Научная статья на тему 'К вопросу об использовании зачетных единиц как фактора улучшения качества обучения в среднем профессиональном образовании'

К вопросу об использовании зачетных единиц как фактора улучшения качества обучения в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕСТЫ / CREDIT UNIT SYSTEM / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESSES / GRADE-AND-RATING SYSTEM / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокин В.Н., Переверзева Т.А., Степанова Т.В.

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся как основа технологии улучшения качества подготовки специалистов. Описаны основные контрольные тестовые задания с учетом их сложности и трансформации в процессе изучения дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокин В.Н., Переверзева Т.А., Степанова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of credit units as a factor of knowledge improvement in secondary professional education(Russia, St. Petersburg)

The article discusses the grade-and-rating system of students’ knowledge evaluation as the basis of the technology aiming at better professional preparation. The authors describe the major controlling test tasks with regards to their complexity and transformation in the process of learning

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании зачетных единиц как фактора улучшения качества обучения в среднем профессиональном образовании»

или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности выполнения ими заданий.

Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

Тестирование — это вид контроля, который может широко и успешно использоваться при проведении различных видов контроля — предварительный; текущий, тематический (рубежный) и итоговый, а также может быть использован преподавателем при диагностировании студентов.

При внедрении системы зачетных единиц в СПО требуется более объективный контроль знаний и умений студента. Тестирование позволяет проводить контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Литература

1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: Интеллект-центр, 2002. — 296 с.

2. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.

к вопросу об использовании зачетных единиц как фактора улучшения качества обучения в среднем профессиональном

образовании

В.Н. Мокин,

профессор кафедры торговой политики и прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

доктор экономических наук movn@list.ru

Т.А. Переверзева,

зав. кафедрой торговой политики и прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

доктор экономических наук Aterina30@rambler.ru

Т.В. Степанова,

доцент кафедры торговой политики и прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

кандидат экономических наук Stepanida1983@inbox.ru

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся как основа технологии улучшения качества подготовки специалистов. Описаны основные контрольные тестовые задания с учетом их сложности и трансформации в процессе изучения дисциплин.

Ключевые слова: система зачетных единиц, среднее профессиональное образование, образовательные процессы, балльно-рейтинговая система, тесты.

УДК 378.01 ББК Ч481.00

Как известно, в учреждениях среднего специального образования работа по внедрению зачетных единиц в соответствии с принципами Болонского и Копенгагенского процесса находится на уровне эксперимента.

Среднее профессиональное образование от внедрения кредит-системы (система зачетных единиц), как и высшая школа, предполагает обеспечить: свободу и мобильность обучающихся; формирование индивидуально-ориентированной системы организации учебного процесса; либерализацию образования и отказ от детерминированных, жестких учебных групп по составу и времени их формирования; выбор преподавательского состава; объективность контроля и оценки достижения учащихся; восприимчивость к совершенствованию и диверсификации образовательных технологий.

Очевидно, все эти новшества не могут быть однозначно приемлемы для среднего профессионального образования. Необходим процесс творческого их применения, а также учет опыта их внедрения в высшей школе. Например, индивидуально-ориентированная система организации учебного процесса может внедряться поэтапно. Первые два курса можно обучать по поточно-групповой системе, когда еще не взрослые учащиеся (контингент от 15-17 лет) нуждаются в заботе со стороны родителей и преподавателей. Это необходимо для адаптации субъектов обучения к новым учебным реалиям. 1 90

На старших курсах реализация индивидуально-ориентированной системы организации учебного процесса возможна в полном объеме, т.к. у студентов возрастает чувство осознанного выбора специальности. Естественный отсев уже произошел. Поэтому по-новому формируется единый учебный календарь, когда учащиеся старших курсов в праве будут сами решать, какие предметы изучать в семестрах, как самостоятельно определять время посещения занятий и преподавательский состав.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний является одной из важнейших составляющих системы зачетных единиц принятой за основу для управления учебным процессом студента в европейской системе профессионального образования. Необходимо в какой-то мере использовать имеющиеся наработки по ее совершенствованию.

Система балльно-рейтинговой оценки индивидуальных достижений студентов является двухступенчатой и включает оценку по дисциплинам и общий средний показатель успеваемости (ОСПУ). Успешность изучения отдельных дисциплин оценивается суммой набранных баллов из ста возможных, а успеваемость студентов в целом по совокупности дисциплин оценивается по общему среднему показателю успеваемости. 100-балльная рейтинговая шкала должна включать две составляющие: первая составляющая-оценка освоения дисциплины за семестр (70 баллов); вторая составляющая-оценка знания на экзамене (30

баллов). Таким образом, возникает система контроля оценки знаний, где должны проявляться инновационные тенденции.

Первая составляющая по освоению дисциплины (70 баллов) должна формироваться по процессному подходу, когда познание дисциплины представляется в виде различных действий, которые разбиты на учебные процессы, освоение которых оценивается в баллах. Процессный подход по освоению дисциплины может быть представлен в виде трехуровневой функциональной схемы.

Процессы — виды занятий Оценка в баллах

- Посещение занятий 15

- Выполнение семестрового плана самостоятельной работы 35

- Подготовка доклада 10

- Коллоквиум 10

Итого: 70

нального образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» может быть представлен следующим образом:

1. Тест «Выбор верного ответа».

Динамика выручки от реализации продукции может характеризоваться:

a) Коэффициентом вариации;

b) Среднегодовыми темпами;

c) Процентами выполнения плана объема производства и реализации.

2. Тест «Исключение несоответствия».

Интенсивным фактором увеличения выручки не является:

a) Рост численности работников;

b) Рост производительности труда работников;

c) Рост фондоотдачи.

3. Тест «Поиск альтернативы»

«темпы роста выручки > темпы роста фонда заработной платы > темпы роста численности работников» — данное соотношение темпов изменения показателей по труду считается экономически правильным?

a) Да

b) Нет

4. Тест «Открытый со свободным кратким ответом».

Вставьте пропущенное слово:

— Эффективность труда — это рост ...

5. Тест «Термин — определение». Поставьте в соответствие термины и их определения.

Рис. 1. Трехуровневая функциональная схема образовательных процессов.

Исходя из приведенной схемы, можно выделить все процессы необходимые для эффективной деятельности по освоению дисциплины. Основные процессы (проведение коллоквиумов, докладов и т.д.) формируют результат по освоению дисциплины. Вспомогательные создают инфраструктуру освоения основных процессов (методическое, информационное обеспечение). Описание процессов возможно в двух вариантах: индуктивистский и дедуктивистский. Индуктивисты должны описывать процесс познания дисциплины снизу вверх, дедук-тивисты — сверху вниз.

Ниже приводится условный пример распределения баллов определяющих основу познания учащимися по процессным составляющим видов занятий по дисциплине «экономика организации».

Таблица 1

Процессные составляющие видов занятий по освоению дисциплины

Закон предложения - предметы труда, используемые в производстве (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части для ремонта и др.) полностью потребляются в каждом производственном цикле и приобретаются за счет оборотных средств предприятия.

Издержки производства и реализации продукции - затраты сырья, материалов и др. материальных ресурсов на единицу произведенной продукции. Снижение материалоемкости позволяет получить больше готовых продуктов из тех же материальных ресурсов, снижает себестоимость продукции.

Материалоемкость продукции - При прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.

Оборотные производственные фонды Стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Таким образом, четыре теста будут характеризовать уровень обычного усвоения, а пятый тест будет характеризовать уровень творческого усвоения.

Тридцать тестов формируют следующую структуру коэффициентов усвоения.

Учащиеся должны быть ознакомлены заранее со всеми типами учебных процессов и их последовательностью выполнения с тем, чтобы они могли планировать свою занятость.

В системе зачетных единиц основной формы семестрового экзамена или зачета по дисциплинам признано эффективным комплексное тестирование (30 баллов). Применяются различные виды тестов: тесты с ограничением во времени и без ограничения; тестирование, проводимое под контролем и без контроля преподавателя; тесты с ясными однозначными ответами и т.д.

Наш подход связан с введением постоянного оценивания знаний по единой методике тестирования. Общая композиция комплексного тестирования представляет собой сочетание пяти видов тестов. Примерный вариант комплексного тестирования в образовательных учреждениях среднего профессио-

Рис. 2. Структура коэффициентов усвоения

В результате предложена следующая нормативная структура тридцати тестов, определяющих познание специальности, дисциплины. Двадцать один тест должны определять уровень обычного усвоения (около 70% от общего количества тестов) и девять тестов будут характеризовать уровень творческого усвоения (30%).

Таким образом, мы получаем пропорцию с максимальными и минимальными значениями усвоения дисциплины, которые

1 9 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.