Научная статья на тему 'К вопросу о взглядах Д. А. Милютина на проблему патриотического воспитания офицерского корпуса российской армии'

К вопросу о взглядах Д. А. Милютина на проблему патриотического воспитания офицерского корпуса российской армии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таранова И. С.

В настоящей статье обозначена проблема патриотического воспитания русского офицерского корпуса в 70-е годы XIX века. Освещаются взгляды военного министра Д.А.Милютина на рассматриваемую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D.A.MILYUTIN'S VIEWS ON THE PATRIOTIC UPBRINGING OF THE OFFICER CORPS OF THE RUSSIAN ARMY

The problem of the patriotic upbringing of the Russian officer corps in 1870s is outlined in the paper. War Minister D.A.Milyutin's views on the problem given are dwelled upon.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взглядах Д. А. Милютина на проблему патриотического воспитания офицерского корпуса российской армии»

УДК 940.9

К ВОПРОСУ О ВЗГЛЯДАХ Д.А. МИЛЮТИНА НА ПРОБЛЕМУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКОЙ АРМИИ

© 2008 И.С.Таранова

Высшая школа приватизации и предпринимательства - институт, Самарский филиал

В настоящей статье обозначена проблема патриотического воспитания русского офицерского корпуса в 70-е годы XIX века. Освещаются взгляды военного министра Д.А.Милютина на рассматриваемую проблему.

Генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 - 1912) - яркая, драматическая фигура отечественной истории. Он не только прожил 96 (!) лет, но и обессмертил своё имя знаменитыми военными реформами1, что сыграли столь значимую роль в истории нашей Отчизны и её вооружённых сил . Анализ источников и

1 Милютин Дмитрий Алексеевич (1816 - 1912), генерал-фельдмаршал. Окончил Московский университетский благородный пансион, Императорскую военную академию Генштаба. Службу проходил в гвардейской кавалерии. С 1839 по 1845г. участвовал в боевых действиях на Кавказе. После этого состоял профессором Императорской военной академии. В 1856 - 1860 гг. являлся начальником штаба Кавказской армии. Около года - товарищ министра (заместитель, выражаясь современной терминологией). В конце 1861г. стал военным министром. Занимая столь высокий государственный пост, провёл широкие военные преобразования, идеи которых выносил и разработал самостоятельно (см.: Дневник Д.А.Милютина, 1873 - 1882. В 4 тт. / Ред., введ., биогр. очерк и коммент. П.А.Зайончковского. - М.: 1947 - 1950). В отставку ушёл по личному прошению в 1881году, после убийства Александра II. Крупный военный учёный и талантливый военный писатель. Один из основоположников русской военной науки. Трудами "Критические исследования значений военной географии и статистики", "Первые опыты военной статистики" заложил основы развития данной отрасли знаний в России. Ему принадлежит пятитомный труд " История войн России с Францией", после выхода которого в свет в 1850 г. была воскрешена память о

A.В.Суворове не только как о великом полководце, но и о тонком знатоке военной психологии, умелом воспитателе подчинённых.

2 См., например: Зайончковский ПА. Военные реформы Д.А.Милютина // Военно-исторический журнал, 1945.Т.2; Он же. Военные реформы 1860 - 1870 годов в России. -М.: 1952; Золотарёв В.А., Тюшкевич СА. Опыт и уроки отечественной военной истории. - М.: 1995; Золотарёв

B.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А.Военная история России. - М.: 2001; Золотарёв ВА. Военная безопасность государства Российского. - М.: 2001; Толмачёв Е.П. Александр II и его время: в 2 кн. - М.: 1998; Духовное наследие российской армии и современность. Материалы научно-практической конференции 23 апреля 1998г. - М.: и др.

литературы позволяет заключить, что прославленный генерал-фельдмаршал уделял в теоретической и практической деятельности пристальное внимание проблемам патриотического воспитания офицерского корпуса буквально до конца своих дней. Свидетельство тому - опубликованная в 1912 году в "Известиях Императорской Николаевской Военной академии" (№30) статья "Старческие размышления о современном положении военного дела в России" . Увы, она

4

увидела свет уже после смерти автора .

Анализ темы, сформулированной в названии статьи, сделан с опорой на его опубликованные дневники5. Дневники Д.А.Милютина мы можем отнести к группе дневников-

3 См.: Милютин Д.А. Старческие размышления о современном положении военного дела в России // Известия Императорской Николаевской академии. 1912. №30. - С.853 - 858.

4 Для современной историографии характерен тот факт, что Д.А.Милютин до конца дней своих уделял пристальное внимание проблемам патриотического воспитания офицерского корпуса. Этот факт нашёл некоторое отражение (см., напр.: Ипполитов Г.М. Русско-японская война (1904 - 1905гг.) // Вестник самарского государственного университета. 60-летию Победы посвящается: Исторический факультет. -Самара: Изд-во СГПУ, 2005). Насколько же он был прав, оценивая её. Взгляд сквозь десятилетия.

5 Небезынтересно, что публикация дневников и воспоминаний была начата вскоре после смерти генерала. В Томске, в 1919 г. маленьким тиражом вышел первый том "Воспоминаний" (Воспоминания генерал-фельдмаршала Д.А.Милютина. Т.1. Кн. 1, 2, 3. Под ред. засл. ординарного профессора Военной Академии Генерального штаба генерал-лейтенанта Г.Г.Христиани. - Томск: 1919), сразу ставший библиографической редкостью. В последующие годы вышли следующие тома (Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1816 - 1843. Под ред. доктора ист. наук, профессора Л.Г.Захаровой. - М.: 1997).

хроник, в которых, преимущественно по памяти, отмечаются существенные для автора события, являя собой форму самовыражения и самоутверждения.

Но не стоит классифицировать "Дневники" в качестве носителя научной информации по рассматриваемой проблеме. Они, в первую очередь, представляют собой уникальный исторический источник. Однако расценивать их просто как историографический факт, по нашему суждению, нельзя. Такая постановка вопроса не позволила бы увидеть "рациональные зёрна" по проблеме, сформулированной в названии статьи. А они в проанализированном литературном артефакте имеются.

Изучены также некоторые документы из личных фондов военного министра Д.А.Милютина, отложившиеся в Отделе рукописей (ОР РГБ)6.

Материал почерпнут и из его переписки, сохранившейся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ)7.

Разумеется, использованы историографические наработки предшественников8, среди которых следует отметить, в первую очередь, работы известного советского историка П.А.Зайончков-ского. Предметом его изучения стала деятельность военного министра Д.А.Милютина, о которой, так же, как о деятельности других государственных деятелей царской России, писать было не принято. Первой публикацией на эту тему стала статья "Военные реформы Д.А.Милютина"9, получившая положительный отклик в военных кругах10, что означало для автора поддержку в дальнейших изысканиях. Следующим шагом П.А.Зайончковского стал источниковедческий

6 Фонд 1004 (М.Е. и М.П.Ковалевские). Письмо Д.А.Милютина Головкину от 15 сентября 1882г. Д.4. Фонд 208. (А.В.Головнин). Письмо Д.А.Милютина А.В.Головкину. Д.143.

7 ОР РГБ. Фонд Д.А. Милютина. Картон 1. Д.14. Картон 12. Д.4.

8 См.: Золотарёв В.А., Тюшкевич С.А. Опыт и уроки отечественной военной истории. - М.:1995; Золотарёв В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. -М.: 2001; Золотарёв В.А. Военная безопасность государства Российского - М.: 2001; Толмачёв Е.П. Александр II и его время: в 2кн. - М.: 1998; Духовное наследие российской армии и современность. Материалы научно-практической конференции 23 апреля 1998г. - М.: 2000 и

др.

9 Зайончковский П.А. Военные реформы Д.А. Милютина // Вопросы истории. 1945. Т.2. - С.3-26.

10 См.: Военный вестник. 1946. №5-6. - С.58.

обзор фонда Д.А.Милютина в рукописном собрании Ленинской библиотеки11, а затем публикация его дневников12.

Анализ рассматриваемой проблемы начнём с констатации следующей позиции: повышенный интерес именно к теме патриотического воспитания русского офицерского корпуса вызван следующими обстоятельствами:

1. Позорным поражением России в Крымской войне (1853 - 1856 гг.), показавшем все изъяны в состоянии морального духа офицерства.

2. Сложностью конкретно-исторической обстановки, в которой протекала военная реформа.

3. Допуском в ряды офицерского корпуса, по ходу реформы, большого количества разночинных элементов, что накладывало специфический отпечаток на ментальность офицерской корпорации.

4.Пониманием Д.А.Милютиным комплекса проблем, связанных с человеческим фактором и их обострением по ходу военной реформы.

5. Архитектор военных преобразований Д.А.Милютин являлся идеологом либерально-монархического направления. Он опирался на опыт суворовской системы воспитания духовности, развивал идеи о необходимости умственного, нравственного и физического развития солдат, распространения грамотности в войсках, внедрения в практику принципа - учить тому, что необходимо на войне. Особенно ярко это проявилось в его фундаментальном труде "История войны России с Францией в царствование Императора Павла I в 1799 году" (в 5 томах)13. Это исследование

11 Краткий указатель архивных фондов Отдела рукописей // Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина; Под ред. П.А.Зайончковского, Е.Н.Коншиной. - М.: 1948.

12 Дневник Д.А.Милютина, 1873 - 1882: В 4т. / Ред., биограф. Очерк и примеч. П.А.Зайончковского. - М., 1947 - 1950.

13 Подчеркнём, что за этот фундаментальный труд, положивший начало научному изучению отечественной военной истории, при вторичном его издании (1857 г.) Академия наук, присудила Милютину высшую награду - полную Демидовскую премию, избрала его членом-корреспондентом, а затем и почётным членом. В награду за этот же труд он получил бриллиантовый перстень с вензельным изображением имени Его Величества. "История войны 1799г." была

явилось крупнейшим вкладом в русскую историческую науку и послужило началом научного изучения военной истории. Работа Д.А.Милютина вызвала восторженные отзывы современников, даже такого выдающегося историка, каким был Т.Н.Грановский. "Первые три тома, - писал он Е.Ф.Коршу, - я прочёл с жадностью и наслаждением. Вот книга, так книга"14. А в рецензии, помещённой в "Мос-ковских ведомостях", Т.Н.Грановский подчёр-кивал: "Книга принадлежит к числу тех, которые необходимы каждому образованному русскому, и займёт, без сомнения, весьма почётное место в общеевропейской литературе"15. Снабжённая большим научным аппаратом, она не потеряла своего значения и в настоящее время как одно из лучших исследований о Суворове.

Текстологический анализ источников личного происхождения (Д.А.Милютина), указанных выше в затекстовых примечаниях, показывает, что генерал-фельдмаршал подходит к теме военно-специальной подготовки офицерства через призму повышения уровня морального духа. Именно здесь и возникает в его суждениях дефиниция "верность престолу", которую он отождествляет с верностью Отечеству. Здесь и нашла полное отражение мировоззренческая позиция Д.А.Милютина.

Особенно в данной связи, что представляется принципиальным подчеркнуть, он уделял внимание укреплению духа взаимовыручки офицерского состава. Д.А.Милютин отмечал, что воспитательное значение товарищества, составляющее нравственную силу среди военных, было лучшей гарантией против поступков, несовместимых с достоинством офицера, и именно в этом находят проявление патриотические верноподданные чувства офицерской корпорации16. При этом генерал-фельдмаршал самое пристальное внимание уделял проблеме формирования пат-

переведена на французский и немецкий языки. В 1866 г. Санкт-Петербургский университет поднёс Д.А.Милютину звание доктора русской истории honoris causa. Ему принадлежит заслуга в создании новой отрасли научно-военной статистики. Даже теперь, спустя полтора века, его труды не утратили научной ценности (См. Ольховский Е.Р. Петербургские истории. Город и интеллигенция в минувшем столетии (1810 - 1910г). - СПб.: Изд-во Куль-тИнформПресс, 1998. - С.192).

14 Цит. по: Соч. Грановского Т.Н. - М.: 1892. - 4.IL -С.314.

15 ОР РНБ. Ф.208 (А.В.Головнин). Д.143. Лл 1 - 4 об.

16 Там же.

риотизма посредством изучения офицерами военной истории. По его оценке, изучение военной истории развивало у военнослужащих патриотические чувства, воспитывало их на боевых традициях, а изучение служебно-боевой деятельности обеспечивало формирование тактического мышления и других боевых качеств.

Однако, когда многое, созданное Д.А.Милютиным, подверглось критике, а затем и ломке, он сделал попытку выступить на защиту своих идей. В 1882 году на страницах "Вестника Европы" начал печатать статью "Военные реформы в царствование Императора Александра II", но прервал печатание, так как счёл, что в этом акте протеста увидят попытку к самозащите. С тех пор в течение 30 лет не проронил ни слова. Отрывки из статьи, проанализированные нами, показывают, что Д.А.Милютин по-прежнему придавал значение проблеме привития патриотических чувств офицерству через воспитание историей.

Особое значение имеет анализ первого тома "Дневника" Д.А.Милютина (1873 - 1878 гг.), в котором он подробно рассказывает о ходе подготовки закона о воинской повинности, обсуждение его в Государственном совете, о той борьбе, которая развернулась вокруг данного законопроекта. Например, жёстко оппонировал военному министру министр иностранных дел князь Горчаков. Он считал, что привлечение в состав армии представителей образованных классов может оказать "вредное влияние на дисциплину и дух войск17. Как явствует из текстологического анализа "Дневника", Д.А.Милютин не согласился с таким мнением, что, собственно говоря, нашло отражение в практической деятельности в ходе проведения военной реформы.

Другой проблемой, которая нашла отражение на страницах дневника Д.А.Милютина, стала тема воспитания и образования будущих офицеров. Реформирование системы военного образования выступало в качестве основной деятельности военного министра, поэтому записи в дневнике показывают конкретные шаги в данном направлении. Результат преобразований вполне удовлетворил генерал-фельдмаршала. Он, в частности, отме-

17 Дневник Д.А. Милютина. - М.: 1947. Т.1. - С.43.

чал повышение интеллектуального уровня в войсках. А это всё больше становилось одним из необходимых условий совершенствования организаторской и воспитательной работы в войсках, по мобилизации их на успешное решение поставленных задач. Не случайно, автор "Дневников" пускается в рассуждения, правда довольно тяжеловесные по стилю, что современным языком можно обозначить как "человеческий фактор". И в таких рассуждениях вновь возникает дефиниция "верность престолу и Отечеству". Как видно, престол "стоит" на первом месте.

В дневниках Д.А.Милютина нашла отражение забота о повышении уровня образования офицерских кадров. Здесь просматривается позиция реформатора по ряду вопросов, связанных с подготовкой военных кадров, которые имеют как непосредственное, так и опосредованное отношение к рассматриваемой теме. Главными идеями можно, по нашему суждению, считать в свете вышеизложенного следующие: отделить заведения, имеющие общевоспитательную цель, от тех, которые должны давать молодым людям специальное военное образование; каждому из этих двух видов заведений определить устройство и направление, которые указываются целью заведения и возрастом воспитанников; приблизить учебные заведения к практическим задачам; рационально использовать материальные средства, выделяемые на содержание военно-учебных заведений.

В контексте анализируемой нами проблемы небезынтересно отметить следующий факт: Д.А.Милютин не скрывал на страницах дневника своей иронии относительно существовавших форм и методов церковного воздействия на людей, в том числе и в армии. Показательными в этом плане являются его отдельные критические выводы в отношении многочисленных молебствий, церковных парадов и внешнего облика отдельных православных церквей. 30 июля 1887 года он записал: "Редкий день проходит без молебствий по тому или другому поводу. Сегодня утром перед строем государева конвоя я должен был громогласно прочесть телеграмму Тергука-сова; затем обычные крики "ура!!!" - и молебствие"18. Как видно, военный реформатор не мог терпеть в проводимых мероприятиях элементов казёнщины и формализма.

18 Дневник Д.А. Милютина. 1873 - 1875. - М.: 1947. -Т.1. - С.154.

Вместе с тем, он с большой теплотой отзывается о богослужении 12 апреля 1877 года, проведённом архиепископом Павлом. "В этой церемонии было столько торжественности и глубокого значения, что многие из присутствовавших, начиная с самого государя, были растроганы до слёз; да и сам архиепископ едва договорил сквозь слёзы последние слова"19. Следовательно, у нас нет оснований говорить о нигилистическом отношении Д.А.Милютина к деятельности Русской православной церкви и армии. Но, видимо, в поднятой нами проблеме появляется самостоятельное дискуссионное поле. В изложенном выше - весь Д.А.Милютин с его противоречивостью.

Исследование источников и литературы, упомянутых выше, позволяет выявить один оригинальный аспект рассматриваемой проблемы. Анализ Русско-турецкой войны привёл Д.А.Милютина к признанию некомпетентности высшего командного состава, особенно представителей царской семьи, деятельность которых в театре военных действий вызвала возмущения в армии. В то же время, военный министр неоднократно отмечал высокий уровень патриотизма действующей армии, на фоне которого контрастно выглядело слабое руководство. Сам Дмитрий Алексеевич не имел возможности повлиять на ситуацию, его рекомендация о назначении Н.Н.Оберучева на пост начальника штаба была отклонена.

В целом, анализируемые воспоминания дают возможность представить взгляды данного либерального государственного и военного деятеля, верно уловившего просчёты и ошибки в управлении войсками. Однако автор не употребляет выражения "патриотическое воспитание", не пытается выдать научных рекомендаций по его укреплению. Хотя рассуждения именно по данной проблеме, если посмотреть под современным углом зрения, больше в опосредованной, нежели непосредственной форме, у Д.А.Милютина присутствуют.

Таким образом, можно вынести в качестве резюмирующих суждений следующие положения:

19 Дневник Д.А. Милютина. 1876 - 1877. - М.: 1949. -Т.2. - С.190.

1. Д.А.Милютин, не употребляя дефиниции "патриотическое воспитание офицерского корпуса", вёл речь именно о нём, но в присущем тому времени стиле.

2. Для генерал-фельдмаршала патриотизм офицеров - это, прежде всего, "верность престолу".

3. Патриотизм офицеров немыслим без высокого уровня их военно-профессиональной подготовки. В противном случае он превратится лишь в красивую фразу, годную только для плац-парадных франтов.

4. Начинать формирование офицера-патриота следует в стенах военно-образовательных учреждений.

D.A.MILYUTIN'S VIEWS ON THE PATRIOTIC UPBRINGING OF THE OFFICER

CORPS OF THE RUSSIAN ARMY

© 2008 I.S.Taranova Samara Branch of Higher School of Privatization and Business

The problem of the patriotic upbringing of the Russian officer corps in 1870s is outlined in the paper. War Minister D.A.Milyutin's views on the problem given are dwelled upon.

5. Воспитание военной историей, по Д.А.Милютину, - одно из направлений воспитания офицера-патриота.

6. Тот факт, что консерваторы после отставки генерал-фельдмаршала стали резко критиковать его военно-теоретические наработки, свидетельствует о прогрессивности взглядов Д.А.Милютина.

7. Несмотря на наличие историографических наработок, рассматриваемая тема требует переосмысления с позиций современной исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.