Научная статья на тему 'К вопросу об изучении топонимики'

К вопросу об изучении топонимики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3522
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / АПЕЛЛЯТИВ / ТОПОНИМ / ОЙКОНИМ / КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ / УКАЗАНИЕ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нимгирова М. А.

Автор рассматривает вопросы, касающиеся становления топонимики как самостоятельной научной области. В статье описываются основные моменты развития философии имени в различные исторические эпохи. Особое внимание уделяется современному этапу развития и накопления топонимического знания в отечественной и зарубежной лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении топонимики»

М.А. Нимгирова

К вопросу об изучении топонимики

Автор рассматривает вопросы, касающиеся становления топонимики как самостоятельной научной области. В статье описываются основные моменты развития философии имени в различные исторические эпохи. Особое внимание уделяется современному этапу развития и накопления топонимического знания в отечественной и зарубежной лингвистике.

Ключевые слова: имя, имя собственное, апеллятив, топоним, ойконим, классификация и обобщение, указание и индивидуализация.

Историческую и культурную значимость топонимов невозможно переоценить. Многие топонимы появились раньше, чем первые письменные источники, поэтому они являются частью дописьменной истории языка.

Лингвистика

Для человека одинаково важны и современные, и вышедшие из употребления топонимы, которые, обладая кумулятивной функцией, представляют огромный интерес для историков, географов, лингвистов, а также ученых других областей знаний.

Традиционный подход к рассмотрению лексики индоевропейских языков предполагает деление общего корпуса слов на знаменательные и служебные слова. В то время как служебные части речи выполняют связующую функцию, знаменательным словам присуща номинативная функция, слова знаменательных частей речи обладают лексической самостоятельностью и называют предметы, действия, чувства, качества, ощущения. Топонимы, названия географических объектов, принадлежат к классу имен собственных четвертого порядка, если следовать иерархии: лексика языка ^ имена ^ имена собственные ^ топонимы.

Уже философы античности и средневековья рассуждали об имени, его отношении к вещам. В основе древнегреческого учения о языке лежит понятие логоса (с греч. «слово», «предложение, высказывание», «речь»), введенное древнегреческим философом Гераклитом. Слово обозначало, таким образом, и речь, и смысл, и саму мысль и, в итоге, разум. Это объясняется, по-видимому, синкретичностью античной философии, для которой были характерны слитность, нерасчлененность проблем.

На средневековую теоцентрическую философию огромное влияние оказывает религия, все интерпретируется исходя из абсолютной личности, Бога. Евангелие от Иоанна начинается словами: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии (греч. книги). Если в новое время принято считать, что философия - это мышление в понятиях и что она представлена авторами, то в средневековье, ориентированном на авторитет, не было авторов в общепринятом значении. Истинным автором, как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - отцы церкви.

Новый виток развития философия и теория имени получают лишь в конце XIX - начале XX вв. Одним из основных представителей философии имени прошлого столетия является А.Ф. Лосев, который утверждал: «человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности» [2, с. 33].

В настоящее время язык является одним из основных явлений для изучения. Российский филолог Ю.С. Степанов, рассуждая о природе имени, говорит о совокупности «вещей», находящихся в пустом пространстве. Так, любая «вещь», размещенная в пространстве, всегда может получить «имя». Это «имя» связано не только с «вещью», но и с ее сущностью [4].

Отсюда возникает закономерный вопрос: может ли каждое знаменательное слово языка выступать в качестве имени собственного, в частности, топонима? Поскольку имена собственные, в отличие от апеллятивной лексики, не обладают классифицирующей функцией и не могут обозначать класс объектов, для них характерна указательная и индивидуализирующая функции. Это объясняет более тесную связь между названием и обозначаемым им объектом на карте. Для успешной коммуникации необходимо четко представлять себе, о каком именно объекте идет речь. Например, для ойко-нимии Соединенных Штатов характерна омонимичность названий населенных пунктов (Belleville, New Jersey -Belleville, Illinois; New London, Connecticut - New London, New Hampshire - New London, Minnesota - New London, Ohio), поэтому ойконимы сопровождаются указателями штата.

Более того, известны многочисленные случаи переименования названий ввиду целого ряда причин - неблагозвучность или потеря актуальности названия, смена политических взглядов, попытка увековечить выдающуюся личность или памятное мероприятие и пр. В нашей стране можно привести случаи отказа от названий населенных пунктов, относящихся к советской эпохе: Ленинград ^ Санкт-Петербург; Сталинград ^ Волгоград. Итак, имя собственное должно быть маркированным и самодостаточным для данной языковой общности, только в этом случае название не утратит своей актуальности. В противном случае географическим объектам могут возвращаться прежние названия (Санкт-Петербург ^ Ленинград ^ Санкт-Петербург; Вятка ^ Киров ^ Вятка).

На современном этапе развития научного знания следует отметить возрастающий интерес к изучению топонимов. Наличие в большинстве стран географических сообществ является закономерным и указывает на то, что многие страны трепетно относятся к накопленным знаниям и стремятся к их сохранению и систематизации. Появление подобных организаций относится, преимущественно, к XIX в. - времени Промышленной революции в Западной Европе, колониальных войн Британии, Гражданской войны в США. Так, Российское географическое общество было образовано в 1845 г., оно стало четвертым в Европе и пятым в мире. В Соединенных Штатах Совет по географическим названиям (US Boar-don Geographic Names) был создан в 1890 г. Основные задачи, которые выполняют эти организации: «сбор и распространение географических знаний» (Россия), «унифицирование и систематизация географических знаний, данных о населении и экологии, приведение написания и использования названий к единому стандарту» (США).

Существует особая Группа экспертов по географическим названиям при ООН (UnitedNations Group of Expertson Geographical Names), которая

Филологичес кие науки

Лингвистика

была образована в 1959 г. В отличие от вышеуказанных топонимических сообществ, первоочередной задачей данной организации является стандартизация географических названий не только на национальном, но и на международном уровнях, поскольку деятельность этой организации объединяет и систематизирует результаты исследования топонимических комиссий в каждой стране-участнице в отдельности.

Работа данной группы осуществляется по 23 секциям (divisions), каждая страна имеет право выбора одной или нескольких секций. Среди прочих направлений (Балтийская, Кельтская, Китайская, Южноафриканская и другие секции) находит место и объединенная секция Соединенных Штатов и Канады. Более того, деятельность организации охватывает 10 основных направлений, включая изучение названий стран, топонимические базы данных и географические сборники, топонимическую терминологию, произношение и пр.

Изначально топонимика оформляется как особое направление в географии, истории и языкознании. Между тем, термин «toponymy» впервые употребляется в английском языке в 1876 г., а термин «toponym», впервые введенный в 1899 г., употребляется параллельно с уже существующим «place name». Споры о соотнесении топонимики с определенной областью знания приходятся на середину и вторую половину XX в. Но «в настоящее время научные исследования наиболее динамично и плодотворно развиваются на стыке нескольких областей знания» [1, с. 33].

В 1959 г., в один год с экспертной группой при ООН, формируется отдельная Топонимическая комиссия московского филиала Российского географического общества. Появление комиссии способствовало переосмыслению накопленного знания о топонимах и становлению топонимики как отдельной научной области в советском языкознании. Создание комиссии позволило объединить деятельность разрозненных в то время по различным учреждениям географов, лингвистов, историков и прочих специалистов, интересующихся топонимикой. Организатором создания комиссии и ее первым председателем был известный в нашей стране исследователь ономастики В. А. Никонов. В разные годы в ее состав также входили известные географы и топонимисты: Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Т.П. Соколова, Е.М. Поспелов, принимавшие участие в создании топонимического словаря «Имена московских улиц»; В. Д. Беленькая, исследовавшая иноязычные топонимы, Н.В. Подольская и А.В. Суперанская, занимавшиеся теоретическими вопросами общей ономастики.

В настоящее время работа комиссии осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это вопросы теоретической топонимики, включая классификацию топонимов, терминологический аппарат, мето-

ды исследования, лексико-семантические и структурно-грамматические особенности различных категорий топонимов, источниковедение, историю науки. Во-вторых, географический аспект топонимики, предметом изучения которого являются географические условия возникновения и функционирования названий, а также понимание происхождения и значения названий.

Стоит отметить, что деятельность данного комитета носит интердисциплинарный характер, «даже для сугубо лингвистических докладов, посвященных структурному и семантическому анализу топонимов, предъявляется как обязательное условие историко-географическое осмысление выявленных топонимических актов» [3]. Одним из обязательных направлений работы комитета является практическое применение накопленных топонимических знаний (региональная топонимика, передача иноязычных названий средствами русского языка и пр.).

Итак, приведенные суждения позволяют рассматривать топонимику как самостоятельную интердисциплинарную науку, которая использует методы лингвистического, географического, исторического, социального анализа.

Библиографический список

1. Басик С.Н. Общая топонимика: Пособие для студентов геогр. фак. Минск, 2008.

2. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

3. Ономастика: Топонимическая комиссия Московского филиала Российского географического общества // family-history.ru: интернет-портал по истории и генеалогии. ЦКЪ: http://family-history.ru/material/onomastics/ onomastics_17.html (дата обращения 20.04.2011).

4. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства). М., 1985.

Филологичес кие науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.