Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе'

К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3839
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климчук Светлана Владимировна, Гурова Вера Александровна

Данная статья посвящена вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе. Представлена система управления государственным долгом в Российской Федерации, которая включает цель, задачи, информационную базу, основные принципы, индикаторы (показатели), связанные с долгом, способы (методы) управления и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе»



SCIENCE TIME

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Климчук Светлана Владимировна, Гурова Вера Александровна, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь

E-mail: edanver@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе. Представлена система управления государственным долгом в Российской Федерации, которая включает цель, задачи, информационную базу, основные принципы, индикаторы (показатели), связанные с долгом, способы (методы) управления и результат.

Ключевые слова: государственный долг, эффективность управления, методы оптимизации, государственные заимствования, долговая нагрузка.

На сегодняшний день проведение исследования методов управления государственным долгом Российской Федерации на современном этапе является особенно актуальным с учетом значительного наращивания объемов государственных заимствований на внутреннем рынке в условиях преодоления финансовых санкций.

Согласно анализу современного состояния государственного долга Российской Федерации, следует отметить, что за 2009-2014года наблюдается значительное увеличение как внешнего, так и внутреннего заимствования. Превалирование внутреннего долга над внешним связано с политикой замещения внешнего долга внутренним. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте. В процентах к ВВП за анализируемый период государственный долг вырос с 6,65% до 12,0% [1].

Согласно проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы, расходные обязательства по обслуживанию государственного долга Российской Федерации

определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2015-2017 годы (табл.1) [2].

Таблица 1

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга

Российской Федерации

Показатель 2014го д Закон 349-ФЗ 2015год 2016год 2017го д Проект

Закон 349-ФЗ Проект Закон 349- ФЗ Проект

Обслуживание государственного и муниципального долга, всего 432,4 503,7 459,7 568,6 529,2 594,3

В том числе

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации 334,8 392,3 354,4 445,2 410,2 461,3

Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации 97,6 111,4 105,3 123,4 119,0 133,0

Согласно данным, представленные в таблице 1, следует отметить, что расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2015 -2017 годах будут возрастать. Это, в свою очередь, связано с необходимостью обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований, а также ростом государственного долга Российской Федерации и курса доллара США к рублю.

Так, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2015 году увеличатся на 5,9% по сравнению с 2014 годом и составят 354,4 млрд. рублей, в 2016 году - на 15,7% по сравнению с

2015 годом и составят 410,2 млрд. рублей, в 2017 году - на 12,5% по сравнению с

2016 годом и составят 461,3 млрд. рублей [2].

Несмотря на наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации (табл.2) [2].

Таблица 2

Объем государственного долга Российской Федерации

Наименование 2014год Закон 349-ФЗ 2015год 2016год 2017год Прогноз

Закон 349-ФЗ Проект Закон 349-ФЗ Проект

Объем государственного долга Российской Федерации*, всего 9 257,9 11193,9 10249,6 12449,0 11582,3 12996,0

%% ВВП 12,9 14,1 13,5 14,3 14,1 14,5

из них: государственные гарантии 3021,1 3619,8 3267,6 3878,4 3609,9 3901,3

В том числе:

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации 6888,5 8466,5 7786,6 9335,5 8652,8 9777,3

% к общему объему 74,4 75,6 76,0 75,0 74,7 75,2

из них: государственные гарантии 2211,2 2734,4 2592,1 2836,9 2688,8 2846,0

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 2369,4 2727,4 2463,0 3113,5 2929,9 3218,7

% к общему объему 25,6 24,4 24,0 25,0 25,3 24,8

из них: государственные гарантии 809,9 885,4 738,5 1041,5 921,0 1055,3

В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне менее 15% ВВП.

Согласно международному опыту управления государственным долгом, такие страны, как Ирландия, Швеция, Дания, Новая Зеландия, используют методы управления государственным долгом, нацеленные на снижение затрат и риск в его обслуживании. При этом для оценки эффективности управления долгом обычно используется теоретически сконструированная базовая модель долгового портфеля с подразделениями по видам валют, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерным графиком долговых платежей. К аналогичным подходам в управлении долгом стремятся также такие страны, как Бельгия, Португалия, Италия, Австралия, Колумбия, Аргентина [3].

В свою очередь, на принятие решений по выбору методов управления

государственным долгом влияют, в основном, такие факторы, как доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований [5].

Проанализировав состояние государственного долга в Российской Федерации за 2009-2014годы [1], международный опыт управления государственным долгом [3, 4] и проект федерального бюджета на 2015-2017 годы [2], а также изучив эффективность управления государственным долгом в Российской Федерации [5], по нашему мнению, следует представить систему управления государственным долгом в Российской Федерации, которая включает цель, задачи, информационную базу, основные принципы, индикаторы (показатели), связанные с долгом, способы (методы) управления и результат (табл.3).

Таблица 3

Система управления государственным долгом в Российской Федерации

Цель Обеспечение минимизации предполагаемых затрат на обслуживание долга и издержек, связанных с хранением ликвидных активов, в средне- и долгосрочной перспективе, принимая во внимание приемлемый уровень риска

Задачи Оценить: наличие нормативных документов, определяющих функции и ответственность всех участников процесса погашения внутреннего и внешнего долга; наличие методики, которая обеспечивает полноту и достоверность учета, отражение в учетных регистрах и отчетности об исполнение бюджета операций по финансированию и списанию долга; привлечение средств в федеральный бюджет; урегулирование государственного долга в форме различных долговых бумаг; сокращение расходов федерального бюджета за счет досрочного выкупа

Проанализировать:

коммерческий риск;

валютный риск;

политический риск;

экономическии риск;

системный риск

риск ликвидности;

процентный риск;

Способы Унификация,

(методы) управления Конверсия, Консолидация

продолжение таблицы 3

Информационная база Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения государственных заимствований и государственной задолженности, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статистическая информация, опубликованная на официальных сайтах российских министерств

Основные принципы Гласность

Доступность

Подотчетность

Гарантия

Индикаторы (показатели), связанные с долгом Отношение внешнего долга к экспорту

Отношение внешнего долга к ВВП

Средняя процентная ставка по внешнему долгу

Средний срок погашения обязательств

Доля внешнего долга, выраженного в иностранной валюте в общей сумме внешнего долга

Результат поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны

создание оптимальной структуры государственных займов, выполнение обязательств по которым сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для экономики страны

минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам

согласование с финансовой и экономической политикой в целом по обслуживанию внутреннего и внешнего долга

создание единой системы управления долгом с целью координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств

Источник: составлено авторами

С целью оптимизации государственного долга можно предложить следующие методы управления, представленные ниже.

Унификация государственных займов, что предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, в результате чего упрощается работа и сокращаются расходы государства по системе государственного кредита.

Конверсия государственного долга - замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления

государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т.д.;

Консолидация - сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам. Для экономики зарубежных стран, таких как Франция, Испания и Италия последовательная консолидация остается основным способом обеспечения среднесрочной финансовой стабильности, а для ряда других европейских экономик с высоким государственным долгом (Португалия, Греция, Венгрия, Словения, Кипр), в том числе зависящих от внешнего финансирования, это, практически, единственная опция.

Согласно проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы, долговая политика будет направлена, в первую очередь, на:

- поддержание долговой нагрузки, то есть отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП не должно превышать 15-20%;

- снижение расходов на обслуживание государственного долга, то есть доля в общем объеме расходов федерального бюджета не должна превышать 10%;

- соблюдение показателей и индикаторов, которые установлены государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»;

- на развитие внутреннего рынка капитала.

Что позволит:

- достичь организацию прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними;

- создать единую базу данных и единую систему управления государственным долгом, систему мониторинга и управления частной и корпоративной задолженностью, действенную систему оценки и предупреждения негативного воздействия рисков, которые присутствуют в процессе управления государственным долгом;

- разработать систему ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом, а также выделить пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Литература:

1. Внутренний долг Российской Федерации // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/.

2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/.

3. Гурова В.А. Эффективность управления долгом страны: мировой опыт / В.А. Гурова // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: материалы научно-практических семинаров за октябрь-декабрь

2014 года. / Под общ. ред. С.В. Климчук. — Симферополь, 2014. — С.197—203.

4. Гурова В.А. Проблемы государственного долга в развитых и развивающихся странах / В.А. Гурова // Современная экономическая наука: новые гипотезы, тенденции и перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 26-27 февраля 2015 г. Луганский университет им. В.Даля, С. 168-171.

5. Жеребцова О.И. Эффективность управления государственным долгом в Российской Федерации / О.И. Жеребцова, В.А. Гурова // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: Сборник материалов научно-практических семинаров кафедры "Финансы и кредит", март

2015 г. / Под общ. ред. С.В. Климчук. — Симферополь, 2015. — С.118 — 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.