Научная статья на тему 'К вопросу о закупке у единственного поставщика в соответствии с контрактной системой'

К вопросу о закупке у единственного поставщика в соответствии с контрактной системой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1401
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеховцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о закупке у единственного поставщика в соответствии с контрактной системой»

Е. В. Шеховцева

К вопросу о закупке у единственного поставщика в соответствии с контрактной системой

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относится к неконкурентным способам закупок, что в свою очередь привлекает пристальное внимание к названной закупке всех уполномоченных органов на осуществление контроля в сфере закупок. Конечно, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, исчерпывающий перечень которых определен только частью 1 с. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако все последние изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) показывают заинтересованность законодателя в расширении перечня закупок у единственного поставщика.

Так, большинство оснований ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ претерпели изменения, внесенные Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ, который распространил их действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г., при этом впоследствии отдельные основания редактировались и более поздними нормами федеральных законов.

В свою очередь перечень оснований закупки у единственного поставщика был расширен Федеральными законами от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, 31.12.2014 № 519-ФЗ, 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ. Приведенная динамика увеличения оснований закупки у единственного поставщика должна привести к выводам, что закупка для Заказчика (в частности, государственных и муниципальных учреждений) не представляет особых трудностей, особенно с учетом того объема бюджетных ассигнований, которые им предоставляются за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Тем не менее на практике это не так, сегодня закупка у единственного поставщика вызывает куда большее количество вопросов, нежели закупка конкурентным способом (например, аукционом или запросом котировок).

В этой связи следует определиться с особенностями закупки у единственного поставщика в соответствии с контрактной системой. Так, условно все основания ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно разделить на два направления: общие основания (их большинство); специальные основания (их только три).

По общим основаниям закупка у единственного поставщика осуществляется на любую сумму, т. е. сумма контракта (договора) может быть от 1 р. до 10000000,00... в рублях. Таким образом, для Заказчиков,

у которых совокупный годовой объем закупок небольшой, пусть и больше 2000000,00 р., по сути, вся закупка может быть спланирована и осуществлена у единственного поставщика.

Конечно, в этом случае встанет вопрос об исполнении Заказчиком обязанности, определенной ст. 30 Закона № 44-ФЗ (закупка у субъекта малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации (СМП и СНО)), но с точки зрения ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ нарушений в действиях Заказчика при реализации функции планирования не будет.

Также следует учесть и положения ч. 1.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ, которая всю закупку у единственного поставщика (независимо от оснований (общие или специальные)) исключает из определения (расчета) совокупного годового объема закупок для расчета не менее 15 % закупок у СМП м СНО, что позволяет конкретному Заказчику вообще не исполнить обязанность закупки у СМП и СНО.

В свою очередь, общие основания закупки у единственного поставщика включают в себя четыре группы оснований. Деление на четыре группы объясняется кругом обязанностей, которые в этом случае возлагаются на Заказчика, а также обязанностью Заказчика надлежащим образом оформить произведенную закупку и соблюсти сроки:

- первая группа: Заказчику требуется разместить извещение, но не требуется составлять отчет и обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) (п.п. 1, 2, 7, 8, 16, 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

- вторая группа: Заказчик должен разместить извещение, а также составить отчет и обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) (п.п. 3, 6, 11-14, 17,18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

- третья группа: Заказчик не должен размещать извещение, но должен составить отчет и обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) (п.п. 9,10, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 43, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

- четвертая группа: Заказчику не требуется размещать извещение, составлять отчет и обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) (п.п. 15, 20, 21, 24-26, 29, 33, 34, 36, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Специальные основания закупки у единственного поставщика - это основания, которые предусматривают ограничение НМЦК (цены контракта/договора), а также законодателем всегда ограничивается объем таких закупок (п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Следует обратить внимание, что именно ч. 2-4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ устанавливают требования к Заказчику и позволяют среди общих оснований закупки выделить четыре группы оснований закупки у единственного поставщика.

Так, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, Заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (договора) контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.

Руководствуясь ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта Заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Следует учитывать, что форма отчета о закупке у единственного поставщика разрабатывается и утверждается локальным актом Заказчика (например, приказом).

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93, не требуется.

Учитывая изложенное, проблемы в правоприменительной практике при закупке у единственного поставщика возникают у Заказчиков тогда, когда учредителем (ГРБС) или контрольными органами, например Федеральной антимонопольной службой (ФАС), выдвигаются требования обосновать правомерность закупки у единственного поставщика по п.п. 4 и 5 ст. 93, где не требуется даже извещение и отчет о закупке. Требование обосновать закупку у единственного поставщика по конкретному нормативному основанию не следует путать с необходимость заполнения формы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 555.

Данные требования противоречат нормам Закона № 44-ФЗ, и единственным аргументом Заказчика остается нормативная основа закупки у единственного поставщика, определенная законодателем, которая им же в настоящее время расширяется.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. 09.03.2016) // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования (вместе с «Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»): постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 // СЗ РФ. - 2015. - № 24. - Ст. 3476.

3. Правовые и организационные основы осуществления закупок для нужд МЧС: учеб. пособие / под ред. Е.В. Шеховцева, Ю.В. Парышев. - СПб., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.

Ю. П. Шубин

Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «Об охране окружающей среды» [3, ст. 133] (далее - ФЗ об ООС) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа возмещения вреда окружающей среде.

Возмещение вреда окружающей среде является частным случаем действия норм гражданского права, образующим институт имущественной ответственности за экологического правонарушения.

Таким образом, вред, причиненный окружающей среде, находит свою имущественную оценку во всех элементах убытков, предусмотренных ст. 15 ГК РФ [5, ст. 3301], но при этом носит условный характер, поскольку существует объективная невозможность точной оценки такого вреда в силу неопределенности последствий в окружающей среде и их удаленности от факта причинения вреда во времени и в пространстве.

Данные обстоятельства проявляются в специальных способах исчисления такого вреда: таксах и методиках. Однако, например, таксовый метод исчисления размера вреда, основанный на использовании специальных такс, рассматриваемых в качестве так называемого «стандарта убытков», т. е. модельного объема возмещения вреда, ставит под сомнение факт возмещения вреда в полном объеме.

Определение денежного размера вреда, причиненного окружающей среде, является одним из самых сложных элементов процедуры его возмещения, поскольку объекты охраны окружающей среды не имеют стоимости (фиксированной цены).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.