Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Духовная культура»'

К вопросу об определении понятия «Духовная культура» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4505
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / MATERIAL CULTURE / SPIRITUAL CULTURE / PHILOSOPHICAL CULTURE / WORLDVIEW / IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич

В статье в ходе анализа различных подходов к определению культуры выявляется место в ней духовной культуры. Опираясь на традиции русской философии, автор раскрывает содержание понятия «духовная культура», показывает значение духовности для формирования современной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the definition of the notion of «spiritual culture»

On the basis of the analysis of different approaches to the definition of culture the article describes spiritual culture as a part of it. Building on the traditions of Russian philosophy of culture, the author reveals the content of the notion of «spiritual culture», shows the importance of spirituality for the formation of modern identity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Духовная культура»»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 130.122 ББК 71.04

В. Н. Скворцов К вопросу об определении понятия «духовная культура»

В статье в ходе анализа различных подходов к определению культуры выявляется место в ней духовной культуры. Опираясь на традиции русской философии, автор раскрывает содержание понятия «духовная культура», показывает значение духовности для формирования современной личности.

Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, философская культура, мировоззрение, духовность.

Исследованию культуры посвящено много работ, но число возникающих в ходе ее постижения проблем не уменьшается, а постоянно возрастает. Уже сама этимология слова «культура» предполагает ее внутреннюю раздвоенность: с одной стороны, культура реализуется через культ, почитание, а с другой - представляет практику рационального совершенствования материальных видов деятельности (агрокультура, культура сервиса, бизнеса и пр.). Такая двойственность неизменно сохраняется и в отдельных компонентах культуры - науке, религии, философии, искусстве и т. д. Сейчас становится все более очевидным, что все попытки рассмотрения отдельных ее компонентов в рамках чисто рационалистических представлений неизбежно ведут к искажению культурного контекста, в конечном счете приводя к разрушению ее как целостного явления. Несомненно, культура представляет собой и совокупность материальных и духовных продуктов деятельности, и способ человеческой деятельности, и систему социального регулирования форм общения. Причём все эти аспекты неразрывно связаны между собой и их разделение возможно лишь в процессе теоретического анализа.

Определяя содержание понятия «культура», современные исследователи, как правило, подразумевают специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности норм, институтов и духовных ценностей. М. С. Каган определяет культуру как систему отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком [2, с. 48].

Одной из сторон общей культуры человечества является духовная культура, символически противопоставляемая материальной и корреспондирующая с ней. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир, связанный с деятельностью человека (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве духовной культуры выступают те явления, которые имеют отношение к сознанию, интеллектуальным, а также эмоционально-психологическим процессам - языку, обычаям и нравам, верованиям, знаниям, искусству и т. д. Такое понимание духовной культуры пришло в отечественную философию из немецкой литературы в XIX в. В это же время подобное деление культуры на материальную и духовную получает распространение среди английских и французских эволюционистов. Так, Э. Тайлор в своей знаменитой работе «Первобытная культура» в одних случаях перечисляет «промышленную, умственную, политическую, нравственную области культуры», а в других -предпочитает делить культуру на «материальную» и «умственную», понимая под последней совокупность идей, обычаев, мифов, воззрений и верований [4].

Отечественные философы в дореволюционный период, а также в послереволюционные годы в зарубежном изгнании часто обращались к понятию «духовная культура». Особенность русской религиозной философии - от славянофилов и В. Соловьева до С. Франка, С. Булгакова, Г. Флоровского - глубокая убежденность в том, что фундамент человеческого общества составляет духовное начало. Саму духовность они рассматривали как важнейшую особенность, как символ русской национальной культуры. Общество в состоянии переходности, по их мысли, теряет веру и духовные ориентиры. Оказавшись в изгнании, многие из философов долгие годы размышляли над тем, что произошло и происходит в России и в чем причины постигших ее катаклизмов. В частности, С. Л. Франк в работе «Духовные основы общества» (1930) писал: «Сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи... Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав во власть непросветленного мыслью и твердой верой хаоса стихийных исторических сил. Самая многосведущая из всех эпох приходит к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности» [5, с. 17].

Русские философы «серебряного века» следующим образом определяли основные начала духовной культуры: «Культура есть

совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие... Культура как взаимодействие и совокупность всего, что творится духом идеала и правды на земле, неразрушима и вечна, и в своей вечности и своем всеобъемлющем богатстве находит себе непререкаемое абсолютное оправдание» [3, с. 107]. Таким образом, в работах русских авторов конца

XIX - первой половины XX вв. термин «духовная культура» оказывается тесно связанным с такими понятиями, как «духовная жизнь», «сфера духа»,

«духовное обновление», а сущность духовности определяется как объективная, надындивидуальная реальность, которая символически укоренена в сердце человека, его потребностях и ценностях, открываясь ему через внутреннее усилие и мистический опыт. Это - реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога.

В развитии научно-философской мысли советского периода можно выделить несколько этапов освоения понятия духовной культуры. В 30-50-е гг. многообразие духовной культуры определялось через такие области общественного сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия. В понимании этих феноменов духовной культуры наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Понятие «духовная культура» в советской философии на протяжении этих десятилетий оставалось под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования. Всякий раз необходимо было признать, что духовная культура рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального бытия. В контексте утвердившейся марксистской традиции именно материально-трудовая деятельность людей, обусловливающая историческое развитие общества и человека, признавалась основой всей человеческой культуры.

В 60-70-е гг. в рамках советской общественно-научной и философской мысли акцент переносится на сложность и многообразие проявлений, особый творческий потенциал духовной культуры. Утверждается, что приобщение человека к ценностям культуры оказывает влияние на все сферы его жизнедеятельности: труд, досуг, семейные отношения и т. д. Духовное богатство человека отражается в его образе жизни, ценностных ориентациях, социальной активности. Иными словами, результаты воздействия культуры на человека - её социальный эффект - бесконечно разнообразны и многоплановы. Их анализ позволяет раскрыть сложное внутреннее строение духовной культуры, а сам феномен «духовная культура» определить как явление, развивающееся в рамках общественного, группового, а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями духовной культуры анализируются такие явления, как «духовные процессы», «духовные блага», «духовное производство», «духовная жизнь». Допускается, что отдельные феномены духовной культуры могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию. В целом духовная культура выводится уже не столько непосредственно из материально-производственной деятельности, сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производственного организма, как функция общества в целом. Религиозная трактовка духовной культуры продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой. Напротив, понимание духовной культуры расширяется за счет привнесения в нее элементов политики, идеологии.

К результатам исследований западных авторов советские исследователи могли обращаться преимущественно в критическом ключе. Только через критику отечественная аудитория имела возможность составить определенное, далеко не всегда полное представление, в каком

направлении шел анализ проблем, объединенных контекстом духовной культуры в западной культурологии, социальной и культурной антропологии. Поэтому разработка сложной структуры ее феноменов начиналась не без этого опосредованного влияния зарубежной научной мысли на советские социальные науки (психологию, социологию, педагогику, теорию пропаганды и др.).

Однако в самой зарубежной философии этого периода противопоставление материальной и духовной культуры теряет свою остроту. Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе. Таким образом, духовный аспект в зарубежной гуманитаристике оказывается редуцированным к ценностно-смысловым, информационно-познавательным феноменам культуры. В англоязычной литературе они определяются как идеациональный аспект культуры (от idea - идея, мысль, понятие, образ). Этот аспект исследуется в разных направлениях и с разных познавательных позиций - признания наличия объективированного знания, научного объяснения, с позиций мифологии, религии или какого-либо иного типа ценностного сознания. Тот или иной смысл в культуре изучается в рамках анализа законов и символов, с позиций семиотического или герменевтического анализа. Таким образом, «духовная культура» или «культура умственная» в западноевропейской философии второй половины

ХХ в. оказалась представленной множеством областей, аспектов, элементов умственно-волевой деятельности и эмоциональнопсихологической активности человека.

В настоящее время отечественная философия культуры продолжает часто обращаться к понятию «духовная культура». Однако содержание и смысловой объем этого понятия в некоторых важных аспектах во многом остаются такими, какими они сформировались в советский период, хотя современные авторы уже не связывают понимание духовной культуры с политико-идеологическими составляющими, а скорее склоняются к тому, чтобы наделить духовную культуру нравственным, а порой и религиозным содержанием. Анализ современных дискуссий по проблемам духовности показывает как актуальность этой проблематики, так и необходимость специальных работ, решающих задачу уточнения терминологического аппарата и исследовательской методологии.

С целью определения сущности духовной культуры следует рассмотреть культуру не только в статике, когда она выступает как система созданных людьми таких ценностей, как знания, нормы поведения, искусство, обычаи, традиции, обряды и т. д., но и в динамике. Культура, рассмотренная в динамике, предстает как деятельность субъекта, как процесс: это производство духовных ценностей, их сохранение,

репродуцирование, распространение, а также потребление, деятельность системы народного образования, учреждений искусства и т. д. Учет этих двух аспектов рассмотрения культуры позволяет представить модель духовной культуры: деятельность по производству духовных ценностей -совокупность произведенных людьми духовных ценностей - потребление людьми произведенных духовных ценностей (сокращенно: производство -ценности - потребление). Это определенная целостная система однопорядковых элементов, связанных друг с другом структурными отношениями. Составные элементы системы выступают как определенные подсистемы со своими структурами и элементами.

Подход к духовной культуре как к сложноорганизованной системе позволяет выявить координационность и субординационность отношений ее элементов. Координационные связи между элементами духовной культуры существуют во все исторические эпохи как взаимодействие различных форм культурной деятельности. Такова взаимосвязь морали и искусства в духовной культуре. В простейшем виде эта взаимосвязь может быть выражена формулой: этическое эстетично, эстетичное этично. Конечно, эта взаимосвязь проявляется по-разному, соотношение морали и искусства в системе духовной культуры имеет особые формы, масштабы проявления в различные исторические периоды. Особенно ярко это видно в переломные эпохи в истории человечества. Внутренние конфликты, пересмотр ценностей, вызванные подрывом веры людей в разумность существующих общественных порядков, после мировой войны выразила целая группа писателей, составивших «потерянное поколение». Субординационные отношения внутри духовной культуры меняются в зависимости от исторических особенностей каждого конкретного общества. Современное общество в качестве базы духовной жизни использует правовое сознание и ценностный подход.

Философская культура выступает связующим звеном между различными сферами духовной культуры. В силу этого в определенной мере о философской культуре можно судить и по художественной литературе, искусству, деятельности выдающихся личностей. Поэтому для реконструкции истории философской культуры необходимо изучать не только философские источники, но и попытаться выяснить ту роль, которую играли разрабатываемые философские идеи в духовной жизни общества. Философская культура, включающая уровень разработки философской теории, степень научности, широту распространения философского знания среди различных социальных слоев и т. д. может, в свою очередь, выступать одним из показателей уровня общественного сознания, духовной культуры той или иной нации, наконец, - ступени общественного развития.

Как пишет современный белорусский философ-антрополог,

«философская культура в процессе воздействия на человека взаимосвязана с политической, правовой, нравственной, художественной культурой, но она не сводится ни к одной из них и не является их суммой. Каждая из перечисленных культур имеет свой объект в виде отдельных конкретных сторон жизнедеятельности человека. Философская же культура ориентирована не на отдельные стороны жизнедеятельности общества (нравственную, эстетическую, правовую и т. д.), а на человека в целом...» [1, с. 136]. Участвуя в решении самых важных познавательных, методологических, мировоззренческих проблем, философская культура выступает как квинтэссенция духовной культуры, как ее наиболее существенная часть. Не во все времена и не всякая философская культура пользовалась благосклонностью господствующих классов. Известны случаи, когда она и ее носители неоправданно преследовались. Так, в николаевской России в середине XIX в. царское правительство, напуганное распространением освободительных идей, попыталось свернуть процесс формирования философской культуры и запретило преподавание философии в университетах. Занимаемое философией центральное место среди политической, правовой, нравственной, художественной культуры, ее роль в формировании убеждений, идеалов, жизненной позиции, целостного мировоззрения личности, ее влияние на духовную, социальную, политическую, а также в определенной степени на экономическую сферы общества - все это позволяет назвать философию важнейшей сферой духовной культуры, живой душой культуры.

В этом контексте важен вопрос о соотношении понятий «мировоззрение» и «философская культура». В самом деле, нужно ли обосновывать понятие «философская культура», когда философия традиционно признавалась ядром мировоззрения? Думается, что нужно. И вот почему. Прежде всего, в содержательном аспекте понятие «мировоззрение» и «философская культура» не тождественны. Мировоззрение по объему шире, если подходить с формально-логической стороны. Но главное состоит в том, что понятие «философия» глубже, более содержательно, оно характеризует уровень духовной культуры социума в целом. Философская культура - это объективный показатель уровня мировоззрения индивида, его качественная характеристика. В этом плане в дефиниции философской культуры наличествует такой показатель, как ее способность обеспечить индивиду интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, удовлетворять его духовные потребности.

Любой человек на уровне обыденного сознания может ставить вопрос о Вселенной, смысле жизни и другие метафизические вопросы. Но социальную значимость эти вопросы приобретают лишь в результате их осмысления на теоретическом уровне. И рассуждать о них по существу способен индивид, овладевший философией. Таким образом, индивид становится существом все в большей мере социально значимым, чем более глубинными пластами философии он овладевает. Хотелось бы сказать и о методологической функции понятия «философская культура» по отношению к мировоззрению. Оно уже изначально как бы задает соответствующие мировоззренческие, мироотношенческие координаты

философии. Философию индивид обязан усваивать не ради усвоения очередной дисциплины, а ради развития категориального аппарата, т. е. развития своей мыслительной деятельности в целом, формирования наряду с этим нравственной и гражданской позиции.

В духовной культуре в ходе исторического развития удерживаются те результаты деятельности, в которых органически сочетаются материальные и духовные начала. Это хорошо видно на многочисленных примерах творческой деятельности в различных областях культуры. В христианской религии это образ Христа, органически сочетающий в себе телесное (материальное) и духовное (божественное). Сочетание материального и духовного особенно глубоко раскрывается в традициях русского космизма. Здесь любая материальная деятельность, выступая в неразрывном единстве с идеальными составляющими - этическими нормами, эстетическмих принципами, религиозными заповедями и т. д., приобретает космический характер. Н. Ф. Федоров справедливо писал, что чисто рационалистическая деятельность, скажем, в форме науки и техники, неизбежно приводит к их самоуничтожению и к уничтожению всего окружающего. Однако, будучи ориентированными на этически значимые цели, наука и техника приобретает созидательный характер. Исторические примеры свидетельствуют, что созидательный характер приобретает любая человеческая деятельность в тех случаях, когда люди оказываются приобщенными к культуре как целому.

Можно сделать вывод, что и социальное самочувствие человека во многом определятся гармонией рационального и иррационального, т. е. в конечном счете, мерой его приобщенности к целостной культуре, где степень выраженности такой гармонии оказывается максимальной. Исследования последних десятилетий убедительно показали, что гармоничность соотношения человека и общества на рациональном уровне (в смысле удовлетворения его материальных потребностей) не исчерпывает проблемы социального здоровья и здорового общества. Это хорошо видно на примере экономического материализма. XX столетие развеяло убежденность в том, что только удовлетворение материальных потребностей на достаточно высоком уровне может привести к построению здорового общества и сделать людей счастливыми. Реальность прошлого века не оправдала этих надежд - высокий уровень материального благосостояния на фоне неудовлетворенных духовных потребностей породил пессимизм и разочарование. Эмпирический материал свидетельствует о том, что на всех уровнях (биологическом, психологическом и социальном) человек оказывается связанным как материальными, так и идеальными компонентами своего бытия. Э. Фромм убедительно показал, что человек ориентирован как на материальные факторы («иметь»), так и на идеальные («быть») [6]. Преобладание тех или иных всегда крайне негативно сказывается на психическом и социальном здоровье. А. Маслоу констатировал, что удовлетворение материальных (нормативных) потребностей человека формирует метапотребности, реализация которых связана с духовными компонентами (приобщение к полноценной духовной культуре, творчество, самореализация и пр.). Иными словами, в основании психически и социально здоровой развитой личности

лежит неразрывное единство материального и духовного.

Список литературы

1. Адуло Т. И. Человек на рубеже тысячелетий: поиск духовных оснований бытия. - Минск: ИСПИ, 2003.

2. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996.

3. Струве П., Франк С. Очерки философии культуры // Полярная Звезда. - № 2. - 1905.

4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.

5. Франк С. Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

6. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.