Научная статья на тему 'К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики'

К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1339
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов П. А.

В статье раскрываются основные проблемы, возникающие при изучении государственной молодежной политики в современном российском обществе; дается определение таких понятий, как «молодежь», «государственная молодежная политика», «институт социализации», «социальная политика». Рассматривается содержание государственной молодежной политики, указываются ее цели и задачи. Определяется значение модельного закона в сфере реализации государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики»

УДК 323-053.6

Меркулов П. А. К вопросу об изучении истории

государственной молодежной политики

В статье раскрываются основные проблемы, возникающие при изучении государственной молодежной политики в современном российском обществе; дается определение таких понятий, как «молодежь», «государственная молодежная политика», «институт социализации», «социальная политика». Рассматривается содержание государственной молодежной политики, указываются ее цели и задачи. Определяется значение модельного закона в сфере реализации государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, законодательство о молодежи, социализация молодежи, институты социализации, социальная политика.

Изучение проблем молодежи, начала разработки и реализации государственной молодежной политики определяется,прежде всего значением молодежи в современном социуме. Это находит свое выражение в документах самого высокого уровня международного и национального характера. В резолюции юбилейной, 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 г «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 г и на последующий период» отмечалось: «Молодые люди во всех странах представляют собой как основной людской ресурс для целей развития, так и главных проводников социальных изменений, экономического развития и технического прогресса» [1]. Об этом же говорил и в своей первой предвыборной статье «Россия сосредотачивается» и Президент России В. В. Путин: «Главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодежи. Это именно так - даже при всех известных проблемах и нареканиях к качеству отечественной образовательной системы» [2]. Эту же мысль он повторил, выступая на X форуме в Валдае, где прямо связал будущее нашей страны с качеством человеческого капитала, с тем, что именно люди - это главное богатство любого государства: «К сожа-

лению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни часто была невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого. Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков» [3]. Примечательно, что этот тезис прозвучал в контексте главной мысли Президента России о жизненной необходимости для будущего российской цивилизации, Российского государства, понимания своей национальной идентичности, национальной идеологии, основанных на целостном восприятии своей многовековой истории.

Этот акцент на значении и месте молодежи в современном мире важен и в силу того, что длительное время руководство государства фактически не обращало на нее должного внимания. И это в истории нашей страны проблема не вчерашняя. Еще в творчестве великого русского писателя Ф. М. Достоевского мы видим тревогу за отношения между молодежью и государством, которые подрывают устои социальной стабильности общества. Говоря о молодежи, он

писал: «Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю, это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться - а все это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!» [4].

Поставленные действующим руководством страны масштабные задачи по реформированию социально-экономической системы страны, основанные на принципах опережающего инновационного развития, не могут быть реализованы без наличия консенсуса в обществе, объединения его в контексте обеспечения социальной стабильности, выступающего основой решения иных задач развития страны. Соответственно возрастает значение процесса социализации тех социальных групп, которым предстоит выступать главным актором процесса реформирования, сохранять национальную и государственную идентичность в условиях стремительно глобализирующегося мира, реальной угрозы размывания национальных культур под влиянием процессов вестер-низации культуры, выступающих явными вызовами современной российской государственности. Особое значение для нашей страны этот процесс имеет в связи с событиями, приведшими к распаду СССР

Еще одним аспектом современного состояния российского общества, придающим актуальность как практическим сторонам разработки, нормативно-правового регулирования и реализации государственной молодёжной политики, так и, собственно, академическим направлениям её изучения, выступает наличие системы вызовов в отношении молодёжи со стороны современного социума. В силу ряда объективных и субъективных факторов экономического, политического и социоментального характера, связанных, в том числе и с процессами глобализации, молодёжь оказалась в опасной зоне. Ослабление контроля над этой сферой со стороны органов государственного управления, отсутствие комплексного характера государственной молодёжной

политики, присущей отчасти ранее советской государственности, влечет системные вызовы уже всей социальной системе общества, рискующего остаться не только без нового работоспособного (жизнеспособного) поколения, носителя основных социально-идентификационных характеристик, придающих уникальность каждому обществу. Особое значение этот процесс имеет уже в силу того, что именно молодёжь выступает как главный ресурс развития современных социумов. [5]. По сути, подобная ситуация имела уже место во второй половине ХХ в., когда в результате молодёжных движений 60-х гг прошлого столетия социально-политическая система стран Западной Европы и США претерпела глубинную трансформацию. В СССР эти процессы были замечены. Их результатом стало повышение уровня системности государственной молодёжной политики, появление специализированных центров её научного изучения, прогнозирования и формирования. В государствах Западной и Восточной Европы (ФРГ, ГДР, Румыния, Венгрия, Польша, Болгария) появляется национальное законодательство, регламентирующее статус молодежи, процесс её социализации, особые права и обязанности, защищаемые и ресурсно обеспечиваемые государством, изучение которых не потеряло значения и в наши дни.

В наши дни стратегия общества должна быть основана на точном понимании того, каким оно видит молодое поколение в перспективе своего развития. При этом главная цель молодежной политики состоит не только в создании необходимых для полноценного развития молодежи социальных условий, системы ее социальной защиты, системы стимулов к ее саморазвитию и самореализации, но и в запуске процесса «омолодеживания» [6] общества в целом. Необходим поворот общества к пониманию того, что именно в молодежи, в ее инновационном поведении, социальном творчестве, готовности продолжать традиции общества лежит залог будущего развития социума.

В этом контексте государственная молодежная политика, несомненно, входит в число важнейших внутренних функций государства. Исторический опыт России, начиная с момента начала формирования элементов

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

государственной молодежной политики, показывает, что недостаточное внимание государственной власти к молодежи превращает ее в мощный фактор дестабилизации социума. Соответственно, процесс социализации молодежи, реализуемый в ходе осуществления государственной молодежной политики, должен носить максимально возможный опережающий характер, учитывающий инвариантность будущего развития.

В современных условиях, при изучении данной проблемы необходимо заполнить тот пробел, который возник в ходе изучения государственной молодёжной политики специалистами различных отраслей науки. Однако, если говорить об исследованиях в сфере отечественной истории, истории государства и права России, то, несмотря на достаточно высокую популярность проблематики государственной молодежной политики у исследователей в целом, её комплексное исследование с момента возникновения и вплоть до настоящего времени практически отсутствует. Помимо этого, требуют научного разрешения дискуссионные вопросы о времени её возникновения, элементах, входивших в её структуру на различных этапах развития российской государственности, выделение в составе молодежной политики параметров как позитивной, так и негативной молодёжной политики, крайне редко попадающих в сферу исследовательского интереса. Ещё не стала предметом научного анализа политико-правовая практика российского правительства во второй половине XIX в., когда государственная молодёжная политика, собственно и начала складываться как единство трех базовых элементов: 1) молодёжь (в лице учащихся и студентов), выделяемая государством как специальный объект целенаправленного воздействия; 2) совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих данный процесс; 3) система органов государственного управления общей и специальной компетенции, реализующих данный вид государственной политики как разновидности социального и государственного управления.

Изучение истории государственной политики в различных областях социального

управления даёт важный опыт последующим поколениям политиков, приходящих к руководству страной. Далеко не всегда исторический опыт оказывается востребованным, однако именно в этом, на наш взгляд, и состоит задача исследователя, - в совмещении результатов теоретического исследования с потребностями текущего момента.

Возникновение государственной молодежной политики и начало её научного изучения значительно разнесены во времени. Если складывание молодёжной политики как сложного социально-политического феномена можно отнести к практике российского госуправления второй половины XIX в., то появление первых научных работ, изучающих данный вид государственной политики, можно отнести к рубежу 20-30-х гг ХХ в.

Термин «молодёжная политика» впервые ввел в научный оборот И.М. Ильинский в 1987 г в статье «Развитие социализма и молодежь» [7].

Общий анализ имеющейся историографии рассматриваемой проблемы позволяет прийти к заключению о том, что вплоть до настоящего времени история формирования государственной молодёжной политики на всём протяжении её существования как комплексная проблема ещё не стала предметом специальных исследований, охватывающих как собственно историю государственной молодёжной политики, её нормативно-правовую базу, систему органов, реализующих ее в практике государственного и социального управления. Государственную молодёжную политику следует рассматривать через призму целевой социализации.

В данном контексте молодёжь следует понимать как отдельную социальной группы, чьи базовые половозрастные и связанные с ними социальные характеристики находят отражение в нормативно-правовой базе и являются объектом целенаправленного управленческого воздействия со стороны органов общей и/или специальной компетенции. В данном определении необходимо умышленно отказаться от указания на возрастные характеристики молодёжи, т.к. это одна из наиболее неустойчивых и подверженных действию совокупности как объек-

тивных социальных, так и субъективных политических факторов.

Институт социализации определяется как система специально созданных и/или естественно сложившихся государственных структур управления общей и/или специальной компетенции и общественных самодеятельных организаций, функционирование которых, преимущественно в сфере образования, воспитания, защиты прав и свобод человека, направлено на развитие молодёжи в целях достижения значимых для социума целей.

Социальная политика при этом рассматривается как система взаимодействия государства и социальных групп, выражающаяся в системе нормативно-правового закрепления совокупности конкретных мер, принимаемых и проводимых органами государственного управления общей и специальной компетенции и направленных на установление их нового социального статуса и оптимизации имеющихся ресурсов для выполнения значимых для социума целей.

Термин «государственная молодёжная политика» имеет конвенциональное определение. Он впервые был нормативно установлен в Законе СССР от 16 апреля 1991 г № 2114-1 «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» [8]. Вместе с тем молодёжная политика не может быть сведена исключительно к правовой сфере, так как она гораздо богаче по своему сущностному содержанию и ориентируется на оптимизацию целого ряда процессов в сфере экономического, политического и социокультурного развития молодежи как отдельной социальной группы.

Государственную молодёжную политику можно определить как деятельность органов государственного управления общей и/или специальной компетенции, реализующих определенный нормативно-правовой базой государства комплекс мер, направленных на обеспечение одобряемого обществом / государством, и демотивацию, т.е. политику, направленную на недопущение участия молодёжи в неприемлемых социумом формах социализации, чей статус социальной группы получает своё формально-юридическое закрепление. Государственная молодёжная политика по своей природе понятие более узкое, чем социализация в целом, участие в которой принимает гораздо более широкий

круг акторов данного процесса, относящихся как к формальным (общественные объединения, международные неправительственные организации, политические партии и т.п.), так и неформальным социальным институтам (семья, коллективы сверстников и т.п.).

В качестве общего вывода представляется возможным говорить о том, что история молодёжной политики Российского государства всех периодов его исторического существования подвигает нас к тому, что особым направлением государственной молодёжной политики Российского государства на современном этапе развития должна стать разработка и принятие модельного закона о молодёжи с учетом реалий современного этапа национального и общецивилизационного развития, результатов обобщения мирового и российского исторического опыта на общероссийском и региональном уровнях.

Данный закон должен определить цели, приоритеты и принципы государственной молодёжной политики как одного из важнейших направлений федеральной политики в сфере социально-экономического, культурного и национального развития России. Он должен стать правовой основой для формирования и реализации государственной молодёжной политики в целом. Приоритетными сферами регулирования государственной молодёжной политики законом определяются: поддержка общественно полезной деятельности молодёжи, общественно значимых инициатив, молодёжных и детских общественных объединений; оказание социальных услуг для молодёжи; государственная поддержка молодых семей; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования и т.д.

Целесообразно создание отраслевого органа управления специальной компетенции (Комитета или Министерства по делам молодёжи), реально обладающего необходимыми полномочиями для работы со всеми категориями молодёжи и на этом основании представлять её интересы в целом.

На современном этапе развития российской государственности молодёжная политика - это интеграция отдельных программ и проектов, ориентированных на молодёжь в единое целое при усилении регулирующей

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

роли современного государства. Базовые цели и приоритеты государственной молодёжной политики должны реализовывать-ся на всех уровнях государственной власти и управления страной. Устанавливаемые в сфере реализации молодёжной политики соответствующими государственными органами частные задачи не должны противоречить её базовым целям [9]. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодёжи; гарантированное предоставление социальных услуг; государственная поддержка молодой семьи; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи; содействие международным молодёжным обменам; поддержка деятельности молодёжных и детских учреждений.

Библиографический список

1. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период Резолюция ГА ООН А/50/ PV91 // -URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/ N96/771/ 45/ PDF/ N9677145.pdf

2. Путин В.В. Россия сосредотачивается -вызовы, на которые мы должны ответить / Известия. // -URL: http://www.izvestia.ru/news

3. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» // Российская газета // -URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/

4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. IV Кое-что о молодежи // -URL: http://bookzie.com/ book_191

5. См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180185.

6. Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993. С. 210-211.

7. См.: Ильинский И.М. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. 1987. № 6.

8. Ведомости Съезда народных депута-

тов СССР и Верховного Совета СССР от 8 мая 1991 г № 19. Ст. 533.

9. См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180185.

References

1. Vsemirnaja programma dejstvij, kasajush-hajasja molodezhi, do 2000 goda i na posledu-jushhij period Rezoljucija GA OON A/50/PV.91, -URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/ N96/771/ 45/ PDF/ N9677145.pdf

2. Putin V.V. Rossija sosredotachivaetsja -vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit' (Russia is focuses on - the challenges that we have to answer), Izvestija, -URL: http://www.izvestia.ru/ news

3. Vystuplenie Vladimira Putina na zasedanii kluba «Valdaj» (Vladimir Putin's speech at a meeting of the club «Valdai»), Rossijskaja gazeta, -URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/

4. Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelja. IV. Koe-chto o molodezhi (Writer's Diary. IV. Something about youth), -URL: http://bookzie.com/ book_191

5. Merkulov P.A. Razrabotka koncepcii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii v 90-e gody XX veka (Development of the concept of State Youth Policy of Russia in the 90-ies of XX century), Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2013,№ 1, p.p. 180-185.

6. Molodezh' Rossii: tendencii i perspektivy (Youth of Russia: Trends and Prospects), M., 1993, p.p. 210-211.

7. Il'inskij I.M. Razvitie socializma i molodezh' (Socialism and youth), Kommunist, 1987, № 6.

8. Vedomosti S'ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR ot 8 maja 1991 g. № 19. St. 533.

9. Merkulov P.A. Razrabotka koncepcii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii v 90-e gody XX veka (Development of the concept of State Youth Policy of Russia in the 90-ies of XX century), Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2013, № 1, p.p. 180-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.