Г.К. БОЖКОВА
К вопросу о значении религиозного просвещения в формировании мировоззрения студентов вуза
Доминантой планетарного сознания является приоритет общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми, религиозными). Мировое сообщество сегодня продолжает оставаться разнородным и противоречивым. Главная задача планетарного сознания - конструктивное сотрудничество всех стран и народов в деле решения глобальных проблем, нависших домокловым мечом над человечеством. Планетарный коллективизм должен стать противовесом господствующему веками индивидуализму государств и народов.
Сегодняшний мир благодаря развитию техники представляет собой единую сферу общения. Вместе с тем существуют многочисленные разногласия между правительствами, народами и религиями. Задача религиозного просвещения в системе гуманитарного образования - прививать идеи добра, справедливости, воспитывать терпимость к иного рода взглядам, уважение к разным религиям, помочь молодежи разобраться в тех негативных тенденциях, которые несут так называемые новые религии и уже известные конфессии и секты.
России ХХ в. принес серьезные испытания в процессе формирования нравственности ряда поколений. Жесткий атеизм, идеи коммунизма, а затем капитализма породили в сознании людей ряд противоречий, которые не так просто разрешить сегодня.
Религия - не просто вера, это - культура, история, язык, этика народов на протяжении многих тысячелетий. Религиозные традиции тесно связаны с национальной культурой, а иногда во многом и определяют ее. Просвещенность в вопросах традиций, обычаев, верований религиозных конфессий дает возможность формировать понимание, уважение к человеку другой веры.
На юге российского Дальнего Востока наблюдается наибольшая в стране концентрация неоориенталистских и неохристианских религиозных организаций. Это объясняется геополитическим положением региона. Приморье попало в сферу «жизненных интересов» США, Японии, Южной Кореи. Чрезмерная активность иностранных миссионеров, не заинтересованных в возрождении могущества России и формировании патриотизма у россиян, привела к необходимости принятия Краевой думой закона «О миссионерской деятельности в Приморском крае», существенно ограничивающего эту деятельность.
Широко распространяется религиозный синкретизм: в умах верующих успешно сочетаются православные и рериховские идеи, православие и восточные верования (буддизм, кришнаизм и др.), астрология, элементы шаманизма и т.д. Многие верующие не разбираются в конфессиональных различиях и, посещая молитвенные собрания протестантов, убеждены, что ходят в православную церковь. Общины многих вероисповеданий складываются по этническому признаку. Возрождение таких традиционных религий, как православие, католицизм, лютеранство, иудаизм, ислам связаны с национально-культурными ценностями прибывающего в край населения.
Молодые люди часто идут в так называемые школы единоборств (японские, корейские, китайские), разновидности сект буддизма, синтоизма или оккультизма, где учат поклоняться «основателю своей школы».
В Приморском крае число религиозных организаций значительно выросло к концу XX столетия. Здесь в разной степени представлены основные мировые религии, секты и конфессии. Иностранные миссионеры не ощущают препятствий в своей деятельности. Они приобретают недвижимость, строят церкви, храмы, молитвенные дома, привлекают новых членов в свои объединения самыми разными способами. Конечно, бывает и так, что сами жители обращаются к ним с какими-нибудь просьбами и постепенно вливаются в ряды верующих. И это не случайно. Чувственность... - вот, что является в человеке как сильным, так и слабым местом в жизни. Педагог К. Д. Ушинский писал: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания нашей души и ее строя».1 Хорошо понимая природу человеческой души, играя на эмоциях людей, некоторые церкви края, такие как Римско-католическая и Евагелическо-лютеранская, регулярно проводят разнообразные концертные программы, куда приходят и те, кто не являются верующими.
Традиционное для России православие имеет в Приморье примерно 60 приходов, 4 монастыря, духовное училище. В 1997 г. прошел I съезд православных миссионеров Приморья. Священнослужители миссионерского центра проводят просветительские беседы по вопросам вероучения, выступают по местному радио и телевидению, оказывают помощь родственникам, чьи семьи пострадали от тоталитарных сект. В нашем крае сохраняется старообрядчество, в 90-е годы возродилось католичество (Владивосток, Большой камень, с. Романовка) и лютеранские общины (Владивосток, с. Анучино). Руководители владивостокских религиозных организаций имеют хорошую профессиональную подготовку. Устойчивую позицию сохранили такие протестантские объединения, как баптизм и адвентизм седьмого дня (Владивосток, Уссурийск, Артем, Дальнегорск и др.).
Традиционные виды религий известны и привычны, но за последние 15 лет в Приморье хлынул поток нетрадиционных религий. К ним
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 9 / К.Д. Ушинский. - М.: Наука, 1950. - С. 117118.
нужно относиться особенно осторожно. Так, широкое распространение в России и на Дальнем Востоке получила церковь саентологии. Ее основатель - Лафайет Рональд Хаббард. С 1954 г. и по настоящее время эта церковь осуществляет свою деятельность в 125 странах мира2, в ее распоряжении находится 13 тыс. штатных сотрудников3. В начале 90-х гг. саентология проникла в Россию. Важнейшую роль в ее распространении сыграл врач-психиатр В.И. Иванов. В середине 90-х гг. Приморский край стал центром внимания Международной церкви саентологии. Были созданы Владивостокский центр дианетики и Гуманитарный центр дианетики. В 1995 г. они были зарегистрированы как общественные организации. В их деятельности прослеживается коммерческая выгода и религиозность. Подкупающими в работе саентологов являются психологические технологии лечения умственных расстройств неорганического происхождения, а также всех психосоматических заболеваний органического характера с полной гарантией выздоровления в любом случае.4 Однако в психотерапевтической деятельности одиторов этой организации есть серьезная опасность: стать профессиональным саентологом и работать с дианетическим методом, оказывается, может любой.
Утверждение саентологов, что их учение - синтез науки и религии, мудрость, заключенная в философских системах Запада и Востока, оказалось востребованным в первую очередь молодыми людьми, которых не устраивали догматические доктрины традиционных религий и прагматизм современной науки. Это течение претендует на новый вид религии. Ее адепты считают, что применяя саентологические технологии, не ожидая милости от Бога, человек может достичь состояния Верховного Существа самостоятельно. Они называют саентологию религией, питающейся из намного более глубокого источника, чем тот, что образовался за последние две тысячи лет, считают, что это мудрость, продолжающая традиции десяти тысяч лет поисков восточной и западной цивилизаций. Дается обещание, что с помощью саентологических технологий человеку удастся достичь успеха и процветания в бизнесе, личной жизни, повышении умственных способностей. И эти идеи, несмотря на запретительные меры, продолжают привлекать молодежь. Вот почему требуется дополнительное просвещение. И определенную роль в этом должно сыграть религиозное просвещение в системе гуманитарных знаний.
Еще одна маргинальная нетрадиционная религия, получившая на российском Дальнем Востоке наибольшее распространение, - церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), разновидность протестантских конфессий. Возникновение ее связано с именем Джозефа Смита (США). Источники вероучения: Библия, «Книга Мормона», «Уче-
2 Что такое Саентология? Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. - Тверь, 1998. - С. 281.
3 История религий в России: учеб. пособие / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. -М., 2002. - С. 494.
4 Хаббард Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: пер. с англ. / Л.Р. Хаббард; под общ. ред. М.И. Никитина. - М.: Воскресенье, Нью Эра Паб-ликейшнс Груп, 1993. - С. 11.
ние и Заветы и Драгоценная жемчужина», содержащая Символы Веры и основные догматы: о Троице, грехе, искуплении, спасении, конце света. Глава церкви - президент, пророк, преемник Дж. Смита. Члены церкви должны почитать учение президента церкви. Существенная роль в этом учении отведена этике: запрет на употребление алкоголя, табака, наркотиков, кофе, чая, за исключением травяного и цветочного, внебрачных половых отношений. Эти положения схожи с требованиями многих других церквей. Немаловажное значение имеет финансовое состояние: десятая часть дохода каждого члена церкви мормонов должна поступать в доход церкви. Это дает возможность строить молитвенные дома, давать церковное образование, издавать печатные материалы, заниматься благотворительностью и т.д. Центром религиозной деятельности этой церкви на Дальнем Востоке стал Владивосток.
Чтобы привлечь к себе внимание, владивостокские мормоны не только распространяют свое вероучение, но и участвуют в культурной жизни города: проводят Рождественские новогодние вечера, дни открытых дверей, где желающих знакомят с историей, вероучением, культовой практикой церкви. Кроме того, миссионеры ведут бесплатные уроки английского языка для начинающих. Клубы любителей английского языка действуют в Магадане, Южно-Сахалинске, Хабаровске, Владивостоке, Уссурийске, Находке. Занятия английским языком становятся для некоторых первым шагом в принятии вероучения мормонов.
В общине человек в полной мере способен ощутить любовь и уважение к себе со стороны других людей, которых ему может не хватать в светской жизни. Члены церкви мормонов много времени проводят вместе, в результате снимается отчужденность, характерная для больших городов. Многие приходят в церковь, чтобы найти спутника (спутницу) жизни.
Церковь помогает молодым людям выезжать за границу для получения образования, и никакой гарантии их возвращения, конечно, нет.
Среди новых конфессий христианского направления можно назвать и Церковь Христа. Она принадлежит к неопротестантским отделениям христианства. Каждая такая церковь происходит от Международной «Бостонской Церкви Христа», которая была основана в 1979 г. американским пастором Кином Маккином.
Каждый член этой церкви находится под постоянным контролем того, кто обратил его в эту веру и привел на собрание. Вся иерархия подчинения ведет к Кину Маккину, у которого нет наставника. Это своего рода авторитарный режим системы. Руководящее звено часто использует своих рядовых учеников как бесплатную домашнюю прислугу в добровольно-принудительном порядке, в результате чего ученики становятся покорными и дисциплинированными5.
Лидеры обязаны выступать на собраниях, читать проповеди, организовывать различные мероприятия, собирать деньги с участников. Для них проводятся отдельные встречи, где глава городской церкви учит, что и как следует им говорить. Среди основных принципов этой конфессии:
5 Андреева Е. Житие несвятых / Е. Андреева // Новости. 1999. 11 марта.
здание церкви необязательно, можно ходить в «домашнюю церковь»; цель жизни ученика - «искать и спасать погибающих», вносить пожертвования, стремиться к осознанию роли ангелов, демонов и их места во Вселенской духовности и т.д.
В церкви Христа особый уклад жизни. Не более 1-2 дней в неделю свободные, в остальные - изучение Библии, богослужение, дела церкви. Церковь - Семья Бога. «Семейные времена» - собрания, проходящие в каком-нибудь помещении. Воскресная служба - рекламная кампания, в основном для приглашенных. Цитируется Библия, ученики со сцены говорят, как им хорошо стало теперь жить после вступления в церковь. Постепенно интересы человека полностью замыкаются на церкви. Одна из обязанностей члена церкви - уплата десятины, есть и дополнительные сборы. У членов церкви формируется чувство превосходства над другими христианами, не принявшими «истинного крещения». Одно из условий крещения этой церкви - отказаться от «греховной прошлой жизни». Только сторонники этой церкви получат после смерти в награду вечную жизнь.
Уход из Церкви Христа расценивается как предательство Бога и потеря спасения. И если стоит вопрос: что важнее для ученика - церковь или работа, церковь или семья, вуз - то ученик должен выбрать церковь. Не раз родители учеников и студентов обращались в Экспертно-консультативный совет по свободе совести и вероисповедания при администрации Приморского края, требуя запретить деятельность Церкви Христа по привлечению новых членов6.
Несмотря на деструктивность этой религиозной конфессии, все же надо отметить: она удовлетворяет человеческую потребность в общении (занятия спортом, развлечения, игры). Члены церкви доверяют друг другу свои тайны, их связывает общая идея: путь к Богу, путь спасения, но в этом объединении они отрываются от реальной действительности.
Сегодня межличностная разобщенность в молодежной среде создает духовный вакуум, который и стремится заполнить церковь. Поэтому запреты, гонения как способ изолировать молодых людей особых результатов не дают. Нужны молодежные объединения, группы по интересам, которые могли бы направить энергию молодежи в созидательное русло.
Не менее серьезное внимание, чем религиозные конфессии, заставляют обращать на себя идеи Г.П. Грабового, ныне уже широко известного в России (ОРТ, программа «Пусть говорят» от 05.10.2005 г.). В разных городах страны, в том числе и во Владивостоке, организованы курсы по освоению учения Григория Грабового «О спасении и гармоничном развитии». Он открыто объявил себя вторым пришествием Иисуса Христа, заявил, что в 2008 г. станет президентом России и что у него есть социальная программа спасения России и всего мира. Перечень авторских семинаров огромен: «Учение Г. Грабового о жизни», «Учение Г.
6 Ивлева М. Они объявили себя гонимыми / М. Ивлева // Владивосток. 1999. 12 февраля.
Грабового о сознании», «Учение Г. Грабового о земле», «. о Боге», «. о теле человека», «Метод регенерации тела человека посредством действия души» и т.д. Особенно «захватывает дух» тема «Воскрешение людей и вечная жизнь - отныне наша реальность». Практическая часть этой технологии забуксовала на попытке воскресить погибших детей Беслана. На этой основе и разгорелись дебаты на Центральном телевидении 5 октября 2005 г., где была дана негативная оценка идей Г. Грабового многими выступающими: и психологами, и юристами, и другими участниками разгоревшейся дискуссии.
Конечно, в этом огромном информационном потоке нетрадиционных направлений формирования сознания разобраться непросто и специалистам. Требуется выработка, прежде всего, научной методологии в познании традиционных российских ценностей. Чтобы не было духовной подмены на инокультурные ценности, чтобы молодежь и студенты могли ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, связанных с вопросами веры, им необходимы знания и религиозного характера как дополнение к тем гуманитарным знаниям, которые они получают в высших учебных заведениях.
© Божкова Г.К., 2005 г.