеся, каково их отношение к нарушениям правил поведения и правовых норм.

Все вопросы анкеты были открытыми, чтобы сделать исследование более информативным и избежать случайного и необдуманного выбора из готовых вариантов, который весьма вероятен при использовании закрытых вопросов.

В ходе проведения эксперимента допускалось разъяснение некоторым учащимся в случае возникновения у них затруднений смысла отдельных вопросов. Около 50% школьников не смогли ответить самостоятельно на основные вопросы первого блока анкеты. Вопросы второго блока при-

ходилось пояснять каждому учащемуся с недостатками слуха через примеры и наводящие вопросы. При этом выяснилось, что большинство испытуемых с нарушениями слуха не владеют такими понятиями, как норма, право, трудная ситуация, документы, совершеннолетний, требование.

Анализ анкет экспериментального исследования показал, что 80% учащихся имеют серьезные проблемы и значительные пробелы в правовых знаниях. Эти проблемы и пробелы слабо осознаются учащимися с недостатками слуха, так как большинство из них, как показали беседы с ними, считают не обязательным знание правовых норм и обязанностей в обществе.

При ответе на вопросы первого блока в обследуемой выборке 60% не понимали вопроса о правах и обязанностях (слово «права» они понимали как «водительские права»). При ответе на вопрос о том, откуда они получили знания о своих правах и обязанностях, три респондента ответили: «ГАИ», - даже не понимая, что имеются в виду гражданские права человека, хотя заранее были приведены примеры гражданских прав человека. Но в целом на вопросы первого блока анкеты учащиеся ответили достаточно полно без грубых ошибок.

Ответы на вопросы второго блока анкеты свидетельствовали о существенных недостатках в знании прав и обязанностей, основных правовых норм и возможностей их применения в поведении.

Ответы на вопросы второго блока анкеты показывали, что многие учащиеся с нарушением слуха недостаточно понимают значение правовых норм, 70% учащихся не знают, для чего нужны эти нормы.

В качестве источников своих правовых знаний учащиеся с недостатками слуха указали школу и учителей (10%), ВТЭК (10%), кодексы РФ (10%), не дали ответа (70%). Ответы учащихся свидетельствовали о незнании многими учащимися правил поведения в общественных местах и правовых норм Гражданского кодекса, регулирующих эту область социального поведения.

В целом можно отметить, что учащиеся с недостатками слуха не владеют правовыми знаниями на необходимом уровне социальной компетентности. Мы полагаем, что это связано с дефицитом внутренней мотивации изучения правовых норм учащимися с недостатками слуха.

По мнению Т. В. Есиковой, «низкий уровень правовых знаний свидетельствует о том, что информированность, осведомленность испытуемого о законодательном регулировании не достигает минимума, необходимого для самостоятельной жизни в современном обществе» [2].

Знания конкретных правовых норм у учащихся с недостатками слуха, как показывает наше

исследование, недостаточно развиты в связи с ограниченностью общего кругозора, неумением использовать источники правовой информации, трудностями понимания и восприятия информации и недостаточным владением категориальной системой, фиксирующей основные правовые нормы. На вопрос о том, с какого возраста человек может работать, были получены следующие ответы: 25% учеников утверждали, что человек может работать с 25 лет, 25% ответили «не знаю», 25% считают, что с 14 лет, 25% ничего не ответили. Таким образом, многие учащиеся с нарушениями слуха ясно не представляют, с какого возраста человек может приступать к трудовой деятельности.

Учащиеся не представляют в полной мере, в чем заключается цель наказания и в связи с какими действиями со стороны учащегося оно применяется. Это определяет необходимость правового просвещения, особого внимания к организации изучения правовых норм.

При изучении правовых норм важно учитывать развитие социальной действительности, изменения нормативной системы, регулирующей социальные отношения. Исследователи усматривают взаимосвязь правовых норм и социальной действительности в том, что «с одной стороны, социальная действительность обусловливает необходимость правового регулирования, закрепляемого в правовых нормах, с другой стороны, нормы права являются фактором, влияющим на общественные отношения, воздействующим на социальную действительность путем её преобразования» [3]. Реализация правовых норм происходит в рамках определенной социальной действительности, связана с ней и зависит от неё. Учащимся с недостатками слуха после окончания школы необходимо иметь крепкую базу правовых знаний, для того чтобы защитить себя от негативных влияний и успешно адаптироваться в современной социальной жизни.

На ключевой вопрос анкеты о том, как учащиеся понимают, что такое правовые нормы, большинство респондентов не ответили ничего (80%) и лишь часть из них указали: «это относится к правам» (20%). К каким конкретно правам относятся эти нормы, нам так и не удалось узнать.

Трудности понимания сущности и содержания правовых норм у учащихся с недостатками слуха связаны с проблемами восприятия информации, незнанием основных правовых категорий, бедностью социальных представлений.

Необходимость обучения правовым нормам слабослышащих и глухих учащихся обусловлена спецификой их развития. При недостаточном знании правовых норм и неразвитом правосознании учащиеся с недостатками слуха в бытовой

сфере характеризуются потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях из-за недостаточного понимания мотивов и причин поведения других людей. Ребенку с нарушениями слуха нередко образ мыслей и жизни, принятый в его окружении, кажется единственно верным. Только некоторые учащиеся с недостатками слуха могут правильно ответить на вопросы о своих правах и обязанностях, об основных правовых нормах, регулирующих гражданские отношения. Значительная часть учащихся с недостатками слуха проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Старшеклассники с недостатками слуха не всегда знают, что правовые нормы закреплены в законах и других правовых актах, за нарушение которых следуют определенные законом санкции.

В целом экспериментальное исследование показало, что у большинства респондентов с недостатками слуха возникают трудности в понимании правовых вопросов, норм и категорий. Интерес к правовым знаниям у учащихся с недостатками слуха существует, но неустойчив ввиду значительных сложностей в усвоении правовой информации. На ряд вопросов анкеты учащиеся с недостатками слуха не смогли дать определенного и развернутого ответа. Трудности понимания правовых норм у учащихся с недостатками слуха связаны с проблемами восприятия информации, незнанием основных правовых терминов, бедностью социальных представлений. У некоторых учащихся с нарушениями слуха возникают большие трудности в понимании не только отдельных правовых категорий, смысла правовых норм, но и содержания ряда простых вопросов, данных в непривычной формулировке.

Понимание правовых вопросов и требований зависит от знания правовых терминов и уровня развития речи учащихся с недостатками слуха. Правовые знания глухих учащихся отличаются от правовых знаний слабослышащих и слышащих сверстников меньшей точностью и структурной четкостью. Мотивация правового поведения у школьников с недостатками слуха носит спонтанный и внешний характер, она не сформирована в необходимой степени для эффективной регуляции поведения. Правовые знания старшеклассников с нарушениями слуха являются недостаточными, и требуется специальная воспитательная работа для расширения и уточнения этих знаний .

Проведенное экспериментальное исследование подтверждает положение о том, что в процессе изучения правовых норм слабослышащими учащимися наблюдается комплекс трудностей, таких, как непонимание правовой информации, отсутствие целостного представления о содержании и применении правовых норм, дефицит внут-

И. В. Запесоцкая. Критерии деформации субъектности 6 состоянии алкогольной зависимости

ренней мотивации изучения этих норм. Это связано с проблемами восприятия, понимания и усвоения правовой информации, а также с неразвитостью категориального осмысления правовых отношений.

Важной предпосылкой оптимизации правового воспитания детей с нарушениями слуха является развитие их речи, понимания базовых категорий, которыми выражены правовые нормы и требования. Без развития речевой культуры трудно формировать у учащихся с недостатками слуха правовые представления и умения применить правовые нормы в практике повседневного поведения и в оценке действий других людей с правовой точки зрения.

Примечания

1. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 305.

2. Есикова Т. В. Формирование правового мышления в детском возрасте. М.: ВЛАДОС, 2009. С. 329.

3. Азаматов Д. А, Миронов А. Н. Социальная детерминированность правовых норм. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 43.

УДК 162.42:616.89-008.441.13

И. В. Запесоцкая

КРИТЕРИИ ДЕФОРМАЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

В статье рассматривается соотношение нормы и патологии субъектности через выявление критериев деформации субъектности в состоянии алкогольной зависимости. Выявлено, что критериями деформации субъектности выступают сбалансированность/ несбалансированность психических процессов, автономность/нарушение автономности, самоактуализация/нарушение процесса самоактуализации.

In the article ratio norm and pathology of the subjectivity by deformation criterion of subjectivity in a condition of alcoholic dependence detection is studied. It is revealed that criteria of subjectivity deformation are equilibrium - disequilibrium of psychic processes, self-sufficiency - disrupt self-sufficiency, self-actualization - failure of self-actualization.

Ключевые слова: субъектность, деформация субъектности, состояние алкогольной зависимости, норма и патология субъектности.

Keywords: the subjectivity, the deformation of subjectivity, the condition of alcoholic dependence, the norm and pathology of subjectivity.

Исходные положения психологии субъекта, берущие начало в философии, были разработаны С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Анань-

© Запесоцкая И. В., 2011

евым и присутствовали, в обобщенном виде, в гуманистическом подходе в психологии. А. В. Бруш-линский, К. А. Абульханова-Славская продолжают и развивают основы психологии субъекта, сформулированные С. Л. Рубинштейном. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру предполагает ощущение первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований [1].

Субъектность есть то, что дает человеку возможность быть причиной самого себя, сохраняя при этом достигнутый уровень подлинности и целостности, и то, что дает одновременно возможность стремиться к подлинности и целостности, постоянно находиться в движении к ним. Субъектность есть то, что дает человеку возможность совершать поступки, в которых трансцендентные ценности становятся реальностью бытия человека для него самого и для мира, становятся существующими, бытийственными. Подлинность и целостность является, открывается человеку в поступке как акте его связи с миром (во внешнем бытии) и обнаруживается, представлена в переживании (во внутреннем бытии) [2].

А. К. Осницкий определяет субъектность как содержательно-действенную характеристику активности, подчеркивающую интенциональность субъекта [3]. Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции.

Субъектность возникает на некотором уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека. Субъектность не существует вне личности. Личность потенциально имеет в себе субъектность. Специфика субъектности заключается во взаимосвязи и взаимозависимости предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, его внутренний мир, прежде всего.

Определяя критерии деформации (патологии) субъектности, определим дефиницию патологии. В психологии на настоящий момент нет единого определения нормы и патологии. В основном данные понятия рассматриваются с точки зрения клинической психологии и не соотнесены с категорией субъектности.

Чаще всего благополучие человека связывается с такой социально-психологической характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.