УДК 101.1:316 (470+571)
Шишиморова Ю.И. К вопросу об особенностях
философского анализа личности в отечественной социально-антропологической мысли XXI в.
В статье рассматриваются методологические подходы (художественный, символический, богословский, религиозно-философский и другие) к понятию «личность».
Ключевые слова: человек, личность, аналитическая традиция, методология.
Shishimorova Y.I. To the question of the philosophical
analysis of a personality in the native social anthropological conception of the XIX -beginning of the XX century
The methodological approaches to the notion "personality" (artistic, symbolic, theological, religious philosophical and others) are examined in the article.
The key notions are: a human being, personality, analytical tradition, methodology.
Проблема человека, личности остается одной из важнейших в отечественных и зарубежных исследованиях настоящего времени. Она приобрела особую актуальность в связи с противоречивостью,неустойчивостью современного мира, многообразием ценностных ориентаций и установок. Динамичный характер общественного развития порождает немало проблем, касающихся вопросов существования человека, его сущности.
На сегодняшний день в отечественной социально-антропологической мысли не сложилось доминирующей позиции анализа человека/личности.
Вызывает затруднение освоение религиозно-православных традиций в антропологических исследованиях. Происходит поиск органических представлений о личности, который учитывал бы особенности отечественной истории, традиционные ценности русского самосознания (духов-
ность, вера, нравственность, творчество) и соответствовал современным тенденциям социокультурного развития. В этой связи представляет значительный интерес исторический период XIX - начала XX века, когда круг философско-гуманистических идей отечественной социально-антропологической мысли определял основные направления теоретических поисков в исследовании человека.
В русской аналитической традиции XIX - начала XX века представлены разнообразные подходы к данной проблеме. Это продиктовано механизмом взаимопроникновения различных точек зрения отечественной мысли.Разнообразныемировоз-зренческие, философские, социальные установки определенным образом соотносились с традиционными православными основами. Данная тенденция способствовала тому, что в центре внимания мыслителей находился человек не как природное
Юлия Ивановна Шишиморова - старший преподаватель кафедры философии и социологии Орловского государственного аграрного университета.
существо, а как уникальная духовная личность, смысл коллективного и индивидуального бытия.
При анализе особенностей понимания личности, сущностных характеристик ее жизнедеятельности можно выделить ряд методологических подходов, которые использовались отечественными исследователями данного периода: религиозно-философский, богословский, исторический, компаративный анализ, экзистенциальные аспекты рассмотрения личности (проблемы жизни, смерти, смысла жизни). Особо следует отметить художественный метод анализа человека, который широко использовался как на ранних этапах развития отечественной культуры, так и в художественно-публицистических произведениях более позднего периода.
Обращаясь к истории данного вопроса, следует отметить, что первые шаги в изучении человека были предприняты в древнерусской литературе. На ранних этапах ее развития были широко представлены художественный и символический методы. Они существовали в средневековом миропонимании в нерасторжимом единстве. Однако их соотношение в рамках отдельного произведения не было одинаковым. Во многом это было обусловлено характером самого источника. Тема личности, не выделяемая специально, звучит в апокрифической литературе, агиографии, эпических произведениях, летописях и т.д. Художественный метод осмысления действительности, который сформировался на основе образно-поэтического мировосприятия, достиг определенного уровня еще в дохристианский период и нашел отражение в народной культуре: фольклоре, мифологических представлениях, обрядовых действах.
Однако анализ представлений о человеке в языческой культуре связан с определенными трудностями в том плане, что отсутствуют древние письменные источники, которое позволили бы выявить особенности рассмотрения человека в этот период. Об антропологических представлениях дохристианской Руси можно судить по содержанию произведений, дошедших до нас в литературе более позднего времени, таких, как «Слово о полку Игореве», «Голубиная книга» и других.
Для средневекового сознания характерным являлось символическое мироощущение, весь окружающий мир носил двоякий характер. С одной стороны, вещи и явления воспринимались человеком непосредственно через практическую жизнь, с другой - имели свой скрытый, сакральный смысл. В связи с этим существовала символика растений, животных, цвета, числа. Весь мир представлял собой тайну, которая особым образом отражалась, интерпретировалась, и человек представлял собой существо, нерасторжимо связанное с природой. Символическое представление о мире и человеке было унаследовано и особым образом использовано православием.
Принятие Русью православия способствовало обогащению образа человека и его характеристик. Произошло взаимодействие славянской культуры, устного народного творчества и христианства. Языческие аспекты мышления на уровне верований, бытовых форм оказались непреодолимыми. Фольклорно-мифологическое мировосприятие древних славян было переосмыслено в недрах русской православной культуры. В этих условиях происходит трансформация понимания человека.
Основное внимание в русской православной мысли уделяется не поведению человека, а его внутреннему складу. В этой связи следует обратить внимание на роль славянского языка в данном процессе. Древнерусское слово-образ смогло гармонично выразить сложные представления христианского мировоззрения. Характерным являлось не только употребление метафор, сравнений, но и особое мастерство, которое позволяло передавать самое главное в излагаемом. Как отмечал Д.С. Лихачев: «Русский язык оказался способным выразить все тонкости отвлеченной богословской мысли, воплотить в себе изощренное ораторское искусство церковных праведников, передать сложное историческое содержание всемирной и русской истории, воспринять в переводах лучшие произведения общеевропейской средневековой литературы»1.
Синкретический характер русской социально-антропологической мысли, присущее ей особое свойство выступать в оригинальных формах способствовали дальнейшему развитию художественного
метода в анализе человека. Данный прием, начавший свое формирование на ранних этапах развития отечественной культуры в апокрифах, в произведениях древнерусской литературы, в XIX веке находит продолжение в художественном творчестве и публицистике (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь). Так, Н.В. Гоголь обращается к анализу человека в сборниках «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Правила жития в мире». В публицистике и духовной прозе он рассматривает проблемы кризиса личности, причину которого видит в распаде целостности самого человека, в утрате внутренней духовной основы, с одной стороны, и разрушительном влиянии социальной среды - с другой. В своем художественном творчестве («Ревизор», «Мертвые души» и других произведениях) он обращается к тонкой выписке пороков и негативных характеров (старосветские помещики, чиновники, провинциальные обыватели). Его герои - это люди, отчужденные от своего внутреннего мира. Они отождествляют себя с местоположением на социальной лестнице, являясь частями большого общественного организма. Подобное существование, по мнению автора, приводит человека к необратимому превращению в бездуховное существо, к потере личности, внутреннего Я.
Традиции художественного слова, заложенные Н.В. Гоголем, имеющие в своей основе духовное содержание, продолжают дальнейшее развитие, но в более глубоком психологическом ключе в творчестве Ф.М. Достоевского. Он, используя данный прием рассмотрения, обращался к анализу человеческой природы в ее бездонности, безграничности, раскрывая тем самым глубокую сущность души человека - ее сложность и многогранность. Противоречивость личности, ее способность к добру и злу составляют ведущую тему произведений автора. На первом месте у Ф.М. Достоевского оказывается метафизическое измерение человека, попытка объяснения многих парадоксальных особенностей его жизни, самых глубинных ее оснований. Он стремится проникнуть в суть души человека, понять причины ее падения и вершины святости. Его твор-
чество можно рассматривать как открытый общественный диалог о нравственных основах человеческой жизни.
Аналитические процессы в исследовании человека протекали в условиях исторических трансформаций, во многом отражая их особенности. С принятием Русью православия для отечественных мыслителей ведущими становится религиозно-догматический, затем религиозно-философский взгляд на человека. Однако следует отметить отдельные разрозненные попытки светского анализа человека в виде княжеских посланий, наставлений, личной переписки («Поучение» Владимира Мономаха).
По мере сближения с западноевропейской аналитической традицией отечественные мыслители отчасти заимствовали методологические приемы антропологического анализа. Однако это не являлось препятствием в выработке самостоятельных и оригинальных позиций в исследовании человека. По мнению С.Л. Франка, в России в XIX-XX веках возникла значительная философская литература, которая вооружена всеми методами западноевропейской мысли, но в то же время глубоко связана с особенностями национального типа мышления и может претендовать на всеобщий интерес вследствие своей оригинальности и по значимости своих результатов2. В течение XIX века складывается единство православной традиции и новых форм философского анализа, где особое внимание уделяется духовным, этическим и эстетическим аспектам рассмотрения личности. Проблемы человека начинают исследоваться и с философско-теоретических позиций, в рамках науки, светской литературы,публицистики.
Русская цивилизация развивалась в русле социокультурного пространства православия. Это определило особенности и черты в поведении человека: коллективизм русского народа, внутренняя гармония, глубокая вера, смирение. Христианская идея личного спасения, которая получила распространение в западноевропейских странах, не получила развития на Руси. Это связано с социальными (община) и психологическими особенностями
русского человека. На Руси складывалось иное понимание жизненных ценностей, где спасение мыслилось через покаяние, подвижничество, соборное единение.
Методологическая основа богословского, затем религиозно-философского анализа в познании человека формировалась на православном мировоззренческом фундаменте. Истоки данной аналитической традиции закладывались в трудах Феодосия Пе-черского, Нила Сорского и Кирилла Туровского, Даниила Заточника и других. Славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) явилось тем направлением, которое продолжило в XIX веке святоотеческую традицию рассмотрения человека. В дальнейшем методологические установки славянофилов находят продолжение и развитие в творчестве В. Соловьева, Н. Бердяева и Л. Карсавина.
В рамках данной аналитической традиции православие рассматривается в качестве духовной основы личности, существование которой определяется влиянием нравственных начал. Проблемы христианской веры и православные истины в жизнедеятельности человека являлись объектом исследования представителями данного направления. В качестве ключевых элементов, пронизывающих все сферы бытия русского человека, представители религиозно-философской аналитической традиции обращались к категориям «веры», «любви», «добра», «блага», «духовной свободы», «истины», «милосердия», «соборности» и др.
Русская религиозная мысль исходила из апофатической концепции личности, рассматривая ее как высшую тайну, ценность, не зависящую от социальных характеристик. Данная тенденция анализа человека восходит к Феодосию Печерскому, исихаз-му, Ф.М. Достоевскому, В. Соловьеву, творческому наследию ранних славянофилов. По мнению А.С. Хомякова, И.В. Киреевского и других, христианство способствовало выделению человека из массы и становлению представления о свободной личности, которая способна самореализоваться.
Особенностью отечественной религиозно-философской аналитической традиции является понимание человека через этические и эстетические категории. Этическое измерение человеческой личности
в отечественной публицистической, художественной и философской мысли составляет ее фундаментальную характеристику. В окружающем мире все так или иначе связывалось с отношением добра и зла, что позволяло русским мыслителям выявлять связь социальных и исторических процессов с их нравственными основаниями в жизнедеятельности человека.
Так, особое место в творчестве отечественных мыслителей занимает категория «любовь». В процессе рассмотрения человека философы связывали веру и любовь. Данные понятия позволяли раскрывать внутреннюю, духовную основу личности. Без Бога любовь невозможна, она приобретает естественную основу, только когда осуществляется в Боге. Исходными принципами их рассуждения являлись понимание религии и любви к ней и, как следствие, любовь человека к человеку. В художественном и философском наследии Ф.М. Достоевского можно отметить особую мысль о том, что «без подлинной любви нет ни настоящего духовного преображения, ни твердого нравственного развития, ни действенного преодоления несовершенства межличностных отношений...»3. По мнению А.С. Хомякова, любовь является принципиальной характеристикой личности. Н.А. Бердяев, продолжая данную традицию, утверждает, что любовь - это путь к осознанию себя как личности и пониманию другого человека какличности.
В. Соловьев признает метафизический смысл любви как единство в Боге. В широком смысле любовью является «всякое идущее изнутри соединение многих»4. В жизни человека смысл любви определяется «... в способности жить не только в себе, но и в другом»5. Категория «любви» в русской религиозной философии выступала как сила, которая направляла человека к добру, на путь самопознания. Без нееличность была несостоятельна и даже невозможна.
Характерной гранью в изучении человека являются понятия «добра» и «блага». В отечественной философии эти категории находятся во взаимосвязи и некоторой тождественности. Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов считали, что идея добра присуща человеку от природы. Эти
категории позволяли выявить основы нравственного совершенствования человека. Вся целенаправленная деятельность человека ориентируется на достижение добра и блага.
Стремление к добру является естественным для человека, но моральный характер оно приобретает только благодаря свободе. Она выступает в качестве одного из коренных свойств человека. Свобода задана человеку. По мнению А.С. Хомякова, основания свободы находятся в разумной воле как фундаменте личности. Достоинство человека, его свобода определяются источником,из которого вытекают его нравственная жизнь и деятельность в мире. Свобода в человеке, как Божья идея, замысел, задача, проявляется в личности.
С проблемой моральной свободы человека неразрывно связана категория «зла». Проблема соотношения добра и зла, заданная православным сознанием, является ключевой в работах ряда отечественных мыслителей. Н. Лосский видел источник зла в недостатке любви и вражде между людьми. Это является, по его мнению, причиной утраты человеком всей полноты жизни. Н.А. Бердяев причину зла видел в самом существовании человека, так как в основе бытия лежит свобода, которая присутствует в человеке как дух и неограниченное творчество. И.А. Ильин, затрагивая проблему соотношения добра и зла, подчеркивал, что выбор должен делать сам человек.
В творчестве Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и других мыслителей одним из аспектов рассмотрения человека являлся поиск духовной Истины. Человек путем преодоления противоречивой природы своих знаний и двойственности своей природы, сочетая в себе земное и божественное, движется по пути к Истине. В русской философии происходило объединение всех форм познания: теоретического, практического, религиозного, духовного. Русский человек ищет не множество истин, а Истину одну или правду. Поиск истины осуществляется человеком в повседневном духовном опыте. Знание о человеке являлось средством его формирования как духовного существа. Знать истину оз-
начало жить в ней. Как пишет С. Франк: «В двуедином смысле «правда-истина» и «правда-справедливость» свидетельствуют о том, что истина в этом смысле есть то, чему служат каждый шаг нашей жизни, ...то, чему посвящены все наши стремления... Таким образом, постигая последнее как правду, мы имеем в нем истинную, глубочайшую первооснову всего сущего»6. Истина русскими философами понимается не только в гносеологическом плане, а в большей степени онтологическом, как нравственная категория.
Эстетические аспекты понимания личности в отечественной философской и художественной мысли имеют особый характер. Понятие красоты отражало не внешнюю характеристику человека, а внутреннее, духовное совершенство и гармонию. Еще в древнерусской агиографической литературе сложился и утверждался в качестве идеала образ святого человека. Святость рассматривалась в древнерусской православной культуре как высшая ценность и ступень духовной красоты человека. Образ святого человека приобретал значение нравственного совершенства.
В русской философии понятие «красота» позволяло раскрыть единство внутренней сущности и объективного проявления человека. Она не ограничивается чисто внешним содержанием красоты человека, его пропорций (как в античной культуре), она трактуется более широко, на духовном уровне. Идея красоты души как высшего синтеза духа и тела была одной из ведущих в русской социально-философской мысли. Ф.М. Достоевский отождествлял понятия красоты и идеала. «Красота - образно представленная возможность лучшего»7. Писатель предполагал, что, имея в своем сознании этот идеал, человек всегда будет к нему стремиться. В. Соловьев показывает красоту человека через анализ красоты природы.
Особая роль в отечественной аналитической традиции принадлежит понятию «соборность». Это одна из важнейших духовных ценностей русского национального самосознания, которая сформировалась под влиянием православия. Учение о соборности становится ведущим в творче-
стве славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Основное внимание в анализе процесса становления человека они уделяют не социальной среде, а глубокой его трансформации, формированию человека как соборной личности. Основные свойства, характеризующие такую личность, это телесная, душевная, духовная организация, которая проявляется в причастности к труду, любви к ближнему, прочной вере и т.д. Данные качества и вытекающие из них чувство долга, честь, совесть, ответственность являются внутренними ценностями человеческого сердца. Учение о соборности продолжает в своем творчестве Н.А. Бердяев. Он подчеркивает, что соборность является имманентным качеством личности, личной совести8.
Образ человека созданный православной антропологией, является глубоким и многомерным. Этот идеал «... сформированный в основных чертах полтора тысячелетия тому назад, по сей день остается скорее уж впереди нас, нежели позади. Он остается, таким образом, не только не раскрытым, но также еще и не устаревшим, непревзойденным - и потому не утрачивает способности оказаться нужным и ценным для современной мысли, современных духовных поисков.»9.
Таким образом, в отечественной религиозно-философской, художественной мысли понимание человека, личности осуществлялось через объединение этических, эстетических и смысложизненных измерений бытия. В центре внимания русских мыслителей находились экзистенци-ально-персоналистические акценты,которые были объединены православно-религиозными началами.
В XIX веке происходит оформление светского социально-философского анализа сущности человека. Данное направление антропологического знания было представлено разнообразными направлениями анализа, которые выстраивались на основе разнообразных социально-философских, политико-идеологических, мировоззренческих подходов. Отдельные разрозненные попытки такого рассмотрения человека осуществлялись на ранних этапах отечественной мысли в виде княжеских посланий, наставлений, личной
переписки («Поучение» Владимира Мономаха). Объективность появления данного подхода в дальнейшем была обусловлена особенностями послепетровского развития отечественной истории. Либералы (западники), революционные демократы, марксисты вырабатывают противоположные традиционной религиозно-православной аналитической традиции аспекты исследования человека. В работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и др. переосмысливается философское наследие И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и высказываются идеи социальной и материалистической направленности в рассмотрении человека. Одним из первых к осмыслению проблем «личность и общество», «личность и история» обращается В.Г Белинский. По его мнению, личность является предпосылкой и продуктом общества, субъектом исторического процесса. Человек всецело зависит от общества, которое его формирует (отсюда идея необходимости социальных изменений). Являясь частью природы, человек деятельно ей противостоит10. Материалистические и социальные аспекты рассмотрения человека в творчестве В.Г. Белинского, Н.Г.Чернышевского были унаследованы народниками и оказали влияние на русский марксизм.
В работах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина определяющим являлся социологический и социально-политический анализ личности. В качестве основных аспектов антропологического анализа рассматриваются идеи подчинения человека интересам общества, приоритета социальных интересов над личными, необходимость формирования человека нового типа, преданного делу коммунизма. Данная тенденция получает дальнейшее развитие в отечественной (советской) философской мысли XX века.
Развитие аналитической традиции рассмотрения человека в отечественной социально-антропологической мысли XIX -начала XX века осуществлялось в различных плоскостях. В религиозно-философской мысли основное внимание уделяется глубокой духовно-религиозной трансформации человека, формированию его как соборной личности. В рамках светского социально-философского анализа основное внимание уделяется социальной
среде, политической сфере, которые оказывают определяющее влияние на личность и ее жизнедеятельность. В отличие от марксистских концепций конкретно-исторического классового человека в русской религиозно-философской аналитической традиции развивается понимание личности в качестве нравственного, духовного существа. Социальные аспекты в жизнедеятельности человека не сводятся к существующим общественным отношениям, а рассматриваются в качестве глубинной культурно-исторической памяти.
Рассмотренные особенности антропологического анализа позволяют выявить определенные аспекты в понимании личности. Отечественные мыслители видели источник целостности человека не столько в эмпирических основаниях, сколько в трансцендентальных, духовных, нравственных началах. Данные критерии сохраняли значение на протяжении истории и остаются востребованными в условиях развития современного социально-философского знания.
1 Лихачев Д.С. Вступительная статья // Повесть временных лет. М.: Мысль,1950. Ч. 2. С. 29-30.
2 Русская философия. Новые исследования и материалы. (Проблемы методологии и методики) / Под ред. проф. А.Ф.Замалеева. СПб.: Изд.-торгов. дом «Летний сад», СПб. философское общ-во, 2001.
3 Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «закон любви»: (Нравственная философия Достоевского): Из цикла «История этических учений» // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». № 5. М.: Знание, 1991. С. 33.
4 Соловьев В.С. Сочинения о Богочеловече-стве // Соч. в 2 т. М., 1989. С. 103.
5 Соловьев В.С. Смысл любви // Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 507.
6 Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990. С. 442.
7 Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Худож. лит., 1986. С. 114.
8 См.: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
9 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 278.
10 См.: Поляков М.Я. Виссарион Белинский. Личность - идеи - эпоха. М., 1960.