Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия отрасль'

К вопросу об определении понятия отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3599
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ СВЯЗИ / ОЛИГОПОЛИЯ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Н. П., Лукин И. И.

Отражены результаты изучения и систематизации существующих взглядов на природу понятия "отрасль", используемого в научных публикациях по вопросам экономики и управления, с целью выявления общего и частного в этом понятии и определения его, в том числе, для целей решения задач прогнозирования направлений развития крупного оператора сотовой связи. Слово "отрасль" рассмотрено в качестве элемента научного языка: понятия и термина и показано, что слово "отрасль" может использоваться как термин, так как оно несет существенную смысловую нагрузку. Рассмотрены различные области знания и различные области организационно-экономической деятельности, где может использоваться понятие "отрасль", наполняемое каждый раз новым содержанием, для выявления его общих и единичных свойств. Показано, что отрасль существует независимо от того, какой тип конкуренции складывается внутри нее, но подход к ее анализу стоит строить, отталкиваясь от типа взаимоотношений в отрасли. Показано, что тип конкурентного рынка является важной характеристикой отрасли, хотя и одной из многих характеристик, например "монополистическая отрасль", "олигопольная отрасль". Сформулирован набор общих признаков, которыми обладает отрасль. Дано достаточно общее определение понятия "отрасль". Показано, что четкое понимание термина "отрасль", является очень важным при анализе факторов и движущих сил развития экономики страны, отдельных регионов и сфер деятельности (организаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия отрасль»

К вопросу об определении понятия "Отрасль"

Отражены результаты изучения и систематизации существующих взглядов на природу понятия "отрасль', используемого в научных публикациях по вопросам экономики и управления, с целью выявления общего и частного в этом понятии и определения его, в том числе, для целей решения задач прогнозирования направлений развития крупного оператора сотовой связи. Слово "отрасль" рассмотрено в качестве элемента научного языка: понятия и термина и показано, что слово "отрасль" может использоваться как термин, так как оно несет существенную смысловую нагрузку. Рассмотрены различные области знания и различные области организационно-экономической деятельности, где может использоваться понятие "отрасль", наполняемое каждый раз новым содержанием, для выявления его общих и единичных свойств. Показано, что отрасль существует независимо от того, какой тип конкуренции складывается внутри нее, но подход к ее анализу стоит строить, отталкиваясь от типа взаимоотношений в отрасли. Показано, что тип конкурентного рынка является важной характеристикой отрасли, хотя и одной из многих характеристик, например "монополистическая отрасль", "олигопольная отрасль". Сформулирован Ключевые слова: набор общих признаков, которыми обладает отрасль. Дано достаточно общее определение понятия "отрасль".

термин, понятие, определение, Показано, что четкое понимание термина "отрасль", является очень важным при анализе факторов и движущих

отрасль связи, олигополия. сил развития экономики страны, отдельных регионов и сфер деятельности (организаций).

Резникова Н.П.,

заведующая кафедрой МТУСИ, профессор, д.э.н.,

rnp@mtuci2.ru

Лукин И.И.,

аспирант МТУСИ,

pognali@bk.ru

Читая периодику, работы известных ученых и специалистов, диссертации своих и чужих аспирантов, работая над статьями, ВКР, диссертациями, посвященными экономике и управлению в связи, многие из нас могут столкнуться с тем, что у разных авторов существует свое понимание слова "отрасль", о которой они пишут или в которой работают: "отрасль инфокоммуникаций"; "отрасль связи"; "отрасль ИКТ"; "отрасль телевизионного вещания", "отрасль подвижной связи" и т.п. В Законе "О связи" [3] мы находим упоминание об "области связи". Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в 64-м разделе говорит нам о десятках видов деятельности, но не отраслях или подотраслях [1]. В Постановлении о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации говорится о том, что оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в чрезвычайно широкой сфере: "информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных" [2].

Обсуждая на кафедре Организации производства, аудита и бухгалтерского учета МТУСИ ее новое название, более соответствующее области ее деятельности, и с учетом новых образовательных стандартов ГОС ВПО, преподаватели пришли к выводу, что ее нельзя назвать "Менеджмент в отрасли связи", так как это название не отражает всей той сферы деятельности, которая объединена под эгидой одного министерства, так как сегодня связь это только часты триады "связь информационные технологии — массовые коммуникации". Но и, например, слово "инфокоммуникации, ИКТ11 не имеет официального терминологического насыщения. Так, на Совете Международного Союза электросвязи в октябре 2011 г. РФ выступила с вкладом о необходимости провести исследования для формулирования определения термина ИКТ, который был принят международным сообществом в области связи. Как же нам назвать кафедру, ведь "как назовешь, так и поплывет"?

Другими словами, возникает много вопросов о том, каков экономический смысл понятия "отрасли", в каком контексте следует использовать это понятие? Является ли слово "отрасль" научным термином? Нужно ли сегодня понятие "отрасли" менеджеру? Важно ли оно для решения задач управления? Или сегодня оно утратило содержательность и не несет важной смысловой нагрузки для решения научно-практических задач управления деятельностью, а используется по привычке? Что должно включать понятие "отрасль", если мы положительно ответим на эти вопросы?

С учетом сказанного, авторы предприняли попытку изучить и систематизировать существующие взгляды на природу понятия "отрасль", используемого в научных публикациях по вопросам экономики и управления, с целью выявления общего и частного в этом понятии и определения его, в том числе, для целей решения задач прогнозирования направлений развития оператора сотовой связи.

Прежде всего, рассмотрим слово "отрасль" в качестве элемента научного языка: понятия и термина. "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, ... понятийный язык выступает как более абстрактный" [4, С. 144]. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц — терминов с абстрактным значением (абстрактная лексика). Термин это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри такой системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии (сравните "украсть (нейтрально) — экспроприировать (книжное) — стибрить (просторечие)", например, с термином "монополия"). Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении, не допускающем неоднозначного толкования высказывания. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже в двух значениях, которые являются терминологическими эквивалентами (например, слова трафик и нагрузка, как поток вызовов от пользователей, поступающий на средства связи и измеряемый временем занятия этих средств). Однако это не означает его полной стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам научного стиля (как разновидности речи), присуща некоторая стилистическая окрашенность (например, "эксперимент опыт", "интеллект ум", "гипотеза предположение", "льгота привилегия", "превалировать преобладать"), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях (книж., науч., техн., спец. и др.), при том, что единой классификации таких помет не существует. Другими словами, один словарь может рассматривать слово, как термин, а другой — нет.

Мы полагаем, что слово "отрасль" может использоваться как термин, так как оно несет существенную смысловую нагрузку, о чем

будет сказано ниже. Но относительно однозначности этого понятия у нас нет такого четкого мнения. Поэтому далее в докладе рассмотрены различные области знания и различные области организационно-экономической деятельности, где может использоваться термин "отрасль", наполняемый каждый раз новым содержанием.

В толковых словарях [14] даются достаточно разнообразные трактовки понятия отрасли, в том числе, относящиеся к разговорному, обиходному языку, или таким наукам, как биология, искусствоведение, культуроведение и др. Ниже цитируем только те, которые можно использовать в сфере общественного производства и обмена благ:

• Отдельная область деятельности, науки, производства (например, новая отрасль промышленности).

• Обособившаяся разновидность чего-либо. Отдельная область какого-либо рода деятельности.

• Отдельная, самостоятельная часть какого-нибудь рода деятельности.

• Ветвь, круг; область, раздел, ответвление; хозяйство, потомство, киноотрасль, отрог.

При всем разнообразии поясняющих слов совершенно очевидно, что существенным признаком отрасли является ее обособление от более общего объекта (системы). Так, в [10] отмечается, что "отрасль — это: обособившаяся разновидность отдельная область какого-либо явления, типа, рода деятельности, (частное проявление какой-либо общей категории, какого-либо типа, явления); тот, кто или то, что представляет видоизменение, частное проявление какой-либо общей категории, какого-либо типа, явления. В свою очередь, понятие область в переносном смысле означает пределы, в которых распространено какое-нибудь явление, определенная сфера знаний, деятельности или представлений (например, отрасль(!) науки, искусства, техники)". Другими словами, в этом определении понятие отрасли определяется само через себя. При этом слово "область" рассматриваются как пределы (границы, рамки) распространения чего-либо, в нашем случае — отрасли, а слово "сфера" служит синонимом слова "отрасль". Раскрывая понятие "разновидность", авторы [10] говорят, что это — категория — группа объектов не слишком сильно отличающихся или отличающихся некоторыми, не очень резкими и существенными признаками от основных форм своего вида (производства, науки, техники, искусства). Но разве можно говорить о слабом отличии, например, отрасли пищевой промышленности и отрасли связи, хотя они обе принадлежат к сфере материального производства?

В [12] говорится, что слово отрасль происходит от английского "industry": сектор экономики государства, региона, обычно имеющий отношение к производству продукции определенного направления. Вместе с тем, если обратиться к такому источнику, как "Муль-титран" [9], можно обнаружить, что слово "отрасль" переводится на английский как branch, field и даже department (как отрасль науки, знания). Слово branch в экономике и бухгалтерском учете предлагается переводить, как отрасль промышленности, науки, и встречается оно в этом смысле чаще, чем слово industry. Понятие "industry" переводится, как сфера деятельности, а "industry sector" как отрасль.

Приведенные примеры отражают, прежде всего, трудности перевода, что тоже существенно, но нас больше интересует познавательная сторона вопроса: определение сущности понятия "отрасль". Обратимся к Oxford Dictionary of Business English [8, р.201], в котором слово branch трактуется, как часть большой организации с головным офисом в другом месте, а слово industry толкуется как "организованная деятельность, в которой деньги (капитал) и работа (труд) применяются для производства товаров или услуг, предназначенных для продажи", без акцентирования внимания на однородности этих товаров и услуг.

Если мы обратимся к федеральным законам и посмотрим, что там подразумевают псд "отраслью российской экономики", то увидим, что в них при определении отрасли особый акцент сделан на однородности товара. К примеру, в Федеральном Законе о Специальных Защитных, Антидемпинговых и Компенсационных Мерах при Импорте Това-

ров (в ред. Федеральных законов от 18.02.2006 N 26-ФЗ, от 30.12.2006 N 280-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ) в разделе "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", можно найти следующую формулировку: "отрасль российской экономики все российские производители аналогичного ... или непосредственно конкурирующего товара ...". В работе [6, С. 363-364] позиция авторов, которые определяют отрасль, как группу родственных видов экономической деятельности, выделенную согласно номенклатуре товаров и услуг, которую она производит, близка к подходу, отраженному в ФЗ-200. При этом они отождествляют понятие отрасли с видом промышленности (в примере — с пивоваренной промышленностью): "Например, пивоваренная промышленность может быть определена как совокупность фирм производящих ... (перечисляются виды пива). Однако производство пива можно рассматривать также как составную часть более обширной отрасли — "производства алкогольных напитков", .... Таким образом, существует проблема конкретизации, состоящая в том, насколько широко или узко определяется отдельная отрасль", с чем, безусловно, можно согласиться. Более того, отраслевая классификация может предлагать группировку производимых благ на основе общих характеристик их производства или предложения. В первом случае — по типам производственных процессов, используемых одноименных (общих) ресурсов; во втором случае — по рынкам сбыта (с учетом характера спроса покупателей на эти блага). Так, пока покупатели не рассматривают два (или несколько) продуктов как заменители, хотя эти продукты могут производиться с использованием одинаковых процессов, одинаковых материалов и оборудования, а зачастую — одними и теми же предприятиями, то с точки зрения потребителей эти продукты должны быть рассмотрены как объекты сделок на разных рынках. Следовательно, вполне возможно говорить, например, об отрасли производства светлого пива и об отрасли производства темного пива, или об отрасли производства мужской и отрасли производства женской обуви. Точно также можно говорить об отрасли производства услуг сотовой связи и об отрасли производства услуг фиксированной связи.

Мы, как и другие авторы, например, [11], считаем, что понятие производство шире, чем понятие отрасль, ибо все отрасли выросли из производства, сформировав, рано или поздно, известное число самостоятельных однородных предприятий. Отрасль — это часть производства, отличающаяся видом производимой продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией производства. В этих определениях важно, что отрасль — часть производства, и видно, что наука и искусство "ушли" из них (определений). При этом остается открытым вопрос, должна ли отрасль отвечать всем отличительным признакам вместе или хотя бы одному из них.

В связи везде предмет труда — потоки сигналов от отправителя до получателя, в результате процессов преобразования и передачи которых создается полезный эффект (благо) для потребителя (пользователя, абонента), который принимает форму услуги. При этом часто одни и те же орудия труда используются для производства услуг, которые пользователи не рассматривают в качестве взаимозаменяемых (например, междугородный и международный разговор). И, наоборот, с помощью разных технологий может быть предоставлена одинаковая номенклатура услуг (цифровая станция и аналоговая при осуществлении местного соединения). Означает ли это, что мы можем говорить только об отрасли связи в целом, или можем выделить отдельные отрасли: отрасль мобильной связи, отрасль фиксированной связи, отрасль контент-услуг и т.д.?

В [5] упомянута еще одна характеристика отрасли: процесс входа в отрасль и выхода из нее: "Отрасль это группа конкурирующих фирм, продающих схожие блага на рынке. Отрасль предполагает свободный вход в отрасль и выход из нее. Вступление в отрасль определяется извлечением экономической прибыли больше нормальной. Выход из отрасли определяется извлечением прибыли ниже нормальной". Нам это определение представляется односторонним. И хотя в нем присутствует намек на однородность продукции, упомянутой и в определениях других авторов, слишком жесткое требование ко входу

и выходу из отрасли существенно ограничивает смысл понятия отрасли без какого-то поясняющего термина. В этом смысле, как, например, быть с госкорпорациями, подобной, "Росатому", чиновники которого себя позиционируют как отрасль [11], или с "Ростелекомом", с любой другой монопольной отраслью или олигополией, когда существуют высокие барьеры, создающие трудности входа на рынок для новых фирм? Так, например, в [7] при определении олигополии отрасль упоминается как сфера, отношения в которой характеризуются особенностями олигополии: "олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое количество продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами". Можно предположить, что тип конкурентного рынка, это, скорее, характеристика самой отрасли (одна из многих характеристик), например "монополистичная отрасль", "олигопольная отрасль".

Рынок сотовой связи можно отнести к олигополии. Ведь он действительно отвечает всем критериям олигополии: высокий барьер для входа на рынок, малое количество крупных компаний, взаимозависимость, негибкость цен [13]. В свою очередь, исходя из этих критериев, можно говорить о том, что компании-олигополии идентичны друг другу по своим стратегическим установкам и движутся по одному вектору развития. Отсюда следует, что при изучении олигополии необязательно рассматривать компании по отдельности, можно рассматривать всю отрасль в целом, т.к. при такой системе конкуренции отрасль является зеркалом каждой отдельной компании, входящей в отрасль. К сказанному выше можно добавить, что в олигополии действует и обратная закономерность: при анализе проблем и прогнозировании дальнейшего развития каждой конкретной компании, необходимо рассматривать всю отрасль как единое целое, а не судить по траекториям развития отдельных компаний внутри отрасли.

Таким образом, следует важный вывод: отрасль существует независимо от того, какой тип конкуренции складывается внутри нее, но подход к ее анализу стоит строить, отталкиваясь от типа взаимоотношений в отрасли. Некоторые авторы считают, что понятие отрасли связано со сферой интересов или областью деятельности исследователя. Так, в уже цитированной выше работе [12], авторы дают еще одно определение отрасли для маркетинга: "отрасль совокупность всех продавцов или производителей, предлагающих взаимозаменяемые продукты, товары", что дает возможность выделить количество фирм отрасли при заданной номенклатуре продуктов, воспринимаемых пользователями как эквивалентные. Другими словами, в зависимости от природы изучаемого объекта, маркетолог может понимать под отраслью одно, инвестор другое, а производственный менеджер — третье. Но в любом случае при решении конкретных задач требуется однозначно определить понятие отрасли, исходя из набора общих для любой отрасли признаков.

Анализ приведенных высказываний относительно природы отрасли позволяет нам сформулировать набор таких общих признаков, которыми обладает отрасль. Эти признаки:

• Отождествление с видом промышленности (промышленного производства);

• Отождествление с типом конкуренции внутри отрасли;

• Обособление как части чего-то более общего, пределы (границы, сфера) которой задаются исследователем в достаточно широком диапазоне;

• Возможность выделения (именования) по разным основаниям группировки: по количеству фирм, родственным видам процессов, используемым ресурсам, товарам или услугам и др.;

• Организованная деятельность с использованием труда и капитала.

Конкретное наполнение этих признаков определяется кругом задач управления, решаемых ЛПР

На основании сформулированных признаков можно дать следующее достаточно общее определение анализируемому понятию: "отрасль — обособленная социально-экономическая система, кото-

рая выделяется (именуется) людьми в определенных условиях (определенной сфере) их деятельности с целью решения задач управления с учетом потребностей и возможностей национальной экономики и отдельных ее подсистем, которая обладает определенными признаками и структурой, включая рыночную, выражающими внутренние связи и единство составляющих ее элементов".

Мы полагаем, что понятие "отрасли" является очень важным при анализе факторов и движущих сил развития экономики страны, отдельных регионов, сфер деятельности и организаций. Дело в том, что процессы разделения и кооперации труда систематически порождают новые отрасли или интегрируют существующие в меру экономической целесообразности. При этом экономическая целесообразность, в свою очередь, определяет уровень и темпы разделения и обобществления труда. Мерилом экономической целесообразности в самом общем виде, как сегодня считается, выступают возможности ускорения темпов роста производства, удешевление товаров и услуг, повышение их качества и на этой основе — конкурентоспособности. Но, даже, если экономическая целесообразность будет формироваться, исходя из принципиально других соображений, например, максимального сохранения биосферы, любая такая концепция формирует основание для постоянно осуществляющегося сложного процесса удовлетворения потребности общества с наименьшими затратами при известных ограничениях ресурсов в каждый рассматриваемый период времени. Конкретными факторами, движущими силами (драйверами) этих процессов являются научно-технический прогресс, новые (иные) формы организации производства, изменяющиеся потребности и возможности национальной экономики. Эти "драйверы" структурируются, и результатом этих структурных сдвигов является появление новых отраслей, исчезновение и интеграция существовавших. Поэтому, в ходе решения конкретной научной проблемы, исследователь должен дать четкие границы изучаемой отрасли, знать, на каком этапе жизненного цикла она находится, каковы особенности подходов к изучению различных отраслей на отдельных этапах их существования, чтобы уменьшить вероятность ошибок в ходе принятия управленческих решений, в частности (может быть, прежде всего) при осуществлении стратегического планирования развития собственной организации (оператора) связи.

Литература

1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации".

3. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 18.07.2011).

4. Балли Ш. Французская стилистика.: М., 1961. 248 с.

5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Что такое отрасль.

http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0018.

6. Пасс К, Лоуз Б., Дэвис Л. Collins. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника, СПб.: Экономическая школа, 2004. 752 с.

7. Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. Учебный курс (учебно-методический комплекс) — http://www.e-college.ru/xbooks/xbook001/book/index/ ¡ndexhtml?go=part-013*page.htm.

8. Parkinson D., Noble J. Oxford Business English Dictionary for Learners of English. — Oxford: Oxford University Press, 2007. — 616 c.

9. http://www.multitran.ru — Мультитран.

10. http://tolkslovar.ru/o8226.html Общий толковый словарь русского языка.

11. http://uralindustry.narod.ru/Otrasl.htm Отрасль.

12. http://biznestermin.ru/biz9441.html Словарь бизнес терминов.

13. http://microekonomika.narod2.ru/10_4/11_1 Теоретические модели олигополии.

14. http://www.dasses.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-21171 .htm Толковый словарь русского языка (онлайн версия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.