Научная статья на тему 'К вопросу об обеспечении высокого уровня подготовки кадров экономической направленности'

К вопросу об обеспечении высокого уровня подготовки кадров экономической направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / PROFILE / EXPERT / PREPARATION LEVEL / QUALITY OF EDUCATION / LABOUR MARKET / DEMAND / QUALIFIED STAFF / BACHELOR DEGREE / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевертова Татьяна Александровна, Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна

В настоящее время в период реформ и внедрения новых федеральных образовательных стандартов, принципиально меняется роль экономического вуза, кафедры и специалистов. При этом выпускающим кафедрам экономической направленности все больше отдается роль, своего рода, «механизма», который отбирает, перерабатывает и адаптирует поступающие знания обучающихся и меняет качественный облик выпускников, приспосабливает его к местным, постоянно изменяющимся условиям рынка труда. Решение проблемы трудоустройства выпускников тесно связано с актуализацией пограничных, междисциплинарных знаний и исследований в области экономики. В данном направлении актуально следующее: расширение области экономического анализа предприятия, планово-экономической деятельности, сметного дела, основ экономической безопасности предприятия, бюджетирования и многое другое. Происходящие в реальной экономике трансформации приводят неизбежно и к трансформации подходов, принципов осуществления учебного процесса, к открытию новых специализаций, форм обучения. Современные подходы к учебному процессу достигаются путем компетентностного подхода. Подготовка экономистов-профессионалов, экономическая переподготовка кадров должны занять свое особое место в системе высшей школы и послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перевертова Татьяна Александровна, Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT PROVIDING HIGH LEVEL TRAINING OF THE ECONOMIC PROFILE

Now, during reforms and introduction of new federal educational standards, the role of economic higher education institution, department and specialists essentially changes. Thus to departments preparing qualified specialists of an economic orientation are more and more given a role, some kind of, «mechanism» which selects, overworks and adapts the arriving knowledge, being trained and changes qualitative shape of graduates, adapts it for local, constantly changing conditions of a labour market. The solution of the problem of employment of graduates is closely connected with updating of boundary, interdisciplinary knowledge and researches in the field of economy. In this direction the actually following: expansion of area of the economic analysis of the enterprise, economical activity, budget business, bases of economic security of the enterprise, budgeting and many other things. Transformations occurring in real economy lead inevitably to transformation of approaches, the principles of implementation of educational process, to opening of new specializations, forms of education. Modern approaches to educational process are reached by competence-based approach. Training of professional economists, economic retraining of staff has to take the special place in system of the higher school and postgraduate education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обеспечении высокого уровня подготовки кадров экономической направленности»

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Т. А. ПЕРЕВЕРТОВА, И. С. КОНДРАШОВА, А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА

В настоящее время в период реформ и внедрения новых федеральных образовательных стандартов, принципиально меняется роль экономического вуза, кафедры и специалистов. При этом выпускающим кафедрам экономической направленности все больше отдается роль, своего рода, «механизма», который отбирает, перерабатывает и адаптирует поступающие знания обучающихся и меняет качественный облик выпускников, приспосабливает его к местным, постоянно изменяющимся условиям рынка труда.

Решение проблемы трудоустройства выпускников тесно связано с актуализацией пограничных, междисциплинарных знаний и исследований в области экономики. В данном направлении актуально следующее: расширение области экономического анализа предприятия, планово-экономической деятельности, сметного дела, основ экономической безопасности предприятия, бюджетирования и многое другое. Происходящие в реальной экономике трансформации приводят неизбежно и к трансформации подходов, принципов осуществления учебного процесса, к открытию новых специализаций, форм обучения.

Современные подходы к учебному процессу достигаются путем компетентностного подхода. Подготовка экономистов-профессионалов, экономическая переподготовка кадров должны занять свое особое место в системе высшей школы и послевузовского образования.

Ключевые слова: профиль, специалист, уровень подготовки, качество образования, рынок труда, востребованность, квалифицированные кадры, бакалавриат, магистратура.

Образование в современном мире становится одним из ведущих факторов конкурентоспособности государства и нации на международной арене. Вхождение России в Болонский процесс создает предпосылки для получения образования и работы за рубежом. Трансформации, происходящие в последние годы в политической, экономической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, определили необходимость перемен в образовании. Современному развивающемуся обществу нужны компетентные специалисты, которые могут принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, успешно участвуют в развитии ее экономики. Необходимость реализации перечисленных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки программы подготовки специалистов, способных решать их квалифицированно.

Российская система высшего экономического образования готовит специалистов широкого профиля в области региональной экономики, финансов, банковского дела, инноваций и предпринимательст-

ва и пр. В то же время обнаруживается дефицит в квалифицированных компетентных специалистах, обладающих не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, необходимыми для развития экономических отношений и обоснования комплексных социально-экономических решений. Будущему специалисту экономического профиля объективно требуется наличие общей культуры, способность к адаптации в изменяющихся условиях производства, умение реализовать свои творческие способности, брать на себя ответственность за решение принятых задач, и это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области экономики является формирование профессиональной компетентности специалиста.

В соответствии с Болонской декларацией высшее образование подразделяется на два уровня - бакалавриат и магистратура. Это предусматривает возможность получения различными категориями студентов высшего профессионального образования разных форм с различными сроками обучения. Благодаря единым названиям и сходным по продолжительности периодам обучения, любому работодателю не только в Европе, но и по

всему миру становится ясно, какое образование получил тот или иной претендент на рабочее место. Бакалавриат представляет собой первый уровень высшего образования. Магистратура - второй уровень высшего образования, ориентированный в том числе на научно-исследовательскую деятельность.

Бакалавр - это выпускник института, имеющий диплом о законченном высшем профессиональном образовании. Получив степень бакалавра, возможно без перерыва в учебе продолжить обучение и получить к диплому бакалавра еще и диплом магистра. Если же бакалавр решит сделать перерыв в учебе, то получив базовую профессиональную подготовку и диплом, он сможет претендовать на соответствующие рабочие места, наряду с другими выпускниками вузов. Накопив профессиональный опыт, уже осознанно можно продолжить обучение в магистратуре в любом институте, университете или академии нашей страны или за рубежом.

Выпускник по направлению «Экономика» -это, прежде всего, аналитик, обладающий современными знаниями и способный разработать наиболее рациональную стратегию развития компании. В своей работе нам хотелось бы уделить особое внимание лишь некоторым образовательным программам в области экономики, представляющиеся на наш взгляд, наиболее перспективными в стратегическом видении.

По результатам аналитических исследований рекрутингового агентства «Время и экономика» среди самых востребованных специалистов являются специалисты в области «Мировая экономика» и «Экономика предприятий (организаций)».

Мировая экономика - сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития индустриальных стран Запада (новые индустриальные страны). Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении экономических сил между странами и подсистемами.

Значение мирохозяйственных связей постоянно растет. В каждой стране и потребители, и производители ощущают это все ясней, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет. Например, темпы ежегод-

ного прироста мировой торговли товарами и услугами значительно опережают рост производства. В настоящее время каждый 5-ый товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговую сеть.

В то же время, последняя четверть века в России ознаменовалась масштабными экономическими, политическими и социальными процессами. Изменилось и положение Российской Федерации в международных экономических взаимоотношениях. Поэтому появились более высокие требования к уровню квалификации специалистов. Возникла необходимость подготовки специалистов нового поколения, владеющих знаниями в масштабах мирового экономического пространства.

В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина специальность «Мировая экономика» существует с 2007 г. В качестве основной цели подготовки по профилю «Мировая экономика» следует рассматривать выпуск профессионально состоятельных и востребованных специалистов, обладающих как универсальными, так и предметно-специализированными компетенциями, способствующими их социальной стабильности и устойчивости на национальном и международном рынках труда.

Задачи программы - подготовить профессионалов в области мировой экономики и международного бизнеса, сочетающих фундаментальные экономические знания с глубоким изучением процессов, происходящих в мировой экономике и международных экономических отношениях, экономике и политике отдельных стран и регионов, а также обладающих практическими навыками работы во внешнеэкономической сфере, свободно владеющих двумя иностранными языками.

Обучение по профилю бакалавриата «Мировая экономика» формирует у студентов основные навыки, необходимые специалистам и руководителям в области международной торговли и бизнеса, - и позволит развивать карьеру в различных компаниях, банках, консалтинге.

Студенты данного профиля получают базовое экономическое образование. Они изучают фундаментальные (экономическая теория, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит) и специальные дисциплины (мировая экономика, международные экономические отношения, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность и др.). Обучение по профилю «Мировая экономика» позволяет студентам получить комплекс знаний в области национальной и мировой экономики, международных валютно-кредитных отношений, фи-

нансово-банковской деятельности, бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, российского и международного законодательства и права, маркетинга, деятельности международных экономических организаций и др. Аналитическая подготовка позволяет бакалаврам не только грамотно анализировать хозяйственную деятельность и финансовую отчетность предприятий и организаций, но и уметь прогнозировать развитие ситуаций на различных рынках, оценивать перспективы и последствия различных экономических сделок и неэкономических факторов. Одной из важнейших характерных особенностей выпускника является владение двумя иностранными языками на профессиональном уровне.

Выпускник осваивает специфику внешнеэкономических связей стран и принципы осуществления внешнеэкономической деятельности; в какой стране мира выгоднее инвестировать в производство, а в какой выгоднее разместить денежные средства в банке; как оценить своего потенциального партнера, выстроить выгодные отношения с ним и определить место его страны в сложной структуре мирового хозяйства; уметь ориентироваться в основных направлениях внешнеэкономической политики; как устанавливаются таможенные тарифы, и как они влияют на благосостояние населения; методы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, фирмы, учреждения; методы работы зарубежных банков; методы определения и страхования, коммерческого, политического, валютного, транспортного и других рисков при реализации внешнеэкономических отношений; методы бухгалтерского учета и анализа эффективности внешнеэкономических операций; методы исследования конъюнктуры мировых рынков.

Приобретенные в процессе обучения знания позволят:

- развить экономический образ мышления;

- грамотно оценивать многообразие экономических процессов в современном мире;

- находить и принимать оптимальные управленческие решения;

- организовать и успешно вести бизнес на внешнем и внутреннем рынках;

- легко общаться на иностранном языке с зарубежными коллегами.

Профессиональная деятельность такого специалиста осуществляется как на национальном, так и на международном уровне и направлена на профессиональное обслуживание предпринимательской деятельности всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных

институциональных структур, экономических служб предприятий и организаций. Выпускники бакалаврской программы могут работать на промышленных предприятиях, в организациях и учреждениях в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах; в отделах внешнеэкономических связей промышленных предприятий; городских, областных, районных органов управления; в торговых, кредитных, страховых, финансовых организациях и учреждениях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и валютными операциями; в международных туристических агентствах, в таможенных органах и т. п., а также осуществлять преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Конкурентные преимущества профиля:

- выпускники профиля имеют специальные глубокие знания в области международных экономических отношений и практические навыки работы с иностранными бизнес-партнерами, что особенно актуально в связи с присоединением-России к Всемирной торговой организации (ВТО);

- в рамках данного профиля с учетом требований ВТО ведется подготовка экономистов, владеющих конкретными прикладными знаниями в области международных финансов, валютных операций и внешнеэкономической деятельности, которых на настоящий момент в большинстве регионов России не хватает;

- огромную важность также имеет углубленное изучение основного иностранного языка, в том числе языка делового общения, с освоением второго иностранного языка с нуля по выбору студента, что дает возможности продолжения обучения в зарубежных вузах, стажировок и последующего трудоустройства в иностранных компаниях.

Профиль «Мировая экономика» - это качественное образование на уровне мировых стандартов, ориентация на подготовку специалистов высшей квалификации, способных быть успешными в разных странах мира.

Образовательная программа по профилю «Экономика предприятий и организаций».

Происходящие преобразования в инновационном экономическом развитии страны по-новому ставят вопрос о формах и методах хозяйствования предприятия, оценке результативности

его производственной и коммерческой деятельности. В условиях возрастания конкуренции каждое предприятие должно успешно развиваться. Для этого необходимо искать и находить наиболее эффективные методы функционирования предприятия, вырабатывать и принимать, как правило, нестандартные решения, за последствия которых вся ответственность ложится на соответствующих специалистов.

Для успешной реализации требований рынка и рыночных отношений работникам, участвующим в этом процессе нужны, прежде всего, глубокие знания экономики предприятия, умение правильно организовать производственную и коммерческую деятельность, грамотно анализировать процессы экономического развития, объективно оценивать их возможные позитивные и негативные последствия, уметь прогнозировать развитие предприятия.

Их деятельность должна быть направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом специфики техники, технологии, организации производства и обеспечивать инновационный характер развития.

Целями образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика предприятий и организаций» (направление «Экономика») являются:

- подготовка высококвалифицированных специалистов в области теории и практики деятельности предприятия, функционирования и развития отраслевых рынков, формирования стратегии и тактики поведения фирмы на рынке, маркетинговой, ценовой, инновационной политики;

- формирование широко образованной интеллектуальной личности, готовой к творческой деятельности в области экономической науки и практики, способной к саморазвитию и непрерывному обучению;

- получения опыта и практических навыков в решении экономических проблем современного предприятия, выработке умения ориентироваться в условиях изменений и неопределенности.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта направления «Экономика», студенты профиля «Экономика предприятий и организаций» изучают такие дисциплины профессионального цикла (общепрофессиональной и базовой части), как: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «Статистика», «Экономика предприятия», «Эко-

номика труда», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», «Инвестиционный анализ», «Планирование и бюджетирование в организации», «Производственный менеджмент» и многие другие курсы по выбору студентов, предназначенные для развития прикладного мышления в области экономики предприятия и управления его деятельностью.

В учебный процесс включены два вида практик: учебная и производственная. В результате прохождения практик студент профиля «Экономика предприятий (организаций)» получает навыки сбора и обработки данных об условиях и результатах деятельности организаций с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, закрепляет полученные теоретические знания на основе практического участия в деятельности экономических служб предприятий (организаций), приобретает опыт самостоятельной работы.

Подготовка бакалавров профиля «Экономика предприятий и организаций» ориентирована на широкий круг профессиональных компетенций, дающих выпускникам возможности:

- выявлять влияние основных тенденций социально-экономического и научно-технического развития на деятельность конкретных предприятий и организаций;

- создавать предприятия и организовывать их деятельность;

- разрабатывать бизнес-планы коммерческих проектов;

- осуществлять подготовку предложений по оптимизации производственной программы предприятия и его подразделений на основе анализа данных производственного, финансового и управленческого учета, маркетинговых прогнозов;

- разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка и оптимального управления издержками;

- участвовать в выборе объектов инвестиций, формировании инвестиционных программ и обосновании их эффективности;

- разрабатывать технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат предприятий;

- осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям;

- готовить периодическую отчетность предприятия.

Кадровое обеспечение подготовки бакалавров по профилю «Экономика предприятий (организа-

ций)» осуществляют кафедры Института экономики Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, в том числе выпускающая кафедра Политической экономии и мирового глобального хозяйства. Кафедра располагает высококвалифицированными специалистами, обеспечивающими конкурентные преимущества ее выпускникам за счет:

- наличия у ведущих специалистов базового педагогического образования, практики работы в профориентационных классах среднеобразова-тельных школ, позволяющей им обеспечить быструю адаптацию первокурсников при переходе от школьного к вузовским стандартам обучения;

- практического опыта работы целого ряда преподавателей кафедры на предприятиях и в организациях в качестве руководителей структурных подразделений с возможностью передачи управленческого опыта через читаемые курсы, руководство практиками;

- применяемых ведущими преподавателями кафедр современных образовательных технологий, активного использования практико-ориентированных форм и методов обучения.

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: дистанционное обучение, компьютерные технологии (виртуальные и сетевые интернет-технологии), технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, телекоммуникационные сети, средства мультимедиа). Кроме того, применяются проектные методы, тренинги, кейсовые технологии, презентации, деловые игры, способствующие приближения учебного процесса к практической профессиональной деятельности, тем самым способствуя формированию и оцениванию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося.

Обеспеченность каждой дисциплины необходимыми учебными пособиями, практикумами, программами, широкое применение современных образовательных технологий позволяет студентам получать комплекс требуемых компетенций в соответствии с тенденциями развития бизнеса и рынка труда.

Реализация основной образовательной программы по направлению «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») базируется на образовательных технологиях проведения учебных занятий, направленных на: интенсификацию обучения (передачу большего объема учебной информации студентам при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний); активизацию подхо-

да проблемного обучения (решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки); постоянное сотрудничество с потенциальными работодателями, что способствует оперативному внесению изменений в систему обучения в соответствии с требованиями рынка труда и компетенциями обучающихся.

Высокая востребованность выпускников профиля на рынке труда объясняется комплексным изучением экономических, финансовых и управленческих дисциплин, обеспечивающих высокий уровень адаптации к изменяющимся условиям существования, к развивающимся инновациям внешней и внутренней среды организаций и предприятий.

Обучение по данному профилю позволит выпускникам работать в качестве экономистов в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических, аналитических службах предприятий различных отраслей, сфер и форм собственности, в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, в органах государственной и муниципальной власти, на научно-педагогических должностях в научно -исследовательских организациях, учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования.

После получения диплома о высшем профессиональном образовании бакалавры по экономике могут углубить свои научно-теоретические и практические знания и навыки, продолжив обучение в магистратуре.

Магистерская программа «Экономика предприятия и отраслевых рынков» направлена на формирование кадров среднего (руководитель планового, экономического отдела, ведущий специалист отдела, департамента) и высшего звена управления (экономический директор, начальник экономического управления) для государственных органов федерального, регионального и муниципального уровня; корпораций и компаний различной отраслевой направленности, инвестиционных фондов.

Выпускник магистратуры по магистерской программе «Экономика предприятия и отраслевых рынков» - это профессионал, имеющий не только углубленное представление об общих закономерностях развития фирмы, отраслевых и товарных рынков, но и владеющий практическими навыками анализа структурных преобразований основных отраслей экономики, системного подхода к вопросам совершенствования органи-

зационно-экономического механизма антимонопольного регулирования и формирования конкурентной рыночной среды.

Выпускник магистратуры по данной программе имеет системное представление о структуре и тенденциях развития современных фирм и рынков, понимание многообразия экономических процессов, предопределяющих эффективность функционирования российских предприятий на отраслевых и товарных рынках, степень их конкурентоспособности, а также способен к решению нестандартных задач.

Для обеспечения учебного процесса по направлению подготовки «Экономика предприятия и отраслевых рынков» университет и выпускающая кафедра обладают квалифицированными научно-педагогическими кадрами и всей необходимой материально-технической базой.

* * *

TO THE ISSUE ABOUT PROVIDING HIGH LEVEL TRAINING OF THE ECONOMIC PROFILE

T. A. Perevertova, I. S. Kondrashova, A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova

Now, during reforms and introduction of new federal educational standards, the role of economic higher education institution, department and specialists essentially changes. Thus to departments preparing qualified specialists of an economic orientation are more and more given a role, some kind of, «mechanism» which selects, overworks and adapts the arriving knowledge, being trained and changes qualitative shape of graduates, adapts it for local, constantly changing conditions of a labour market.

The solution of the problem of employment of graduates is closely connected with updating of boundary, interdisciplinary knowledge and researches in the field of economy. In this direction the actually following: expansion of area of the economic analysis of the enterprise, economical activity, budget business, bases of economic security of the enterprise, budgeting and many other things. Transformations occurring in real economy lead inevitably to transformation of approaches, the principles of implementation of educational process, to opening of new specializations, forms of education.

Modern approaches to educational process are reached by competence-based approach. Training of professional economists, economic retraining of staff has to take the special place in system of the higher school and postgraduate education.

Key words: profile, expert, preparation level, quality of education, labour market, demand, qualified staff, bachelor degree, magistracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.