Научная статья на тему 'К вопросу об административно-правовом регулировании отношений в сфере энергетического комплекса Российской Федерации'

К вопросу об административно-правовом регулировании отношений в сфере энергетического комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1812
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЭК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаевский Дмитрий Олегович

В статье рассматриваются актуальные вопросы административно-правового регулирования топливно-энергетическим комплексом в контексте перехода Российской Федерации к современным инновационным методам государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the administrative and legal regulation of relations in the field of energy sector in the Russian Federation

Article is devoted to the transition of the Russian Federation to the modern innovation economy. The author discusses the main challenges to the current legislation of the Russian Federation to regulate and have a positive impact on the economic development of the country, particularly for fuel and energy complex.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административно-правовом регулировании отношений в сфере энергетического комплекса Российской Федерации»

11.4. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николаевский Дмитрий Олегович, аспирант кафедры административного и служебного права. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт-филиал. E-mail: shok93@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы административно-правового регулирования топливно-энергетическим комплексом в контексте перехода Российской Федерации к современным инновационным методам государственного управления.

Ключевые слова: Топливно-энергетический комплекс, развитие экономики, административно-правовое регулирование ТЭК, экологическая безопасность.

Nikolaevskiy Dmitriy Olegovich, postgraduate student at administrative and office law chair. Place of study: Russian academy of national economy and public service by the President of Russian Federation, South-Russia institute-branch. E-mail: shok93@yandex.ru

Annotation: Article is devoted to the transition of the Russian Federation to the modern innovation economy. The author discusses the main challenges to the current legislation of the Russian Federation to regulate and have a positive impact on the economic development of the country, particularly for fuel and energy complex. Keywords: Energy, economic development, administrative and legal regulation of the fuel and energy sector, the Commission Energy, environmental security.

Становление современного общества неразрывно связано с историческим процессом формирования единого мирового энергетического пространства. Рост населения и производства приводит к увеличению потребления энергоресурсов государства.

Указанная связь отчетливо прослеживается на примере нашей страны. Политический кризис, который произошел в конце 80-х годов, резко изменил структуру экономики СССР. Самая промышленно развитая страна по производству, добычи и экспорту энергоресурсов, занимающая первое место на мировом рынке резко теряет лидирующее положение. Происходит спад добычи и экспорта нефти и газа, которые играют основную роль в энергообеспечении государства, как следствие ухудшаются условия жизнедеятельности граждан.

Основными факторами сдерживания развития экономики нашей страны на сегодняшний день являются: -высокая степень износа оборудования; -отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично;

-отставание развития и рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи ресурсов;

-высокая зависимость нефтегазового сектора. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России;

-отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.

Топливно-энергетический комплекс играет огромную роль в экономике страны, оказывает влияние на благосостояние и повышение уровня жизни населения.

Комплекс предполагает развитие таких отраслей, как строительство, перевозка промышленных грузов, производство строительных материалов, производство железобетонных изделий, производство металлического проката и др.1

Но, наряду с положительным влиянием на экономический рост, развитие топливно-энергетического комплекса также порождает возникновение ряда проблем, связанных с энергетической и экологической безопасностью, истощением природных ресурсов

Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в некоторых странах негативное воздействие на окружающую природу, на человека, вызванное производством и потреблением энергии, достигло угрожающего уровня.

Наиболее актуальным становится поиск новых источников энергии, обусловленный нехваткой энергетических ресурсов.

На фоне растущих глобальных проблем наблюдается и рост дефицита специалистов правового регулирования в данной сфере, так как нормативно - правовое регулирование в энергетике является гарантией положительного развития мирового сообщества. Только за последние десятилетия Российское право в сфере энергетики претерпело серьезную эволюцию, результатом которой стало существенное изменение публичных интересов и принципов гражданского общества, наиболее ярко выразившееся в политической активности. В частности, происходит создание природоохранных сообществ, партий, направленных на решение экологических проблем, государство принимает активное действие по реализации энергетической политики.

В Российской Федерации сегодня действует более ста нормативных правовых актов органов исполнительной власти регулирующих деятельность топливно-энергетического комплекса.

Принимая во внимание систему задач, стоящих перед государством, позиционирующим себя в качестве социального, правовой механизм осуществления исполнительной власти не может быть ограничен лишь формальным соблюдением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе и результате правоприменительной деятельности; совокупность образующих содержание государственного управления средств, способов и форм должна обеспечивать положительное воздействие на общественные процессы, гарантируя достижение необходимого социального эф-

1 Станбеков Т.А. Российское предпринимательство в странах СНГ: возможности и перспективы развития (на примере топливно-энергетического комплекса) // Российское предпринимательство. — 2006. — № 12 (84). — с. 123-126.

фекта. С этой точки зрения эффективность исполнительной власти не может быть сведена лишь к ее формальной законности, но подлежит восприятию и оценке через призму достижения поставленных перед субъектами управления целей, выражающих объективные потребности общественного развития2.

Основными законодательными актами являются: Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы РФ, Федеральные законы «О естественных монополиях», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», «Об энергоснабжении», «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», «О газоснабжении в Российской Федерации»; «Об экспорте газа», «Об использовании атомной энергии», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и многие другие.

Развитие рыночных отношений, составляют основу экономической реформы. Становление рыночных отношений, основанных на принципе свободной конкуренции коммерческих организаций, потребовало соответствующего правового обеспечения. Важнейшая роль в развитии конкуренции и использовании конкурентных механизмов в России была отведена антимонопольному законодательству.

Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции") впервые принят в России в марте 1991 года, хотя в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольные законы действуют уже столетия. В октябре 2006 г. вступил в силу Федеральный закон №135-Ф3 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Целями Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. До принятия Закона "О защите конкуренции" существовал Федеральный закон N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В «новом» Законе содержится прямое требование для федерального антимонопольного органа и сорегулято-ров на финансовых рынках создавать совместные комиссии. То есть решение может быть принято только при наличии полного консенсуса, полной консолидации позиций. ФАС России совместно с ЦБ России, Минфином, МЭРТом и ФСФР вырабатывают общую позицию по тому или иному вопросу и вносят свои предложения в Правительство РФ.

Основными проблемами правоприменения антимонопольного законодательства в России являются: определение продуктовых и географических границ рынка, проекты законов, касающихся оборота нефти и нефтепродуктов, подготовленные ФАС России; применение

2 Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико - методологические аспекты): автореферат на соискание ученой степени доктора юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2011. С. 3-4

ФАС России конструкции коллективно доминирования, сложности доказывания согласованных действий, возможности назначения экспертизы по делам о нарушении антимонопольного законодательства и представления в суд соответствующих заключений специалистов, сложности определения признаков монопольно высокой и справедливой цены, необходимость антимонопольного контроля за тарифами на обслуживание газопроводов и другие.

2 октября 2007 г. был принят Федеральный закон № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

Указанный закон соответствует балансу интересов общества. Уникальность данного закона заключается в том, что он регулирует не только уже сложившие отношения в электроэнергетике, но и зарождающиеся.

Ранее нормативно-правовое регулирование в электроэнергетике основывалось, на локальных нормативных актах отраслевых министерств и ведомств либо на законах и подзаконных актах, которые регулировали отдельные отраслевые процедуры. Например, предметом правового регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации является довольно узкий круг отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанным с куплей-продажей в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг, положения статей Гражданского кодекса не применимы.

Принято очень большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих ход реформы электроэнергетики.

В 2009 году Государственной думой был принят закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ. Целью Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

По сути, это первый закон в истории государства, направленный исключительно на повышение энергосбережения. Принятие вышеуказанного закона связано в первую очередь с тем, что достаточно долгое время экономика страны была расточительна.

В области электроэнергетики мне наиболее близка позиция П.Г. Лахно, рассматривая энергетическое право в качестве подотрасли предпринимательского права, указывает на необходимость создания комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования энергетических отношений, охватывающей весь производственно-сбытовой цикл энергетического бизнеса -поиск, разведку, добычу, преобразование, транспортировку, распределение и потребление энергетических ресурсов. Отмечается, что существующее в Российской Федерации энергетическое законодательство не является достаточным, поэтому требуется создание единой, комплексной, непротиворечивой системы нормативно-правового регулирования всей этой совокупности отношений, в связи с этим предполагается необходимым

обеспечить разработку единого комплексного закона -Энергетического кодекса Российской Федерации.3

Изменения нормативно - правовой базы также произошли и в угольной промышленности. Федеральными законами от 24 июля 2007 г. № 213-Ф3 и от 12 июня 2006 г. № 84-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» были внесены соответствующие поправки, направленные на обеспечение бесплатным топливом граждан, которые пользовались данной социальной гарантией до внесения в него изменений. Были уточнены источники финансирования, за счёт которых осуществляются меры социальной поддержки, предоставляемые при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Кроме того, названными законами устраняется существовавшая на практике дискриминация среди работников предприятий угольной промышленности в обеспечении их права на бесплатный (пайковый) уголь и освобождение от оплаты за энергетические ресурсы.

26 июля 2010г. Президентом был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом регулируются вопросы безопасного ведения горных работ при добыче угля и горючих сланцев. Законом устанавливается административная ответственность за невыполнение требований по проведению дегазации при добыче угля и горючих сланцев.

Благодаря развитию ядерных исследований в послевоенной стране был создан мощный промышленный комплекс. Атомная промышленность потянула за собой развитие специального машиностроения, разработку и добычу урана, золота. Тем самым был обеспечен научно-технологический прорыв.

Как указывалось ранее, деятельность атомного энергопромышленного комплекса России регулируется Федеральными законами от 21 ноября 1995 г. № 170 «Об использовании атомной энергии» и от 5 февраля 2007 г. № 13-Ф3 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью последнего Закона является создание правовых основ проведения структурных преобразований в управлении атомной отраслью. Действие Закона распространяется на организации атомной отрасли, не входящие в состав организаций ядерного оружейного комплекса. Перечни организаций, включаемых в состав ядерного оружейного комплекса и атомного энергопромышленного комплекса, утверждаются Президентом Российской Федерации, который вправе также принимать решения об изъятии ядерных установок и материалов, находящихся в собственности юридических лиц.

Федеральный закон № 13-Ф3 внес изменения в режим права собственности на ядерные материалы, которые могут находиться в федеральной собственности и в собственности юридических лиц. Президент Российской Федерации утверждает перечни ядерных материалов,

3 Лахно П.Г. Энергетическому бизнесу - надежную правовую ос-

нову // Энергетика и право. Вып. 2. Там же. С. 386 - 392.

которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и установки. Признаётся право собственности иностранных юридических лиц и иностранных государств на ввезённые в Россию ядерные материалы и приобретённые в России ядерные материалы и продукты их переработки. При этом указанные юридические лица и государства не вправе осуществлять в России обращение с ядерными материалами.

К сожалению, только после землетрясения и цунами 11 марта в Японии, приведшие к катастрофе на японской АЭС, мировая общественность обеспокоилась вопросами безопасности всех атомных станций. Вера в безопасность ядерной энергии разрушена.

Если отойти от рассмотрения глобальных катастроф, последствий, которые они за собой повлекли и их влияние на формирование реформ, то с уверенностью можно утверждать, что умы большинства граждан нашей страны заняты куда более обыденными очевидными проблемами. К таким проблемам относится рост цен на товары и услуги, это создает наибольший резонанс в обществе. И снова мы сталкиваемся с существенными законодательными проблемами в практической реализации тарифной политики. Законодательство, регулирующее тарифную политику, не стабильно.

Тарифы на товары и услуги естественных монополий индексируются не в соответствии с законами, а посредством установления их органами власти на год вперед, ставя тем самым с одной стороны другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, провоцируя повышение цен на их продукцию.

Возникает ситуация, при которой происходит постоянный рост цен на электроэнергию, перевозки, товары. Например, по последним данным в Мурманске и республике Алтай коммунальная плата увеличились на 225 % с 1 января 2013 года. В ряде регионов рост цен связан с тем, что в 2013 году прекратила действовать норма закона, позволявшая ограничивать на уровне нормы права рост платежей граждан. То есть эта норма позволяет использовать бюджетный ресурс для того, чтобы сглаживать такого рода скачки и более плавно распределять нагрузку по платежам в течение года. Указанный закон свое действие прекратил, а новый не был принят. Это свидетельствует о том, что отсутствует оперативное внесение изменений в уже действующие нормативно-правовые акты.

Цены на тепло, свет, воду и газ в 2013г. поднимутся сразу на 12-15 процентов. В целом по году тарифы поднимутся на 6-7,5 процента.4

Кроме того, говоря о тарифах, следует учесть, что сложность и дороговизна подключения к тепловым и электрическим мощностям, создают значительные барьеры для успешного развития бизнеса.

Необходимо устанавливать и прогнозировать тарифы на энергоносители на более длительный период, чем в настоящее время, так как это позволит организациям составлять бизнес-планы на большую перспективу.

Вышеперечисленные принятые нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, не решают всех существующих проблем на сегодняшний день. Невозможно не заметить, что в последние годы появилась явно опасная тенденция роста краж нефти, электричества, газа, путем несанкционированных врезок в нефтепроводы, газопроводы. За короткий отрезок времени эта разно-

4 "Российская газета" - Федеральный выпуск №6116 (140)

видность краж из разряда редких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасности топливно-энергетического комплекса. Служащие становятся соучастниками таких преступлений.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» была усилена ответственность за хищения и иные преступления, совершенные на нефтепроводах, нефтепродук-топроводах и газопроводах, установлена уголовная ответственность за незаконный оборот нефти, газа и продуктов их переработки, а также за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

В тоже время очень остро продолжает стоять вопрос об усилении ответственности за правонарушения на объектах энерго- и теплообеспечения в промышленности.

Возрастает необходимость ужесточения мер административной ответственности за повреждение электрических сетей, ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов и повреждение тепловых сетей, совершенное по неосторожности., вызвана участившимися случаями повреждений электрических и тепловых сетей, хищений трубопроводов и увеличивающимися в связи с этим материальными потерями энергоснаб-жающих организаций, а также дополнительными финансовыми затратами на восстановление поврежденных сетей.

Проблема национальной и промышленной безопасности ТЭК рассматривалась 13.02.2013г. на очередном заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Исходя из содержания доклада руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кутьина Н.Г. следует, что основным препятствием в «правильном» понимании и эффективном применении закона по - прежнему остается коррупция. Для борьбы с коррупцией было предложено ужесточение наказания вплоть до уголовной ответственности.

Президент РФ В.В.Путин прокомментировал доклад Н.Г.Кутьина, сказав следующее: «Можно вообще скатиться в средневековье. Здесь аккуратнее нужно. Но то, что ответственность нужно ужесточать, - это правильно, но критерии должны быть жёсткие и понятные всем».

Можно смело предположить, что в скором времени будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административной ответственности. Более того, такие законопроекты в Государственную Думу уже внесены и ждут своего рассмотрения.

Вместе с тем, на очередном заседании Комиссии рассматривались приоритетные направления увеличения ресурсной базы страны, дальнейшее развитие международного сотрудничества, формирование условий для прозрачного функционирования всей хозяйственной цепочки в электроэнергетике, соответствие правовой базы в области промышленной безопасности нормам законодательства, регулирующего деятельность ТЭК .

Хотелось бы отметить, что Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития

топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности» была создана только в 2012 году в целях координации деятельности по развитию энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В ближайшей перспективе основная задача, на которую хотят направить государственную политику - это создание современной инновационной экономики, а для ее успешного формирования необходимо освоение новых месторождений, модернизация топливно-энергетического комплекса, внедрение высоких технологий, привлечение дополнительных инвестиций и конечно - совершенствование законодательной базы.

И снова появляются противоречия. Говоря о создании «новой» экономики страны, в реальности, например до 2020 года прогнозируется достигнуть объём поисково-разведочного бурения 16 скважин в год, что, в принципе, соответствует показателям Советского Союза. Так, в 1987 году Советский Союз пробурил на шельфе 19 скважин. Текущий уровень бурения у нас составляет всего 6-7 скважин в год. При этом после первого этапа ГРР объёмы разведочного бурения могут возрасти просто кратно от цифр 16-20 скважин в год, которые сегодня планируются по лицензионным обязательствам.5

Конечно, нужен новый механизм дальнейшего развития экономики, но ссылка на количественные показатели промышленности прошлого века с учетом прошедшего технического прогресса вызывает недопонимание.

При такой сложившейся ситуации опасения вызывает и то, что политика России, возможно, снова в первую очередь будет направлена на достижение высоких показателей по энергоресурсам среди мировых держав, при этом вопрос разработки и совершенствования законодательства может остаться в тени.

Самая распространенная проблема, возникающая при принятии любого нового закона, регулирующего определенную отрасль экономики, - необходимость его внедрения в уже существующую систему общего права. Это нужно для минимизации изменений общеправового характера, которые могут затронуть процессы, напрямую не относящиеся к отрасли.

Вместе с тем, не малозначимым является и то, что законы и подзаконные акты выполняются очень по-разному, а многие - вообще не выполняются.

При таких обстоятельствах будет уместно сказать: «ignorantia legis non excusat» ( в переводе с лат. языка -«незнание закона не освобождает от ответственности»). Следовательно, необходимо продолжать ужесточать ответственность в разумных пределах, до тех пор, пока, по крайней мере, не будет очевидна эффективность от таких действий.

Считаю, что на сегодняшний день требуется изменение концепции развития законодательства в целом. Одна из проблем, которая может помешать реализовать реформу правовой базы это наличие противоречий и дублирование законодательства. Для решения этой проблемы необходимо создание и расширение уже существующих специализированных центов, которые осуществляют мониторинг изменений действующего законодательства, ведут анализ судебной практики по вопросам применения правового регулирования отношений в нефтегазовой отрасли, горной промышленно-

5 Стенографический отчёт о заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 13.02.2013 (http://state.kremlin.ru/ commission/29/news/17511)

сти, топливно-энергетического комплекса, энергетики, природопользования и экологии.

Наличие резонанса в отношении выбора той или иной меры по борьбе с существующими проблемами ТЭК среди ученых служит своего рода основным двигателем в целях достижения положительного результата. Например, доктором экономических наук Мастепановым А.М.6 достаточно подробно описаны проблемы топливно-энергетического комплекса России, предложены способы их решения, но, на мой взгляд, утверждение автора о том, что достижение поставленных целей в топливно-энергетическом комплексе осуществляется в регионах посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне не соответствует действительности. С годами выработан индивидуальный механизм регулирования в каждом регионе, но их функция далека от первоначальной идеологии, т.е. например, невозможно с уверенностью утверждать о правильном применении закона в соответствии с его назначением в разных регионах. Всегда найдется исключение из правил.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что переход к современной инновационной экономике процесс длительный и трудоемкий. Основные проблемы, препятствующие действующему законодательству шагать в ногу со временем и положительно влиять на экономический прогресс, выявлены, разработаны даже способы их решения. Остается только грамотно и эффективно реализовать и внедрить изменения в нормативно-правовую базу, но как показывает практика, это и является самым сложным во всей действующей правовой системе.

Список литературы:

Административное право -Учебник - Под ред. Попова Л.Л.

Станбеков Т.А. «Российское предпринимательство в странах СНГ: возможности и перспективы развития (на примере топливно-энергетического комплекса)» // Российское предпринимательство. — 2006. — № 12 (84). — c. 123-126.

Российская газета - Федеральный выпуск №6116 (140), г. Москва. 2013. 1 июля.

Лахно. П.Г. «Энергия, энергетика и право» // Энергетическое право 2006№1.

Журнал "Нефть, Газ и Право" № 6. 2010, г. Москва.

Яковлев В.Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России // Энергетика и право. Вып. 2 / Под ред. П.Г. Лахно. М., 2009. С. 9, 10.

Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития. Информационно-аналитический обзор. М., Современные тетради, 2001.

Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико - методологические аспекты): автореферат на соискание ученой степени доктора юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2011.

Literature list:

Administrative law-Tutorial - Ed. Popov, LL

Stanbekov TA "Russian business in the CIS countries: opportunities and prospects of development (for example, the fuel and energy complex)" / / Russian Entrepreneur-ship. - 2006. - № 12 (84). - C. 123-126.

"Rossiyskaya Gazeta" - federal issue number 6116 (140), Moscow, from 01.07.2013g.

6 Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития. Информационно-аналитический обзор. М., Современные тетради, 2001, 624 стр.

Lakhno. PG "Energy, energy, and the right" / / Energy Law number 2006 1.

The journal "Oil and Gas Law" № 6'2010, Moscow.

VF Yakovlev Legal regulation of the fuel and energy complex of Russia / / Energy and law. MY. 2 / Ed. PG Lakhno. Moscow, 2009. Pp. 9, 10.

Mastepanov AM Fuel and Energy Complex of Russia at the turn of the century - state, problems and prospects. Information-analytical review. M., Modern notebook, 2001, 624 pp.

Shmaly O. V. Legal support of efficiency of executive power (the theorist - methodological aspects): the abstract on competition of a scientific degree of the doctor law. sciences. Rostov-on-Don. 2011 .

Рецензия

на статью Николаевского Д.О. «К вопросу об административно-правовом регулировании отношений в сфере энергетического комплекса Российской Федерации»

Представленная на рецензию статья посвящена весьма актуальной проблеме. Современная наука административного права и теория управления с отставанием реагируют на динамичные изменения в сфере топливно-энергетического комплекса, не располагают достаточными теоретическими знаниями, способными положительно повлиять на эффективность его деятельности. Существующее научное знание о среде функционирования органов государственной власти, а также хозяйствующих субъектов в сфере ТЭК, их предназначении, роли и месте в системе сложившихся общественных отношений, правовом статусе и компетенции либо устарело, либо фрагментарно и поверхностно. В таком виде оно не может быть использовано в качестве теоретической основы развития и совершенствования деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов в условиях перехода экономики к инновационным методам управления данной сферой. Несовершенство правового регулирования ТЭК влечет за собой не только проблемы развития данного направления на внутреннем рынке, но и вопросы административно-процедурного характера на международном уровне. С указанных позиций исследование Д.О. Николаевского представляется актуальным.

В представленной статье обозначены основные проблемы, связанные с применение законодательства в области регулирования топливно-энергетического комплекса. Работу отличает самостоятельный творческий характер; основные выводы можно признать верными и обоснованными.

Изложенное позволяет рекомендовать статью Д.О. Николаевского «К вопросу об административно-правовом регулировании отношений в сфере энергетического комплекса Российской Федерации» к опубликованию в научном журнале.

Доктор юридических наук, профессор О.В. Шмалий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.