Научная статья на тему 'К вопросу о значении психологического контакта и терапевтического сотрудничества врача и пациента при оказании медицинской помощи в поликлинике'

К вопросу о значении психологического контакта и терапевтического сотрудничества врача и пациента при оказании медицинской помощи в поликлинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНОГО ПРИЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабенко В.П., Бахметьев В.И.

Обсуждается проблема взаимоотношения врача и пациента, обосновывается важность психологического контакта и терапевтического сотрудничества при оказании медицинской помощи в поликлинике; раскрывается влияние простейших психических процессов: внимания, восприятия, памяти и мышления на комплекс взаимоотношений врач-пациент, на удовлетворенность медицинской помощью пациента при существующих требованиях к нормам времени приема врачом пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабенко В.П., Бахметьев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о значении психологического контакта и терапевтического сотрудничества врача и пациента при оказании медицинской помощи в поликлинике»

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ВРАЧА И ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПОЛИКЛИНИКЕ

© Бабенко В.П.*, Бахметьев В.И.*

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Воронеж

Обсуждается проблема взаимоотношения врача и пациента, обосновывается важность психологического контакта и терапевтического сотрудничества при оказании медицинской помощи в поликлинике; раскрывается влияние простейших психических процессов: внимания, восприятия, памяти и мышления на комплекс взаимоотношений врач-пациент, на удовлетворенность медицинской помощью пациента при существующих требованиях к нормам времени приема врачом пациента.

Ключевые слова качество оказания медицинской помощи; психологический контакт, терапевтическое сотрудничество, нормы времени для врачей амбулаторного приема.

В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приводится определение качества медицинской помощи, под которым следует понимать совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата [1].

Уважающий себя врач-клиницист согласится с утверждением, что лечить людей нелегко, а вот родных и близких людей, медицинских работников, учителей (математики, физики) весьма проблематично.

Для того чтобы человек рассказал врачу свои тайны о своей жизни и болезни требуется определенное время, так как пациенту всегда трудно сообщить точную информацию врачу о своей боли, признаках плохого самочувствия, проявлениях заболевания.

В связи с чем, врачу необходимо уметь правильно вести с пациентом беседу, уметь корректно и своевременно задавать пациенту наводящие и уточняющие вопросы, уметь внимательно слушать, и что немаловажно слышать его, ибо только в процессе общения возникают доверительные отношения

* Доцент кафедры «Судебная медицина и правоведение», кандидат медицинских наук, судебно-медицинский эксперт, юрист.

* Заведующий кафедрой «Судебная медицина и правоведение», доктор медицинских наук, профессор, судебно-медицинский эксперт.

пациента и врача, образуется «психологический контакт», на основании которого формируется «терапевтическое сотрудничество». И для этого, поверьте, требуется далеко не двадцать минут времени.

Только тогда, когда пациент доверяет врачу, а деятельность врача, в разумных пределах, не ограничена различного рода инструкциями, предписаниями, требованиями, стандартами, возникает тесное взаимодействие, так необходимое для выздоровления больного.

Именно в понимании врачом психологической сущности возникновения заболевания с правильной оценкой функциональных нарушений организма и заключается «искусство врачевания».

В плане удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи все мы хотим от врача проявления чувства сострадания, участия, неравнодушия в отношении к пациенту и его боли, качественного обслуживания.

Общеизвестный факт, что удовлетворенность (неудовлетворенность) пациентов медицинской помощью имеет значительную долю субъективизма. Так удовлетворенность, может быть определена через высказывание положительных отзывов о больнице (поликлинике), желание обращения за помощью и готовность оплачивать услуги по большей стоимости, и, как правило, неудовлетворенность медицинской помощью приводит к отрицательным отзывам о клинике, врачах, медицинском персонале [2].

Все понимают, что только комплексный подход к решению проблем здравоохранения приведет к существенным качественным изменениям всего лечебного процесса, однако «психологическую составляющую» как всегда оставили в морально-этической плоскости деятельности врача, ведь хорошими моральными качествами личности должен обладать каждый врач, иначе он не врач.

Известно, что психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление - совершенно различно протекают у каждого отдельно взятого человека и, конечно же, врача и пациента. Давно установлено, что при активной мыслительной деятельности, а именно таковой можно считать работу врача на приеме в поликлинике, быстро наступает усталость, снижается внимание, снижается целенаправленное восприятие информации, сообщаемой пациентом, и как следствие врач что-то упустил, недослушал, недосмотрел, значит, от совершения и наступления ошибок никто не застрахован. Практики не дадут соврать, что более продуктивны в работе, всегда первые один-два часа приема. Психологи подтвердят, что человек способен внимательно, целеустремленно воспринимать собеседника в процессе первых пятнадцати минут общения.

Однако до настоящего времени нагрузка на врачей-специалистов рассчитывалась в большинстве медицинских организаций с учетом двенадцати минут на одно посещение в поликлинике, что свидетельствует о необходимости пересмотра норм времени приема [3].

Как же быть тогда с тем потоком больных, которых врач должен принимать сегодня через каждые 12-15 минут? В итоге пациент в большинстве случаев «уходит с тем, с чем пришел», а врач к концу приема «выжат как лимон». А ведь каждый отдельно взятый пациент не просто новый объект для оказания «медицинской услуги», а человек, с которым необходимо построить психологический контакт для достижения терапевтического сотрудничества.

Память и мышление, как у врача, так и у пациента значительно различаются своими качественными характеристиками. Врачу зачастую приходится помогать пациенту (его представителю) извлекать информацию из «фреймов» памяти, а если пациент маленький ребенок или с признаками умственной отсталости. Сам мыслительный процесс врача важен для построения диагноза, проведения дифференциального диагноза, хранения в памяти отличительных характеристик (симптомов, синдромов) заболеваний, и главное надо постоянно быть готовым применить свои профессиональные и человеческие качества при оказании помощи больному.

Восприятие пациентом врача, его психологический настрой на общение с врачом, на выздоровление также имеет немаловажное значение. Пациенты заранее настроены на то, что диагноз и лечение могут быть неправильными. Что слова врача нужно обязательно перепроверять у другого доктора, в другой клинике, у знакомых. А потом самому решать, какие исследования проходить и какие таблетки принимать. Люди не доверяют врачам [4].

Когда-то решили, что если человек врач, то он должен быть чувственным всегда к больным, но при этом, почему-то решили не учитывать, что на проявление всех этих качеств необходимо достаточное количество времени (отнюдь не 12-15 минут), чтобы между органами чувств человека-врача и органами чувств человека-пациента возник контакт с последующей обратной связью.

Если спросить сегодня большинство врачей, то, по всей видимости, не многие ответят, что они удовлетворены своей работой полностью. Ведь для того, чтобы врач мог выполнить в полном объеме то, что ему предписывает масса нормативно-правовых документов, при ощутимой нехватке врачей (40 тыс.) и средних медицинских работников (270 тыс.) [5], при постоянном изменении требований, стандартов, возникающих трудностях социально-экономического характера, необходимо работать весьма активно.

Вместе с тем с такими нормами определенного времени для приема (в среднем до 20 минут) на добродушное общение с пациентом времени просто нет и не, потому что этого не желает врач, а потому что таковы реалии нормирования его рабочего времени.

Что же происходит? Пациент сначала не может записаться на прием, ждет с нетерпением встречи с врачом, чтобы пообщаться, сообщить все о себе, своей болезни, получить сочувствие и адекватно назначенное лечение, а в результате вместо доступного и качественного оказания медицинской помощи получает только «доступ в кабинет врача».

Психологи давно предупреждали о «синдроме выгорания» у врачей, а отсюда и прохладное отношение к пациенту. Постоянные перегрузки, стрессы на работе, бытовые проблемы приводят к «бегству» из профессии.

Молодые специалисты практически не задерживаются в системе первичного звена, не взирая, на последние программы и преобразования в региональном здравоохранении, поскольку те требования, которые предъявляются к врачу, уровень ответственности не соизмеримы с теми нервно-психическими и физическими затратами, которые врач отдает профессии как физический индивид, сегодня это не каждому под силу.

Следует согласиться с мнением проф., д.м.н. А.Л. Линденбратен, что качество медицинской помощи необходимо отграничивать от качества организации медицинской помощи. Важно, что такие характеристики качества медицинской помощи, как доступность, экономичность, преемственность, своевременность, санитарно-бытовые условия отражают, прежде всего, качество организации медицинской помощи. В то же время именно они влияют на субъективную оценку пациентом качества оказанной помощи, на его удовлетворенность или неудовлетворенность [6].

Конечно же, без нормирования труда невозможно упорядочить штаты, при необходимости перераспределить имеющиеся трудовые резервы, однако нормирование должно быть адекватным.

Ведь штатное расписание медицинской организации формируется исходя из данных об объеме деятельности нормативов по труду и финансовых возможностей по оплате труда работников [7].

Необходимо понять, что нормирование труда специалиста каждой медицинской профессии должно быть адекватным с учетом особенностей профессии, особенностей психических и нейрофизиологических качеств личности врача и пациента, финансово-экономических возможностей государства.

«Создать врача» - это долгая кропотливая работа ученых и педагогов медицинских ВУЗов, соответствующих профильных кафедр по подготовке и формированию у будущего специалиста знаний, умений, практических навыков и самое главное «клинического мышления». Это не означает создать «робота» или «машину», работу которых можно прохронометрировать.

За проявление к пациенту эмпатии врач не требует от государства для себя дополнительной оплаты, ведь он представитель высокоморальной профессии. Врач просто просит его понять и предоставить ему для приема пациента адекватное количество времени (30-40 минут на пациента), для того, чтобы выполнять свою работу в полном объеме на благо жизни и здоровья пациента.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Цыганков Б.Д., Малыгин Я.В. Подходы к изучению факторов, влияющих на удовлетворенность пациентов медицинской помощью (по данным иностранной литературы) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 4. - С. 18-22.

3. Сон И.М. Нормирование труда врачей амбулаторного приема при оказании первичной медицинской помощи // Здравоохранение. - 2014. -№ 7. - С. 76-85.

4. Комаров Ю.М. О совершенствовании подготовки кадров системы здравоохранения // Здравоохранение. - 2013. - № 9. - С. 60-66.

5. Гусева С.Л. Доступность амбулаторной медицинской помощи: пути решения проблемы // Здравоохранение. - 2014. - № 2. - С. 94-98.

6. Линденбратен А.Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи // Здравоохранение. - 2015. - № 1. - С. 74-78.

7. Шипова В.М. Формирование штатного расписания медицинской организации в современных условиях // Здравоохранение. - 2014. - № 10. -С. 94-104.

ЗНАЧИМОСТЬ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ

РУКОВОДИТЕЛЯМИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© Коршевер Н.Г.*, Доровская А.И.*

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов

Путём экспертного опроса 16 лиц профессорско-преподавательского состава организационных кафедр медицинского университета установлена сравнительная значимость задач, которые должен решать врачебный состав, занимающий различные руководящие должности в медицинских организациях. Полученные результаты целесообразно использовать как при организации практической деятельности, так и в образовательном процессе факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов медицинских вузов.

Ключевые слова задачи; должности, врачебный состав.

Приказом Минобрнауки России от 26.08.2014 № 1114 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего обра-

* Профессор кафедры Организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, доктор медицинских наук.

* Ассистент кафедры Организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.