Научная статья на тему 'К вопросу об определении культурно-цивилизационной самобытности России'

К вопросу об определении культурно-цивилизационной самобытности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
407
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОБЫТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / CIVILIZATION / IDENTITY / SOCIO-CULTURAL FACTORS / SOLIDARITY / SOCIALITY / SOCIAL CULTURE / VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скворцов Игорь Петрович

В статье рассматриваются проблемы определения признаков цивилизационной «самобытности» России и перспектив ее укрепления. По мнению автора, имеются реальные предпосылки развития России как самостоятельной цивилизации, но указанная возможность может быть реализована лишь при совместной заинтересованности общества и его элиты, должна подкрепляться культурным и политическим выбором правящего слоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING DEFINITION OF CULTURAL AND CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

The article deals with the definition of the civilizational identity features of Russia and prospects of its strengthening. According to the author’s opinion, there are real prerequisites for the development of Russia as an independent civilization, but this possibility may be implemented only with a joint concernment of the society and its elite, supported by cultural and political choice of the ruling stratum.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении культурно-цивилизационной самобытности России»

УДК 316.722 (470+571) Скворцов Игорь Петрович

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ

Skvortsov Igor Petrovich

D.Phil., Professor, Philosophy and Social Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING DEFINITION OF CULTURAL AND CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы определения признаков цивилизационной «самобытности» России и перспектив ее укрепления. По мнению автора, имеются реальные предпосылки развития России как самостоятельной цивилизации, но указанная возможность может быть реализована лишь при совместной заинтересованности общества и его элиты, должна подкрепляться культурным и политическим выбором правящего слоя.

Ключевые слова:

цивилизация, идентичность, самобытность, социокультурные факторы, солидарность, социальность, социальная культура, ценности.

Summary:

The article deals with the definition of the civilizational identity features of Russia and prospects of its strengthening. According to the author's opinion, there are real prerequisites for the development of Russia as an independent civilization, but this possibility may be implemented only with a joint concernment of the society and its elite, supported by cultural and political choice of the ruling stratum.

Keywords:

civilization, identity, identity, socio-cultural factors, solidarity, sociality, social culture, values.

Проблемы определения места России в мировой цивилизации, выявления значений западного и восточного культурного наследия для России, как известно, ставились на протяжении последних веков. Темы, поднятые в дискуссиях западников и славянофилов Л.Н. Гумилевым, Н.Я. Данилевским, Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, евразийцами и другими авторами, продолжают обсуждаться современной российской общественностью. Это не случайно, так как определение задач развития России во многом зависит от учета своеобразия ее цивилизационных особенностей, степени их устойчивости и влияния на социально-политические процессы.

Судя по тому, что степень и характер цивилизационной и культурной специфики нашей страны до сих пор продолжают быть предметом активных дискуссий, данная проблематика остается актуальной как в научном, так и общественно-политическом дискурсах.

В истории России было несколько концепций, отвечавших на запрос общества относительно своего духовного, культурного самоопределения: «Москва - Третий Рим», построения коммунизма, евразийства (последняя, в свою очередь, исходя из месторазвития российского государства, сущность и предназначение России видела в содружестве близких цивилизаций и культур, в удерживании Суши в противостоянии с цивилизацией Моря). Представляется, что данные идеи были основаны главным образом на представлении об особой духовной и социальной роли православия и специфике географического расположения страны.

Согласимся с мнением, что поиск оснований духовного самоопределения, «самобытности и исключительности» становится актуальным в условиях становления субъектности народов и стран при попытках определить национально-государственную идентичность, а также когда перед ними стояла задача осуществления масштабной модернизации и самоутверждения на мировой арене [1, с. 159].

Но добавим, что такие попытки важны и для государств, пытающихся обрести субъектность или восстановить утраченную идентичность, как и современная Россия. Как показывает исторический опыт, они становятся возможными при наличии объективного потенциала подобную идею выдвинуть и реализовать. По вопросу определения такого потенциала и признаков его наличия хотелось бы высказаться.

Рассчитывать на непредвзятое решение вопроса о культурно-цивилизационной «самобытности» России возможно лишь при выработке соответствующих универсальных сравнительных критериев. В известном исследовании отечественных авторов [2] сделана попытка формирования работающей методологии подобной оценки, которая должна быть поддержана, но, естественно, не отвечает на все важные теоретические и практические вопросы самоопределения России.

Понятие «самобытности» традиционно связывается со своеобразием, способностью идти своим путем, самостоятельностью в своем развитии [3, с. 683]. Самобытность есть существенное

и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах. Самобытность можно определить и как способность поддержания присущих данному обществу принципов социокультурной регуляции в различных ситуациях [4].

Казалось бы, чего проще - определить присущие данному обществу принципы социокультурной регуляции и сравнить их с подобными в других странах и культурах. Но не только в наборе самих принципов, но также и в их толковании в российской истории и общественной науке традиционно необходимого консенсуса не наблюдается.

Чтобы свести к минимуму субъективность в наших оценках, будем исходить из того, что конкретное общество формируется в определенных условиях своего природно-географического расположения и характеризуется четырьмя общепринятыми сторонами социальности: экономической, социальной, политической и духовной. Далее, признавая, что понятия национальной идеи, национальных интересов обладают объективным содержанием, подчеркиваем, что они могут и должны быть сформулированы и внедрены усилиями правящего класса, элиты в различных ее составляющих.

С социально-философских и политологических позиций оценить самобытность и состоятельность как способность обладать и воспроизводить выраженные социокультурные качества можно, на наш взгляд, по перечисленным выше основаниям, которые характеризуют базовые принципы социальности.

Если более подробно, то к таковым можно отнести следующие:

- наличие природно-географических условий, определяющих специфический характер развития общества;

- развитость внутреннего рынка, способность экономически обеспечивать самостоятельное развитие, необходимое количество населения, обеспечивающего внутренний рынок, развитость человеческого потенциала;

- специфика политического устройства (степень проявления в политической жизни и устройстве страны таких принципов, как моноцентризм власти - полицентризм; имперская форма - национальное государство; автократический характер общественных институтов - демократический тип и др.);

- особенности социальной культуры (способы и результаты решения базовых социальных вопросов: солидарность - индивидуализм; личность - общество; кооперация - конкуренция; справедливость - социальное неравенство; государственный патернализм - автономность индивида);

- специфический набор базовых ценностей, определяющих своеобразие культуры, наличие своего образа мира;

- консолидация правящего класса вокруг идеи самобытности, отсутствие перманентных раскалывающих общество идеологических споров по вопросу прошлого, настоящего и будущего страны и др.

Попытаемся далее определить наличие обстоятельств, позволяющих претендовать на обладание собственным цивилизационным качеством России дореволюционной, как до-, так и имперского периода, СССР, России нынешней, с начала 1990-х до настоящего времени. Мнение автора по данному вопросу проиллюстрировано положениями таблицы 1.

Таблица 1 - Признаки «самобытности» российской цивилизации в истории

и современности

Признак Царская Россия | СССР РФ

Особый характер природно-геогра-фических условий, влияющий на характер общественных институтов Северная и Центральная Евразия Северная Евразия

Развитость внутреннего рынка, способность экономически обеспечивать самостоятельное развитие Присутствует Возможна в рамках широкого евразийского экономического союза

Необходимое количество населения, обеспечивающего внутренний рынок, развитость человеческого потенциала Присутствует Возможны в рамках широкого евразийского экономического союза

Специфика политического устройства Присутствуют автосубъектность и моноцентризм власти, имперская форма государства, преимущественно автократический характер общественных институтов Находится на переходном этапе к провозглашенным в конституции базовым принципам европейского типа («либерально-демократическая» модель политического устройства)

Продолжение таблицы 1

Специфика социальной культуры Присутствует приоритет ценностей солидарности, кооперации, общественных интересов, справедливости, государственного патернализма Находится на переходном этапе к провозглашенным в конституции базовым принципам европейского типа (приоритет прав личности). Атомизированный характер социальной культуры, процессы выработки проекта формирования российской социальности

Наличие своего особого образа мира, специфика базовых ценностей, «сакральной вертикали» Православные - светские ценности Россия - третий Рим, миссия -указание пути духовного развития Православие -идейный стержень государ-ствен-ного строительства Россия - носитель проекта коммунистического будущего Коммунистическая идеология - основа построения общественных институтов «Универсальный» проект правового государства. Первые признаки возрождения концепта российской духовной традиции, ценностей нравственности, справедливости и солидарности Либерально-консервативная идеология - основа построения общественных институтов

Консолидация правящего класса вокруг идеи России как самобытной цивилизации Присутствует на протяжении большего периода времени Присутствует на протяжении большего периода времени Первоначальный этап формирования общественного консенсуса и элитного согласия относительно российской «самобытности»

Анализ этих признаков позволяет сделать вывод о том, что своеобразный характер развития российского общества на протяжении веков объяснялся объективными обстоятельствами природно-географического характера, спецификой сформировавшейся в этих условиях политической и социальной культуры и, что следует заметить особо, подкреплялся культурно-идеологическим выбором правящего класса.

После распада СССР и формирования Российской Федерации как нового субъекта мировой политики сложилась иная ситуация. Суть ее заключается в том, что закрепленные в конституции страны базовые принципы организации ее жизни являются скорее результатом сложившегося к моменту принятия основного закона соотношения политических сил и этапа политического процесса, чем отражают специфику исторических констант российской цивилизации. На наш взгляд, реализации отечественной самобытности в постсоветское время не способствовало и такое важнейшее политико-идеологическое условие, как консолидация правящего класса вокруг идеи наличия собственного цивилизационного потенциала и пути развития.

Известно, что многие страны неевропейского типа в процессе модернизации не возводят в политическую и культурную проблему результаты сравнения с цивилизацией Запада, не испытывают чувства неполноценности от имеющихся различий. Но для политических и интеллектуальных кругов России такое сравнение достаточно актуально, что и показывает отечественная история. После 1985 г. в России вновь восстанавливается зависимость от внешней оценки, которая отличала высшие классы и русскую интеллигенцию в конце XIX - начале XX века: Европа как мерило, критерий и референтная точка.

В выступлениях последнего времени президента России В.В. Путина [5; 6; 7], намечены концепты и некоторые шаги к укреплению традиционных российских базисных ценностей и их реализации в общественной жизни. Но они должны быть приняты широкими слоями населения и элитными кругами, найти последовательное, согласованное подтверждение в политической, социальной и культурной практике, их содержание и результаты не должны зависеть от сложившегося в тот или иной момент времени соотношения политических сил.

Из анализа содержания таблицы 1 следует, что такие признаки, как развитость внутреннего рынка, способность экономически обеспечивать самостоятельное развитие, необходимое количество населения, обеспечивающего внутренний рынок, развитость человеческого потенциала, хотя и не могут быть изменены в короткие сроки, не являются величиной постоянной. При необходимой на то политической воле общества и его элиты и соответствующей политике вполне

возможно их наполнение позитивным содержанием (например, при реализации артикулированного российским руководством проекта Евразийского союза).

Наличие своего особого образа мира, специфики базовых ценностей, «сакральной вертикали» способно содействовать консолидации правящего класса, общества в целом вокруг идеи России как евразийской цивилизации.

Формирование соответствующей социальной культуры и тем более политического устройства было бы уже следствием данной консолидации.

Автор полагает, что имеются реальные условия существования России как самобытной цивилизации, но указанная возможность может быть реализована лишь при совместной заинтересованности общества и его элиты, должна подкрепляться культурным и политическим выбором правящего слоя.

Последствия данного выбора для политики государства состоят в том, что политические и социальные, культурные модели и институты выстраиваются в соответствии с цивилизационным проектом. В условиях развития России как самобытной цивилизации развивается присущая ей социальная культура, может быть осуществлен проект российской солидарной модели развития.

Ссылки:

1. Политическая наука. Старые и новые идеологии перед вызовами политического развития. 2013. № 4. 280 с.

2. Фундаментальные и актуальные проблемы цивилизационогенеза / Центр проблемного анализа и гос.-управленческого проектирования (Москва). М., 2010. 96 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. 928 с.

4. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/632 (дата обращения: 15.04.2014).

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 20 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 20.12. 2013).

6. Выступление Президента РФ В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» в 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/19243 (дата обращения: 20.09.2013).

7. Прямая линия с Владимиром Путиным 17 апреля 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://news.krem-lin.ru/news/20796 (дата обращения: 18.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.