УДК 622:378.6 А.Л. Галкин
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСЦИПЛИНЕ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Обобщено мнение студентов об усвоении и подаче материалов лекций по дисциплине «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».
Ключевые слова: мультимедийная подача материала, традиционная подача материала.
Одним из следствий увеличения потока информации и необходимости её усвоения в возможно короткие сроки явилось возникновение мультимедийной формы изложения лекционного материала. Будучи, несомненно, прогрессивной, данная форма в то же время предполагает увеличение нагрузки на обучаемых, а также дополнительное время, необходимое лектору для подготовки.
Проводя обучение в указанной форме по программе «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС), у нас возникли некоторые вопросы, связанные с усвоением и подачей материала.
Была составлена анкета, включающая вопросы по темам названной дисциплины, включающим постепенное последовательное изучение схем, таблиц, графиков и т. п. Вопросы анкеты:
1. Формирования Гражданской Обороны;
2. Классификация и единицы измерений ионизирующих излучений;
3. Методика прогнозирования радиоактивного заражения территорий;
4. Методика прогнозирования заражения территорий АХОВ.
Студентам было предложено отдать предпочтение традиционной либо мультимедийной форме подачи материала указанных вопросов в плане его а) усвоения и б) конспектирования.
В результате обработки полученного материала выявилось следующее:
■ На вопрос об усвоении материала дисциплины ЗЧС, традиционной форме изложения отдали предпочтение 31,77% опрошенных. Стандартное отклонение о = ± 3,56, стандартная ошибка средней тх = ± 1,78 (рис. 1).
Мультимедийную форму предпочли 61,46% опрошенных. о = ± 3,61. тх = ± 1,81.
Не смогли ответить на вопрос 6,77% опрошенных.
■ На вопрос о конспектировании материала дисциплины ЗЧС традиционную форму предпочли 15,62% опрошенных. о = ± 1,21. тх = ± 0,61 (рис. 2).
Мультимедийную форму подачи материала предпочли 81,25% опрошенных. о = ± 1,7. тх = ± 0,85.
80
60
40
20
0
31,77% традиционная форма
Рис. 1. Результаты анкетирования по вопросу усвоения материала
о/
100
80
60
40
20
0
/о
15,62% традиционная форма
О
Рис. 2. Результаты анкетирования по вопросу конспектирования материала
61,46% мультимедийная форма
81.25% мультимедийная форма
Не смогли ответить на вопрос 3,12% опрошенных.
Оценивая полученные результаты, можно отметить следующее:
■ Более 60% опрошенных считают, что предложенный материал усваивается лучше в мультимедийном виде подачи. Значительное количество студентов предпочитают традиционную форму лекции.
■ Подавляющее большинство, более 80% опрошенных предпочитают конспектирование предложенного материала при подаче его в мультимедийном виде.
■ Не смогли ответить на поставленные вопросы от 3 до 7% опрошенных, причём вопрос о конспектировании затруднил примерно в два раза меньшее, по сравнению с вопросом об усвоении материала, число опрошенных.
■ При подготовке и проведении лекций с использованием схем, таблиц, графиков и т. п. считаем обоснованным применение мультимедийной формы подачи материала, однако, желательно учитывать пожелания всех выявленных групп, более внимательно подходя к вербальной составляющей предлагаемой информации. [ДШ
— Коротко об авторе
Галкин А.Л. - кафедра Безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны, Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru
----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЕРМОЛОВИЧ Елена Ахмедовна Разработка и исследование способов утилизации отходов обогащения железистых кварцитов Курской Магнитной Аномалии 25.00.26 к.т.н.