Научная статья на тему 'К вопросу об экономическом прорыве на Северном Кавказе, «Точках роста» и угрозе застоя'

К вопросу об экономическом прорыве на Северном Кавказе, «Точках роста» и угрозе застоя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / ГЛАВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / ЗАСТОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев А.Ш.

В статье анализируется cтратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Раскрыты ключевые проблемы развития субъектов округа, обосновано, что некоторые положения стратегии не ориентирует на преодоление отставания, а их реализация может привести к застою экономической деятельности в регионах Северного Кавказа. Поэтому, по мнению автора, актуальный вопрос о стратегии экономического прорыва остается открытым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экономическом прорыве на Северном Кавказе, «Точках роста» и угрозе застоя»

УПЮЗЫ'И БЕЗОПАСНОСТЬ

Угрозы и безопасность

УДК 332

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОРЫВЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, «ТОЧКАХ РОСТА» И УГРОЗЕ ЗАСТОЯ

А. Ш. АХМЕДУЕВ,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Тел.: 8 (822) 62-66-86

Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

В статье анализируется Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025г. Раскрыты ключевые проблемы развития субъектов округа, обосновано, что некоторые положения стратегии не ориентирует на преодоление отставания, а ихреализация может привести к застою экономической деятельности в регионах Северного Кавказа. Поэтому, по мнению автора, актуальный вопрос о стратегии экономического прорыва остается открытым.

Ключевые слова: стратегия, концепция, экономическое отставание, стратегические ориентиры, главная стратегическая цель, сценарии развития, государственная экономическая политика, экономический прорыв, застой.

Как известно, создание Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), в состав которого включены шесть республик и Ставропольский край, обусловлено глубиной, масштабностью и остротой проблем социально-экономического развития и обеспечения общественно-политической стабильности в этих субъектах Российской Федерации. Решение накопленных здесь проблем имеет особое значение для национальной безопасности страны, поэтому они требуют нетрадиционного подхода, кардинального изменения как методов управления, так и региональной политики в целом. Уже достаточно очевидно, что вызовы, с которыми столкнулись эти регионы, носят чрезвычайный характер и, следовательно, требуют адекватных чрезвычайных мер.

Комплекс первоочередных и долгосрочных мер предусматривается осуществлять посредством разработки и реализации стратегий социально-

экономического развития СКФО и входящих в его состав субъектов Федерации на период до 2025 г.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. (далее — Стратегия). Предполагается, что в соответствии со Стратегией СКФО будут разработаны (переработаны) стратегии социально-экономического развития входящих в его состав субъектов Федерации [2].

В Стратегии дан обширный стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы, раскрыты имеющиеся ресурсы и неиспользуемые резервы роста, предложены сценарии развития, отдельные долгосрочные цели. Определены приоритеты и этапы социально-экономического развития СКФО. По результатам анализа в Стратегии подчеркивается, что субъекты СКФО принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы.

Однако главной целью Стратегии определено обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики, создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения, переход от политики стабилизации к политике форсированного роста, обеспечению самодостаточного существования субъектов РФ, входящих в состав СКФО. Исходя из такой главной цели невозможно определить основные макроэкономические показатели и четкие количественные стратегические ориентиры. Например, как измерить и спланировать

- 49

«обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики» или «переход от политики стабилизации к политике форсированного роста» и т. д. Обеспечение условий еще не гарантирует самого опережающего развития [2].

Такую аморфную главную стратегическую цель невозможно выразить в конкретных показателях. Это применимо для концепции, а для стратегии нужны четкие ориентиры и стратегические цели. Именно поэтому, по мнению автора, предусмотренные в Стратегии долгосрочные стратегические цели и макроэкономические показатели не ориентируют ни на опережающее развитие, ни на форсированный рост, ни на самодостаточное существование регионов СКФО.

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. утверждены Основы стратегического планирования в Российской Федерации, которые базируются на фундаментальном положении о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности государства. Впервые официально признано, что отставание в социально-экономическом развитии представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства.

Как отмечалось, в Стратегии показано, что субъекты РФ, входящие в состав СКФО, отстают

в своем развитии. Именно сокращение, а в долгосрочной перспективе преодоление этого отставания является основным условием политической стабильности, целостности и национальной безопасности как Российской Федерации в целом, так и самих субъектов СКФО. Поэтому, на взгляд автора, главной стратегической целью и важнейшим приоритетом на период до 2025 г. для субъектов СКФО следует считать преодоление хронического отставания в социально-экономическом развитии.

Если оценивать с этих позиций, Стратегия СКФО не только не решает, но и не ставит такую задачу. Более того, стратегические цели, которые определены по всем трем рассматриваемым сценариям, в том числе и по оптимальному варианту, по оценке автора, приведут к существенному нарастанию отставания субъектов СКФО от среднероссийского уровня качества жизни и макроэкономических показателей и в целом также приведут к застою в экономике и социальной сфере. К такому выводу подводит анализ Стратегии с позиций общего замысла и реальности выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым при создании СКФО.

Как видно из табл. 1, по состоянию на 2008 г. все субъекты СКФО (кроме Ставропольского края) по большинству основных социально-экономичес-

Таблица 1

Места, занимаемые субъектами СКФО в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям в 2008 г.

Основные социально-экономические показатели Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Ставропольский край

Валовой региональный продукт на душу населения в 2007 г. 76 80 78 74 70 79 67

Объем добычи полезных ископаемых 53 72 82 62 73 44 43

Объем товаров обрабатывающих производств 67 83 68 72 66 77 37

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 64 83 72 73 74 76 23

Продукция сельского хозяйства 22 76 41 55 53 64 6

Основные фонды в экономике 39 82 74 78 75 67 26

Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ на душу населения 82 83 79 81 78 76 59

Инвестиции в основной капитал на душу населения 63 83 82 72 76 65 71

Среднемесячные денежные доходы (в месяц) 52 82 75 73 65 64

Среднемесячная номинальная заработная плата 83 82 81 78 79 58 68

Уровень занятости 71 83 80 79 63 82 62

Уровень безработицы 76 83 80 78 72 82 53

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 80 82 79 69 7 83 51

Число собственных автомобилей на 1 тыс. человек населения 82 80 75 63 64 81 31

Источник: [1].

Таблица 2

Сравнение макроэкономических показателей по Российской Федерации и СКФО по состоянию на 2008 г., в расчете на 1 жителя, тыс. руб.

Макроэкономические показатели РФ СКФО РФ в % к СКФО

Валовой региональный продукт 241,8 79,0 306,1

Объем отгруженных товаров, работ, услуг (промышленность) 166,0 27,5 603,3

Продукция сельского хозяйства 18,3 19,0 96,3

Объем работ по виду деятельности «Строительство» 31,9 14,4 221,5

Объем розничной торговли 98,1 61,2 160,3

Объем платных услуг населению 28,7 15,6 184,0

Источник: [1].

ких показателей находятся в восьмой или девятой десятке среди 87 субъектов РФ.

Разрыв в уровне развития всей экономики и ее базовых отраслей России в целом и СКФО характеризуют данные табл. 2.

Отставание СКФО от среднероссийского показателя в расчете на душу населения составляет по ВРП в 3,1 раза, отгруженной промышленной продукции — в 6,0 раз, строительной продукции — в 2,2 раза, розничной торговли — в 1,6 раза, платных услуг населению — в 1,8 раз.

Что же предлагается в Стратегии? Во-первых, в ней нет стратегических ориентиров по развитию важнейших для СКФО базовых отраслей — промышленности, сельского хозяйства, строительства, розничной торговли и платных услуг населению. Ясно, что без прорыва в развитии этих отраслей невозможно не только преодолеть отставание, но и обеспечить конкурентоспособность экономики субъектов СКФО. Обеспечить прорыв без четких долгосрочных стратегических ориентиров также невозможно.

Во-вторых, из всех объемных показателей в Стратегии определены стратегические цели только по показателю ВРП на душу населения. На что ориентируют эти цели и какие результаты дадут их достижение, видно из табл. 3. Рост объема ВРП на душу населения намечается к 2025 г., т. е. за 17 лет, по инерционному сценарию — в 1,7 раза, базовому сценарию — в 2,2 раза и оптимальному сценарию — в 2,8 раза.

И это при условии, что за один кризисный 2008 г. индекс ВРП на душу населения в целом по СКФО составил 108,7 %. Даже при таких скромных ежегодных темпах общий объем ВРП в СКФО должен увеличиться в 2025 г. по сравнению с 2008 г. примерно в 5 раз.

Отметим самое главное: по Стратегии к 2025 г., т. е. через 17 лет, субъекты СКФО по показателю ВРП на душу населения будут отставать от достигнутого среднероссийского уровня 2008 г. по инерционному сценарию в 1,8 раза, базовому сценарию — в 1,4 раза и даже по оптимальному сценарию — на 10 %. Это означает, что регионы СКФО даже по оптимальному сценарию Стратегии 17 лет будут топтаться на том месте, где сейчас находится средний российский регион.

Аналогичную картину можно наблюдать и в стратегировании повышения уровня жизни населения. В настоящее время уровень и качество жизни населения субъектов СКФО у руководства страны вызывают серьезную тревогу. Закономерным следствием депрессивного состояния экономики являются резкое отставание социального развития и низкий уровень жизни населения субъектов СКФО (табл. 4.).

Среднедушевые денежные доходы в регионах СКФО ниже среднероссийского уровня в 1,4—2,7 раза, а среднемесячная номинальная заработная плата — в 1,5—2,3 раза. Вместе с тем уровень общей безработицы по СКФО составляет 16,0 % (в 2,6 раза выше среднероссийского), а зарегистриро-

Таблица 3

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.

Федеральный округ ВРП в 2008 г. По сценариям Стратегии ВРП в 2025 г.

фактически инерционным базовый оптимальный

СКФО 79,0 133,0 172,0 219,0

% к 2008 г. 100 168,4 217,7 277,2

Российская Федерация 241,8 — — —

% к СКФО 306,1 181,8 140,6 110,4

Источник: [1, 2].

Таблица 4

Показатели уровня жизни по Российской Федерации и регионам СКФО по состоянию на 2008 г.

Федеральный округ, субъект СКФО Среднедушевые денежные доходы в месяц Среднемесячная номинальная заработная плата Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, % Уровень безработицы, %

Тыс. руб. В % к РФ Тыс. руб. В % к РФ Общая Зарегистрированная

Российская Федерация 14,9 100 17,3 100 13,1 6,3 2,0

СКФО 9,6 64,4 16,5 16,0 10,7

Республика Дагестан 11,0 73,8 7,6 43,9 10,1 13,4 3,6

Республика Ингушетия 5,5 36,9 8,9 51,4 27,8 55,0 23,0

Кабардино-Балкарская Республика 8,6 57,7 9,0 52,0 15,5 18,3 5,9

Карачаево-Черкесская Республика 8,7 58,4 9,4 54,3 16,5 16,0 2,6

Республика Северная Осетия — Алания 9,8 65,8 9,2 53,2 11,5 10,1 3,1

Чеченская Республика 11,8 68,2 35,5 63,2

Ставропольский край 10,0 67,1 11,1 64,2 18,7 7,8 2,2

Источник: [1].

ванной — 10,7 % (в 5,4 раза выше, чем в среднем по стране).

Особую тревогу должно вызывать, что работу и постоянных источников дохода не имеют 55 % населения Республики Ингушетия, 35,5 % — в Чеченской Республике. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума относительно общей численности населения по отношению к общероссийскому показателю выше в Республике Ингушетия в 2,1 раза, в Ставропольском крае — в 1,4 раза, в Карачаево-Черкесской Республике — в 1,3 раза, в Кабардино-Балкарской Республике — в 1,2 раза.

Что же в Стратегии предполагается предпринять для вывода уровня и качества жизни населения из столь тревожного состояния? Увы, практически ничего. Более того, если следовать логике Стратегии, разрыв в уровне жизни жителей субъектов СКФО и среднего россиянина неуклонно будет возрастать. Это легко проследить по данным табл. 5.

За 17 лет (в 2025 г. по сравнению с 2008 г.) среднемесячную начисленную заработную плату планируется увеличить в 2,5 раза и довести до 23,8 тыс. руб., что составляет рост всего на 37,6 % по отношению к фактически достигнутому в 2008 г. уровню зарплаты в России (17,3 тыс. руб.).

Долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума предполагается снизить с 16,5 % в 2008 г. до 9,2 % в 2025 г., т. е. на 7,3 процентных пункта. Но при условии, что численность населения СКФО к 2025 г., по расчетам автора, достигнет более 11 млн чел., свыше 1 млн человек (9,2 %) окажется с доходами ниже прожиточного минимума. Как обосновать (и, главное, — понятно

объяснить населению субъектов СКФО), что при таком особом внимании в условиях модернизации и подъема экономики свыше одного миллиона граждан к 2025 г. окажутся ниже черты бедности? Такая Стратегия вряд ли сможет устроить население субъектов СКФО.

Еще больше недоуменных вопросов вызывает предполагаемый по Стратегии уровень официально зарегистрированной безработицы — в 2025 г. в размере 5 % численности экономически активного населения при условии, что сейчас в стране (2008 г.) этот уровень составляет всего 2 %. Это по оптимальному сценарию, а по базовому сценарию планируется — 9 %, по инерционному сценарию — даже 14 %. И это при условии, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает снижение к 2020 г. уровня общей безработицы в стране до 2—3 %.

Стратегия предусматривает создание не менее 400 тыс. новых рабочих мест и за счет этого снизить официальную безработицу при оптимальном варианте сценария с 16 до 5 %. По состоянию на 2008 г. в регионах СКФО общая численность безработных составляет 690 тыс. чел., зарегистрированных безработных — 459 тыс. человек. Общая потребность в рабочих местах до 2025 г. с учетом роста численности населения и достижения трудоспособного возраста поколением рождения 1990—2000 гг., по расчетам автора, составит около 1 500 тыс. Если даже допустить сохранение безработицы на уровне 5 % (250,0 тыс. экономически активного населения), до 2025 г. в регионах СКФО нужно создать не менее 1 250 тыс. новых рабочих мест. Даже в этом

со 05

О

СО

Таблица 5

Показатели уровня жизни населения по Стратегии СКФО до 2025 г.

Показатель уровня ЖИЗНИ РФ, в 2008 г. фактически СКФО, в 2008 г., фактически РФ в 2008г., в % к СКФО По Стратегии СКФО в 2025 г., согласно сценариям

Инерционный Базовый Оптимальный

Количество СКФО, % к 2008 г. РФ, % к 2008 г. Количество СКФО,% к 2008 г. РФ, % к 2008 г. Количество СКФО,% к 2008 г. РФ, % к 2008 г.

Средняя номинальная начисленная заработная плата в месяц, тыс. руб. 17,3 9,6 186,5 14,0 145,8 80,9 18,6 193,8 107,5 23,8 247,9 137,6

Безработица, % к экономически активному населения (официальная) 2,0 10,7 12,5 14,0 81,8 700,0 9,0 56,3 450,0 5,0 31,3 250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 13,4 16,5 81,2 12,6 76,4 94,0 10,9 66,1 81,3 9,2 55,8 68,7

Обеспеченность населения жильем, м2 на душу населения 22 17,1 128,7 20 117,0 90,9 24,4 142,7 110,9

Обеспеченность больничными койками на 10тыс. человек населения 98,6 79 124,8 80 101,3 81,1 81 102,5 82,2

Обеспеченность амбула-торно-поликлинической помощью, посещений на 10тыс. человек населения 257,3 174 147,9 200 114,9 77,7 207 119,0 80,5

Обеспеченность высшим медицинским персоналом, врачей на Ютыс. человек населения 49,6 41 121,0 43 104,9 84,7 44 107,3 88,7

Обеспеченность средним медицинским персоналом, сотрудников на Ютыс. человек населения 106,5 87 122,4 90 103,4 84,5 94 108,0 88,3

и ¡>

ХЛ я о

я >

Н=1

ьг я Е м

я я

1-Э м ч м о

Б

я ■в к о

■о

-3

Е

о\ §

3 вя п X

о

"та ХЗ О и Е

о\

а>

м

о

а

69 О Я о о

ВТ"

Источник: [1, 2].

сл со

случае проблема занятости не будет решена. Это лишь несколько ослабит ее остроту.

Общеизвестно, какую роль социальная сфера играет в повышении качества жизни населения и формировании современного человеческого капитала. Обеспеченность современным качественным жильем — это один из основных компонентов качества жизни населения. Об остроте жилищной проблемы говорит то, что сегодня в регионах СКФО в среднем на одного жителя приходится 17,1 м2 или на 29 % меньше, чем в среднем по стране. При этом удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда составляет в Российской Федерации 3,2 %, а в Республике Дагестан — 20,4 %, Республике Ингушетия — 20,6 %, Республике Северная Осетия — Алания — 3,8 %.

Стратегия предусматривает к 2025 г. довести обеспеченность жильем жителей СКФО до 24,4 м2, т. е. за 17 лет прирост составит 7,3 м2, или 0,42 м2 на одного жителя в год. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает достижение средней обеспеченности жильем граждан страны в размере 28—35 м2 к 2020 г. По состоянию на 2008 г. в России приходится 22 м2 жилья на человека, а в Стратегии предполагается к 2025 г. в регионах СКФО превысить этот достигнутый среднероссийский уровень 2008 г. всего на 10,9 %. К этому времени в стране в среднем обеспеченность жильем достигнет не менее 35 м2 на одного жителя. Следовательно, отставание СКФО от среднероссийского уровня возрастает от 29 % в 2008 г. до 43,4 % и более в 2025 г.

Особого внимания заслуживают намечаемые в Стратегии долгосрочные целевые ориентиры развития медицинского обслуживания и медицинской инфраструктуры. Как видно из табл. 5, по состоянию на 2008 г. в регионах СКФО по сравнению со средним показателем по стране обеспеченность больничными койками ниже на 25 %, амбулаторно-поликли-ническими учреждениями — на 48 %, врачами — на 21 %, средним медицинским персоналом — на 22 %. Казалось бы, сложившаяся ситуация обязывает предпринять неотложные и кардинальные меры по поднятию медицинского обслуживания населения регионов СКФО на современный уровень. Однако Стратегия СКФО не предусматривает не только кардинальных, но и вообще каких-либо заметных перемен в этой сфере.

По Стратегии даже по оптимальному сценарию предполагается к 2025 г. по сравнению с 2008 г., т. е. за 17 лет, увеличить в регионах СКФО обеспечен-

54 -

ность больничными койками на 2,5 %, амбулатор-но-поликлиническими учреждениями — на 19,0 %, врачами — на 7,3 %, средним медицинским персоналом — на 8,0 %. Конечно, в результате всего этого медицина в регионах СКФО после реализации Стратегии в 2025 г. будет отставать от достигнутого в 2008 г. среднероссийского уровня и составит к этому уровню по обеспеченности койками — 82,2 %, амбулаторно-поликлиническими учреждениями — 80,5 %, врачами — 88,7 %, средним медицинским персоналом — 88,3 %. В современных условиях это означает, что Стратегия обрекает медицину регионов СКФО в лучшем случае на топтание на месте, а в худшем — на деградацию.

Одна из самых сложных проблем — это ресурсное обеспечение реализации Стратегии СКФО. Ключевым в ресурсном обеспечении реализации Стратегии, конечно, является ее финансовое обеспечение. В Стратегии эта проблема тактично обойдена, хотя стратегирование вообще начинается с прогнозирования и оценки инвестиционного потенциала. Для субъектов Федерации, входящих в состав СКФО, инвестиционное обеспечение социально-экономического развития является острейшей проблемой.

Хроническое отставание развития регионов СКФО не имеет ни системных оснований, ни объективных причин. Здесь очевидны две причины: неэффективность организации и управления, недостаток инвестиций в социально-экономическое развитие. Только этим можно объяснить то, что при высоких темпах роста численности населения не создавался адекватный экономический потенциал, а инвестиции в социально-экономическое развитие субъектов СКФО в расчете на душу населения были в 2,0—3,0 раза, а в отдельные годы — в 4,5—5 раз меньше, чем в среднем по стране. Такая инвестиционная политика, обрекавшая регионы СКФО в нарастающее отставание, продолжается и в настоящее время (табл. 6).

Как видно, в 2000—2008 гг. инвестиции на душу населения по СКФО были в 2,3—2,9 раза ниже, чем в среднем в стране. Объяснить это демографической ситуацией невозможно, ведь за эти 8 лет численность населения в СКФО увеличилась только на 5,6 %, а в стране в целом снизилась лишь на 3 %. Объяснить это низкой инвестиционной привлекательностью регионов СКФО также невозможно, ведь вплоть до последних лет инвестиции в основной капитал осуществлялись преимущественно за счет государственных, муниципальных и смешанных российских средств. Так, удельный вес частных инвестиций в Российской Федерации

Таблица 6

Инвестиции на душу населения в Российской Федерации и СКФО, тыс. руб.

Федеральный округ Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

СКФО 3,0 4,2 4,8 5,6 6,9 10,3 14,5 21,9 26,2

Российская Федерация 8,0 10,3 12,1 15,1 19,9 25,2 33,2 47,3 61,7

РФ в % к СКФО 266,7 245,2 252,1 269,6 288,4 244,7 229,0 216,0 235,5

Источник: [1].

Таблица 7

Состояние основных фондов по Российской Федерации и регионам СКФО, на конец 2008 г.

Федеральный округ, субъект СКФО Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости

На душу населения На одного занятого в экономике

Тыс. руб. % к РФ Тыс. руб. % к РФ

Российская Федерация 525 100 1 088 100

СКФО 202 38,5 573 52,7

Республика Дагестан 194 37,0 558 51,3

Республика Ингушетия 77 14,7 586 53,9

Кабардино-Балкарская Республика 136 25,9 389 35,8

Карачаево-Черкесская Республика 237 45,1 608 55,9

Республика Северная Осетия — Алания 170 32,4 402 36,9

Чеченская Республика 178 33,9 925 85,0

Ставропольский край 270 51,4 599 55,1

Источник: [1].

в общем объеме инвестиций в основной капитал составляли в 1995 г. 13,4 %, в 2000 г. — 29,9 %, в 2005 г. — 44,9 %, в 2008 г. — 53,8 %.

В результате такой инвестиционной политики основные фонды (по полной учетной стоимости) в экономике регионов СКФО в расчете на душу населения в 2,6 раза меньше, а в расчете на 1 занятого в экономике — в 1,9 раза меньше, чем в среднем по стране (табл. 7).

В Стратегии СКФО до 2025 г. нет ясности в том, какая инвестиционная и вообще государственная региональная политика будет осуществляться в субъектах СКФО. В ней приводится обширный перечень возможных инвестиционных проектов. Но неясно, сколько финансовых средств понадобится для решения стратегических задач и из каких источников они будут привлечены.

Через средства массовой информации было озвучено, что общий объем финансирования реализации Стратегии развития Северного Кавказа составит свыше 600 млрд руб., из них государственных — 100 млрд руб. Такой объем предполагаемых инвестиций на реализацию Стратегии до 2025 г. вызывает недоумение, если учесть, что даже в нынешних условиях кризиса только за один 2008 г. инвестиции в основной капитал в регионах СКФО составили 241 млрд руб.

Для достижения главной стратегической цели преодоления отставания субъектов СКФО и созда-

ния в них адекватного экономического потенциала нужно довести объем основных фондов на душу населения до среднероссийского уровня. Только тогда можно рассчитывать на форсированный рост экономики, повышение уровня жизни населения, снижение безработицы, бездефицитный бюджет, одним словом — самодостаточную экономику в регионах СКФО. Именно так концептуально надо ставить и решать вопросы развития СКФО, а бесчисленные проектные направления, намерения и лозунги без финансового обеспечения, очевидно, так и останутся благими пожеланиями.

Сколько нужно вложений для преодоления отставания производственного потенциала регионов СКФО от среднероссийского уровня? Беремся утверждать, что задача вполне выполнима (конечно, в рамках статьи в первом приближении). Среднегодовая численность населения СКФО в 2008 г. составила 9 154,7 тыс. чел. Чтобы фондовооруженность каждого жителя СКФО равнялась среднему уровню России (в 2008 г. — 525 тыс. руб.), нужны основные фонды по полной учетной стоимости в объеме 4 806,2 млрд руб., а располагают эти регионы основными фондами в размере 1 849,2 млрд руб. Следовательно, для преодоления отставания по состоянию на 2008 г. в основной капитал регионов СКФО надо вложить 2 957,0 млрд руб. Поскольку Россия не стоит на месте, то для того, чтобы вместе с Россией наращивать экономичес-

- 55

кий потенциал, соответственно к этой сумме регионам СКФО нужно прибавлять текущие ежегодные инвестиции не менее среднероссийского размера на одного жителя.

Надо иметь в виду, что 2 957,0 млрд руб. — это тот объем (в нынешних ценах) ресурсов капитальных вложений в производственную и социальную сферы, которых недополучило население субъектов СКФО еще с дореформенных времен благодаря близорукой политике органов власти (прежде всего из-за отсутствия долговременной стратегической ориентации региональных органов). Надо восстановить справедливость, ибо с древнейших времен известно, как подчеркивал еще Конфуций, что поводом для смуты народа чаще всего служит именно несправедливость.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Как сказано в Концепции: «Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов».

Однако проведенный выше анализ показывает, что это основополагающее положение Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. не реализуется в Стратегии СКФО, хотя в ней указывается, что при подготовке учтено действие наиболее важных стратегических документов, в том числе Концепции — 2020. Стратегия СКФО, по мнению автора, основана на концепции так называемого поляризованного (или «сфокусированного») развития, предполагающего отказ от политики выравнивания уровня регионального развития и рассчитанного на специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах», «точках» роста). Судя по Стратегии, среди субъектов СКФО нет таких «опорных регионов», «локомотивов роста» и им отводится роль ведомых.

До недавнего времени дифференциация уровня социально-экономического развития регионов России в известной мере складывалась стихийно. Но в последние годы концепция поляризованного регионального развития для отдельных федеральных органов становится принципом осознанной реальной политики. Если даже такой принцип и дал позитивный результат в других странах, то для России, по мнению автора, он неприемлем в принципе, так как это создаст экономическую основу для межрегиональных противоречий, раскола страны, и в конечном счете — угрозу национальной безопасности государства.

Представляется целесообразным еще раз концептуально осмыслить Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Надо признать императивом времени преодоление отставания регионов СКФО до 2025 г., соответственно — определить стратегические ориентиры и ресурсы достижения такой цели. Без указанного подхода лишь частичными традиционными мерами поставленные руководством страны задачи социально-экономического развития и общественно-политической стабилизации положения в регионах СКФО решить, очевидно, не удастся. Именно поэтому есть очень большая опасность, что принятая Стратегия до 2025 г. не ориентируется на перелом и экономический прорыв, в силу чего может привести к застою в экономике регионов СКФО.

Чтобы ответить на вопрос «что делать», нужны обстоятельные исследования и заинтересованная работа по стратегированию реального прорыва в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, входящих в СКФО. Этому могла бы способствовать дискуссия по концептуальным положениям Стратегии СКФО с привлечением широкой общественности в формате научно-практических конференций, гражданских форумов, круглых столов и т. д. Совершенно очевидно, что СКФО достоен другой стратегии — стратегии социально-экономического прорыва.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009: стат. сб. М.: Росстат. 2009.

2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.