Научная статья на тему 'К вопросу об этической образованности детей младшего школьного возраста'

К вопросу об этической образованности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВОЗРАСТ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГУМАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДУХОВНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ПЕДАГОГИКА / РЕСПОНДЕНТ / САМОСОЗНАНИЕ / СОВЕСТЬ / СПРАВЕДЛИВЫЙ ПОСТУПОК / ТРУДОЛЮБИЕ / УЧЕНИК / ФОРМИРОВАНИЕ / ШКОЛА / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЭТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ЭТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ЭТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / IMMORAL ACT / CHARITY / RELATIONSHIPS / AGE / HARMONIOUS DEVELOPMENT / HUMANE WAY OF LIFE / SPIRITUAL CONSCIOUSNESS / SPIRITUALITY / SPIRITUAL GUIDANCE / SPIRITUAL VALUES / LIFE SITUATIONS / INTELLECTUAL ABILITIES / YOUNGER SCHOOL AGE / MORAL REBIRTH / MORAL BEHAVIOR / MORAL DECISION / MORALITY / MORAL KNOWLEDGE / MORAL QUALITIES / MORAL CODE / MORAL GUIDELINES / MORAL FOUNDATIONS OF LIFE / MORAL VALUES / MORAL PATTERN / MORAL ACTION / EDUCATION / SOCIETY / DESCRIPTION OF RESULTS / PEDAGOGY / RESPONDENT / SELF-AWARENESS / CONSCIENCE / FAIR ACTION / HARD WORK / PUPIL / FORMATION / SCHOOL / EMPERICAL STUDY / ETHICS EDUCATION / ETHICAL KNOWLEDGE / ETHICAL ATTEINMENTS / ETHICAL SITUATION / ETHICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Ольга Валерьевна, Карпова Наталья Владимировна

Проблема этической образованности детей младшего школьного возраста особо остро в последние годы стоит в отечественной педагогике и психологии. Представлена база исследования, методы и методики, критерии этической образованности, подробное описание хода эмпирической работы и результаты исследования, направленного на изучение особенностей этической образованности младших школьников. Определены причины расхождения представлений о нравственных образцах, к которым должен адаптироваться ребенок младшего школьного возраста. Сделан вывод о том, что нельзя проступки младшего школьника смешивать с безнравственными поступками; проступки необходимо контролировать и добиваться их объяснения и дальнейшего неповторения, чтобы они имели минимальную вероятность перерасти в поступки безнравственные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилова Ольга Валерьевна, Карпова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ETHNIC EDUCATION OF JUNIORS

The problem of ethical education of primary school children has been especially keen in native pedagogics and psychology recently. The paper presents the basis of the research, its methods and techniques, the criteria of ethic education, the detailed description of the empirical work and the results of the study aimed at investigating the features of ethic education of primary school children. It defines the reasons of differences of ideas, concerning moral samples, which a child of primary school age should adapt to. It concludes that it is impossible to mix the primary school children’s deeds with immoral acts; the deeds should be controlled and explained to avoid their further repetition and to lower the possibility of their development into immoral acts. The material, presented in the article, can be useful to teachers, psychologists, parents and other people, who work with children of primary school age, as well as to university professors in conducting lectures and seminars with students, students of faculties of professional development and professional retraining.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этической образованности детей младшего школьного возраста»

О. В. Панфилова, Н. В. Карпова. К вопросу об этической образованности детей.

УДК 373.31; 37.013.42

О. В. Панфилова, Н. В. Карпова

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема этической образованности детей младшего школьного возраста особо остро в последние годы стоит в отечественной педагогике и психологии. Представлена база исследования, методы и методики, критерии этической образованности, подробное описание хода эмпирической работы и результаты исследования, направленного на изучение особенностей этической образованности младших школьников. Определены причины расхождения представлений о нравственных образцах, к которым должен адаптироваться ребенок младшего школьного возраста. Сделан вывод о том, что нельзя проступки младшего школьника смешивать с безнравственными поступками; проступки необходимо контролировать и добиваться их объяснения и дальнейшего неповторения, чтобы они имели минимальную вероятность перерасти в поступки безнравственные.

Ключевые слова: безнравственный поступок, благотворительность, взаимоотношения, возраст, гармоническое развитие, гуманный образ жизни, духовное самосознание, духовность, духовные ориентиры, духовные ценности, жизненные ситуации, интеллектуальные способности, младший школьный возраст, нравственное возрождение, нравственное поведение, нравственное решение, нравственность, нравственные знания, нравственные качества, нравственные нормы, нравственные ориентиры, нравственные основы жизни, нравственные ценности, нравственный образец, нравственный поступок, образованность, общество, описание результатов, педагогика, респондент, самосознание, совесть, справедливый поступок, трудолюбие, ученик, формирование, школа, эмпирическое исследование, этическая образованность, этические знания, этические навыки, этические ситуации, этические умения.

Российское общество стремится к созданию демократического и гуманного образа жизни. Постепенно вызревает новая духовная, нравственная аура. Происходит духовное раскрепощение человека. Мотивируется дух свободы, поиска новых форм жизни. Благотворная тенденция к новой жизни пробивается через большие трудности и противоречия, накопившиеся и вновь порождаемые во всех сферах жизни, нередко выражающиеся в девиантных формах проявления человеческого освобождения от тоталитарной системы отношений [1, 2].

Проявлением потребности в нравственном возрождении и возвышении стали акты милосердия и благотворительности, процессы правовой и моральной реабилитации личности, создание условий для ее действительной свободы и гармонического развития. Прогрессивная часть общества больше всего нуждается в такой личности, которая оказалась бы способной обновить и облагородить общественное бытие и нравы, возродить и обрести нравственные основы жизни и деятельности. Таким образом, будущее планеты зависит от степени духовного, нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение и смысл только при наличии высокого уровня этической образованности [3].

Все наиболее важное, чем обладает человечество, закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимодействия учителя и учеников. Поэтому одной из главных задач современной школы является освоение детьми общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные ценности, такие как доб-

рота, любовь к близким, терпимость к окружающим. Как известно, наиболее благоприятным возрастом для освоения нравственных ценностей является младший школьный возраст [4].

Изучение этической образованности детей младшего школьного возраста проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 1, 5 и 29 г. Ишима Тюменской области и средней школы № 31 г. Омска. Всего в эксперименте было задействовано 25 начальных классов (с 1-го по 3-й) с общим количеством учащихся 557 человек и общим количеством учителей 25 человек.

Для изучения этической образованности детей младшего школьного возраста ориентировались на следующие критерии. Этическая образованность характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным), отношением к нравственным знаниям (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок), нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в поступках), особенностями применения нравственных знаний в различных этических ситуациях при осуществлении выбора нравственного поступка. Наличие у учащихся этих нравственных качеств мы считали за показатели наличия этической образованности [5, 6].

Исходя из данных показателей, определили следующие методики диагностики этической образованности детей младшего школьного возраста: «Мой товарищ», «Выбор», «Как поступить?».

По результатам методики «Мой товарищ», было установлено, что большинство детей младшего

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 6 (159)

школьного возраста считают плохим того товарища, который проявляет нетоварищеское отношение к ним в активной форме (например, дерется, ябедничает, кричит и т. д.). Однако они не учитывают то обстоятельство, что того, кого они называют хорошим, может не помочь товарищу в учении, труде, это является нормой. Такое отношение, возможно, объясняется сложившимся у детей представлением о том, что достаточно не делать плохого, чтобы быть хорошим товарищем. Позднее такая позиция развивает безразличие и равнодушие.

В реальной ситуации выбора у ребенка начинается борьба мотивов. С одной стороны, у него, хорошо ориентирующегося в вопросах, предложенных ведущим, достаточно сильное желание ответить на них самому, чтобы заработать больше баллов, показать себя самым способным учеником. С другой стороны, он понимает, что надо подумать и о товарище, который, вероятно, не сможет ответить ни на один из предложенных вопросов. Учащиеся уже понимают нравственную сторону дела (не помочь товарищу - плохо), но желание показать себя самым лучшим так велико, что дети говорят о выборе в свою пользу. Подтверждение этому явлению мы находим в работах О. С. Богдановой и В. И. Петровой, И. М. Кунгуровой [7].

По результатам методики «Выбор» были получены следующие данные. Как выяснилось, большинству респондентов достаточно просто сделать выбор того или иного поступка в воображаемой ситуации. На вопрос «Часто ли ты поступаешь по совести?» многие обучающиеся отвечали: «Да, часто» и приводили в качестве доказательства примеры из своей жизни.

Но возникает вопрос: что происходит с обучающимися в реальной ситуации, ведь знания о понятии «совестливость» у них имеются? Детям младшего школьного возраста нелегко сознаваться в реальном положении своих дел. Однако, ссылаясь на возраст детей, можно допустить, что существующий факт имел самое незначительное место в их жизни. Трудно заставить себя следовать нравственным нормам, тем более если отсутствует желание. А ребенок живет согласно своим желаниям, интересам, которые, как правило, эгоистичны. Длительная систематическая работа педагогов в данном случае поможет ребенку преодолеть отрицательные моменты поведения и выбрать правильную (соответствующую нравственным принципам) позицию.

Было выявлено, что детям младшего школьного возраста сложно совершить справедливый поступок, тем более если он затрагивает их личные интересы. Детям хочется всегда быть впереди всех, иметь все самое лучшее. Многие ребята сознаются в своей слабости к тому, что доставляет им положительные эмоции. При этом они легко забывают,

что рядом с ними находятся сверстники, которые тоже хотят иметь все самое лучшее. В момент выбора между справедливым поступком и несправедливым детям данного возраста трудно заставить остановить себя, чтобы не совершить безнравственный поступок и не уступить соблазну. Известно, что от того, насколько человек честен и бескорыстен, зависит прежде всего не только характер устанавливаемых им взаимоотношений с людьми, но и то, готов ли он принимать нравственное решение в различных жизненных ситуациях.

На выявление отношения ребенка к нравственным нормам была направлена методика «Как поступить?».

Из ответов учащихся можно сделать следующий вывод: дети плохо разбираются в сущности понятий «нравственное» и «безнравственное», и что казалось нравственным, оказалось безнравственным, так как первое, как правило, выступало должным, второе - желаемым.

Одним из ценных нравственных качеств является трудолюбие. Труд - это важный фактор формирования человеческого сознания. В ходе проведения методики также выяснилось, что у некоторых детей отсутствует интерес к труду. Пассивный, а не активный отдых является источником их наслаждения.

Приучение человека к труду в этом возрасте может привести к желаемому результату. Главное в этом деле - наличие желания у самого ребенка и осознание им великой ценности нравственного качества - трудолюбия.

Таким образом, как показали результаты методик, направленных на выявление особенностей этической образованности у учащихся младших классов, представление учащихся о нравственных нормах, правилах гораздо правильнее и богаче, чем их соблюдение в поступках.

Чем объясняется такое явление? Каковы внутренние связи фактов соответствия или расхождений в вербальных и реальных выборах поступка? На основании данных, полученных в ходе исследования, постарались дать объяснение этому явлению - рассогласованию представлений о нравственных ценностях, ориентирах с реальными поступками.

Важно знать, что независимо от характера возникновения ситуации (преднамеренно или стихийно она сложилась) участником ее может быть совершен как нравственный, так и безнравственный поступок, при этом учитывая то обстоятельство, что участник данной ситуации имел определенный запас знаний, умений, навыков, чтобы ориентироваться в сложившихся условиях и обстоятельствах.

Таким образом, исходя из результатов представленного психолого-педагогического исследования были определены причины расхождения представ-

О. В. Панфилова, Н. В. Карпова. К вопросу об этической образованности детей...

лений о нравственных образцах, к которым по необходимости должен адаптироваться ребенок младшего школьного возраста:

1. Использование сложившихся условий и обстоятельств в личных целях (выгодное положение).

2. Отсутствие интереса, желания, намерений и всего того, что бы сыграло решающую роль в осуществлении выбора нравственного поступка.

3. Влияние внешних побудительных сил на внутреннее состояние участника ситуации (психологическое или физическое давление).

4. Неадекватное состояние человеческого орга-

5. Автоматическое действие, не имеющее объяснения.

6. Недостаточный запас этических знаний, умений, навыков, опыта нравственного поведения.

Указанные причины, формирующие этическую образованность детей младшего школьного возраста, являются, по мнению авторов, основными. Поэтому следует учитывать, что нельзя проступки младшего школьника смешивать с безнравственными поступками; проступки необходимо контролировать и добиваться их объяснения и дальнейшего неповторения, чтобы они имели минимальную вероятность перерасти в поступки безнравственные.

низма (шок, стресс, приступ).

Список литературы

Залевский Г. В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества // Сиб. психол. журнал. 2007. № 26. С. 66-69. Карпова Н. В., Бохан Т. Г. Зависимость от слабоалкогольных напитков как предпосылка нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 129-133. Зотова Д. А. Концептуальное обоснование проблемы воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц в процессе женского воспитания в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 72-75. Веденеева Г. И. К вопросу о своеобразии нравственных суждений младших подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 194-196.

Мальцева Н. В., Панфилова О. В. Использование технологии педагогического проектирования ситуаций выбора поступка в этическом образовании младших школьников // Междунар. науч.-исслед. журнал. 2013. № 4-3 (11). С. 33-34.

Пантелеева О. В. Педагогическое проектирование ситуаций выбора поступка в этическом образовании младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 24 с.

Кунгурова И. М. Саморазвитие личности в современных психологических учениях // Вестн. Ишимского гос. пед. ин-та им. П. П. Ершова. 2012. № 5 (5). С. 8-12.

6.

7.

Панфилова О. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме.

Ул. Ленина, 1, Ишим, Россия, 627720. E-mail: oval_2011@mail.ru

Карпова Н. В., кандидат психологических наук, доцент.

Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме.

Ул. Ленина, 1, Ишим, Россия, 627720. E-mail: ntverdohlebova@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.10.2014.

O. V Panfilova, N. V Karpova TO THE QUESTION OF ETHNIC EDUCATION OF JUNIORS

The problem of ethical education of primary school children has been especially keen in native pedagogics and psychology recently. The paper presents the basis of the research, its methods and techniques, the criteria of ethic education, the detailed description of the empirical work and the results of the study aimed at investigating the features of ethic education of primary school children. It defines the reasons of differences of ideas, concerning moral samples, which a child of primary school age should adapt to. It concludes that it is impossible to mix the primary school children's deeds with immoral acts; the deeds should be controlled and explained to avoid their further repetition and to lower the possibility of their development into immoral acts.

The material, presented in the article, can be useful to teachers, psychologists, parents and other people, who work with children of primary school age, as well as to university professors in conducting lectures and seminars with students, students of faculties of professional development and professional retraining.

Key words: immoral act, charity, relationships, age, harmonious development, humane way of life, spiritual consciousness, spirituality, spiritual guidance, spiritual values, life situations, intellectual abilities, younger school age, moral rebirth, moral behavior, moral decision, morality, moral knowledge , moral qualities, moral code, moral

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

guidelines, moral foundations of life, moral values, moral pattern, moral action, education, society, description of

results, pedagogy, respondent, self-awareness, conscience, fair action, hard work, pupil, formation, school, emperical

study, ethics education, ethical knowledge, ethical atteinments, ethical situation, ethical skills.

References

1. Zalevskiy G. V. Fanatizm kak problema dukhovnogo zdorov'ya lichnosti i obshchestva [Fanaticism as problem of spiritual health of personality and society]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian psychological journal, 2007, no. 26, pp. 66-69 (in Russian).

2. Karpova N. V., Bohan T. G. Zavisimost' ot slaboalkogol'nyh napitkov kak predposylka narusheniya duhovno-nravstvennogo samosoznaniya u sovremennoy molodezhi [Addictiion to low alcohol beverages as the precondition to violation of spiritual and moral consciousness of the modern youth]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 129-133 (in Russian).

3. Zotova D. A. Kontseptual'noe obosnovaniye problemy vospitaniya nravstvennykh dobrodeteley u mladshikh shkol'nikov v protsesse zhenskogo vospitaniya v nachal'noy shkole [Conceptual substantiation of the problem of education of moral virtues at younger schoolgirls in the course of female education in the elementary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 72-75 (in Russian).

4. Vedeneeva G. I. K voprosu o svoeobrazii nravstvennyh suzhdeniy mladshih podrostkov [To the question of the originality of younger teenagers' moral judgments]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 194-196 (in Russian).

5. Mal'tseva N. V., Panfilova O. V. Ispol'zovanie tekhnologii pedagogicheskogo proektirovaniya situatsiy vybora postupka v eticheskom obrazovanii mladshih shkol'nikov [Use of technology of pedagogical design of situations of choice act in ethical education of junior pupils]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2013, no. 4-3 (11), pp. 33-34 (in Russian).

6. Panteleeva O. V. Pedagogicheskoe proektirovanie situatsiy vybora postupka v eticheskom obrazovanii mladshih shkol'nikov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical design of situations of act choices in ethical education of junior pupils. Abstract of thesis. Diss. cand. ped. sci.]. Omsk, 2000, 24 p. (in Russian).

7. Kungurova I. M. Samorazvitiye lichnosti v sovremennykh psikhologicheskikh ucheniyakh [Self-development of personality in modern psychological theories]. Vestnik Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo institute im. P. P. Ershova - Bulletin of Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Eershov, 2012, no. 5 (5), pp. 8-12 (in Russian).

Panfilova O. V.

Tyumen State University, branch in Ishim.

Ul. Lenina, 1, Ishim, Russia, 627720.

E-mail: oval_2011@mail.ru

Karpova N. V.

Tyumen State University, branch in Ishim.

Ul. Lenina, 1, Ishim, Russia, 627720.

E-mail: ntverdohlebova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.