Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации'

К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4733
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ВЫБОРЫ / РЕФЕРЕНДУМ / CONSTITUTIONAL RIGHT / ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS / ELECTIONS / REFERENDUM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабанян Саркис Сисакович

Актуальность и цели. В современной российской правовой доктрине понятие «избирательное право» используется в широком и в узком значениях. В содержание избирательного права (в широком смысле) входят законодательно предусмотренные принципы и гарантии, в соответствии с которыми организуются и проводятся выборы, осуществляется деятельность субъектов избирательных правоотношений на всех этапах избирательного процесса. Избирательное право в узком смысле, как правило, трактуется в науке конституционного права как конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме. Материалы и методы. В статье проведен анализ статей Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.02.2016), Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2016), Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ (ред. от 10.07.2001, с изменениями от 11.06.2002) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утратил силу), Федерального закона от 06.12.1994 № 56-ФЗ (ред. от 26.11.1996) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (утратил силу). Результаты. Как можно увидеть, избирательные права это наиболее эффективная возможность граждан непосредственно принимать участие в управлении делами государства и решении вопросов не только государственного, но и местного значения. Выводы. Как мы видим, в итоге понятие «избирательные права граждан» относится к числу правовых категорий, определение и содержание которых непосредственно раскрывается законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DETERMINING THE NOTION OF ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background. The modern Russian legal doctrine describes the notien “electoral right” in a broad and a narrow sense. The content of the electoral right (in a broad sense) includes legally provided pronciples and guarantees. These principles and guarantees regulate organization and holding of elections, activity of subjects of electoral legal relations at all stages of elections. The electoral right in a narrow sense, as a rule, is interpreted in constitutional law science as a right of citizens to elect and be elected to elective bodies, state and municipal authorities and a right to participate in a referendum. Materials and methods. The work analyzes articles of the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993, subject to amendments by RF laws on amendments to the Constitution of RF from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ), the Federal constitutional law from 28.06.2004 № 5-FKZ (revised on 06.04.2015) “On referendum of the Russian Federation”, the Federal law from 12.06.2002 № 67-FZ (revised on 03.11.2015) “On main guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation” (with amendments and supplements effective from 09.02.2016), the Federal law from 06.10.1999 № 184-FZ (revised on 30.12.2015) “On general organizational pronciples of legislative (representative) and executive bodies of state authority in subjects of the Russian Federation” (with amendments and supplements effective from 01.01.2016), the Federal law from 19.09.1997 № 124-FZ (revised on 10.07.2001, with amendments from 11.06.2002) “On main guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation” (invalid), the Federal law from 06.12.1994 № 56-FZ (revised on 26.11.1996) “On main guarantees of electoral rights of citizens of the Russian Federation” (invalid). Results. As one can see, electoral rights are the most effective means of citizens to directly participate in state affairs management and solving issues of both state and local levels. Conclusions. As a result, the notion “electoral rights of citizens” relates to a set of legal categories directly determines by laws.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации»

УДК 342.9

С. С. Бабанян

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. В современной российской правовой доктрине понятие «избирательное право» используется в широком и в узком значениях. В содержание избирательного права (в широком смысле) входят законодательно предусмотренные принципы и гарантии, в соответствии с которыми организуются и проводятся выборы, осуществляется деятельность субъектов избирательных правоотношений на всех этапах избирательного процесса. Избирательное право в узком смысле, как правило, трактуется в науке конституционного права как конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Материалы и методы. В статье проведен анализ статей Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.02.2016), Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2016), Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ (ред. от 10.07.2001, с изменениями от 11.06.2002) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утратил силу), Федерального закона от 06.12.1994 № 56-ФЗ (ред. от 26.11.1996) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (утратил силу).

Результаты. Как можно увидеть, избирательные права - это наиболее эффективная возможность граждан непосредственно принимать участие в управлении делами государства и решении вопросов не только государственного, но и местного значения.

Выводы. Как мы видим, в итоге понятие «избирательные права граждан» относится к числу правовых категорий, определение и содержание которых непосредственно раскрывается законодательством.

Ключевые слова: конституционное право, избирательные права граждан, выборы, референдум.

S. S. Babanyan

ON THE ISSUE OF DETERMINING THE NOTION OF ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract.

Background. The modern Russian legal doctrine describes the notien "electoral right" in a broad and a narrow sense. The content of the electoral right (in a broad

sense) includes legally provided pronciples and guarantees. These principles and guarantees regulate organization and holding of elections, activity of subjects of electoral legal relations at all stages of elections. The electoral right in a narrow sense, as a rule, is interpreted in constitutional law science as a right of citizens to elect and be elected to elective bodies, state and municipal authorities and a right to participate in a referendum.

Materials and methods. The work analyzes articles of the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993, subject to amendments by RF laws on amendments to the Constitution of RF from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ), the Federal constitutional law from 28.06.2004 № 5-FKZ (revised on 06.04.2015) "On referendum of the Russian Federation", the Federal law from 12.06.2002 № 67-FZ (revised on 03.11.2015) "On main guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" (with amendments and supplements effective from 09.02.2016), the Federal law from 06.10.1999 № 184-FZ (revised on 30.12.2015) "On general organizational pronciples of legislative (representative) and executive bodies of state authority in subjects of the Russian Federation" (with amendments and supplements effective from 01.01.2016), the Federal law from 19.09.1997 № 124-FZ (revised on 10.07.2001, with amendments from 11.06.2002) "On main guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" (invalid), the Federal law from 06.12.1994 № 56-FZ (revised on 26.11.1996) "On main guarantees of electoral rights of citizens of the Russian Federation" (invalid).

Results. As one can see, electoral rights are the most effective means of citizens to directly participate in state affairs management and solving issues of both state and local levels.

Conclusions. As a result, the notion "electoral rights of citizens" relates to a set of legal categories directly determines by laws.

Key words: constitutional right, electoral rights of citizens, elections, referendum.

В современной российской правовой доктрине понятие «избирательное право» используется в широком и в узком значениях.

В широком значении термин «избирательное право» можно определить как самостоятельную подотрасль конституционного права, имеющую собственные предмет, метод и систему правового регулирования и являющую собой систему норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в ходе деятельности субъектов избирательного процесса, а также устанавливающих права и обязанности участников избирательных правоотношений при осуществлении народовластия посредством проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления [1].

В содержание избирательного права (в широком смысле) входят законодательно предусмотренные принципы и гарантии, в соответствии с которыми организуются и проводятся выборы, осуществляется деятельность субъектов избирательных правоотношений на всех этапах избирательного процесса.

Избирательное право в узком смысле, как правило, трактуется в науке конституционного права как конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательные права представляют самую доступную, эффективную, периодически повторяемую возможность граждан непосредственно принимать участие в управлении делами государства и решении вопросов местного значения [2, с. 2].

Понятие «избирательные права граждан» относится к числу правовых категорий, определение и содержание которых непосредственно раскрывается законодательством.

В частности, довольно содержательное определение приводится в ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3]: избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Научно-правовой анализ содержания легальной дефиниции рассматриваемого понятия побуждает исследователя в первую очередь обратиться к положениям Конституции Российской Федерации [4], в развитие которых был принят названный федеральный закон. Так, в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гражданам России гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Иными словами, указанное конституционное право граждан являет собой гарантированную юридическую возможность для любого гражданина Российской Федерации принимать участие в выборах как в качестве голосующего - избирателя (активное избирательное право), так и в качестве кандидата в депутаты на выборную должность (пассивное избирательное право).

Посредством свободных выборов государственные и муниципальные органы приобретают свое важнейшее свойство - легитимность, а гражданское общество получает необходимые рычаги воздействия на государственный аппарат во имя удовлетворения интересов, потребностей индивидов и коллективов [2, с. 2].

«Гарантированность» является одним из важнейших признаков самых различных прав граждан. В этом контексте избирательные права и право на участие в референдуме не являются исключением.

Признак гарантированности очень часто используется при формулировании различных дефиниций. Так, например, в юридической литературе указывается, что «избирательное право в субъективном смысле в самом общем виде представляет собой гарантированное Конституцией Российской Федерации право гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и, следовательно, совершать юридически значимые действия преимущественно процессуального характера для реализации этих основополагающих конституционных прав [5].

В конституционно-правовой теории и практике избирательное право традиционно рассматривается также и в субъективном смысле как гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах [6, с. 73].

Непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации содержится критерий основополагающей для отечественной конституционно-правовой науки классификации избирательных прав граждан на активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право граждан (право избирать) возникает при достижении гражданином 18 лет (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав») при условии отсутствия ограничений, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

В частности, в качестве обстоятельств, исключающих возможность реализации гражданином Российской Федерации активного избирательного права, указаны: недееспособность, установленная решением суда, и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Поскольку Конституция Российской Федерации не предусматривает возможность введения каких-либо иных (кроме прямо поименованных) ограничений для реализации гражданином Российской Федерации активного избирательного права, представляется, что соответствующие ограничения не могут устанавливаться ни федеральными законами, ни законодательными актами субъектов Российской Федерации. Аналогичной точки зрения придерживается А. Постников, указывая, что «дополнительные ограничения права на участие в выборах не могут быть установлены без изменения действующей Конституции Российской Федерации» [7].

Однако сравнительный правовой анализ положений ч. 3 Конституции Российской Федерации с положениями ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [8] и положениями п. 3 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» показывает, что федеральное законодательство распространило изъятия из правового статуса заключенных, установленные Конституцией Российской Федерации в отношении активного избирательного права, на конституционное право данной категории граждан на участие в референдуме.

В результате проведения совокупного анализа положений вышеназванных законодательных актов можно сделать вывод о признании законодателем самостоятельного значения и содержания как активного избирательного права, так и права на участие в референдуме. Об этом свидетельствует закрепление отдельных легальных дефиниций данных понятий, а также их использование в тексте законов как однородных, но не синонимичных понятий (например, ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

В качестве объяснения данного подхода можно сослаться на положения ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающие, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Однако обоснованность применения данного правила к рассматриваемой ситуации представляется дискуссионной. На наш взгляд, единственным

способом разрешения данного спорного вопроса может стать соответствующее разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации [9, с. 791].

В отечественной правовой науке высказывается критическое отношение к целесообразности установления ограничения активного избирательного права для граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. В частности, П. А. Дуксин указывает, что подобное ограничение, являясь по своей правовой природе дополнительным уголовным наказанием, но существуя в настоящее время «в несформированном виде», «не отвечает самим целям уголовного наказания, а именно восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предотвращению новых преступлений» [10, с. 8].

Пассивное избирательное право (право быть избранным) имеет те же самые базовые условия для реализации, что и активное избирательное право. Однако действующим законодательством предусматриваются довольно многочисленные дополнительные ограничения для реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права.

Историко-правовой анализ показывает, что на протяжении длительного исторического периода наличие у индивида как пассивного, так и активного избирательного права зависело от различных цензов - имущественных, половых, образовательных, сословных.

В свете этого бесспорно прогрессивными и справедливыми представляются положения действующего законодательства, закрепляющие, что избирательные права могут реализовываться гражданином независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем общепризнанной мировой практикой является установление в качестве условий для реализации пассивного избирательного права определенного возрастного ценза или ценза оседлости. Наиболее распространено установление возрастного ценза.

Так, например, в соответствии с положениями 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В соответствии с положениями ст. 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность своими законами предусматривать для реализации пассивного избирательного права дополнительные условия, связанные с достижением гражданином определенного возраста (п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»).

При этом необходимо соблюдать устанавливаемый на федеральном уровне минимальный возраст кандидата (не менее 21 года - для депутатов, не менее 30 лет и 21 года - для выборных должностных лиц на региональном и муниципальном уровнях соответственно).

Изучение регионального законодательства позволят сделать вывод о том, что реализация пассивного избирательного права граждан в субъектах

Российской Федерации в значительной мере зависит от специфики организации системы органов государственной власти в конкретном регионе. В первую очередь, это касается установления максимального количества сроков избрания гражданина высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Представляется, что установление подобных ограничений способствует более полной реализации конституционного принципа народовластия, поскольку подразумевает регулярную смену лиц, замещающих высшие должности органов государственной власти.

Вплоть до 1997 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [11], законодательством субъектов Российской Федерации могли быть предусмотрены в качестве обязательного условия реализации гражданином пассивного избирательного права «сроки обязательного проживания» на соответствующей территории, в конституционно-правовой теории именуемые цензом оседлости.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 06.12.1994 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» [12] сроки обязательного проживания на соответствующей территории не могли превышать одного года. Положения действующего ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» устанавливают, что ценз оседлости может применяться исключительно в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации, т.е. только в отношении выборов Президента Российской Федерации.

Иначе говоря, в ходе любых иных выборов граждане Российской Федерации могут реализовывать пассивное избирательное право независимо от места их проживания. Именно этим объясняется получившая широкое распространение в последние годы практика, когда политики, зарегистрированные по месту жительства либо фактически постоянно проживающие в Москве, выдвигают свои кандидатуры на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации.

Важно понимать, что пассивное избирательное право возникает у гражданина не с момента его регистрации в качестве кандидата. Таким правом наделен каждый гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, содержащимся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Еще одной важной особенностью является то, что, в отличие от активного избирательного права, реализация гражданином пассивного избирательного права не зависит только от волеизъявления этого гражданина. Избрание гражданина в органы государственной власти и в органы местного самоуправления возможно только в том случае, если его кандидатуру на выборах поддержит необходимое количество граждан-избирателей. Государство же предоставляет и гарантирует гражданам Российской Федерации только равные возможности быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Зачастую именно эти «равные возможности быть избранными» становятся объектом судебной защиты.

Условия реализации пассивного избирательного права необходимо дифференцировать от требований, связанных с несовместимостью замещения депутатского мандата либо выборной должности с осуществлением опреде-

ленной деятельности [13]. Подобные требования предусмотрены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации. Суть данных ограничений заключается в том, что гражданину, занимающемуся определенной деятельностью, не могут чиниться препятствия в реализации им пассивного избирательного права. Исключительно после избрания гражданина депутатом или выборным должностным лицом вступают в силу законодательно установленные ограничения на занятие им определенной должности или на осуществление им определенной деятельности. Иначе говоря, гражданин, избранный депутатом либо на выборную должность, после своего избрания обязан освободить должность либо прекратить деятельность, которые в соответствии с положениями действующего законодательства несовместимы с правовым статусом депутата, выборного должностного лица. В подтверждение выполнения названной обязанности гражданин обязан в течение пяти дней представить в избирательную комиссию копию документа, свидетельствующего об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, подтверждающих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Последствия нарушения подобных ограничений предусмотрены п. 6.1 и 6.2 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В целях установления объема изъятий из правового статуса лица избранного депутатом или выборным должностным лицом необходимо исследовать сущность и содержание законодательно установленных ограничений [14].

Так, в соответствии с положениями ст. 97 Конституции Российской Федерации «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

Иначе устанавливаются условия несовместимости депутатского мандата для депутатов законодательных органов в регионах Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в соответствии с уставным законодательством субъектов Российской Федерации депутаты могут выполнять свои обязанности как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [15] в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Аналогичные ограничения деятельности предусмотрены для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).

Список литературы

1. Туманова, Л. В. Некоторые вопросы совершенствования судебной защиты избирательных прав / Л. В. Туманова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2015. - № 2. - С. 115-117.

2. Исраелян, В. Б. Особенности судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Исраелян В. Б. - М., 2004. -240 с.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 17 июня. - № 24. - Ст. 2253.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 4 авг. -№ 31. - Ст. 4398.

5. Биктагиров, Р. Т. Курс современного избирательного права России: теория, законодательство, практика / Р. Т. Биктагиров, Б. И. Кинзкупов. - Уфа, 2007. -Т. 1. - С. 49-50.

6. Волков, В. П. Проблемы обеспечения конституционной законности избирательного процесса в интересах укрепления российской государственности / В. П. Волков, О. В. Дамаскин. - М., 2009. - 262 с.

7. Постников, А. Об ограничении доступа лиц, совершивших преступление, к выборным должностям. 07.02.1999 / А. Постников. - иЯЬ: http://www.demo cracy.ru/library/articles/rus_1999-4.html (дата обращения: 11.02.2015).

8. О референдуме Российской Федерации : Федер. конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. -2004. - 5 июля. - № 27. - Ст. 2710.

9. Соболева, А. К. Толкование права на судебную защиту в контексте избирательного законодательства: последнее слово за конституционным судом / А. К. Соболева // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 7. - 796 с.

10. Дуксин, П. А. Конституционные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Дуксин П. А. - Саратов, 2010. - 24 с.

11. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федер. закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - 22 сент. - № 38. - Ст. 4339.

12. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : Федер. закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ (утратил силу) // Российская газета. - 1994. -№ 241 (10 дек.).

13. Макарцев, А. А. Принцип пропорциональности в судебных решениях по избирательным спорам как адекватная форма защиты активного и пассивного избирательного права / А. А. Макарцев // Актуальные проблемы российского права. -

2014. - № 6. - С. 1077-1083.

14. Маслова, Л. И. Проблема совершенствования механизма судебной защиты избирательных прав граждан РФ, имеющих конституционно-правовые основания / Л. И. Маслова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. -

2015. - № 1 (36). - С. 10-13.

15. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - 18 окт. - № 42. -Ст. 5005.

References

1. Tumanova L. V. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Tver State University. Series: Law]. 2015, no. 2, pp. 115-117.

2. Israelyan V. B. Osobennosti sudebnoy zashchity izbiratel'nykh prav grazhdan v Ros-siyskoy Federatsii: dis. kand. yurid. nauk [Features of court protection of rights of citizens in the Russian Federation: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Moscow, 2004, 240 p.

3. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of RF]. 2002, 17 Jun., no. 24, art. 2253.

4. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of RF]. 2014, 4 Aug., no. 31, art. 4398.

5. Biktagirov R. T., Kinzkupov B. I. Kurs sovremennogo izbiratel'nogo prava Rossii: teo-riya, zakonodatel'stvo, praktika [The course of modern electroral law in Russia: theory, legislation, practice]. Ufa, 2007, vol. 1, pp. 49-50.

6. Volkov V. P., Damaskin O. V. Problemy obespecheniya konstitutsionnoy zakonnosti izbiratel'nogo protsessa v interesakh ukrepleniya rossiyskoy gosudarstvennosti [Problems of ensuring the rule of the constitutional legality of elections in order to consolidate the Russian statehood]. Moscow, 2009, 262 p.

7. Postnikov A. Ob ogranichenii dostupa lits, sovershivshikh prestuplenie, k vybornym dolzhnostyam. [On limiting criminals' access to elective office]. Available at: http:// www.democracy.ru/library/articles/rus_1999-4.html (accessed 2015, February 11).

8. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of RF]. 2004, 5 Jul., no. 27, art. 2710.

9. Soboleva A. K. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava [Urgent problems of the Russian law]. 2013, no. 7, 796 p.

10. Duksin P. A. Konstitutsionnye ogranicheniya izbiratel'nykh prav grazhdan Rossiyskoy Federatsii, nakhodyashchikhsya v mestakh lisheniya svobody po prigovoru suda: avto-ref. dis. kand. yurid. nauk [Constitutional limitations of electoral rights of citizens of the Russian Federation, confined in penitentiaries by the court decision: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Saratov, 2010, 24 p.

11. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of RF]. 1997, 22 Sept., no. 38, art. 4339.

12. Rossiyskayagazeta [The Russian newspaper]. 1994, no. 241 (10 Dec.).

13. Makarwtsev A. A. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava [Urgent problems of the Russian law]. 2014, no. 6, pp. 1077-1083.

14. Maslova L. I. Uchenye trudy Rossiyskoy akademii advokatury i notariata [Proceedings of Russian Academy of Legal and Notarial Practice]. 2015, no. 1 (36), pp. 10-13.

15. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of RF]. 1999, 18 Oct., no. 42, art. 5005.

Бабанян Саркис Сисакович аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: babanyan1979@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Babanyan Sarkis Sisakovich Postgraduate student, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 342.9 Бабанян, С. С.

К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации / С. С. Бабанян // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 1 (37). -С.27-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.