Научная статья на тему 'К вопросу о юридических гарантиях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина'

К вопросу о юридических гарантиях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6936
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГАРАНТИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ / ГАРАНТИИ ОХРАНЫ / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND LIBERTIES / GUARANTEES / LEGAL GUARANTEES / PROTECTION GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Эльвира Маисовна

Проанализированы позиции ученых о таких правовых категориях, как «гарантии», «юридические гарантии», «гарантии охраны (защиты)», их роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of legal guarantees of protection of human and civil rights and liberties

The author analyses the positions of the scientists concerning such legal categories as "guarantees", "legal guarantees", "legal guarantees of protection" and their role in the system of protection of human and civil rights and liberties.

Текст научной работы на тему «К вопросу о юридических гарантиях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина»

УДК 342.41

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЯХ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Э. М. Филиппова. старший преподаватель кафедры трудового и социального права

ЮУрГУ

Проанализированы позиции ученых о таких правовых категориях, как «гарантии», «юридические гарантии», «гарантии охраны (защиты)», их роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, гарантии, юридические гарантии, гарантии защиты, гарантии охраны.

В условиях социально-экономических и политических преобразований для обеспечения конституционных гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан появилась необходимость создания совершенно новых механизмов, которые призваны обеспечить безопасность в обществе и государстве.

Безопасность гражданина в обществе и государстве обеспечивает механизм защиты всей системы социальных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, экономических, культурных. Охрана законных прав и свобод личности является одной из основных функций государства, которая осуществляется через деятельность системы правоохранительных органов прокуратуры, милиции и т.д. Одним из важнейших средств обеспечения реальности прав и свобод личности в современном обществе является деятельность государства и его органов по созданию условий для полной реализации законных прав и свобод, а также обеспечивающая в необходимых случаях эффективные средства для их охраны и защиты. Меры по охране и защите прав и свобод личности требуют надлежащих гарантий их обеспечения. Под гарантиями обеспечения прав человека понимается не только правовая обеспеченность (юридические гарантии), закрепленная в международном и государственном законодательстве, но и система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. Общие условия реализации прав личности, к числу которых относятся экономические, социальные, политические и духовные основы функционирова-

ния общества, в юридической литературе получили название общих гарантий, закрепленных в законе средств, являющихся правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивающих возможность правомерной их реализации и охраны, прав человека в обществе.

Следует отметить, что среди ученых-юристов нет единого определения гарантий, существует много различных подходов к их определению, что во многом связано как с объемом, так и со сложностью изучения всей системы гарантий прав и свобод личности. Тем не менее выделим некоторые общие положения, которые нашли отражение в научной литературе. Различные авторы под гарантиями понимают определенные средства, условия, способы, факторы, меры обеспечения возможности реализации, охраны и защиты. Так, А. С. Мордовец определяет гарантии как систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности граждан для осуществления своих прав, свобод и интересов1.

У Л. Д. Воеводина основное функциональное предназначение гарантий - это «создание возможностей более полного претворения в жизнь прав и свобод личности», а также «неукоснительная охрана и защита этих прав и свобод от любых нарушений со стороны как отдельных органов государства, должностных лиц, так и граждан»2. Помимо правообеспечительных и правоохранительных функций, гарантии могут выполнять и превентировать функции, суть которых выражается в создании препонов, препятствующих развитию не-

гативных сторон3. Кроме того, гарантии должны срабатывать и в случае нарушения субъективного права, устранять последствия правонарушений. Гарантийные средства, защищающие и восстанавливающие субъективное право, делают возможным его реализацию.

В механизме правового регулирования ученые отмечают, что гарантии выполняют мотивационную функцию в правовом поведении граждан, влияют на выбор его определенного варианта правомерного поведения4. Иногда эти функции выполняются не одной гарантией, а рядом групп гарантий, что дает основание говорить о соответствующей системе.

Думается, что гарантии - это те общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и в случае нарушения защиту прав человека и гражданина. В этом заключаются функциональные назначения гарантий.

Признавая важными изложенные выше определения, надо отметить большой научный интерес к различным классификациям гарантий прав и свобод, которые представлены в юридической литературе. Общепринятым и традиционным в науке основанием для классификации гарантий является характер и вид общественных отношений, в которых образуются и развиваются условия и средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод личности. Поэтому гарантии делятся на экономические политические, идеологические, правовые, (политика, экономика, идеология являются основными сферами общественной жизни). Определяемым областью общественных отношений является и право, в котором находят свое отражение и юридическое закрепление вопросы политики, экономики, идеологии. Несмотря на то что политические и экономические условия являются решающими для обеспечения того или иного права личности, они все же не могут быть исчерпывающими для всего процесса гарантирования. В этой связи называют общие условия и специальные средства обеспечения прав и свобод, которые по существу тождественны тому, что в литературе именуется общими и специальными гарантиями5.

Существующая на практике градация гарантий, включающая две группы, в которых объединены условия и средства, обеспечивающие правомерную реализацию прав (пер-

вая), и условия и средства, охраняющие личность (вторая), не вызывает принципиальных дискуссий .

В рассматриваемом контексте гарантии можно определить как совокупность общесоциальных, политических, юридических и организационных условий и средств, используемых органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод, безопасности личности от возможных посягательств.

Под условиями в нашем случае подразумевается создание благоприятной обстановки для безопасности личности, удовлетворения законных прав и интересов. А средства служат инструментом, при помощи которого органы государства, местного самоуправления, сами граждане имеют возможность осуществления основных прав и свобод, удовлетворения законных интересов. Иногда один и тот же фактор выступает и как условие, и как средство. Это касается прав и свобод, которые могут выступать также в качестве гарантии для осуществления и защиты других прав и свобод.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с обеспечением прав и свобод, законных интересов личности. Содержание гарантий зависит от целей государства, принципов, на основе которых реализуются отношения между государством и личностью. Например, целью социального государства является создание для каждого человека таких условий, которые обеспечивали бы ему достойную жизнь и свободное развитие.

Вопрос о классификации гарантий достаточно дискуссионный. Так, О. Е. Кутафин классифицирует все гарантии на следующие группы: политические, экономические, социальные, организационные и правовые. Он считает, что гарантии прав человека и гражданина не ограничиваются их конституционным закреплением, реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права7.

С. Н. Братусь под правовыми (юридическими) гарантиями понимает специальные гарантии, поскольку юридические права, заключенные в самих правовых принципах и нормах, имеющих своей целью регулирование общественных отношений путем установления прав и обязанностей их субъектов. Они обеспечиваются в случае нарушения государственным принуждением8.

А. Н. Кокотов подразделяет гарантии на общие и специальные. К общим он относит гарантии, направленные на обеспечение реализации прав и свобод путем создания прежде всего необходимых условий для осуществления. Специальные гарантии, по его мнению, призваны обеспечить реализацию конкретного права или свободы, они предусматриваются в Конституции либо в иных нормативных правовых актах9.

Особый интерес для рассматриваемого нами вопроса о личных правах и свободах граждан представляют специальные гарантии, обеспечивающие реализацию этих прав. Обеспечение прав и свобод, законных интересов личности связано не только с общими условиями существования общества (экономическими, политическими и др.), сколько с юридическими средствами обеспечения, т.е. юридическим гарантированием.

М. С. Строгович указывал, что юридически гарантированные права заключены в самих правовых нормах, имеющих целью регулирование общественных отношений путем установления прав и обязанностей10.

Государство инициирует конституционное закрепление гражданских, социально-экономических, культурных и других прав по собственной воле, формируя посредством конституционных норм правовой статус личности. Между тем во взаимоотношениях гражданина с государством роль граждан не сводится к пассивному принятию и автоматическому декларированию государством в самостоятельном порядке его гражданского состояния. Индивид, вступая в устойчивые взаимоотношения с государством, наделяется определенной совокупностью прав, свобод, обязанностей.

При всей сложности реализации функций социального государства в современных условиях, как отмечается в литературе, без социальной защищенности невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и политических и личных. Из-за необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, недостойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, далеко не всегда доступны индивидуальные юридические гарантии прав и свобод.

Анализ этих и других положений, высказанных разными авторами, показывает, что

осуществление прав человека в России связано с созданием для личности и государства оптимальной социально-правовой среды. Здесь имеются в виду все правовые системы, регламентирующие правовой статус личности, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (с определением их значимости, границ использования, юридической силы и т.д.)11.

Следует отметить, что сложные процессы общественных преобразований при всей своей демократической и гуманистической направленности применительно к правам и свободам человека и гражданина обнажили старые и выявили новые болезни российского общества12. Ранее важнейшие права (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, объединение, собственность, свободу слова, совести и др.) открыто или закамуфлировано попирались тоталитарной системой. Теперь же при очевидных достижениях в реализации гражданами многих политических, личных и других прав и свобод появились издержки, злоупотребление, нерезультативность реализации прав, вызванные главным образом ослаблением системы их гарантий. Например, свобода слова используется для распространения заведомо недоступной информации, пропаганды худших образцов зарубежной культуры.

Большой ущерб правам и свободам личности наносят формально демократические, но надлежаще неуправляемые властью процессы, рассогласованность законодательства центра и регионов, нормативная неурегулированность на должном уровне порядка реализации прав, бюрократический произвол, некомпетентность и неисполнительность чиновников. Действующая Конституция подтвердила приверженность Российской Федерации следующей аксиоме правовой государственности, которая развивается в ответственности государства перед гражданами за нарушение их прав и свобод13. Демократический институт ответственности включает комплекс необходимых гарантирующих мер сугубо охранительного порядка (они будут рассматриваться далее) и некоторых мер, обеспечивающих (иногда в совокупности) наказание виновных, имущественную компенсацию, моральную реабилитацию, льготный режим для пострадавших и т.д.

Большинство советских ученых-правове-дов к юридическим гарантиям охраны (защиты) прав и свобод граждан предлагали отно-

сить правовые средства, препятствующие совершению лицами действий, которые нарушают и ограничивают права и свободы. Однако юридические гарантии охраны конституционных прав и свобод граждан нельзя сводить только к совокупности средств, предупреждающих и пресекающих нарушение этих прав со стороны других лиц. Юридические гарантии охраны прав и свобод призваны корректировать поведение гражданина в рамках определенных требований. Они предупреждают граждан и должностных лиц о возможности совершения неправомерных действий, нарушающих пределы реализации конституционных норм.

Таким образом, данный процесс должен быть сориентирован на строгое соблюдение конституционного принципа, согласно которому реализация прав и свобод одних граждан не должна нарушать прав других.

Специалисты полагают, что юридические гарантии сами по себе не могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, тем более защищать их от посягательств и нарушений. По мнению И. В. Ростовщикова, любые правомочия требуют специальной юридической поддержки. Для этого существуют юридические гарантии (гарантия «гарантий»), включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, т.е. законодательно закрепленные способы (средства, меры), которые призваны непосредственно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользование индивидом лежащих в их основе благ14. В этой связи заслуживает внимания высказанная в литературе мысль о том, что организационно-правовые средства являются «гарантиями гарантий» прав граждан. Гарантия в форме правовой нормы создает лишь правовую основу механизма реализации прав личности, но и для того чтобы этот механизм заработал, необходима эффективная деятельность соответствующих органов, и чем эта деятельность будет более организованной, тем выше будет эффективность реализации провозглашенных прав и свобод личности15. Совершенно очевидно, что каждый государственный орган (учреждение, организация), должностное лицо, призваны добросовестно исполнять свои функции, во всем соответствовать своему статусу.

Спорной, по нашему мнению, является позиция И. В. Ростовщикова о гарантиях защиты. Он считает, что гарантии защиты - это

и есть гарантии охраны. В связи с этим он делит гарантии прав и свобод на две группы: гарантии исполнения прав и свобод, т.е. юридические средства, обеспечивающие реализацию, и гарантии защиты прав и свобод, т.е. юридические средства, охраняющие их16. Думается, что под охраной понимаются меры, осуществляемые государственными органами, направленными на профилактику и предупреждение нарушений прав и обязанностей граждан, на устранение препятствий в реализации этих прав и обязанностей, на борьбу со злоупотреблением правами и свободами.

Понятие «охрана» означает деятельность, обеспечивающую нормальную реализацию субъективных прав и свобод. В этой деятельности первостепенное значение имеют предупреждение и недопущение возможных нарушений. Н. И. Матузов считает, что «охраняются права и интересы постоянно, а защищаются, когда нарушаются, защита есть мера охраны»17.

К гарантиям охраны основных прав и свобод граждан относятся правовые нормы, которые в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на предотвращение посягательств на эту группу прав и свобод. Юридические гарантии по охране и защите прав граждан выступают как механизмы, которые призваны обеспечить возможность реального осуществления контроля за соблюдением прав и свобод человека. Эти механизмы в равной мере касаются как гражданина по вопросам защиты своих прав, так и властных структур при выполнении конституционной обязанности по соблюдению и защите прав человека.

1 Мордовец А. С. Гарантии прав личности, понятие и классификация: лекция // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 275.

2 Воеводин Л. Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства. М., 1979. С. 107.

3 Халфина Р. О. Право и управление экономикой // Советское государство и право. 1986. № 2. С. 13.

4 Синюкова Т. В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 41.

5 См.: Гайнетдинов А. Н. Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 26.

6 Ростовщиков И. В. Права личности: их обеспечение и

защита органами внутренних дел. М., 1997. С. 77-90.

7 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995. С. 190-191.

8 Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 91.

9 Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 155.

10 Строгович М. С. Философия и правоведение // Советское государство и право. 1965. № 5. С. 80; Братусь С. Н. Указ. соч. С. 91.

11 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1978. С. 494; Иванов А. П. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан. Книга 1. Вып. 17. М., 1969. С. 107-122.

12 См.: Жуков В. И., Прохоров В. Л. Взгляд на Россию в первую половину 90-х годов // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 32-40.

13 Бойцова Л. Гражданин против государства? // Общественные науки и современность. 1994. № 4. С. 42-50; Мамин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности. // Государство и право. 1994. № 6. С. 23-32.

14 Ростовщиков И. В. Указ. соч. С. 77.

15 Права личности и деятельность органов внутренних дел по их обеспечению / под ред. X. А. Тимершина, И. В. Роставщикова. Уфа, 1997. С. 21.

16 Ростовщиков И. В. Указ. соч. С. 78.

17 Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 137.

Статья поступила в редакцию 2 июля 2010 г..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.