Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста»'

К вопросу об определении понятия «Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна

Статья посвящена проблеме дефиниции понятия «профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста» в контексте психолого-педагогических исследований. Анализируются сущность представленного понятия, определяются компоненты и перспективы развития профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в контексте профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Definition of the Future Specialist’s Professional and Moral Stability

The article is devoted to the definition of professional and moral stability within the framework of psychological and pedagogical research. The essence of the notion is analyzed; its structural components as well as prospects for development of the future specialist’s professional and moral stability in the sphere of professional education are defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста»»

УДК 37.02

СВЕжЕНцЕВА Ирина Борисовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, соискатель кафедры педагогики психологического факультета Белгородского государственного университета. Автор 9 научных публикаций

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОйчИВОСТЬ

БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА»

Статья посвящена проблеме дефиниции понятия «профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста» в контексте психолого-педагогических исследований. Анализируются сущность представленного понятия, определяются компоненты и перспективы развития профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в контексте профессионального образования.

Ключевые слова: устойчивость, нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, профессионально-нравственная устойчивость.

В настоящее время в системе образования Российской Федерации проводится ряд реформ, которые направлены на качественную модернизацию данной отрасли. В связи с чем проблема профессионально-нравственного развития будущего специалиста приобретает особое значение. Проблема сущности и условий формирования устойчивости личности в различных областях жизнедеятельности является весьма актуальной в современной науке и практике.

Анализ философской, психологической и педагогический литературы с целью осмысления

© Свеженцева И.Б., 2013

основных категорий профессионально-нравственной устойчивости личности показал, что в науке данная проблема имеет многоаспектные исследования, посвященные изучению устойчивости личности как в целом, так и в различных сферах жизнедеятельности. Имеются исследования проблем нравственной устойчивости личности и особенностей профессионального развития будущего специалиста различных отраслей1.

В чем состоит своеобразие профессионально-личностного развития будущего специали-

ста? В своем исследовании проблемы формирования профессионально-нравственной устойчивости личности будущего специалиста мы опираемся на работы И.Ф. Исаева, И.Д. Луш-никова, В.Е. Пенькова, П.Е. Решетникова, В.Э. Чудновского, в которых раскрывается основополагающий принцип психологии - единства личности и деятельности и закономерного целостного изменения этого интегрального образования. Личностное развитие мы понимаем как процесс и результат становления специалиста в качестве субъекта деятельности, познания, общения, рефлексии; как саморазвитие индивида на основе взаимодействия с окружающей средой; как закономерное, поэтапное изменение личности будущего специалиста в процессе разнообразной деятельности и общения.

Профессиональное развитие мы рассматриваем как важнейшую составную часть личностного развития, в котором отражается ее доминирующая направленность. Оно отражает своеобразие личностного развития, его центральный содержательный аспект. По своему объему личностное развитие шире профессионального, ибо его содержанием является подготовка человека к решению не только профессиональных задач, но и задач социальных, культурных, спортивных, к смыслотворческой деятельности и самореализации в жизни2.

Многообразие подходов к понятиям «устойчивость», «нравственная устойчивость», «профессиональная устойчивость» создает неоднозначность трактовок их сочетаний. В ходе исследования мы предлагаем выстроить логическую линию описания основных понятий: устойчивость ® нравственная устойчивость ® профессиональная устойчивость ® профессионально-нравственная устойчивость.

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В словаре синонимов русского языка дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие»3. Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; a mental stability - психическая

стабильность (устойчивость)4. В словаре А. Ре-бера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно5.

В понимании устойчивости личности исследователи выделяют два взаимосвязанных момента: 1) устойчивость как способность сохранять, реализовывать свои позиции и противостоять воздействиям, противоречащим личностным установкам; 2) устойчивость как способность человека реализовывать свои позиции.

Рассмотрев различные подходы к характеристике понятия «устойчивость» в научной литературе, мы выделили общие свойства изучаемого качества и обозначили его специфику. Объективное содержание устойчивости составляет совокупность нормативных требований, предъявляемых субъекту конкретными условиями развития общества и реальной ситуацией микросреды, в которую он включен. Активность субъекта в принятии решения, осознанное и избирательно-критическое отношение к предъявляемым требованиям составляет субъективное содержание устойчивости.

В педагогической литературе термин «устойчивость» редко употребляется самостоятельно, чаще употребим термин «нравственная устойчивость». Он рассматривается в работах Л.И. Божович, Е.В. Головко, Т.В. Кононенко, А.Н. Леонтьева, А.В. Мирошина, О.В. Михайловой, В.Е. Пенькова, И.П. Прокопьева, Л.В. Рахма-туллиной, В.Э. Чудновского и др., на которые мы опираемся в своем исследовании. При исследовании феномена профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста мы рассматриваем нравственную устойчивость как один из структурных элементов, характеризующих его как целостное явление.

Нравственная устойчивость личности как ее ведущее интегральное качество подразумевает определенный уровень сформированно-сти духовно-нравственной культуры человека, она связана с моралью, социально-этическими нормами поведения, находит целостное выражение в характере, в убежденности, в стойкой жизненной позиции, в умении действовать в

различных ситуациях в соответствии с нравственными нормами.

Психологи различают внутреннюю и внешнюю нравственную устойчивость личности. Внутреннюю нравственную устойчивость определяют ее наследственные задатки, индивидуальные качества, совокупность отношений к себе и людям; нормы, правила, установки, которыми руководствуется личность в своем поведении. Внешнее проявление нравственной устойчивости личности выражается в действиях и поступках.

Нравственная устойчивость имеет обратную сторону - неустойчивость, ситуа-ционность. Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей6. Устойчивость и неустойчивость предполагают качественно различные возможности, разное поведение объекта, подверженного внешним и внутренним воздействиям.

В трактовке В.Э. Чудновского, которой мы придерживаемся в своем исследовании, нравственная устойчивость означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При таком понимании понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляют ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, под нравственной устойчивостью мы понимаем интегральное качество личности, выражающееся в положительном отношении личности к существующим в обществе нравственным нормам и проявляющееся в умении действовать в различных ситуациях с минимальными ошибками, не нарушая этих норм.

Несмотря на то, что социальные условия, в которых происходит обучение, направлены, в первую очередь, на профессиональное развитие личности, в то же время они оказывают

положительное, а иногда и отрицательное влияние на нравственное развитие. Стратегическая же задача целенаправленного процесса формирования личности студента, разумно направляемого педагогической деятельностью, состоит в том, чтобы с помощью субъективного фактора (сознания, воли, организованности) превращать процесс профессионального развития в управляемый процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста. Именно поэтому в реальной практике следует обеспечивать единство обучения и воспитания, создавая тем самым нужные отношения для профессионального развития и нравственного воспитания обучающихся.

На основе вышесказанного мы вводим в свое диссертационное исследование понятие профессиональной устойчивости, понимая под ним тако е свойство лично сти, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности. Как справедливо отмечает в своих работах К.К. Платонов, профессиональная деятельность становится трудовой доминантой, главенствующим содержанием трудовой жизни7.

С точки зрения деятельностного подхода оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Иными словами, чем больше он достигнет в своем профессиональном становлении, тем больше разовьется как личность и тем большую уверенность и активность приобретет в своих нравственных позициях8.

При изучении феномена профессиональной устойчивости мы также опираемся на исследования А.Б. Каганова, который объединяет профессиональную направленность и профессиональное самосознание в совокупный личностный феномен - профессиональную устойчивость, рассматривая положительное, заинтересованное отношение студентов к выбранной специальности, которое выражается в стремлении реализовать свои жизненные цели посредством выбора данной профессиональной деятельности9.

Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности.

Под профессионально-нравственной устойчивостью будущего специалиста мы понимаем интегративное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность профессиональной деятельности в условиях нравственного выбора при актуализации и развитии ресурсов личности в соответствии со

спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности.

С учетом имеющихся результатов исследований и целями нашей работы мы рассматриваем формирование профессионально-нравственной устойчивости как процесс накопления знаний, опыта и преломление их в деятельности и поведении. Профессионально-нравственная устойчивость есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Она предполагает развитость всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

Примечания

1Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Проблема диагностики уровня развития научного потенциала личности учащейся молодежи // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 3. С. 135-139.

2Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004. С. 43.

3Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999. С. 25.

4Пеньков В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. С. 20.

5Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003. С. 62.

6Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 198.

7Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

8ИсаевИ.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004. С. 118.

9КагановА.Б. Рождение специалиста: (проф. становление специалиста). Минск, 1983. С. 87.

Svezhentseva Irina Borisovna

Faculty of Economics and Management, Belgorod State Technological University after V.G. Shukhov;

Faculty of Psychology, Belgorod National Research University (Belgorod, Russia)

TO THE DEFINITION OF THE FUTURE SPECIALIST’S PROFESSIONAL

AND MORAL STABILITY

The article is devoted to the definition of professional and moral stability within the framework of psychological and pedagogical research. The essence of the notion is analyzed; its structural components as well as prospects for development of the future specialist’s professional and moral stability in the sphere of professional education are defined.

Keywords: stability, moral stability, professional stability, professional and moral stability.

Контактная информация: e-mail: svezhentseva@yandex.ru

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.