Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов'

К вопросу об эффективности методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / A MILITARY SPEDALIST / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / CURRICULUM / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / LONG-TERM PLAN OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкина Татьяна Борисовна

В статье рассматривается один из возможных подходов разработки методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов в военных вузах. Ее использование позволило бы качественно планировать учебный процесс в условиях проведения реформы военного образования, и способствовать повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савкина Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Military Specialists Adaptive Planning Training Technique

One possible approach of military spedalists adaptive planning training technique of military spedalists in military academies is placed for consideration. This training technique under review would allow use planning educational process of high quality in the condition of military education reformation and enhance its effectiveness.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов»

ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 378.14.145

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. Б. Савкина

Проводимые в настоящее время в рамках реформы военного образования мероприятия в высших военных учебных заведениях ставят перед органами управления военных вузов ряд задач, требующих качественного и эффективного решения в сжатые сроки. В рамках выбранных предмета и объекта исследования среди них целесообразно выделить следующие:

- обучение в военных вузах специалистов по программам среднего профессионального образования по различным специальностям;

- переход на обучение по перспективным учебным планам и программам нового поколения;

- создание в гражданских вузах учебных военных центров для подготовки военных специалистов.

Практический опыт решения этих задач показывает, что существующие методики планирования учебного процесса не в полной мере позволяют эффективно решать указанные задачи с учетом специфики обучения военного специалиста, особенно в рамках жестких временных ограничений [1-3].

Одним из способов разрешения выявленного противоречия рассматривается разработка эффективной методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов, использование которой органами управления военных вузов позволило бы качественно спланировать учебный процесс в кратчайшие сроки.

Савкина Татьяна Борисовна - соискатель кафедры тактики подразделений и частей ракетных войск стратегического назначения Ростовского военного института Ракетных войск, 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 24/50, е-шаП: savkina.tat@yandex.ru.

Проведенный анализ предметной области исследования [3-5] и полученные на его основе требования к структуре и содержанию методического аппарата адаптивного планирования подготовки военных специалистов путем определения ее рационального содержания показывают, что основное внимание в разрабатываемой методике следует уделить проведению экспертизы по выбору наиболее целесообразных видов учебных занятий и решению задачи по оптимальному распределению заданного бюджета учебного времени между темами и видами занятий внутри дисциплины. При этом в состав интегрального показателя уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности U() входят коэффициенты значимости тем дисциплины (Ck) и весовые коэффициенты важности видов занятий в темах дисциплины (Ki), которые должны быть определены в качестве исходных данных для решения задачи [6]. Кроме того, в качестве исходных данных методика использует:

- цели обучения по темам дисциплины, заданные требуемыми уровнями усвоения;

- перечень тем учебной дисциплины, определенный на основании квалификационных требований к выпускникам вузов;

- перечень и характеристика видов учебных занятий в вузе;

- параметры видов учебных занятий в вузе, определенные для конкретного вуза по конкретной дисциплине

- значения показателей степени усвоения учебной информации на 7-ом виде занятия (Qi);

Savkina Tatyana - degree-seeking student of the Tactics of the Strategie Missile Forces Units Department at the Rostov Military Institute of Missile Forces, 24/50, Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344068, е-mail: savkina.tat @yandex.ru.

166

2010

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

- перечень и характеристика задач профессиональной деятельности;

- условия реализации задач профессиональной деятельности;

- бюджет учебного времени по дисциплине, заданный количеством учебных занятий (п );

4 зад7'

- показатель и критерий оценки эффективности уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности.

В состав методики входят исходные данные и пять условно обозначенных частных методик, цели и задачи которых заключаются в следующем.

Объективно существует необходимость определения перечня видов учебных занятий, наиболее подходящих для усвоения темы на заданных уровнях, поскольку по каждой теме структура учебного материала и цели его усвоения различны. Эта задача решается с помощью частной методики № 1.

Частная методика № 2 обеспечивает ранжирование задач профессиональной деятельности, а с помощью частной методики № 3 решается задача определения значимости тем дисциплины. Необходимость решения данных задач и порядок их следования вытекают из следующего. При определении содержания подготовки следует учитывать, что его реализация должна обеспечивать достижение конечной цели, в качестве которой выступает способность военного специалиста функционально устойчиво осуществлять свою деятельность. Это обусловливает необходимость введения связи между содержанием подготовки и будущей деятельностью специалиста. Приемлемым способом введения такой связи является учет значимости содержательной части тем учебной дисциплины при решении задач профессиональной деятельности.

Поскольку в данном случае понятие значимость не поддается непосредственному измерению, то для ее оценки требуется проведение экспертного опроса [7]. При этом возникает необходимость выделения ряда признаков, по которым экспертам предлагается дать оценки значимости содержательной части каждой темы. В качестве таких признаков предложено выбрать качество решения задач профессиональной деятельности.

Количественной характеристикой значимости тем являются коэффициенты Ск, для расчета которых необходимо знать коэффициенты значимости задач профессио-

нальной деятельности Р., определяемых с помощью частной методики № 2. Последние определяются путем вычисления значений групповой экспертной оценки при ранжировании задач профессиональной деятельности по заданному признаку, в качестве которого выбрана боеготовность войск, как определяющее состояние подразделений, частей, соединений и объединений [7].

Необходимость выполнения данных процедур по определению сначала коэффициентов Р., а затем - Ск обусловлена необходимостью учета связи между содержанием подготовки и будущей деятельностью специалиста, что создает возможность обеспечения способности военного специалиста функционально устойчиво осуществлять свою деятельность.

Задача определения значимости видов учебных занятий по темам дисциплины, которая решается с помощью частной методики № 4, вытекает из следующего положения. Поскольку каждая тема дисциплины обладает своей специфической структурой построения учебного материала с заданными целями его усвоения, то вклад каждого вида занятия в формирование необходимых специалисту знаний, умений и навыков, даже в рамках одной темы, будет различным.

Данное обстоятельство учитывается в методике за счет определения весовых коэффициентов важности видов занятий в темах дисциплины К*, которые совместно с коэффициентами значимости тем дисциплины Ск включены в состав интегрального показателя уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности.

В свою очередь, данный показатель и выбранный критерий оценки эффективности уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности позволяют с использованием методов оптимизации решить задачу оптимального распределения бюджета учебного времени по темам и видам занятий. Такая задача решается с помощью частной методики № 5.

Полученные результаты решения задач частных методик № 1 и № 5 оформляются в учебной программе и тематическом плане изучения дисциплины в виде таблиц распре -деления учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

Изложенный подход может служить основой для разработки методики адаптивного

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2010

№ 4

167

планирования подготовки военных специалистов, применение которой не только позволит провести качественное планирование учебного процесса в условиях временных ограничений, но и будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черкесов А.Н. Методическое обеспечение работы должностных лиц по планированию учебного процесса // Информационные технологии. 2003. № 1. С. 13-17.

2. Семенов П.Ю. Методика определения рационального содержания подготовки военных специалистов к функционально-устойчивой деятельности // Информационный сборник РВСН. 2002. № 1. С. 49-56.

3. Военная дидактика / Под. ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2005. 536 с.

4. Байденко В.И., Зантворт Дж. ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 170 с.

5. Титов В.Б., Дробот И.С., Лободин В.В. Научные и организационные основы непрерывной профессионализации военнослужащих. М.: ВА РВСН, 2008. 124 с.

6. Авен П.О. Построение интегрального показателя в критериальном пространстве // Автоматика и телемеханика. 1985. № 4. С. 87-91.

7. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: Инфра, 2001. 264 с.

30 ноября 2010 г.

168

2010

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.