Научная статья на тему 'К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних'

К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5925
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / ADMINISTRATIVE OFFENSE / LEGAL STATUS / MINOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанов К. Н., Москаленко С. А.

В статье рассматриваются проблемные аспекты административной ответственности несовершеннолетних лиц. Авторами исследуются особенности административно-правового статуса несовершеннолетних, а также раскрывается воспитательный характер административной ответственности. На основе проведенного анализа обосновывается необходимость внесения некоторых изменений в действующее административное законодательство. А именно в отдельные части, регламентирующие административную ответственность несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

The article deals with the problematic aspects of the administrative responsibility of minors. The author investigates the features of the administrative and legal status of minor, and to disclose the nature of the educational administrative responsibility. Based on the analysis of the necessity of making some changes to the existing administrative legislation. Namely, in the parts regulating the administrative responsibility of minors.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних»

Наука. Теория. Практика

imposing sentence, the court took into account both the nature and degree of social danger of the committed crime and the details of his identity: appeals the determination of the Supreme Court of the Russian Federation dated 17.07.2013 № 60-APO-5 // ConsultantPlus.

13. The verdict on PM 3 tbsp. 30, p. “g” h 3 tbsp. 228.1; p. “g” h 3 tbsp. 228.1 ; h 3 tbsp. 30, p. “b” h 2 tbsp. 228.1 of the criminal code of the Russian Federation // URL: http://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-smolenska-smolenskaya-oblast-s/act-107308538.

14. Customs code of the customs Union: the Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union, approved by the Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state from 27.11.2009 № 17 // collected legislation of the Russian Federation. 13.12.2010. № 50. Article 6615.

15. Tokmantsev D.V. Status of drug-related crimes in the countries of the Customs Union of Belarus, Ka-zakhstan and Russia // journal of Siberian law Institute of the Federal drug control service of Russia. 2014. № 3. Р. 33-37.

(Статья сдана в редакцию 28.01.2015)

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ON THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

УДК 342.9

К.Н. ЛОБАНОВ,

доктор политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]

K.N. LOBANOV,

doctor of political Sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

С.А. МОСКАЛЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]

S.A. MOSKALENKO,

candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные аспекты административной ответственности несовершеннолетних лиц. Авторами исследуются особенности административно-правового статуса несовершеннолетних, а также раскрывается воспитательный характер административной ответственности. На основе проведенного анализа обосновывается необходимость внесения некоторых изменений в действующее административное законодательство. А именно в отдельные части, регламентирующие административную ответственность несовершеннолетних.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние лица, административные нормы, административное правонарушение, правовой статус.

48

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

Abstract: the article deals with the problematic aspects of the administrative responsibility of minors. The author investigates the features of the administrative and legal status of minor, and to disclose the nature of the educational administrative responsibility. Based on the analysis of the necessity of making some changes to the existing administrative legislation. Namely, in the parts regulating the administrative responsibility of minors.

Keywords: administrative responsibility, minor, administrative regulations, administrative offense, legal status.

Административная ответственность, применяемая к несовершеннолетним нарушителям закона, представляет собой форму государственного реагирования на административные правонарушения, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия, выраженную в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическую обязанность нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных правовых мер.

Проблема административной ответственности за совершение правонарушений в целом и административной ответственности несовершеннолетних в частности является на сегодняшний день в России острой и достаточно актуальной.

Административная ответственность несовершеннолетних составляет особый вид юридической ответственности, ей свойственны все признаки последней. В юридической литературе проблемам административной ответственности уделялось и уделяется немало внимания. В работах, составляющих общетеоретическую базу административной ответственности, были рассмотрены ее материальные и процессуальные аспекты, обоснованы предложения по развитию законодательства об административных проступках, многие из которых составили теоретическую основу кодификации действующего законодательства. Теоретические положения, которые содержатся в них, и их обоснование не потеряли своего значения и до сих пор.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой

КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством.

Следует отметить, что в действующем законодательстве не дается определения административной ответственности, несмотря на то, что в КоАП РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений. Отсутствие законодательного определения понятия административной ответственности порождает дискуссии среди ученых относительно его сущности и содержания, о чем свидетельствует наличие многочисленных точек зрения по этому поводу.

В научной литературе предлагаются различные определения понятия административной ответственности. При этом административная ответственность рассматривается как деятельность, связанная с применением административных наказаний, как специфическая форма негативного реагирования, как разновидность правоотношений [1, с.10]. Необходимо подчеркнуть, что при этом за основу дефиниций административной ответственности ученые берут два основных признака: административный проступок и административное взыскание [2, с.7]. Таким образом, административную ответственность традиционно связывают с применением принудительных мер, рассматривают ее как предусмотренную санкциями правовых норм реакцию на правонарушение и осуществление санкций.

При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних может быть выделено различное количество ее специфических особенностей.

Считаем целесообразным акцентировать

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

49

Наука. Теория. Практика

внимание на следующих особенностях административной ответственности несовершеннолетних:

а) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;

б) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей, например, к несовершеннолетним не применяется административный арест;

в) административная ответственность несовершеннолетних налагается за правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1,2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными;

г) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.20 КоАП РФ).

По нашему мнению, к особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних следует также отнести:

- воспитательный характер административной ответственности, так как к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, применяются меры воздействия, которые не являются административными наказаниями;

- применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному требованию или распоряжению работника органа внутренних дел). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных КоАП РФ на общих основаниях, если с учетом личности нарушителя к нему целесообразнее применить именно эти меры.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел.

Особенность применения мер государственного принуждения к несовершеннолет-

ним за совершение административных правонарушений состоит в том, что по общему правилу лицо подлежит административной ответственности лишь по достижении 16летнего возраста, однако к лицам, не достигшим 16 лет, могут применяться меры воспитательного характера, предусмотренные Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (с изменениями от 25.02.1993). В то же время нельзя рассматривать данные меры как меры административной ответственности, т.к. КоАП РФ четко указывает, что возможность привлечения лица к административной ответственности наступает с 16 лет.

Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.

Необходимо отметить и то, что дискуссионным является не только вопрос о мерах принуждения и мерах административной ответственности, применяемых к несовершеннолетним, но и вопрос о степени опасности административных правонарушений.

Ряд ученых называют административные правонарушения общественно опасными, ссылаясь при этом на материальное единство всех правонарушений, отличие между которыми заключается лишь в степени общественной опасности [3, с. 92]. Другие ученые, в частности М.С. Студеникина, отмечают, что административный проступок не является общественно опасным деянием [4, с. 11].

В то же время большинство исследователей признают административные правонарушения общественно вредными. Об общественной вредности административных проступков свидетельствует также то, что при определении форм вины в КоАП РФ речь идет не об антиобщественной направленности деяния, не о его общественной небезопасности, а о вредных последствиях. Можно выделить признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, а в ряде случаев - наступление вредных последствий. Думается, что более верной является позиция, согласно которой административное правонарушение - это общественно опасное деяние, но степень общественной опасности в нем меньше, чем, например, в преступлении. Данная позиция

50

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

обусловлена тем, что зачастую административное правонарушение имеет материальный состав, следовательно, влечет за собой наступление вредных последствий. В подобном случае нельзя говорить о вредности данных проступков. В связи с изложенным следует согласиться с той точкой зрения, что любое нарушение прав несет в себе определенную степень общественной опасности, в зависимости от которой их можно классифицировать.

Административная ответственность несовершеннолетних за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность. По мнению ученых-административистов, ответственность применяется не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, но и за нарушение норм других отраслей правах [5, с. 10]. Существует также мнение, что основанием административной ответственности является совершение несовершеннолетним лицом правонарушения, которое не составляет большой общественной опасности [6]. Однако действующее законодательство не допускает возможности применения мер административного взыскания как замену уголовной ответственности [7, с.73].

Привлечение несовершеннолетних лиц, которые совершили административные правонарушения, к административной ответственности осуществляется по большей части государственными органами, которые выполняют функции государственного управления в соответствующей сфере общественных отношений. Однако, по нашему мнению, перечень этих органов нуждается в пересмотре с целью уменьшения их количества. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность является конечным результатом контрольных полномочий органов государственной власти, так как привлечение к административной ответственности завершает процесс реализации органом государственного управления такой функции государственного управления, как контроль.

Одним из проблемных аспектов административно-деликтного законодательства является нормативное закрепление положения относительно возможности установления состава проступка и ответственности за его совершение, а также применение соответствующих норм за пределами КоАП РФ [8].

К основным нормативным актам, регули-

рующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9], Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. (далее - Положение 1967 г.) [10], и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции. Деятельность этих комиссий ограничена действием Положения от 1967 г. и нормами КоАП РФ. Такой подход к построению законодательства об административной ответственности приводит к возникновению коллизий, поэтому представляется целесообразным именно КоАП РФ считать единственным законодательным актом, регулирующим вопросы административной ответственности несовершеннолетних.

Для систематизации нормативного закрепления административной ответственности несовершеннолетних и его дальнейшего совершенствования целесообразно в КоАП РФ предусмотреть отдельный раздел «Административная ответственность несовершеннолетних», в котором необходимо раскрыть цели административной ответственности несовершеннолетних; функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних; виды основных и дополнительных административных наказаний и процедуру их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности; порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за проступки, совершенные несовершеннолетними.

При привлечении несовершеннолетних к административной ответственности необходимо учитывать особенности их психологического и возрастного развития.

В связи с этим представляется целесообразным в разделе «Административная ответственность несовершеннолетних» закрепить положение о том, что несовершеннолетний, который во время совершения административного правонарушения не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

51

Наука. Теория. Практика

ими, до применения мер воздействия принудительно-воспитательного характера должен быть направлен на комплексную психологопсихиатрическую экспертизу.

В КоАП РФ существуют пробелы относительно вопросов, кем и в каком порядке определяется состояние невменяемости лица (несовершеннолетнего), которое совершило правонарушение. Поскольку КоАП РФ не предусматривает проведения судебно-психиатрической экспертизы, предлагается закрепить в нем необходимость проведения психиатрического осмотра несовершеннолетних, если есть основания считать, что у них имеется психическое расстройство. Постановку вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверке наличия у несовершеннолетнего психического расстройства целесообразно возложить на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, закрепив их права, обязанности и порядок направления на психиатрическую экспертизу в соответствующем нормативном акте.

Данные статистики показывают, что в течение последних лет в отдельных регионах РФ наблюдается рост количества правонарушений, совершенных лицами, не достигшими возраста административной ответственности. Например, в Белгородской области по состоянию на 1 января 2014 г. среди несовершеннолетних, состоящих на учете, количество лиц, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, составляет более 25%, а совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, - 5%. Кроме того, в период отбытия наказания, при условно-досрочном освобождении (осуждении с испытательным сроком) 14-летние подростки нередко продолжают нарушать закон, совершая административные правонарушения [11].

Это дает основания говорить о целесообразности снижения возраста административной ответственности до 14 лет, поскольку несовершеннолетние в указанном возрасте, в силу своего физиологического и психического развития, полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут руководить ими.

В связи с этим представляется целесооб-

разным в разделе «Административная ответственность несовершеннолетних» выделить отдельную статью «Возраст, по достижении которого наступает ответственность несовершеннолетних», закрепляющую возможность снижения в исключительных случаях возраста привлечения к ответственности несовершеннолетних до 14 лет исходя из опасности совершенных ими правонарушений.

Таким образом, проведенные исследования показали, что административная ответственность несовершеннолетних характеризуется целым рядом особенностей, которые обусловливают необходимость их учета в правоприменительной практике.

В связи с тем, что административно-юрисдикционная деятельность в отношении несовершеннолетних регулируется целым рядом нормативных актов, для совершенствования правового регулирования и систематизации правовых норм об административной ответственности несовершеннолетних целесообразно в КоАП РФ предусмотреть отдельный раздел «Административная ответственность несовершеннолетних», в котором целесообразно закрепить особенности и порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, а также определить перечень мер, применяемых к несовершеннолетним, и механизм их реализации.

В связи с тем, что в КоАП РФ существуют пробелы относительно вопросов определения состояния невменяемости несовершеннолетнего лица, которое совершило правонарушение, целесообразно закрепить порядок проведения судебной психологопсихиатрической экспертизы, в котором предусмотреть, что постановку вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверке наличия у несовершеннолетнего психического расстройства осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Думается, что внесение данных предложений позволит решить ряд теоретических и практических проблем привлечения к административной ответственности несовершеннолетних. Это позволит повысить уровень защиты прав несовершеннолетних в рамках административного судопроизводства и создаст предпосылки для борьбы с правонарушениями данной категории граждан.

52

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

Литература —

1. Административное право Российской Федерации / под ред. Л.Л. Попова. - М., 2011.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М., 2010.

3. Даньшин И.Н. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву. - Харьков, 1971.

4. Студеникина М.С. Советское административное право. - М., 1997.

5. Петров С.М. Административная ответственность за нарушения норм трудового законодательства // Кадровые решения. 2006. № 4.

6. Советское административное право / отв. ред. П.Т. Василенков. - М., 1990.

7. Чеснокова О.А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 16) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6. С. 3.

9. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

10. СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

11. Ткачев В.Н. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и восстановительное правосудие: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2002.

References

1. Administrative Law of the Russian Federation / Ed. LL Popov. - M., 2011.

2. Bachrach D.N., Rossinsky B.V., Starilov J.N. Administrative law. - Moscow, 2010.

3. Danshin I.N. Responsibility for hooliganism on the Soviet criminal law. - Kharkov, 1971.

4. Studenikina M.S. The Soviet administrative law. - M., 1997.

5. Petrov S.M. Administrative responsibility for violations of labor laws // Staffing Solutions. 2006. № 4.

6. The Soviet administrative law / Editor. Ed. P.T. Vasilenko. - M., 1990.

7. Chesnokov OA. Principles of criminal and penal policy // Questions of Russian and international law. 2011. № 4.

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court on March 24, 2005 № 5 “On some issues arising from the courts in the application of the Code of Administrative Offences” (p. 16) // Bulletin of the Supreme Court. 2005. № 6. Р. 3.

9. Regulations of the Commission on Minors, approved by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR of June 3, 1967 // Bulletin of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1967. № 23. Art. 536.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. NW. 1999. № 26. Art. 3177.

11. Tkachev V.N. Release of minors from criminal liability and restorative justice: Dis. ... Cand. jurid. Sciences. - Rostov on/D, 2002.

(Статья сдана в редакцию 15.12.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.