НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161
ребенок забирает с собой не только свою уникальную игрушку, но и положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
Таким образом, мы считаем, что развитие художественно-творческой деятельности — это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в том числе и в форме целенаправленного обучения художественной деятельности в процессе творческого мастер-класса.
Список использованной литературы:
1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. - 446 с.
2. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
3. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед.ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
4. Что такое мастер-класс? http://ppt4web.ru/pedagogika/chto-takoe-masterklass.html.
© Крыжановская А.А., Буянова Т.А. 2016
Резникова Анна Викторовна
канд.социол.наук, доцент РГСУ, г. Ростов-на-Дону, РФ е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В контексте нынешней политической ситуации, возникшей вследствие обострения всевозможных межнациональных и этноконфессиональных конфликтов в различных сферах, произошел очередной мощный «всплеск» в широком и публичном использовании «языка ненависти» или «языка вражды».
В данной статье автор дает определение термину «язык ненависти», рассматривает данный феномен в контексте современной образовательной парадигмы и описывает основные характеристики исследуемого явления.
Ключевые слова:
«Язык ненависти», образовательная парадигма, межнациональные и этноконфессиональные конфликты, классификация «языка ненависти», жесткий «язык вражды».
Стремление к глобализации и широкому внедрению концепции поликультурного образовательного пространства является одной из насущных проблем современного педагогического социума.
Несмотря на то, что ведущие позиции все чаще занимают такие социальные, культурные и геополитические явления как миграция, культурная ассимиляция, поликультурное образование не все обстоит так радужно; в рамках глобализации существует большое количество негативных явлений разного толка: особенно остро звучит проблема нравственного выбора, формирования системы ценностных ориентиров и духовного саморазвития в молодежной среде, никогда не терявшая своей актуальности. [2]
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_
В контексте нынешней сложной политической ситуации, возникшей вследствие обострения всевозможных межнациональных и этноконфессиональных конфликтов в различных сферах, наряду со стремлением к интеграции и поликультурности, произошел очередной мощный «всплеск» в широком и публичном использовании «языка ненависти» или «языка вражды».
Кризис духовности оказался плодородной почвой для взращивания националистических идей, подкрепленных подходящей образовательной концепцией, религиозными догмами и экстремистской философией, приведшими, в конце концов, к безнаказанному разгулу экстремистских и националистических группировок, прикрывающихся «национальной идеей».
Прежде всего, необходимо определить, что следует считать «языком ненависти». Привычное определение данного языкового, и одновременно социально-политического феномена следующее: «язык ненависти» - это определенный набор языковых средств, оскорбляющих людей или группы людей по расовому, этническому, гендерному, религиозному признакам, а также по состоянию здоровья и сексуальной ориентации. Очевидно, что подобные языковые обороты не являются нормативной общепринятой лексикой и находятся под запретом как на бытовом, так и на государственном или любом другом официальном уровне.
Однако понятие «язык ненависти» часто трактуют в более широком смысле, включая тезисы и тексты, направленные на разжигание ненависти, призывы к насилию и дискриминации и проч. [1]
Реалии последних лет указывают на резкий подъем уровня использования подобной ненормативной лексики в рамках телекоммуникационного вещания, политической и прочей агитации, а также в контексте новейших образовательных программ. Самым ярким и наглядным примером актуализации данного феномена служит явление мощной русофобии на территории сопредельного государства Украины. Большое количество уничижительных прозвищ и обозначений для граждан Российской Федерации было придумано именно националистически настроенными жителями Украины. Среди провокационных прозвищ можно упомянуть такие как, «ватники», «кацапы», «москали» и проч. Использование подобных высказываний с ярко выраженной оскорбительной направленностью, безусловно, приводит к дальнейшей эскалации напряженности во взаимоотношениях некогда братских народов. Но особая опасность применения данной оскорбительной лексики кроется во внедрении ее в образовательные программы и процессы; таким образом осуществляется чудовищное влияние на неокрепшие умы подрастающего поколения, воспитывается национализм в самом неприглядном его аспекте, нетерпимость к инакомыслию, инокультурности, закладывается идея о превосходстве и доминировании одной расы или нации над другой. К сожалению, истории знакомы примеры такой образовательной парадигмы, но также и известен результат подобных социальных экспериментов.
В заключении, следует отметить что, ориентация на поликультурное образовательное пространство -важнейшая из задач современной педагогической науки. Необходимо стремится к многополярному миру, созданию условий для ассимиляции культурной традиции инокультурных социумов, воспитанию толерантности и гуманизма. Особым аспектом в деле становления полноценной поликультурной образовательной парадигмы несомненно следует считать запрет на использование «языка ненависти» во всех его проявлениях.
Список использованной литературы:
1. http://enc-dic.com/politic/JAzyk-Nenavisti-5419/
2. Резникова А.В. Поликультурное образование: диалог культур// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2013. №5. С. 148-152
3. Резникова А.В., Вартанова Н.Г. Формирование нравственного самосознания в молодежной среде в контексте поликультурного образовательного пространства//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 2014. №4(60). С.78-81
© Резникова А.В., 2016