Научная статья на тему 'К вопросу об изучении истории рекламы в профессиональной подготовке бакалавров дизайна профиля «Графический дизайн»'

К вопросу об изучении истории рекламы в профессиональной подготовке бакалавров дизайна профиля «Графический дизайн» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
391
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ / ПРОТОРЕКЛАМА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / БРЕНД / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕХОВАЯ ЭМБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саляева Татьяна Владимировна, Савельева Оксана Петровна

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «История и теория графического дизайна и рекламы». Содержатся некоторые исторические сведения из истории рекламы и графического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении истории рекламы в профессиональной подготовке бакалавров дизайна профиля «Графический дизайн»»

SCIENCE TIME

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА ПРОФИЛЯ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

Саляева Татьяна Владимировна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: salyeva@yandex.ru

Савельева Оксана Петровна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: savelop@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «История и теория графического дизайна и рекламы». Содержатся некоторые исторические сведения из истории рекламы и графического дизайна Ключевые слова: учебная дисциплина, история рекламы,

протореклама, исторические этапы возникновения и развития рекламы, фирменный стиль, бренд, рекламная деятельность, фирменный стиль, цеховая эмблематика.

Современное профессиональное образование дизайнеров разделено на две ступени - бакалавриат и магистратура. Бакалавр дизайна, согласно государственному стандарту должен быть подготовлен к таким видам деятельности как: художественная, проектная, информационно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая. Стандарт предполагает

специализацию профессиональной подготовки по различным профилям. Одним из востребованных является профиль - «графический дизайн». Основная область будущей профессиональной деятельности такого специалиста -типографика, оформление книги, фотографика, полиграфия, фирменный стиль, рекламная продукция, упаковка, анимация и веб-дизайн [4, с.30].

Студентами третьего и четвертого курсов, обучающимися по профилю «Графический дизайн», изучается дисциплина «История и теория графического

701

о

Щ SCIENCE TIME Щ

дизайна и рекламы». Данная информация, несмотря на ее широкий спектр, в основном носит ознакомительный характер [11, с.181]. Студенты в рамках учебной дисциплины «История и теория графического дизайна и рекламы» изучают основные исторические сведения возникновения и развития рекламы, технологию и материалы изготовления рекламных объектов, и многое другое. Информация данного курса обучения выстраивается по основным историческим этапам возникновения и развития рекламы, начиная с эпохи палеолита и до настоящего времени. Данная дисциплина содержит лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов, контрольные работы и проверочные тесты [9, с.275].

Известно, что научные исследования в области истории и теории рекламной деятельности ведутся специалистами разных направлений -филологического, педагогического, экономического и психологического и др. Это свидетельствует о широкой сфере влияния рекламы в современном обществе. По истории и теории рекламы и рекламной деятельности разные издательства выпускают большое количество учебных пособий и учебников таких известных авторов как Ромат Е.В. [7], Ученова В.В., Старых Н.В. [13], о Полукаров В.Л. [6], Бобылева М.П., Головлева Е.Л. [1], Песоцкий Е. А, а так же работы зарубежных авторов [1, с.245].

Вопросы профессиональной подготовки дизайнеров мы находим в работах многих дизайнеров-педагогов Определение основного содержания, выбор форм проведения занятий, привлечения компьютерных технологий подробно освещены в публикациях В.В. Корешкова, Л.В. Новиковой, Т.В.Саляевой, Д.А.Хворостова и др. [4, 10, 12, 14, 15].

Материал учебной дисциплины «История и теория графического дизайна и рекламы», по нашему мнению, может быть разделен на два основных блока: историю и теорию рекламы. Во вводном занятии данного курса рассматриваются: понятия рекламы в разных сферах нашей жизнедеятельности; приводятся примеры определений рекламы специалистов педагогических, филологических, экономических и психологических наук. На сегодняшний день мы имеем такую ситуацию, что количество цитат из рекламных роликов в речи людей превышает число цитат из фильмов и книг. Таким образом, необходимо отметить, что реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Историческая часть рассматривает этапы проторекламы, периоды зарождения рекламы в Древнем мире и Средние века, а также зарубежная и отечественная реклама. В блоке, посвященном теории рекламы необходимо рассмотреть понятия рекламы с точки зрения специалистов в разных областях деятельности. Здесь же необходимо проанализировать систему маркетинговых коммуникаций, понятие фирменного стиля, бренда и вербальные рекламные действия [11, с .182].

Всем известно, что эпоха палеолита донесла до нас следы развитой

702

о

Щ SCIENCE TIME Щ

орудийной деятельности, остатки кострищ и захоронений в местах поселений людей. По сведениям специалистов - культурантопропологов и этнографов существуют сообщения о наборе коммуникативных приемах в те времена, которые - протореклама. В формировании новых сложных ответвлений культуры, а именно рекламы, как правило, участвует несколько родников-истоков. Их полное соединение или только функциональное взаимодействие вызывает к жизни качественно новые явления. Первоначально они находятся еще в «размытом», не полностью оформившемся виде. Именно такое состояние по отношению к будущей отчетливой специализации какого-либо типа деятельности характеризуется добавлением приставки «прото». Науке известны «протоистория», «протоязык», «проторелигия», и т.п. В данном блоке необходимо рассмотреть и такие виды существования проторекламы: ритуалы, символы, обереги, амулеты, церемонии, клеймо, штамп, печать.

По мнению специалистов историков, античный период развития человеческого общества известен, как переломный момент развития культуры, который впрямую касается не только рекламистов, но и журналистов, любых деятелей массовых коммуникаций [8, с.27]. В период античности, город о формируется вокруг трех информационных центров: административное

руководство, храмовый комплекс, торговая площадь, рынок. Первостепенно важным моментом в выделении профессиональной рекламы из проторекламы в период античности является способность речевой коммуникации исполнять сигнальную, экспрессивную и суггестивную роль в массовом общении. Сочетание этих типов коммуникаций первоначально происходит спонтанно и неосознанно. В последствии результатом подобных сочетаний становится целеустремленность, конкретизация, корректировка рекламных текстов [13, с.67].

Раннее Средневековье отличается возвратом архаичного синкретизма в отношении многих раннее отдифференцировавшихся видов деятельности и типов текстов. Происходит некоторое «погружение» теории и практики юриспруденции, педагогики, политики, искусства [3, с.170]. Наблюдается определенное «затухание» многообразия коммуникативных потоков предопределяется глубоким экономическим кризисом, переживаемым

большинством регионов Западной Европы. В период развитого Средневековья должность глашатая была довольно престижна и прибыльна. То, что в городах осуществляли глашатаи, для рыцарей-феодалов исполняли герольды. Цеховая эмблематика создавала большой массив изобразительной рекламы развитого Средневековья [2, с.64]. Средневековье характеризуется активной рекламной деятельностью. Она присутствовала едва ли не в каждом изделии, и все активнее захватывала поверхность рекламных вывесок.

В XVII веке в развитии рекламы наблюдается технический переворот в

703

о

Щ SCIENCE TIME Щ

сфере массовых коммуникаций. Немецкий дворянин Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок с подвижными, сменными литерами. Такое событие оказало значительно влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI века и взрывного действия на социум не произвел.

К началу XV века потребность в письменно зафиксированной оперативной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купеческие объединения, административный аппарат, а также — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не удовлетворялась только устной и изобразительной видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с оби-лием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории.

Началом рекламной деятельности в России можно считать оглашение правительственных указов с Красного крыльца кремлевских палат в XV веке, а в XVI веке с началом книгопечатанья появления рукописных книг, летучих о листков и лубочных картинок, которые распространялись у Спасской башни. 9 Эти события считаются наиболее ранним видом графической рекламы в России. На этих листках можно было найти изображение товаров и иногда их описание. Эти картинки служили развлекательным целям, поэтому реклама в них имеет большую долю юмора.

Главным средством распространения и передвижения товара на Руси служили ярмарки. В ярмарочной атмосфере рождается лобовая конкуренция, борьба за покупателя. Купцы нанимали зазывал, которые расхваливали товар. Позже появились балаганы.

В XVII веке выходит рукописная газета «Куранты». Тираж газеты составлял не более двух экземпляров. В 1703 г. начала выходить еще одна газета - «Ведомости». Позже в XVIII веке в России стали появляться афиши. Втаких афишах рекламировались обычно частные и правительственные мероприятия. С 12 июня 1783 года по 19-ое марта 1883 года право производства афиш принадлежало государству. Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела.

Необходимо отметить, что государство неоднократно запрещало и ограничивало поток объявлений рекламного характера, но это приводило к появлению скрытой рекламы. С 1825-го по 1864 год основной поток рекламных объявлений проходил через два издания: «Коммерческую газету» (издание департамента внешней торговли) и частный еженедельник «Купец». В плоть до 1917 года происходило нарастание объемов выпускаемой рекламной продукции.

704

о

Щ SCIENCE TIME Щ

После Великой Октябрьской революции в 1917 году происходит постепенный спад объема коммерческой рекламы. Возможным объяснением является отсутствием конкуренции между предприятиями. С 20-х и до 80-х годов XX в. главенствующим жанром рекламы будет политический плакат.

Исторические факты, обозначенные выше, лишь небольшая часть огромного исторического пласта в области рекламы. Необходимо отметить, что курс «Истории и теории рекламы» не ограничивается только лекционными занятиями. Наиболее интересные исторические этапы возникновения и развития рекламы могут быть изучены студентами самостоятельно и оформлены в виде докладов, докладов-презентаций или рефератов.

Литература:

1. Головлева Е.Л. Основы рекламы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с.

2. Исаев А. А., Теплых Д.А. Философия цвета. Феномен цвета в мышлении и творчестве. Монография. - М.: Флинта, 2011. - 180 c.

3. Исаев А.А. Идеальное начало в изобразительном искусстве // Научные

о исследования: от теории к практике: сб. трудов конф. - Чебоксары: Интерактив 9 плюс, 2015. - Т.2. - С. 169 - 171.

4. Корешков В.В., Новикова Л.В. Дизайн в образовательной области «Искусство»// Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы V Международной научно-практической конференции. - North Charleston, SC, USA, 2015. - С. 30-34.

5. Панкратова Ф.К. , Беженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. Учеб. - М.: Маркетинг, 2001. - 364 с.

6. Полукаров В. Л. Основы рекламы. Учеб. - М.: Дашков и К0, 2003. - 236 с.

7. Ромат Е.В. Реклама. Учебник для вузов. - 6-е издание. Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 556 с.

8. Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 108 с.

9. Савельева О.П. Актуальные вопросы профессиональной подготовки художника-педагога в условиях модернизации образования//Южно-уральский педагогический журнал. - 2009. - №1. - С. 272-276.

10. Саляева Т.В. Некоторые методические особенности в преподавании истории фаянсового производства// Искусство и образование - 2015. № 2. - С.52-58.

11. Саляева Т.В. Некоторые аспекты преподавания рекламной деятельности для

студентов, обучающихся по специализации «графический дизайн» //

Формирование предметно-пространственной среды современного города: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 16 - 17 октября 2014 г. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. - С 180 -184.

о

Щ SCIENCE TIME Щ

12. Саляева Т.В. Эргономические условия организации пространства детской

комнаты // Формирование предметно-пространственной среды современного города: Архитектура. Строительство. Дизайн: материалы ежегодной

Всероссийской научно-практической конференции (с международным

участием), 12 - 15 октября 2015 г. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - С 181-185.

13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Учеб. - СПб.: Питер, 2003. -304 с.

14. Хворостов Д.А. Специфика использования компьютерных технологий в процессе формирования у студентов ХГФ специальных художественных знаний и умений// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 9. - С.86-88.

15. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий. Дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.08/ Московский педагогический государственный университет. - Орел, 2013. - 389 с.

706

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.