Научная статья на тему 'К вопросу об административной преюдиции в делах о жестоком обращении с животными по уголовному законодательству РСФСР 1960 г'

К вопросу об административной преюдиции в делах о жестоком обращении с животными по уголовному законодательству РСФСР 1960 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ANIMALS / CRUEL BEHAVIOR / SOCIAL MORALITY / ADMINISTRATIVE PRE-JUDITION / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чибизов Александр Викторович

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы противодействия жестокому обращению с животными, раскрывается специфика преюдиции по делам о жестоком обращении с животными по уголовному законодательству РСФСР 1960 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION OF ADMINISTRATIVE PRE-JUDITION IN CASES ABOUT CRUEL BEHAVIOR TOWARDS ANIMALS ACCORDING TO CRIMINAL LEGISLATION OF RSFSR OF 19601

The article analyzes the most actual problems of struggle with cruel behavior towards animals, the specifics of pre-judition in cases of cruel behavior towards animals according to criminal legislation of RSFSR of 1960 is revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной преюдиции в делах о жестоком обращении с животными по уголовному законодательству РСФСР 1960 г»

УДК 342.2

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В ДЕЛАХ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РСФСР 1960 г.

© Александр Викторович Чибизов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры уголовного права и процесса, e-mail: osokinr@mail.ru

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы противодействия жестокому обращению с животными, раскрывается специфика преюдиции по делам о жестоком обращении с животными по уголовному законодательству РСФСР 1960 г.

Ключевые слова: животные; жестокое обращение; общественная нравственность; административная преюдиция; уголовная ответственность; административная ответственность.

Жестокость по отношению к животным способствует формированию у граждан, особенно у несовершеннолетних, чувства равнодушия к страданиям живых существ, ведет к деформации психологических качеств человека и моральной деградации личности, созданию питательной среды для совершения более тяжких преступлений [1]. В связи с отсутствием законодательного толкования признака жестокого обращения на практике возникают серьезные затруднения в определении предмета доказывания. По этому вопросу Р.Б. Осокин рассуждает следующим образом. Как правило, признак жестокости связан с ценностями общественной нравственности, которая, как известно, весьма вариативна в зависимости от морали соответствующего общества в данный период времени и места. Законодатель поэтому не может их описать или формализовать [1].

Некоторые авторы предлагают уяснить смысл жестокого обращения с животными применительно к жестокому обращению с несовершеннолетними.

Вместе с тем о применении аналогии в законе и науке высказана устоявшаяся точка зрения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 УК РФ 1996 г. применение уголовного закона по аналогии не допускается. С точки зрения А.С. Дугенца, М.Я. Масленникова, меры административной ответственности не должны применяться по аналогии, т. е. «за сходные» деяния, не предусмотренные законом [2, с. 13].

Даже при наличии разрешения применять уголовное законодательство и разъяснения Верховного суда РФ по аналогии толкование признака «жестокости» при обращении с несовершеннолетними невозможно экстраполировать на квалификацию жестокого обращения с животными [3]. Кроме того, постановление Пленума Верховного суда от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», на самом деле не вносит определенности в понимание признака жестоко обращения [4].

Необходимость функционирования эффективного механизма регулирования отно-

24S

шений, возникающих в сфере общественной нравственности, приобретает в настоящее время особую актуальность, поскольку это вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации [5-7].

Отсутствие единой концептуальной основы уголовной ответственности за жестокое обращение с животными проявляется в том, что диспозиция ст. 245 УК РФ сохраняется в первоначальной редакции с момента ее введения в УК РФ [8].

Статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» не является новеллой уголовного законодательства России. В этой связи в науке обсуждается закономерный вопрос о результативности ее действия [9, с. 346].

Анализ материалов уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 245 УК РФ, свидетельствует о наличии проблем в квалификации жестокого обращения с животными.

Имеющиеся проблемы обусловлены содержанием санкции ст. 245 УК РФ, согласно которой жестокое обращение с животными относится к преступлениям небольшой тяжести, поскольку наказание за его совершение по ч. 2 не превышает двух лет лишения свободы. Расследованию преступлений, относящихся к указанной категории, зачастую не уделяется достаточного внимания, учитывая, что правоохранительные органы не успевают эффективно расследовать преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления [10, с. 87].

Как свидетельствует следственная и судебная практика, преступные действия, предусмотренные ст. 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными»), зачастую сопровождаются совершением более тяжких насильственных преступлений против жизни, здоровья, общественной нравственности, преступлений против собственности, преступлений против семьи и несовершеннолетних, что подтверждает повышенную общественную опасность жестокого обращения с животными.

Учитывая вышеизложенное, в связи с ростом числа преступлений, совершаемых с особой жестокостью, в т. ч. когда имеет место вовлечение в эти преступления лиц, не достигших возраста, по достижении которого возможно привлечение к уголовной ответственности, вопросам квалификации преступных деяний, предусмотренных ст. 245 УК

РФ, должно уделяться повышенное внимание [10, с. 87].

Решение проблем противодействия жестокому обращению с животными обусловливается необходимостью исследования специфики ответственности за жестокое обращение с животными по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г., в котором содержалась ст. 230.1 «Жестокое обращение с животными», согласно которой жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, наказывалось исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда [11].

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях содержалась ст. 102.1, согласно которой жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, влекло предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

Внесенные Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1988 г. в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях указанные статьи должны были явиться нормативной правовой основой для противодействия жестокому обращению с животными, заканчивающемуся их гибелью [12].

Как видно, ст. 230.1 УК РСФСР 1960 г. практически дублировала ст. 102.1 КоАП РСФСР 1984 г.

Для реализации уголовно-правовой нормы о жестоком обращении с животными необходимо было соблюсти ряд условий: лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности только в случае, если ранее к нему уже применялись меры административного взыскания за такие же действия, а совершение уголовно наказуемого деяния должно было иметь место не позднее года с момента применения указанных мер административного воздействия [10]. Превышение указанного временного периода при повторном совершении лицом действий в виде жестокого обращения с животным влекло привлечение к административной ответственности.

Как видно, уголовный закон 1960 г. содержал положения об однократной админи-

стративной преюдиции в отношении криминализации жестокого обращения с животными [11].

Законопроект, разработанный Министерством юстиции РФ, в редакции ст. 245 «Жестокое обращение с животными» УК РФ использовал следующую формулировку: «совершенное лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за такие действия» [13].

Однако после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 г. [14] и Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. [15] норма об административной ответственности за жестокое обращение с животными была исключена, а в ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» была введена ч. 2, предусматривающая более жесткие санкции в случае совершения жестокого обращения с животным группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой [16].

Учитывая то, что, согласно Конституции РФ 1993 г., административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в ряде субъектов установлена административная ответственность за жестокое обращение с животными.

Так, согласно ст. 5.7 «Совершение жестоких действий в отношении животных» Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» запрещено жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации [17]. В соответствии со ст. 2.3 «Жестокое обращение с животными» Областного закона Ленинградской области от 2 июля 2003 г. № 47-оз «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее гибель или увечье, а равно истязание животных при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности [18].

Таким образом, современный российский законодатель как на федеральном, так и на региональном уровне, криминализируя жестокое обращение с животным, не поставил наступление уголовной ответственности

в зависимость от административной; институт административной преюдиции не закреплен в ст. 245 УК РФ.

Вместе с тем восстановление института административной преюдиции в Уголовном кодексе РФ заслуживает поддержки, т. к., во-первых, административная преюдиция позволит более эффективно разграничивать преступления и административные правонарушения; во-вторых, административная преюдиция будет способствовать обеспечению соответствия действующего уголовного законодательства таким принципам, как экономия мер уголовной репрессии и целесообразность, что, в свою очередь, позволит сократить численность лиц, осужденных к лишению свободы; в-третьих, повысится роль уголовного законодательства в части его эффективности по предупреждению преступлений, поскольку лицо, совершившее административное правонарушение, будет предупреждено о возможности привлечения к уголовной ответственности в случае совершения еще одного такого же правонарушения [13].

В этой связи А.П. Шергин отмечает, что. «формулируя составы преступлений с административной преюдицией, законодатель презюмирует возможность предупреждения этих правонарушений посредством административных взысканий. Последние обоснованно рассматриваются как правовые средства борьбы не только с административными проступками, но и с преступными деяниями» [19, с. 299].

1. Осокин Р.Б. Проблемы уголовно-правового противодействия жестокому обращению с животными // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 44-46.

2. Дугенец А. С., Масленников М.Я. Административная ответственность. М., 2007.

3. Осокин Р. Б. Проблемы применения нормы о жестоком обращении с детьми // Защити меня. 2010. № 2. С. 6-7.

4. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 г. № 10 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1998. № 7.

5. Осокин Р. Б. Проблемы квалификации деяний против нравственности в сфере сексуальных отношений // Уголовное право. 2006. № 2. С. 59-63.

6. Осокин Р.Б. Эффективность уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 242 УК РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки.

2010. Вып. 6 (86). С. 317-319.

7. Осокин Р.Б. О формировании единой кон-

цепции противодействия преступлениям против общественной нравственности в уголовном законодательстве России» // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов 14 научнопрактической конференции. Красноярск,

2011. Ч. 1. С. 135-138.

8. Осокин Р.Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной нравственности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 3 (95). С. 236-239.

9. Осокин Р. Б. Проблемы противодействия преступлениям против общественной нравственности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93). С. 343-346.

10. Данилова С.И. Жестокое обращение с животными: особенности квалификации и производства неотложных следственных действий // Проблемы предварительного следствия и дознания: сборник научных трудов. М., 2008. № 225. С. 87-100.

11. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г.: в ред. от 30.07.1996 г. // Ведомости ВС РСФСР.

1960. № 40. Ст. 591; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3843.

12. Ведомости ВС РСФСР. 1988. № 14. Ст. 397.

13. Ямашева Е.В. К вопросу о восстановлении института административной преюдиции в уголовном законе России // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 69-79.

14. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 июня.

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

16. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ: в ред. от 07.04.2010 г. // Российская газета. 2003. 16 дек.; 2010. 9 апр.

17. Кодекс города Москвы об административных

правонарушениях: закон г. Москвы от

21.11.2007 г. № 45 // Ведомости Московской городской Думы. 2008. 22 янв. № 12. Ст. 251.

18. Об административных правонарушениях: областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 г. № 47-оз // Вестник Правительства Ленинградской области. 2003. № 15.

19. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 2005.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

UDC 342.2

ON QUESTION OF ADMINISTRATIVE PRE-JUDITION IN CASES ABOUT CRUEL BEHAVIOR TOWARDS ANIMALS ACCORDING TO CRIMINAL LEGISLATION OF RSFSR OF 1960

Aleksader Viktorovich CHIBIZOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Criminal Law and Process Department, e-mail: osokinr@mail.ru

The article analyzes the most actual problems of struggle with cruel behavior towards animals, the specifics of pre-judition in cases of cruel behavior towards animals according to criminal legislation of RSFSR of 1960 is revealed.

Key words: animals; cruel behavior; social morality; administrative pre-judition; criminal responsibility; administrative responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.