Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях концептуального слоя художественного пространства фильма А. А. Тарковского «Солярис»'

К вопросу об особенностях концептуального слоя художественного пространства фильма А. А. Тарковского «Солярис» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
625
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЛЯРИС / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ОБРАЗ ДОМА / PERCEPTUAL SPACE / CONCEPTUAL SPACE / SOLARIS / SPATIAL IMAGE / IMAGE OF HOME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стогниенко Александр Юрьевич

В данной статье рассматривается значение художественного пространства произведения искусства и конкретно его концептуального слоя в фильме А.А. Тарковского «Солярис». Автор приходит к выводу, что режиссер создает два пространственных образа, являющихся центром мира для главного героя образа земного дома и образа библиотеки на космической станции, которые являются репрезентацией эмоциональных переживаний героя. Данные образы позволяют раскрыть внутренние глубинные процессы изменения мироощущения героя в динамике кинофильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of peculiarities of conceptual layer of artistic space of the film Solaris by A.A. Tarkovsky

This article examines the meaning of art space works of art and specifically its conceptual layer in the movie A.A. Tarkovsky's "Solaris". The author comes to the conclusion that the director creates two spatial image, being the centre of the world for the main hero the image of the earthly home and image library on the space station, which is the representation of the emotional experiences of a hero. These images allow us to open the internal underlying processes of change of perception of the world of the hero in the dynamics of the movie.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях концептуального слоя художественного пространства фильма А. А. Тарковского «Солярис»»

6. Ершов П.П. Конёк-Горбунок. Стихотворения / сост., подготовка текста и примеч. Д.М. Климовой. - Л.: Сов. писатель, 1976. - 334 с.

7. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. - Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1984. - 540 с.

8. Литературное наследство Сибири. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1969. -Т. 1. - 314 с.

9. НАМ СПГУ 1 - Б - 56 - 1 - 41.

10. НАМ СПГУ 1 - Б - 54 - 16.

11. НАМ СПГУ 1 - В - 30 - 49.

12. НАМ СПГУ 1 - В - 23 - 77.

13. НАМ СПГУ. 1 - В - 67 - 8.

14. НАМ СПГУ 1 - В - 16 - 48.

15. НАМ СПГУ 1 - Б - 27 - 15.

16. НАМ СПГУ. 1 - Б - 16 - 3 - 8.

17. НАМ СПГУ 1 - В - 19 - 4 - 106.

18. НАМ СПГУ. 1 - А - 7 - 1 - 2.

19. Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год - Тобольск: Типография Тобольского губернского правления, 1864. - 202 с.

20. Пётр Павлович Ершов, автор сказки «Конёк-Горбунок». Биографические воспоминания университетского товарища его А.К. Ярославцова. -СПб., 1872. - 200 с.

21. Писаржевский О. Дмитрий Иванович Мен-

делеев (1834-1907). - М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1949. - 482 с.

22. Савченкова Т.П. П.П. Ершов и тобольская семья Жилиных // XIX Ершовские чтения. Межвузовский сб. научных и научно-методических статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. - 208 с.

23. Семейная хроника в письмах матери, отца, брата, сестёр, дяди Д.И. Менделеева. Воспоминания о Д.И. Менделееве его племянницы Н.Я. Губкиной (урождённой Капустиной). - СПб., 1908. - 134 с.

24. Сибирские огни. - 1964. - № 7. - 202 с.

25. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. Т. 1. Ч. 1, 2. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1938. - 268 с.

26. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. Университетский период 1861-1890 гг. - М.: Наука, 1993. - 426 с.

27. Утков В.Г. Гражданин Тобольска. О жизни и творчестве П.П. Ершова, автора сказки «Конёк-Горбунок». - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979. - 144 с.

28. Утков В.Г. Сказочник П.П. Ершов. - Омск: Омское обл. гос. изд-во, 1950. - 168 с.

УДК 778.53

Стогниенко Александр Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

le_shevalier@mail. ги

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СЛОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФИЛЬМА А.А. ТАРКОВСКОГО «СОЛЯРИС»

В данной статье рассматривается значение художественного пространства произведения искусства и конкретно его концептуального слоя в фильме А.А. Тарковского «Солярис». Автор приходит к выводу, что режиссер создает два пространственных образа, являющихся центром мира для главного героя — образа земного дома и образа библиотеки на космической станции, которые являются репрезентацией эмоциональных переживаний героя. Данные образы позволяют раскрыть внутренние глубинные процессы изменения мироощущения героя в динамике кинофильма.

Ключевые слова: перцептуальное пространство, концептуальное пространство, Солярис, пространственный образ, образ дома.

Художественное пространство можно определить в качестве интегральной харак-. теристики «произведения искусства, совокупности тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и в конечном счете наделяют его характером эстетического явления» [2, с. 5].

Художественное пространство делится на три независимых слоя, напрямую не связанных между собой: реальное, концептуальное и перцептуальное. Произведение искусства есть не что иное, как воплощение особой, состоящей из трех пространственных слоев реальности, в которой это произведение существует, подчиняясь собственным внутренним законам. Эти три слоя находятся в вертикальном подчинении

друг другу, то есть «если реальное время и пространство определяют сосуществование и смену состояний реально существующих объектов и процессов, то концептуальное пространство и время представляют собой некоторую абстрактную хроногеометрическую модель, служащую для упорядочения идеализированных событий. Это фактически отражение реального пространства и времени на уровне понятий (концептов), имеющих одинаковый смысл для всех людей. Что же касается перцептуального пространства и времени..., то оно есть условие сосуществования и смены человеческих ощущений и других психических актов субъекта» [1, с. 11].

К первому слою относится реальное пространство, выраженное физически реальным материаль-

ным объектом, представляющим собой воплощение в физическом мире телесной оболочки, в которую заключено произведение искусства. Каждый вид искусства выражается собственным физическим телом. Кинематограф, например, выражается в реальном пространстве кинопленкой, содержащей в себе последовательность изображений и средства для ее трансляции.

В то же время реальное пространство выступает как основа для концептуального пространства. При создании фильма режиссер берет за основу физически объективное пространство, трансформирует его в произведении искусства в концептуальное пространство, которое становится «фоном» для происходящих в художественном произведении событий. Концептуальное пространство приобретает свойство связующего звена между пространством реальным и пространством перцептуальным. Исходя из того, что перцептуальное пространство есть человеческие эмоции и ощущения, то в концептуальном пространстве художник стремится воплотить свою идею и свои художественные образы в форме, понятной значительной части его аудитории.

Наиболее значимым слоем в художественном пространстве является перцептуальное пространство. «Художественное произведение отличается, например, от исторической хроники тем, что его сущность составляет не фабула, не факты и события, моделирующие реальную или воображаемую ситуацию, а тот особый художественный образ, который лежит в подтексте и локализован исключительно в перцептуальном времени и пространстве. Перцептуальное пространство, которое в данном случае имеется в виду, это, прежде всего, пространство представления и воображения и - уже во вторую очередь - визуальное пространство»[1, с. 17].

Важно отметить, что перцептуальное пространство не является дополнением или продолжением концептуального пространства. Более того, восприятие одного в значительной степени исключает восприятие другого; каждое из этих пространств имеет свою собственную систему познания: если концептуальное пространство воспринимается разумом при помощи логических средств, то перцептуальное - воспринимается интуитивно и чувственно. Поэтому необходимо говорить не о взаимосвязи концептуального и перцептуального пространств, а о концептуальном пространстве как об основе, на которой базируется перцептуальное пространство. Так, реально существующие объекты, включенные художником в систему концептуального пространства, обладающие вполне определенными характеристиками и свойствами в реальном мире, в перцептуальном пространстве могут приобретать совершенно иные свойства. Так, космический объект может приобрести признаки разум-

ного существа и оказывать значительное воздействие на находящихся вблизи его людей или физическое пространство, а ограниченное человеком, определенными рамками пространство, вследствие какого-то внешнего воздействия, приобретает сверхчеловеческие способности.

В рамках своего творчества художник старается переработать реальное пространство, преобразовать его, усилив отдельные его стороны с целью акцентировать внимания зрителя на отдельных аспектах того или иного явления, поэтому непосредственное копирование физического пространства является, по сути, неким антихудожественным приемом. Следовательно, уникальность каждого отдельного произведения искусства и заключается в особых модификациях физического пространства, усиленных на уровне концептуального и перцептуального пространств.

Исходя из того, что в одной статье невозможно проанализировать оба вышеуказанных пространства, мы остановимся на анализе исключительно пространства концептуального, содержащего трансформированные объекты реального мира, в котором и происходит действие фильма.

А.А. Тарковский в фильме «Солярис» создает в рамках концептуального пространства два локу-са (под локусом в настоящей статье мы понимаем определенное концептуальное пространство, логически и физически отделенное от остального мира, оказывающее существенное воздействие на создание перцептуального пространства). Первым локу-сом является земной дом отца Криса, вторым - космическая станция на Солярисе с центром в библиотеке. Два этих локуса соединены с помощью путешествия Бертона по городу будущего. С. Силь-вестрони в книге «Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура» пишет об этом эпизоде: «Длинная сцена возвращения Бертона - около семи минут - погружает зрителя в мир будущего. Машины мчатся в темноте бесконечного туннеля, текут в быстрых потоках в трех разных направлениях в город, где не видно ни одного живого существа и все кажется искусственным. <...> Состоянию недомогания, вызванному этим городом, лишенным человеческого присутствия, противопоставляется образ маленького мира около дома отца Криса» [4, с. 87].

Подобное решение проблемы концептуального пространства будет применено Тарковским и в его следующем фильме - «Сталкер». В этом фильме локус мира людей и локус мира Сталкера - Зоны будут соединены длинным путешествием главных героев по железной дороге. Таким образом, два отдельных локуса в концептуальном пространстве как «Соляриса», так и «Сталкера» разделены не только отношением к ним главных героев, но и физически, где путь между ними материализуется в долгое путешествие на экране. И совершенно не

важно, совершено ли это путешествие на самом деле, как это произошло в «Сталкере», где герои действительно по железной дороге перемещаются из одного локуса в другой, или путешествие совершено иллюзорно, где Бертон из интимного и даже камерного мира дома отца Криса перемещается в город будущего, тем самым создавая грань между двумя этими локусами. Граница двух миров обозначается еще и их различными физическими свойствами: герои из обыденного мира попадают в мир фантастический, позволяющий, по словам Тарковского, «приблизиться к трансцендентному» [6, с. 131].

В основе концептуального пространства фильма лежит образ дома. В.П. Филимонов в книге «Андрей Тарковский: Сны и явь о доме» указывает, что «в “Солярисе” впервые у Тарковского отчетливо воплощается архетипический сюжет его творчества: странствие из дома к дому. Начало пути - обиталище отца» [8, с. 208]. Конечно же, «дом» в поэтике Тарковского не есть стены или жилище, это некий концепт, который семантически ближе к понятию «мир»; мир, в котором человек чувствует себя защищенным, с которым его тесно связывает его жизненный опыт. Например, в одноименном фильме Сталкер утверждает, что ему «везде тюрьма», кроме пространства Зоны, в «Ностальгии» Горчаков тоскует не по стенам, но по тому миру, с которым он культурно и духовно связан. В последнем фильме режиссера «Жертвоприношение» концепт «дома» сливается с жилищем главного героя, и при этом все-таки смысловое разделение остается неизменным; стремясь наиболее упростить концептуально пространство фильма, Тарковский ограничивает «дом» героя рамками его жилища, но герой приносит в жертву отнюдь не стены, но тот мир, который и составляет смысл его существования.

Особенность локусов именно в «Солярисе» заключается в нескольких аспектах. Так, два локуса содержательно, но не визуально похожи и даже зеркально отражают друг друга. Филимонов отмечает крайне важный эпизод, который имел место при создании сценария фильма: «Ромадин предложил идти радикальным путем: перенести атмосферу Земли в Космос. Построить декорацию Станции на манер привычной московской квартиры. Вместо иллюминаторов окна с форточками, за форточками - сосульки. Но эту идею не приняли режиссер и оператор из-за опасения, что возникнет комический эффект» [8, с. 201]. В фильме станция приобрела вполне «космический» вид, но здесь важно не визуальное сходство. М.И. Туровская в книге «Семь с половиной» так описывает земной мир Криса: «Подводные длинные травы. Осенние листья на медленной глади воды, бегучий след оранжевой раковины, стремительно ушедшей на дно. Ноги человека среди огромных сырых лопухов. Далекий голос кукушки. Расседланный конь, с цо-

котом промчавшийся мимо. Дождь, шумно обрушившийся на открытую террасу дачи» [7, с. 81]. Едва ли возможно утверждать, что земной мир хоть чем-то визуально похож на мир космической станции, разве что герои, прикрепляя листы бумаги к вентиляции, пытаются хотя бы как-то воссоздать свой потерянный мир. И в то же время если центром земного мира Криса является дом его отца, то центром мира на Солярисе является библиотека -единственное человечное место в космосе. Следовательно, два локуса имеют одинаковую «человечную» сердцевину, а содержание локуса дома на земле становится нравственным основанием для самопознания главных героев в космосе.

Что же касается смысловых значений, определенных каждым из двух локусов, то «можно сказать, что в земных сценах ничего не происходит. В них происходит жизнь» [7, с. 81], в то время как на станции библиотека, «где бы она ни находилась, оказывается в самом центре вселенной, является точкой скрещения мнений и судеб, культур, перекрестком между жизнью и смертью, бытием “здесь” и “там”. Именно здесь, в библиотеке, произносятся “главные” слова и принимаются решения, делающие бесповоротным выбор каждого из героев. Казалось бы, вполне обыкновенные реплики и поступки героев, оброненные и совершенные в библиотеке, в течение одного эпизода, являются результатом огромной мыслительной и душевной работы каждого, квинтэссенцией всего их жизненного опыта и самовыявлением того, что составляет существо каждого из них» [3, с. 271]. Герои постигают через космос, через локус космической станции одну из основных идей всего фильма, которую выразил Снаут: «Мы вовсе не хотим завоевывать никакой космос, - мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами, нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало».

Эффект зеркальности и завершенности цикла создается в тот момент, когда Солярис под воздействием тяжелого излучения изменяет предмет создаваемой им иллюзии: внутренние переживания героев, материализованные в их «гостях», сменяются, по крайней мере для Криса, образом утраченного дома, места, куда, по всей видимости, герой уже никогда не вернется. В замкнувшемся круге, когда земной мир объединился с миром космическим, концептуальное пространство сливается в единый образ, являющийся ответом на духовный кризис не только Криса и других обитателей станции, но и всего человечества. Тарковский в «Запечатленном времени» пишет: «Духовный кризис -это попытка найти себя... состояние духовного кризиса - удел всех тех, кто ставит перед собой духовные проблемы. Душа жаждет гармонии, а жизнь дисгармонична. В этом несоответствии стимул движения, истоки нашей боли и нашей надежды одновременно» [5, с. 314-315].

Попытка Тарковского обратить внимание на проблемы, поставленные им в фильме, решается посредством создания двух слоев художественного пространства. Безусловно, перцептуальный слой несет наиболее сильную смысловую нагрузку, и в то же время понимание соотношения двух локусов, сливающихся в конце воедино в рамках концептуального слоя, позволяет определить композиционное строение фильма, акцентировать внимание на наиболее значимых его эпизодах, понять систему распределения смыслов в различных эпизодах фильма. Режиссер, проводя сравнительный анализ двух миров, позволяет, возможно, в некотором гипертрофированном виде, сопоставить бытие первого посредством преломления вторым. Этот прием, как мы уже писали, не является уникальным в поэтике Тарковского, можно даже сказать, что это всего лишь его первая попытка, но определение данной модели позволяет приблизиться к пониманию всей архитектоники концептуального пространства в творчестве Тарковского.

Библиографический список

1. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере

искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. - С. 11-34.

2. Никитина И. Н. Пространство мира и пространство искусства. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 210 с.

3. Перепелкин М.А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания: монография. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. -480 с.

4. Сильвестроне С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура: пер. с итал. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.

5. Тарковский А.А. Запечатленное время. - М.: ЭКСМО, 2002.

6. Тарковский А.А. Мартиролог. - М.: Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008.

7. Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. - М.: Искусство, 1991. -256 с.

8. Филимонов В.П. Андрей Тарковский: Сны и явь о доме. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 453 [11] с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.