Е.И. Баских
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП
В настоящей работе автор рассматривает вопрос о предупреждении преступности этнических организованных преступных групп. Изучаются вопросы и проблемы, связанные с миграционным режимом.
In this article, the author examines the issue of crime prevention ethnic organized crime groups. Treat the issues and problems associated with migration order.
Проблемы миграции, мигрантов, национальных меньшинств выходят на одно из первых мест среди других социальных проблем, аккумулируя при этом целый спектр различных вопросов: социальное неравенство,
столкновение культур, этническая преступность, религиозный экстремизм и терроризм и т.п. Все это может привести к межнациональным столкновениям в различных государствах, а возможно к более глобальным конфликтам.
Согласно официальным данным МВД РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2011г. совершено 44956 преступлений, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 40499 преступлений [1]. Не смотря на то, что по сравнению с АППГ (2010 г.) просматривается снижение на 8,2 %, все же, ситуация остается напряженной, а следовательно, правоохранительные органы должны быть в полной мере готовы к противодействию преступлений совершаемых указанной категорией лиц. Безусловно, причин совершения таких преступлений много.
С начала перестройки этничность еще более институционализируется и постепенно сменяет традиционную советскую идеологию основного института регуляции и контроля. Новая государственная идеология в каждом из вновь образованных постсоветских государств, кроме России и Белоруссии, строится на внедрении в массовое сознание идеи именно этнической солидарности, а не консолидации на основе надэтнических ценностей, способных сплотить людей независимо от этнического происхождения.
Сложность поиска государственной идеи в современной России как раз усугубляется тем, что на этнической основе, как в других постсоветских государствах, строить ее невозможно в силу федеративного устройства России и законодательно закрепленного равноправия всех российских народов — попытка внедрения «русской идеи» неизбежно встретит со стороны представителей национальных меньшинств, особенно территориально «обустроенных», вполне понятное неприятие и обвинение.
Этническое неравенство присутствует в любом этническом пространстве, ибо этнические группы точно так же, как и все прочие социальные группы, образуют определенную иерархию. Уже в самом этом обстоятельстве заложена потенция конфликта.
Государственная идеология необходима. К сожалению, идеология, которая бы способствовала успешной адаптации иммигрантов к русской культуре, нет. В настоящее время, при всем желании, невозможно найти приемлемые формы включения в российское общество этнических групп, исторически не имевших и не имеющих в России территории своего постоянного проживания. Безопасно впускать в Россию, например, славянскую иммиграцию и татар, расселенных по СНГ. Эти народы активно включаются в позитивную деятельность. Но есть этнические группы, которые не желают иметь с Россией ничего общего. Для них Россия - только объект чисто потребительского интереса, возможности заработать.
В постсоветском пространстве на фоне снижения статуса русского возрастает статус представителя титульного народа, причем это относится не только к государствам СНГ, в большинстве своем ориентированным на модель этнонационального государства, но и к национально-территориальным образованиям России. Характерно, что во втором случае статус члена титульной общности несоизмерим со статусом русского, причем независимо ни от численного соотношения титульного народа и русского населения в том или ином субъекте Российской Федерации, ни даже от того, что русские являются титульным народом государства в целом.
Г осударственная политика, направленная на регионализацию, этнизацию всей жизни россиянина и его образование, не лучшим образом сказывается на межнациональных отношениях в России. Хотя большинство живущих здесь людей понимает, что Россия многонациональное государство, лозунги «Россия для русских» не становится менее популярными. Отчасти это происходит потому, что выдвижение и поддержка националистических лозунгов становится ответной реакцией на националистические движения и демарши нерусских народностей, ответом на реальную или кажущуюся угрозу. Иногда государство идет на поводу у националистически и эстремистски настроенных граждан - это касается и последних инициатив в законодательной области, касающихся трудовой миграции. Ограничение сферы занятости мигрантов не сможет кардинально решить проблему с рабочими местами для собственных граждан, но заставит уйти в подполье тех, кто до сих пор занимал свою нишу в торговой или строительной области, а также не будет способствовать налаживанию отношений с народами бывшего СССР.
Таким образом, признавая важность и необходимость воспитания патриотов своей страны, следует не просто возрождать традиции воспитания, но творчески их перерабатывать в соответствии с реалиями современной жизни. Патриотизм должен быть направлен не только на защиту страны от внешней угрозы, хотя и этот аспект нельзя оставлять на периферии, но и на воспитание патриотизма «внутреннего», в котором акцентируется не только осознание себя гражданином своей страны, но и того самого забытого понятия «братской многонациональной дружбы».
Формирование профессионально-нравственных и духовных качеств представителя правопорядка - задача первостепенной важности для
руководителей органов внутренних дел и обязательное условие выполнения личным составом возложенных на него государством оперативнослужебных задач, укрепления основ служебной деятельности в органах внутренних дел, неукоснительного соблюдения служебной дисциплины и законности. Причины и условия организационно-управленческого характера связаны со всевозможными недостатками в деятельности правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел. К ним автор относит:
- низкий профессиональный уровень многих сотрудников ОВД, вызванный, в том числе небольшим стажем работы, отсутствием специальной подготовки для работы с представителями национальных меньшинств;
- отсутствие у сотрудников ОВД знаний языка, традиций и обычаев этнических меньшинств, населяющих Российскую Федерацию;
- трудности в проведении оперативно-розыскной работы в отношении участников этнических преступных группировок;
- отсутствие эффективных средств и механизмов борьбы с незаконной миграцией;
- недостаточное взаимодействие между службами ОВД и другими правоохранительными органами по борьбе с рассматриваемым явлением и некоторые другие [2].
Указанные причины и условия преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок целесообразно учитывать в комплексных мероприятиях по их предупреждению, как органами внутренних дел, так и иными заинтересованными субъектами.
Нужно акцентировать внимание на значимости национальных традиций - многонационального государства. В ряде случаев необходимо подчеркнуть важность и незыблемость традиций православия и ислама прежде всего. Во главу угла нужно ставить традиционные ценности являющиеся универсальной основой духовно-нравственного здоровья человека. Основой государственной политики, имеющая целью духовно -нравственное оздоровление народа, должна быть ориентация на традиционные ценности, - семейные, нравственные, патриотические.
В связи с вышеперечисленными факторами, нужно создать единый автоматизированный банк данных о лидерах уголовной среды и организованных преступных формированиях, противоправная деятельность которых распространяется на две и более стран, определив порядок обмена информацией.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Статистика. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности в России за 2011 г. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209743/
2. Касаев И.Х. Предупреждение преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок: автореферат дис. ... канд. юрид. наук (Касаев И.Х.-Саратов: Академия управления МВД РФ, 2013 г.)