Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности пуфа терапии'

К вопросу об эффективности пуфа терапии Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
206
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Аносов А. К., Гончуков С. А., Марколия А. А., Мошнин М. В., Паренаго О. О.

Изложены первые результаты по экстракции, диагностике и оценке эффективности лечебных псораленовых препаратов для ПУФА терапии. Исследования выполнены с использованием современной сверхкритической флюидной технологии, флюоресцентной спектроскопии и биохимического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first results on extraction, diagnostics and an estimation of medical drags efficiency for PUVA therapy are presented. Researches are fulfilled with use of modern supercritical fluid technology, fluorescent spectroscopy and the biochemical analysis.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности пуфа терапии»

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУФА ТЕРАПИИ

Сносов А.К., 2Гончуков С.А., 2Марколия А.А., 2Мошнин М.В., 3Паренаго О.О., 3Покровский О.И.

1Российский государственный медицинский университет 2Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 3Институт общей и неорганической химии РАН Email: gonchukov@mephi.ru

Изложены первые результаты по экстракции, диагностике и оценке эффективности лечебных псораленовых препаратов для ПУФА терапии. Исследования выполнены с использованием современной сверхкритической флюидной технологии, флюоресцентной спектроскопии и биохимического анализа.

ПУФА терапия - традиционный метод лечения ряда кожных болезней и в первую очередь - псориаза [1]. Лечение основано на совместном воздействии на кожу псораленов и мягкого УФ излучения в диапазоне от 320 до 400 нм. В возбужденном состоянии псорален присоединяется к пиримидиновым основаниям ДНК, образуя, сшивки. В результате интенсивная клеточная пролиферация, характерная для псориаза, снижается и достигается лечебный эффект. Однако динамика распространения в организме псоралена индивидуальна. Она зависит также от типа препарата и способа его введения в организм. Время накопления псоралена в коже и его концентрация могут отличаться в разы и более. Это обстоятельство в медицинской практике не учитывается, что приводит к снижению эффективности ПУФА терапии. Поэтому актуальность разработки надежного и желательно простого способа определения псоралена в коже является очевидной. Другая проблема ПУФА терапии связана с лекарственным препаратом. Для лечения псориаза используются разные препараты, получаемые из растений. Обычно это сумма трех псораленов: бергаптена (или 5-метоксипсорален или 5-МОП), ксантотоксина (или 8-метоксипсорален или 8-МОП) и изопимпинеллина (или 5,8-диметоксипсорален или 5,8-МОП). За рубежом чаще всего применяется препарат оксорален. Изготовители заявляют, что это чистый 8-МОП, и что, по их мнению, хорошо. Однако приём оксоралена внутрь вызывает, обычно, тошноту, боли в желудке и головокружение. Есть мнение, что оксорален обладает наркотическим действием. В России для ПУФА терапии используется отечественный препарат аммифурин, в состав которого входят 5-МОП, 8-МОП и 5,8-МОП. Применение аммифурина не сопровождается проявлением негативных эффектов, которые имеют место при приеме оксоралена. Этот факт, очевидно, следует объяснять присутствием двух других псораленов в аммифурине. Четкого сравнительного изучения раздельного, а также и сочетанного лечебного действия этих трех псораленов не проводилось. Проведение исследований в этом направлении актуально, поскольку оно должно завершиться разработкой оптимального препарата для ПУФА терапии. Указанные исследования должны иметь комплексный характер, поскольку надо решить задачи эффективной экстракции разных МОП и их диагностики, а также выполнить исследования эффективности отдельных МОП и их комбинаций лабораторными методами и в условиях клиники. В данной работе приводятся первые результаты, полученные в этом направлении.

Для аналитической хроматографии и наработки МОП использовалась современная сверхкритическая флюидная (СКФ) технология [2]. Она основывается на уникальных свойствах СКФ как растворителей и экстрагентов в процессах выделения, разделения, очистки и фракционирования, оптимально сочетающих свойства газов и жидкостей. СКФ технологии обеспечивают наиболее эффективное получение из исходного сырья экстрактов и ингредиентов, не содержащих следов растворителя и загрязнений при полном сохранении их биологической активности.

На рис. 1 приведены СКФ хроматограммы трех псораленов. Методами оптической и ЯМР спектроскопии показано, что аммифурин состоит из 5-МОП, 8-МОП и 5,8-МОП, которым последовательно слева направо отвечают три пика на хроматограмме. Площади пиков соответствуют концентрациям МОП. В данном случае самая большая концентрация у 8-МОП. Однако относительное содержание псораленов может заметно изменяться в зависимости от вида выпускаемого препарата (таблетки или спиртовой раствор) и его серии. СКФ хроматография показала, что оксорален состоит, главным образом, из 8-МОП. На рис. 1 приведена также хроматограмма ангелицина, который также обладает свойством фотоприсоединения к основаниям ДНК.

Рис. 1. СКФ хроматограммы аммифурина (передний план), ангелицина (средний план) и оксоралена (задний план)

Все виды псораленов хорошо разделяются на хроматограммах, что является залогом их надежного разделения и наработки с помощью СКФ экстракции. При этом в качестве исходного сырья могут быть как традиционные эндемические растения субтропиков, так и простые и доступные растения, например, борщевик, который растет в избытке в средней полосе России как сорняк.

Эффективность ПУФА терапии также связана со способностью псораленов сенсибилизировать процесс перекисного окисления липидов (ПОЛ). Оценка такой способности для 5-МОП, 8-МОП и ангелицина в липопротеидах яичного желтка была проведена в данной работе экспериментально путем определения продуктов ПОЛ по образованию окрашенных комплексов с 2-тиобартуровой кислотой (ТБК). Зависимости наработки этих продуктов от времени УФ облучения приведены на рис. 2 для трех псораленов: 5-МОП (10-4М), 8-МОП (1,5-10"4М) и ангелицина (240" 4М). В скобках указаны концентрации этанольных растворов. Как видно, по эффективности ПОЛ первое место занимает 5-МОП и второе место - 8-МОП. Ангелицин существенно уступает по этому параметру. Последнее соответствует сложившемуся мнению, что ангелицин не играет заметной роли в лечебном механизме ПУФА терапии. По-видимому, можно разделить псоралены на лечебные (5-МОП и 8-МОП) и нелечебные (такие как ангелицин). Роль 5,8-МОП в этом механизме еще не изучена.

Рис. 2. Зависимости наработки продуктов ПОЛ от времени УФ облучения для 5-МОП (1),

8-МОП (2) и ангелицина (3).

Казалось бы, при решении задачи оптимизации лечебного препарата, надо учитывать содержание только 5-МОП и 8-МОП, не обращая внимания на другие псоралены. Однако практически все псоралены имеют сходные линии поглощения в ближнем ультрафиолете. Это означает, что, присутствуя в препарате, нелечебные псоралены будут поглощать УФ излучение, необходимое для образования сшивок в ДНК. Как следствие этого возникнет необходимость повышения лечебной дозы облучения, что приведет к росту нежелательных тепловых эффектов в коже.

В процессе лабораторного и клинического испытания лечебного препарата становится актуальным контроль состава псораленов. В данной работе показано, что идентификацию 5-МОП и 8-МОП можно осуществлять с помощью флюоресцентной спектроскопии при возбуждении флюоресценции зеленым лазером и регистрации стоксовских компонент в видимой части спектра. Как видно на рис. 3, в спектрах флюоресценции 5-МОП и 8-МОП наблюдаться характерные линии с длинами волн 570 нм и 630 нм. Причем в случае 8-МОП интенсивность флюоресценции на длине волны 570 нм на 20-40 % больше интенсивности флюоресценции на длине волны 630 нм, в то время как для 5-МОП эти линии отличаются по интенсивности уже в 2 - 4 раза. Этот факт может быть использован для идентификации лечебных псораленов.

Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 06-02-16615).

1. Каламкарян А. А. Фотохимиотерапия (ПУВА терапия) больных псориазом и некоторыми зудящими дерматозами. М.: ЦНИКВИ, 1980.

2. Гумеров Ф.М., Сабирзянов А.Н., Гумерова Г.И. Суб- и сверхкритические флюиды в процессах переработки полимеров. - Казань: Фэн, 2000.

TO A PROBLEM OF PUVA THERAPY EFFICIENCY

1Anosov A.K., 2Gonchukov S.A., 2Markolia A.A., 2Moshnin M.V.,3Parenago O.O., 3Pokrovsky O.I.

1 Russian State Medical University 2 Moscow Engineering Physics Institute (State University) 3Institute of General and Nonorganic Chemistry E-mail: gonchukov@mephi.ru

The first results on extraction, diagnostics and an estimation of medical drags efficiency for PUVA therapy are presented. Researches are fulfilled with use of modern supercritical fluid technology, fluorescent spectroscopy and the biochemical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.