Научная статья на тему 'К вопросу об использовании опыта нэпа в регулировании рынков сельхозпродукции в контексте вступления россии в ВТО'

К вопросу об использовании опыта нэпа в регулировании рынков сельхозпродукции в контексте вступления россии в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) / РЕГИОН / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ТОРГОВЫЙ ДОМ / ТОВАРОПРОВОДЯЩИЕ СЕТИ / ВЕКСЕЛЬ / NEW ECONOMIC POLICY / REGION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ECONOMIC HERITAGE / TRADE HOUSE / GOODS PRODUCTION NETWORKS / PROMISSORY NOTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелев С. Е.

В статье рассматривается использование экономического наследия НЭПа при подготовке предложений и последующему их утверждению в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в контексте вступления страны в ВТО и указов Президента РФ В.В. Путина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of using the New Economic Policy experience for the regulation of agricultural markets in the context of Russia’s joining the WTO

The article focuses on the economic heritage of the New Economic Policy for the preparation of suggestions within the State program of agricultural development and regulation of agricultural markets in the context of Russia’s joining the WTO and the degrees by the Russian President V.V. Putin.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании опыта нэпа в регулировании рынков сельхозпродукции в контексте вступления россии в ВТО»

к вопросу об использовании опыта нэпа в регулировании рынков сельхозпродукции в контексте вступления россии в вто

С.Е. Метелёв,

директор Омского института (филиала) Российского государственного

торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор metelev.ce55@gmail.com

В статье рассматривается использование экономического наследия НЭПа при подготовке предложений и последующему их утверждению в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в контексте вступления страны в ВТО и указов Президента РФ В.В. Путина

Ключевые слова: новая экономическая политика (НЭП), регион, агропромышленный комплекс, экономическое наследие, торговый дом, товаропроводящие сети, вексель

УДК 330.34.014 ББК Т3(2)713-7я43

Разразившийся осенью 2008 года глобальный кризис ликвидности (отсутствие денег при предъявлении требований выполнения краткосрочных обязательств), начавшийся в США и прокатившийся практически по всем рынкам мира, сравнивается сегодня с аналогичным кризисом начала 30-х годов прошлого столетия в США. Именно там, в прошлом, нынешнее поколение американцев попыталось найти ответы на сегодняшние вопросы с целью выработки предотвращения дальнейшей эскалации кризиса. Правительство Германии решило в 2008 году самостоятельно защищать свою экономику от кризиса ликвидности. Однако, процессы глобализации, сегодняшняя взаимозависимость экономик разных стран мира заставляют объединяться правительства стран с развитыми экономиками против кризиса. В этой связи России, на взгляд автора, не помешает заглянуть в прошлое для поиска своего экономического наследия в разрешении современных кризисов. Автор считает уместным в этой связи напомнить высказывание классика русской литературы А. Герцена:

Полнее сознавая прошлое, мы уясняем современное; Глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; Глядя назад, шагаем вперёд.

Впервые глобальный кризис неплатежей охватил российскую экономику в начале 20-х годов прошлого века при тогдашнем переходе к рынку — НЭПу. Как и теперь, почувствовав волю, предприятия-производители стали завышать цены в надежде на высокие прибыли, и очень скоро деревня — главный покупатель промышленных товаров, при отменном урожае и, соответственно, хороших доходах, резко сократила приобретение тканей, керосина, сахара, сельхозорудий и других промышленных товаров. Заводы и фабрики вынуждены были сокращать производство, а, в последующем, и останавливать его. И тогдашние, совсем не глупые руководители российской экономики правильно поняли сложившуюся угрожающую кризисом ситуацию. Им было ясно, что именно кризис оборотных средств, то есть нехватка платежных средств у предприятия из-за роста цен и сокращения сбыта, а тем самым, производства и есть первопричина и генератор общехозяйственного кризиса в стране. Следовательно, от того, удастся или не удастся разрешить кризис неплатежей, напрямую зависела судьба всей экономики. Хроническая нехватка средств на оплату поставок, услуг, перевозок вела к быстрому умиранию национальной экономики. В результате верных и своевременно принятых управленческих решений за полтора года кризис оборотных средств ликвидировали. Предпринято было следующее.

Во-первых. Хозяйственное руководство страны ясно осознавало, что есть два пути умирания национальной экономики — быстрый и медленный. Медленный, когда отсутствие капиталовложений в производство оборудования через сколько-то лет приводит к физическому и моральному изнашиванию и перестает работать. Быстрый, когда хронически не хватает средств на оплату поставок, услуг, перевозок и производство становится невыгодным самим производителям, и по этой причине останавливается. Стало быть, первейшая опасность — это кризис

оборотных средств. Именно его необходимо, прежде всего, остановить. А капиталовложения — задача номер два.

Во-вторых. Государство объединило однородные заводы и фабрики большого города или губернии в тресты.

Объединённые предприятия или тресты — это такая организация группы предприятий, когда последние отказываются от своей экономической и правовой самостоятельности. С этого момента существует только одно единственное предприятие, прежние же становятся подразделениями треста.

Всего таких трестов было организовано в стране чуть более семисот. Банковский счет был только у треста, и, стало быть, платежи за продукцию и услуги проводились только между трестами. Это-то и экономило оборотные капиталы промышленности: трест выдавал заводам и фабрикам наличные деньги только на зарплату, а все другие расчеты с ними проводил посредством бухгалтерских проводок, что не требовало "живых" денег. Стало быть, реальный объем производства обслуживался, и нормально обслуживался, меньшими объемами капиталов, чем раньше.

В-третьих. Тресты могли и сами торговать своей продукцией и реализовывать её на товарных биржах. Но очень скоро на примере текстильщиков убедились, что лучше всего это делается через посредство оптовых «купцов» — синдикатов.

Синдикат — объединение по интересам производителей и сбытовых организаций для реализации товаров через конторы по продаже. Объединение по интересам представляет собой горизонтальное или вертикальное объединение юридически самостоятельных предприятий, которые делегируют часть собственной экономической самостоятельности объединённому органу управления.

Тресты вступали в отраслевые синдикатские соглашения, создавая в качестве акционеров свои сбытовые и снабженческие объединения. Синдикат оказывался посредником между производителями и розничными покупателями. Он должен был согласовывать интересы и возможности производителей и покупателей. Только так могли расти его прибыли. Знаменитый в те годы текстильный синдикат, например, отлично знал спрос и деревни, и города на ткани — с одной стороны, и суммы затрат на производство, а также возможности фабрик — с другой. Как «слуга двух господ», синдикат устанавливал паритетные цены на таком уровне, чтобы больше продать. Иначе, зачем бы он был нужен трестам.

Кроме того, что очень важно, синдикат закупал продукцию у трестов под векселя и продавал её розничной торговле так же под векселя, которые не подлежали учёту в банках. Это значило, что только денежная выручка гасила вексель синдикату и только оплата деньгами гасила его долги предприятиям. Тем самым все звенья цепи трест — синдикат — магазин были завязаны на один общий результат: произвести то, что купят; доставить товар туда, где купят; по той цене продать, по которой купят; да еще при том, что чем больше продать, тем больше прибыли у всех; и чем скорее погасишь свой вексель, тем меньше твои издержки. Помимо того, что синдикаты стабилизировали цены и наладили цепочки связей от производителей к конечным покупателям, они ещё и экономили своими покупками и продажами продук-

среднем 0,75 раза в год, в том числе: а) по степной зоне — 0,82 раза; б) по южной лесостепи — 0,84 раза; в) по северной лесостепи — 0,58 раза; г) по северной зоне — 0,41 раза; д) по ОАО «Омское» по птицеводству — 0,81 раза.

Приведённые цифры говорят, что обернувшаяся капитальная стоимость (сумма оборота), заложенная в реализуемый товар, меньше имеющихся у сельхозпроизводителей всей суммы оборотных средств с учётом износа основных средств. Здесь необходимо заметить, что в торговой практике сельхозпроизводителей капитал только тогда может закончить полный оборот, когда сумма издержек производства реализованных ими товаров равняется сумме имеющихся у них оборотных средств (с учётом износа основных средств). При этом необходимо подчеркнуть, что повторение оборота товарно-торгового капитала выражает не что иное, как повторение актов купли и продажи, а повторение оборота двух сфер агропромышленного капитала (сельское хозяйство + переработка и сбыт) выражает периодичность и возобновление всего процесса воспроизводства продуктов (включая в него и процесс потребления). Торговля, опосредствуя оборот агропромышленного капитала, сокращает время его обращения. Конечно, можно сказать, что оборот ограничен быстротой и размерами потребления продуктов питания населением. Действительно, ограничен. Но ведь в южной лесостепной зоне, включающей в себя 8 сельских районов, в таком районе, как Исилькульский оборот капитала составил 1,06 раза, а в таком, как Кормиловский, — 0,63 раза. И так, практически, по всем зонам. Это только говорит о том, что у сельских товаропроизводителей нет должной товаропроводящей сети. Понятно, что дальше так работать нельзя. Поэтому решить эту проблему должны сельские районные торговые дома.

Необходимость в сельских районных торговых домах диктуется также остротой сегодняшнего противостояния производителей продовольствия и торговых сетей. В указанном противостоянии самой разумной выглядит идея о развитии конкуренции в сфере торговли: расширении сети продовольственных рынков и создании продовольственных кооперативных торговых сетей посредством сельских районных торговых домов. Времени на это нужно много, а это ещё один минус в складывающейся сегодня финансово-экономической ситуации. Но делать это не-

обходимо и делать необходимо оперативно, поскольку страна стоит на пороге окончательного вступления в ВТО. И начать нужно с реализации концепции развития магазинов «шаговой доступности», подразумевающей появление продовольственных магазинов на первых этажах многоэтажных жилых домов, чтобы жителям не приходилось далеко ходить за покупками. Этот посыл адресуется, прежде всего, уже имеющимся сельским районным торговым домам, а также организациям малого и среднего бизнеса. Им предлагается выкупать трехкомнатные квартиры на первых этажах и открывать в них магазины.

Подобным сценарием торгово-экономической политики можно решить проблему противостояния (или взаимоотношения?) крупных федеральных сбытовых сетей и сельских товаропроизводителей, чья продукция в силу своей неконкурентоспособности практически игнорируется сбытовыми сетями, а потому обречена на экономическое вымирание.

Выводы

1. Кризис — это определённый этап развития экономики страны, когда ввиду сложившихся реалий необходимо установление верных пропорций между тем, что государство в состоянии «переварить», подчиняя своему прямому воздействию, и тем, что такому воздействию поддаётся слабо или же не поддаётся совсем и относится к стихии частного рынка. Только посредством творческого использования своего экономического наследия можно разрешать вопрос кризисов в экономике.

2. Для преодоления кризиса должны быть созданы в экономике каждого российского региона определенные организационные структуры, адекватные требованиям дня и являющиеся своеобразными «точкамироста». В аграрном секторе экономики к таким структурам относятся сельские районные торговые дома, каждый из которых может использовать на своей территории координирующее ценообразование, впоследствии положив его в основу как создания и работы продовольственных кооперативных торговых сетей, так и в решение проблемы взаимоотношения с крупными федеральными сбытовыми сетями.

3. Сегодня в Омской области сложилась благоприятная ситуация для организации на её территории «точек роста». Необходимо, говоря словами А. Герцена, начать «шагать вперёд».

Литература

1. НЭП и хозрасчёт / Редколл.: Н.Я. Петраков (пред.), Н.П. Федоренко, В.Л. Перламутров, Н.К. Фигуровская. — М.: Экономика, 1991. — 364 с.

евреи в петербургском предпринимательстве во второй половине XIX - начале хх в.

Д.С. Федотьев,

аспирант кафедры истории Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

fedotieff@inbox.ru

В статье рассматривается структура и основные направления развития еврейского предпринимательства в Петербурге во второй половине XIX — начале XX в. Впервые комплексно анализируется место евреев в хозяйственной жизни города. На основе использования обширного статистического материала делается вывод о заметном подъеме (несмотря на сохраняющиеся неблагоприятные институциональные условия) деловой активности этой группы промышленников и торговцев накануне Первой мировой войны.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, евреи, история предпринимательства, предпринимательство, торговля, промышленность

УДК 947.083

К концу XIX века Российская империя оказалась в сложной социально-экономической ситуации. С одной стороны, правительство последовательно шло по пути финансового оздоровления страны, стремилось активизировать ее промышленное

развитие. Серьезные изменения были осуществлены в сфере акционерного и биржевого законодательства. В 1897 году в России был введен золотой стандарт, в 1898 году принят закон о промысловом налоге. Министр финансов С.Ю.Витте считал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.