Научная статья на тему 'К вопросу об инновационном характере предпринимательской деятельности'

К вопросу об инновационном характере предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1221
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК / НОВОВВЕДЕНИЯ / ИННОВАТОР / ИННОВАТОРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережная Евгения Викторовна

В статье анализируется трансформация сущности предпринимательской деятельности. Рассматривается инновационный характер предпринимательства и выявляется его роль в создании инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационном характере предпринимательской деятельности»

УДК 33

Бережная Евгения Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права. Армавирский институт социального образования (филиалРГСУ) Janeberezh@yandex.ru Evgenia V. Berezhnaya Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy, management and financial right Armavir institute of social education RGSU (branch) Janeberezh@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ХАРАКТЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TO THE QUESTION OF INNOVATIVE NATURE OF BUSINESS

ACTIVITY

Аннотацияю. В статье анализируется трансформация сущности предпринимательской деятельности. Рассматривается инновационный характер предпринимательства и выявляется его роль в создании инноваций.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский риск, нововведения, инноватор, инноваторство.

Summary. The article examines the transformation of the spirit of entrepreneurship. We consider the innovative nature of entrepreneurship and reveals its role in the creation of innovation.

Key words: Entrepreneurship, entrepreneurial risk, innovation, innovator, innovatorstvo.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством. Внешне, как свойство хозяйственной деятельности, оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена, хотя сам по себе обмен не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Обмен стимулирует поиск новых возможностей, заставляет проявлять инициативу. В результате обмена предприниматель предполагает получить выгоду,

являющуюся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой инициативы. Сталкиваясь на рынке с подобными себе, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. С помощью обмена реализуется удовлетворение общественных потребностей, что обуславливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск, ответственность за осуществляемое дело, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство отражает ощутимый феномен культурно-исторической и экономической действительности. Представления о предпринимательстве эволюционировали по мере раскрытия этих аспектов в силу изменения роли и места предпринимательства на различных этапах развития. В Античной культуре преобладали мотивы неприятия деятельности предпринимателя, прежде всего по моральным соображениям, в силу его неспособности выступать в качестве преобразователя социальной жизни общества и формировать общественное сознание, изменять уклад жизни и отношения в системе общественного устройства.

В римском праве предпринимательство рассматривалось как коммерческое занятие, а под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство [1].

В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Отправляясь в путешествие, торговец (он же -предприниматель) подписывал контракт с купцом на продажу товаров. Несмотря на то, что во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден три четверти своей прибыли отдавать купцу. К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы [2].

Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в XVII веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.

В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта» [3].

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII в Р. Кантильона.

Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной [4]. По Р. Кантильону, предпринимательская прибыль - это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство - экономическая функция особого рода, состоящая в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках. Его «Essai sur la nature du commerce en genera» («Эссе о природе торговли вообще», 1775) представляли собой уникальное явление в экономической литературе своего времени. Они впервые вывели предпринимателя в центр рыночной системы и фактически дали начала научному подходу к трактовке к предпринимательской тематике, заложив целый ряд фундаментальных основ для последующих теоретических исследований экономической теории [5].

Чуть позже Й. Шумпетер выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. Практические исследования в области научно-технического прогресса полностью подтвердили подобное видение функции предпринимателя.

Определение инноваций в теории предпринимательства Й. Шумпетера чрезвычайно емко и включает, помимо технических нововведений, также организационные, управленческие и маркетинговые инновации, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Он проводит четкое различие между изобретением и инновацией, то есть между оригинальной идеей нового продукта или технологического процесса, составляющей предмет изобретения, и переводом этой идеи в коммерчески реализуемое нововведение. Проектирование, разработка, производство и маркетинг нового продукта не идентичны изобретательской деятельности и, более того, не обязательно осуществляются в рамках одной и той же организации. Такая дифференциация принципиально важна, хотя изобретательство и инноваторство часто взаимодействуют, и процесс внедрения инноваций служит катализатором последующих изобретений. Кроме того, Й. Шумпетер указывал на различие между собственно внедрением и распространением инноваций, то есть между первоначальным коммерческим внедрением нового продукта или процесса и последующим его тиражированием.

Предпринимательская деятельность, по Й. Шумпетеру, - это не должность или даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса [6]. Предприниматель - отнюдь не то же самое, что и капиталист: предпринимательская деятельность является новаторской по самому своему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и

экономического роста. Как утверждает Шумпетер, рынок нужно представлять как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который он называл процессом созидательного разрушения. По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений.

Предприниматель являет собой главного субъекта экономического развития. Им движет жажда деятельности и воля к победе. Он постоянно вносит новшества, совершенствует технологию, организацию, управление. Критикуя бюрократическую систему корпоративного механизма хозяйствования, Й. Шумпетер вводит понятие «человека организации». Он характеризует его как послушного, верного, безотказного работника, обладающего слабыми стимулами деятельности, потерявшего ответственность за ведение дела. В случае разрастания корпоративного сектора экономики, с уходом свободных предпринимателей исчезнет и возможность экономического развития. Поэтому, заключает Й. Шумпетер, исчезновение фигуры предпринимателя чревато гибелью экономической системы.

Противной стороной такого видения роли предпринимательства в рыночной среде, выступает еще один аспект его понимания. Й.Шумпетер связывает с предпринимателем процесс разрушения старого и созидания нового. Таким образом, предприниматель постоянно держит общество в напряжении, акцентируя внимание на асинхронности своей деятельности [6]. В значительной мере благодаря Й.Шумпетеру в экономической теории закрепился взгляд на предпринимательские способности как особый, редкий ресурс общества. А предприниматель предстает особым социальным типом, обладающим способностью к реализации многообразных рыночных возможностей [7].

Взгляд Й. Шумпетера на капитализм как на эволюционирующую путем созидательного разрушения систему - огромный вклад в экономическую теорию. Но стержнем любой теории эволюции является идея естественного отбора. Применительно к шумпетеровской теории эта идея потребовала особого развития, уточнения фундаментальных понятий и четкого анализа условий отбора. Глубина проникновения Й. Шумпетером в суть предпринимательского процесса способствовала осознанию экономистами предпринимательской способности как особого специфического вида ресурса хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в этой теории не уделяется достаточного внимания непосредственно среде и институциональной структуре рынка, окружающим предпринимателя и его предприятие, что ограничивает использование этой теории в чистом виде для экономического анализа проблемы развития предпринимательства.

Фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, рынков и технологий ставится Й.

Шумпетером в центр его теории экономического развития. Перечисленные факторы возмущают равновесие экономической системы и стимулируют экономический рост как адаптацию к шоку. Благодаря трудам Й. Шумпетера предпринимательская способность была признана специфическим хозяйственным ресурсом.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в условиях преодоления последствий мирового кризиса у российского предпринимательства появилось еще больше проблем, но, с другой стороны, этот факт может подтолкнуть российских предпринимателей к принятию большего количества инновационных решений.

Литература:

1. Кирцнер И. Классическая школа и предпринимательская роль. М.,

1979.

2. Гине Г. Предприниматель. М., 1990.

3. Кодзума Т. Вечный дух предпринимательства//Практическая философия бизнесмена. Киев, 1990.

4. Куряев А. Предпринимательская функция в экономической теории до 1970-х гг.// ЭТИХиП. М., 2002.

5. Герберт Д., Линк П. История предпринимательства. Астана., 2006.

6. Шумпетер Й. Теории экономического развития (исследование предпринимательской прибыли капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., Прогресс, 1992.

7. Крючкова О.М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. - С. 155-157.

Literature:

1. Kirtsner I. Klassicheskaya school and enterprise role. M, 1979.

2. To Gina G. Predprinimatel. M, 1990.

3. Kodzuma T. Eternal spirit of business//Practical philosophy of the businessman. Kiev, 1990.

4. Kuryaev A. Entrepreneurial function in the economic theory till 1970^//ЭТИХиП. M, 2002.

5. Herbert D., P. Istoriya's Link of business. Astana., 2006.

6. Shumpeter Y. Theories of economic development (research of enterprise profit of the capital, credit, percent and cycle of an environment). M, Progress, 1992.

7. Kryuchkova O. M. Steady investments - the new direction in development of the financial markets / Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. No. 5-2. - Page 155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.