Научная статья на тему 'К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств'

К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11986
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SAFE MOVEMENT AND TRANSPORT EXPLOITATION / TRAFFIC RULES VIOLATION AND VEHICLES EXPLOITATION / OBJECT OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюпова Гульназ Шамиловна, Макеева Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с неоднозначным подходом к пониманию основного непосредственного и дополнительного непосредственного объектов составов преступлений, предусмотренных ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Подвергаются анализу существующие спорные точки зрения по исследуемой проблематике и правоприменительная практика. Авторами делается вывод о верном местонахождении состава преступления, регламентирующего ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в Особенной части УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the problematic issues connected with an ambiguous approach to the understanding of the basic direct and additional direct objects of crime contents under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation. The existing controversial points of view on the issues under investigation and law enforcement practice are analyzed. The authors draw a conclusion concerning the correct location of the crime regarding responsibility for traffic rules violations and operation of motor vehicles in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 343

К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Аюпова Гульназ Шамиловна,

Уральский юридический институт МВД России

e-mail: ajupova90@mail.ru

Макеева Ирина Сергеевна,

Уральский юридический институт МВД России,

кандидат юридических наук

e-mail: i.suhanova@bk.ru

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с неоднозначным подходом к пониманию основного непосредственного и дополнительного непосредственного объектов составов преступлений, предусмотренных ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Подвергаются анализу существующие спорные точки зрения по исследуемой проблематике и правоприменительная практика. Авторами делается вывод о верном местонахождении состава преступления, регламентирующего ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в Особенной части УК РФ.

Ключевые слова: безопасное движение и эксплуатация транспорта; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; объект преступления.

To the issue of the object of traffic rules violation and operation of motor vehicles

Aupova Gulnaz Shamilovna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Makeeva Irina Sergeevna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Candidate of Law

The article highlights the problematic issues connected with an ambiguous approach to the understanding of the basic direct and additional direct objects of crime contents under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation. The existing controversial points of view on the issues under investigation and law enforcement practice are analyzed. The authors draw a conclusion concerning the correct location of the crime regarding responsibility for traffic rules violations and operation of motor vehicles in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation.

Key words: safe movement and transport exploitation; traffic rules violation and vehicles exploitation; object of crime.

Установление объекта преступления имеет исключительное значение для правильной квалификации деяния, а также позволяет определить пределы действия уголовно-правовой нормы, уяснить ее сущность и природу.

Теорией уголовного права разработаны методологические основы классификации объектов как по вертикали: общий, родовой, видовой и непосредственный, так и по горизонтали: основной, дополнительный и факультативный.

Согласно представленной классификации и структуре Уголовного кодекса Российской Федерации1 родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является группа однородных общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность. В соответствии с п. 4 Концепции общественной безопасности, обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности России2.

В специальной литературе встречается позиция, согласно которой родовым объектом рассматриваемого преступления признаются общественные отношения в сфере безопасного функционирования транспорта. Так, А. И. Коробеев ссылается на то, что чрезмерно широкая трактовка понятия «общественная безопасность» не отражает специфики родового объекта транспортных преступлений3.

Смысл собирательного понятия «функционирование» заключается в движении и эксплуатации, что в целом сравнимо с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспорта.

Общественная безопасность в широком понимании включает в себя несколько групп общественных отношений, защищаемых нормами, предусмотренными гл. 24-28 УК РФ, в том числе безопасность функционирования (движения и эксплуатации) транспорта.

Так, согласно п. 13 Концепции общественной безопасности в РФ эффективность обеспечения общественной безопасности во многом зависит от функционирования системы обеспечения безопасности населения на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспортах4. Из этого следует, что безопасность движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и т. п.) является одним из элементов общественной безопасности.

В этой связи безопасность функционирования (движения и эксплуатации) транспорта представляет собой более узкую группу общественных отношений и является частью родового объекта, т. е. выступает в качестве видового.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза эксплуатация транспортного средства - это стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации5.

1 Далее - УК РФ.

2 См.: Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 «Об утверждении Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» // СПС «Гарант».

3 См.: Коробеев А. И. Транспортные преступления. 1Ж1.: http://www.kniga.com.

4 См.: Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 «Об утверждении Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» // СПС «Гарант».

5 См.: Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря

2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Тамо-

Учитывая вышеизложенное, безопасность эксплуатации транспортных средств отражает состояние защищенности личности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий как результат соответствия технического состояния транспортного средства предъявляемым требованиям.

В науке уголовного права также встречаются иные точки зрения по поводу видового объекта рассматриваемого преступления. Так, существует позиция, согласно которой под видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, фактически понимается транспортная безопасность6, т. е. «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». В свою очередь, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе теракт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекший за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавший угрозу наступления таких последствий7.

В соответствии с совместным приказом от 5 марта 2010 г. Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 в перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта включены угрозы: взрыва, захвата, поражения опасными веществами и т. п.8 Следует отметить, что понятие транспортной безопасности существенно сужено, фактически приведено к состоянию защищенности объектов транспорта от угроз террористического характера.

Таким образом, согласно действующему законодательству понятия «безопасность движения и эксплуатации транспорта» и «транспортная безопасность» неравнозначны, что представляется спорным.

В науке уголовного права выделяются три вида непосредственного объекта: основной, дополнительный и факультативный. Основной непосредственный объект, обладая теми же свойствами, что и видовой и родовой объекты, является их составной частью, именно он определяет социальную направленность преступления, его правовую природу и место уголовно-правовой нормы в системе уголовного закона.

В теории уголовного права продолжаются споры относительно определения основного непосредственного объекта преступления, предусмотренного

женного союза «О безопасности колесных транспортных средств»»// СПС «КонсультантПлюс».

6 См.: Алтухов С. А. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: монография. Ростов н/Д, 2017. С. 7.

7 См.: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС «Гарант».

8 См.: Приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 5 марта 2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

ст. 264 УК РФ. Так, например, И. В. Танага в качестве такового называет безопасность дорожного движения, отражающую степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий1. Однако необоснованное ограничение круга охраняемых законом общественных отношений, проявляющееся в игнорировании такой группы отношений, как безопасность эксплуатации транспортных средств, может повлечь за собой ошибки в правоприменительной деятельности.

С точки зрения В. Г. Волколупова, основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, являются «безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»2. Однако согласно философской энциклопедии условие - это «совокупность объектов (вещей, процессов, отношений), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого)»3.

Безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств можно определить как состояние, при котором отсутствует либо минимизирована опасность вредного воздействия дорожно-транспортных происшествий и их последствий на участников дорожного движения комплексом организационных, инженерно-технических и иных мероприятий, включая соблюдение различными субъектами требований правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выполнение доброкачественного ремонта транспортных средств и т. п. Представляется, что предложенное В. Г. Волко-луповым понятие является чрезмерно широким.

Следует согласиться с мнением большинства ученых, согласно которому основным непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств4.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защи-

1 См.: Танага И. В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы уголовно-правового регулирования и предупреждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2010. С. 19.

2 Волколупов В. Г. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2201-2205. URL: http://e-koncept.ru.

3 URL: http://dic.academic.ru.

4 См.: Балашов С. К. Об универсализации ответственности за совершение некоторых транспортных преступлений // Юристъ-правоведъ. 2007. № 2. С. 33; Коробеев А. И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного дви-

жения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 11. С. 39; Тяжкова И. М. Неосторожные преступления с использованием ис-

точников повышенной опасности. СПб., 2002. С. 121.

щенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий5.

Рассматриваемое понятие представляется зауженным, т. к. акцент смещается в сторону обеспечения безопасности именно участников дорожного движения. Однако в результате дорожно-транспортного происшествия вред может быть причинен не только названным субъектам, но и третьим лицам, не принимавшим непосредственного участия в дорожном движении. Так, например, приговором Центрального районного суда г. Омска от 5 декабря 2016 г. Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, при следующих обстоятельствах. Р., не справившись с управлением, допустил наезд на здание кафе, в результате чего сотруднице кафе был причинен тяжкий вред здоровью. В рассматриваемой ситуации вред в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен лицу, не принимавшему непосредственного участия в дорожном движении6.

Таким образом, под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние системы общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, при котором обеспечивается защищенность личности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Стоит отметить, что дорожное движение представляет собой процесс взаимодействия различных его участников (водителей, пассажиров, пешеходов). Вместе с тем механизм причинения вреда объекту преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, связан исключительно с нарушением соответствующих правил лицом, управляющим транспортным средством. Таким образом, представляется, что основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, отражающая степень защищенности личности от дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине лиц, управляющих транспортным средством.

Особый интерес представляет мнение Н. И. Исаева, который выделяет в качестве непосредственного объекта «отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека, в рамках соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», что представляется спорным. Согласно указанной позиции, подчеркивается специфика рассматриваемого преступления, состоящая в обеспечении безопасности личности в процессе функционирования транспортных средств, в связи с чем жизнь и здоровье выдвигаются на первый план. Вместе с тем Н. И. Исаев выделяет и дополнительный

5 См.: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Гарант».

6 См.: Приговор Центрального районного суда г. Омска от 5 декабря 2016 г. URL: http://sudact.ru.

объект - жизнь и здоровье человека1, таким образом усиливая значимость указанных общественных отношений.

Действительно, учитывая конструкцию рассматриваемой нормы, следует выделить дополнительный непосредственный объект - здоровье человека и факультативный - жизнь.

В свою очередь, в литературе имеет место позиция, согласно которой жизнь и здоровье человека следует признавать основным непосредственным объектом, а безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - дополнительным2. Соответственно, ставится под сомнение и вопрос о месте уголовно-правовой нормы в иерархии преступлений, представленной в Особенной части УК РФ. Так, ряд авторов предлагают отнести преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, к деяниям против жизни и здоровья3.

Однако, по справедливому замечанию А. И. Чучае-ва, «непосредственным объектом любого преступления являются только те отношения, ущерб которым причиняется в каждом случае его совершения»4. Так, при совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, перманентно воздействию подвергается безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а жизнь и здоровье взаимно выступают в качестве альтернативных общественных отношений. Об этом свидетельствует и тот факт, что согласно первоначальной редакции ч. 1 ст. 264 УК РФ уголовно-правовой охране наравне с жизнью и здоровьем подлежала собственность.

В свою очередь, наличие дополнительного объекта в значительной степени влияет на характер и степень общественной опасности посягательства, что и наблюдается при совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Так, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является административным правонарушением. Учитывая конструкцию ст. 264 УК РФ, следует отметить, что уголовно-правовая охрана безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств осуществляется опосредованно. Однако 31 декабря 2014 г. УК РФ дополнен ст. 2641, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым

1 См.: Исаев Н. И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н. Г. Кад-никова. М., 2011. С. 84.

2 См.: Проценко С. В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Российский следователь. 2010. № 14. С. 24-25.

3 См.: Аниянц М. К. Преступления против жизни. М., 1964. С. 18.

4 Чучаев А. И. Транспортные преступления: проблемы меха-

низма, квалификации и наказания: дис. ... д-ра юрид. наук.

М., 1990. С. 254.

административному наказанию5. Указанное деяние признается преступлением, т. к. оно характеризуется повышенной общественной опасностью, независимо от наступления тех или иных общественно опасных последствий. Это свидетельствует об изменении подхода законодателя к транспортным преступлениям.

Плюрализм также отмечается в вопросе соотношения дополнительного и факультативного объектов. Так, в специальной литературе встречается мнение, что дополнительным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует признавать жизнь и здоровье человека, а факультативным - общественные отношения, охраняющие собственность6.

В результате совершения преступления дополнительный объект в обязательном порядке подвергается воздействию наряду с основным непосредственным, что наблюдается при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. В свою очередь, факультативный объект преступления не является обязательным признаком состава преступления, однако если он предусмотрен в законе в качестве квалифицирующего обстоятельства, то его наличие может оказать влияние на квалификацию преступления. Основная функция факультативного объекта заключается в том, что при его наличии степень общественной опасности преступления повышается, данный факт должен быть учтен при назначении вида и размера наказания.

Факультативный объект преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, - жизнь человека (ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ) или жизнь двух и более лиц (ч. 5 и 6 ст. 264 УК РФ), кроме того, в результате совершения преступлений данного вида может быть причинен вред собственности. Однако причинение материального ущерба не влияет на квалификацию деяния, в связи с чем отношения собственности не могут быть признаны факультативным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Таким образом, основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, отражающая степень защищенности личности от дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине лиц, управляющих транспортным средством, дополнительным - здоровье человека (ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ) и факультативным - жизнь (ч. 3-6 ст. 264 УК РФ).

5 См.: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // СПС «Гарант».

6 См.: Глистин В. К. Проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений. Л., 1979. С. 113.

Библиографический список

1. Алтухов С. А. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: монография / С. А. Алтухов. - Ростов-на-Дону, 2017.

2. Аниянц М. К. Преступления против жизни / М. К. Аниянц. - Москва, 1964.

3. Балашов С. К. Об универсализации ответственности за совершение некоторых транспортных преступлений / С. К. Балашов // Юристъ-правоведъ. -2007. - № 2.

4. Волколупов В. Г. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) / В. Г. Волколупов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - URL: http://e-koncept.ru.

5. Глистин В. К. Проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений / В. К. Глистин. - Ленинград, 1979.

6. Исаев Н. И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / Н. И. Исаев; под ред. Н. Г. Кадникова. - Москва: Юриспруденция, 2011.

7. Коробеев А. И. Транспортные преступления / А. И. Коробеев. - URL: http://www.kniga.com.

8. Коробеев А. И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств / А. И. Коробеев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 11.

9. Проценко С. В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления / С. В. Проценко // Российский следователь. -2010. - № 14.

10. Танага И. В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы уголовно-правового регулирования и предупреждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И. В. Танага. - Ростов-на-Дону, 2010.

11. Тяжкова И. М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И. М. Тяжкова. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2002.

12. Чучаев А. И. Транспортные преступления: проблемы механизма, квалификации и наказания: дис____

д-ра юрид. наук / А. И. Чучаев. - Москва, 1990.

Bibliograficheskiy spisok

1. Altukhov S. A. Prestupleniya protiv bezopasnosti dvizheniya i ekspluatatsii transporta: monografiya / S. A. Altukhov. - Rostov-na-Donu, 2017.

2. Aniyants M. K. Prestupleniya protiv zhizni / M. K. Aniyants. - Moskva, 1964.

3. Balashov S. K. Ob universalizatsii otvetstvennosti za soversheniye nekotorykh transportnykh prestupleniy / S. K. Balashov // Yurist-pravoved. - 2007. - № 2.

4. Volkolupov V. G. Ugolovno-pravovaya kharakteristika narusheniya pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnykh sredstv (st. 264

UK RF) / V. G. Volkolupov // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». - 2016. - T. 15. - URL: http://e-koncept.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Glistin V. K. Problemy ugolovno-pravovoy okhrany obshchestvennykh otnosheniy / V. K. Glistin. - Leningrad, 1979.

6. Isayev N. I. Ugolovnaya otvetstvennost za narusheniye Pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnykh sredstv: nauchno-prakticheskoye posobiye / N. I. Isayev; pod red. N. G. Kadnikova. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2011.

7. Korobeyev A. I. Transportnyye prestupleniya / A. I. Korobeyev. - URL: http://www.kniga.com.

8. Korobeyev A. I. Ugolovnaya otvetstvennost za narusheniye pravil dorozhnogo dvizheniya ili ekspluatatsii transportnykh sredstv / A. I. Korobeyev // Zakony Rossii: opyt. analiz. praktika. - 2007. - № 11.

9. Protsenko S.V. Predmet i obyekt ugolovno-pravovoy okhrany v sostave transportnogo prestupleniya / S. V. Protsenko // Rossiyskiy sledovatel. - 2010. - № 14.

10. Tanaga I. V. Narusheniye pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnykh sredstv: problemy ugolovno-pravovogo regulirovaniya i

preduprezhdeniya: avtoref. dis____kand. yurid. nauk / I. V.

Tanaga. - Rostov-na-Donu, 2010.

11. Tyazhkova I. M. Neostorozhnyye prestupleniya s ispolzovaniyem istochnikov povyshennoy opasnosti / I. M. Tyazhkova. - Sankt-Peterburg: Yurid. tsentr Press, 2002.

12. Chuchayev A. I. Transportnyye prestupleniya problemy mekhanizma. kvalifikatsii i nakazaniya: dis. ... d-ra yurid. nauk / A. I. Chuchayev. - Moskva, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.