Научная статья на тему 'К вопросу о взаимовлиянии и взаимообусловленности понятий «Отчуждение» и «Одиночество»'

К вопросу о взаимовлиянии и взаимообусловленности понятий «Отчуждение» и «Одиночество» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
649
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курицына О. В.

Представлены теоретические подходы к пониманию одиночества и отчуждения, их взаимовлияния и взаимообусловленности. Отражена актуальность и необходимость их изучения. В хронологическом порядке представлены взгляды мыслителей на природу возникновения интереса к проблемам человека, его отношений к себе и к другим, а также сформулированы различные определения одиночества, предполагающие разностороннее понимание изучаемого феномена, разграничение видов состояний одиночества по внешним объективным, поведенческим проявлениям и внутренним субъективным переживаниям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимовлиянии и взаимообусловленности понятий «Отчуждение» и «Одиночество»»

УДК 159.923

О. В. Курицына

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОВЛИЯНИИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ПОНЯТИЙ «ОТЧУЖДЕНИЕ» и «одиночество»

Представлены теоретические подходы к пониманию одиночества и отчуждения, их взаимовлияния и взаимообусловленности. Отражена актуальность и необходимость их изучения. В хронологическом порядке представлены взгляды мыслителей на природу возникновения интереса к проблемам человека, его отношений к себе и к другим, а также сформулированы различные определения одиночества, предполагающие разностороннее понимание изучаемого феномена, разграничение видов состояний одиночества по внешним объективным, поведенческим проявлениям и внутренним субъективным переживаниям.

Одиночество - результат устойчивых проявлений социальных взаимодействий, при которых отражается конфликтность природы человеческого существования и противостояние индивидуального самовосприятия. Одиночество с научной точки зрения - одно из наименее разработанных социальных понятий, трудность понимания которого заключается в сложности обоснования социальной природы возникновения данного состояния, а также особенностей его «обострения» в моменты осуществляемых преобразований российского общества. Одним из оснований для ее изучения может служить то обстоятельство, что одиночество не является индивидуализированной проблемой людей, по тем или иным причинам не сумевших адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, превратившись тем самым в серьезную социальную проблему, от благополучного разрешения которой не в последнюю очередь зависит здоровье и процветание всего общества. Данный термин введён в научный оборот философами при анализе человека, его индивидуальных особенностей и личностных проявлений, осмыслении его предназначения на земле и в мире, при интерпретации степени влияния прошлого, настоящего и будущего на жизнь и самоопределение человека.

Интерес к изучению человека проявляется еще в трудах философов античности1, взгляды которых основаны на убежденности в том, что человека следует рассматривать в неразрывной связи с его ближайшим окружением, неполноценность отношений с которыми «подрывает» уверенность человека в себе и в своих силах, порождает различного рода страхи.

В средневековье человек трактуется в рамках христианской теологии как личность, созданная по образу и подобию Божьему (Тертуллиан, Боэций, Ришар Сен-Викторский, Александр из Гэльса, Фома Аквинский). В эпоху Возрождения понятие личности приобрело статус яркой, многосторонней индивидуальности, способной к самореализации. В Новое время понимание личности развивалось под влиянием взглядов Декарта, Лейбница,

1 Платон Диалоги / Пер. с древнегреч.; Сост., ред и авт. вступительной статьи А.Ф.Лосев; Автор примеч. А. А. Тахо-Годи. - М., 2000.; Аристотель Исследование о душе. / Пер. с греч. В. Снегирева. - Казань, 1885.; Аристотель Поэтика / Пер., введ. и примеч. Н.И. Ново-всадского. - Л., 1927.

Локка, Канта, Паскаля, Спинозы, Д. Юма, Гольбаха1, в работах которых раскрываются особенности «внутреннего мироощущения» отдельного индивида с позиций анализа их желаний, стремлений и реальных возможностей, а также внешние факторы воздействия, негативно сказывающиеся на поведении людей.

С введением в научный оборот понятия «отчуждение» интерес стали представлять межличностные и внутриличностные отношения, в ходе которых преобладает отстраненность, чуждость по отношению к кому - либо и к самому себе. Впервые теоретический анализ проблемы отчуждения был произведен Ж.Ж. Руссо, выдвинувшим идею социальноэкономических источников отчуждения.

Иной подход к проблеме отчуждения предложил Гегель, рассматривавший весь мир, природу и общество, как различные формы отчужденного духа или идеи. Отчуждение, согласно Г. Гегелю, является диалектическим моментом различия, разделения между субъектом и сущностью.

К. Маркс делает акцент на значении отношений между человеческим бытием, проявленном в производственных отношениях, и природой общественного и, следовательно, индивидуального развития. По мнению К. Маркса, отчуждение - результат трансформации человеческих взаимоотношений в процессе развития общества и изменения системы социально-экономических отношений в нем.

По самому общему философскому определению, отчуждение - это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности2. «Отчуждение, — говорится в «Философском словаре», — есть фундаментальная тенденция современной эпохи, выражение несвободы личности, имеющее разные аспекты: экономический, политический, социальный, экологический, технологический, духовный - т. е. выступает как синтетическая категория, резюмирующая диагноз болезни современной циви-лизации»3.

Отчуждение и одиночество - достаточно близкие понятия, характеризующие определенный уровень взаимоотношений человека с миром (в этом их основное сходство), и не всегда приводящие к общему результату. Точнее, отчуждение - скорее некий процесс, тогда как одиночество в большинстве своем - результат.

В ходе последующего изучения и сопоставления данных категорий стало ясно, что как бы они не рассматривались различными научными деятелями вне зависимости от направления и интересов, они не подлежат «раздельному» рассмотрению, так как тесным образом связаны между собой и непосредственно вытекают один из другого.

В большинстве случаев, в работах как западных, так и отечественных исследователей проблема отчуждения трактуется исходя из классических работ К. Маркса и Ф. Энгельса, тогда как проблему одиночества связывают с философией С. Кьеркегора, М. Хай-

1 Гоббс Т. Избранные произведения. / Пер. с лат. и англ., вступ. статья В.В. Соколова. -М., 1964.; Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. и лат., ред. и вступ. статья В.В. Соколова - М., 1950.; Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья и коммент. Ю.А. Гинс-бург - М., 1899.; Спиноза Б. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. статья В.В. Соколова - М., 1957.; Юм Д. Трактат о человеческой природе: Пер. с англ. - М., 1995.; Гольбах Система природы или о законах мира физического и мира духовного/ Пер. с фр. П. Юркевича, вступ. статья А. Деборина - М., 1924.

2 Афанасьев П.Н. Отчуждение личности в сфере высшего образования (на примере студенческой молодежи): Дис... канд. социол. наук. - Казань, 2005.

3 Философский энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 456.

деггера, Ж.П. Сартра, А. Камю, экзистенциальный аспект интерпретации переживаний которых характеризует наличие «разрыва» личности с существующей реальностью, а также расположенность индивида внутри напряженных жизненных коллизий.

Так, например, С. Кьеркегор трактует одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога; предельная форма выражения самосознания, яркими проявлениями которого являются чувства отчаяния и тревоги, в то время как «устойчивая позиция «я» сводится к вечному молчанию».

В своей работе «Несчастнейший» Кьеркегор проводит анализ эмоций и чувств людей, сравнивает их с «одинокими птицами в ночном безмолвии, собравшимся один - единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени»1.

Одиночество в понимании Ж.П. Сартра - состояние, сопровождаемое постоянным изучением себя, при котором мысли человека не имеют общей логической основы, а его существование, характеризует своеобразное проявление особенностей одинокой личности, для которой свойственна неуравновешенность и отсутствие уверенности в собственной привлекательности.

Одинокого человека отличает состояние «отсутствия себя» или растворение среди других, некая «безоблачность», которая способствует отходу от реальности; отсутствие единения мыслей с другими людьми, для него чуждыми.

А. Камю при описании индивидуальности человеческого восприятия мира оперировал понятиями: «размеренность и спокойствие». Его понимание действительности отличается своеобразным представлением индивида в системе общественных отношений при описании взаимной чуждости человека и природы его существования.

А. Камю стремился охарактеризовать неполноценность и несовершенство всего общества через описание трагичности и неизбежности судьбы персонажей, проанализировать своеобразие образующегося «братства», члены которого объединены единым чувством одиночества и включают тех, кого «разлучило» общество.

Одиночество для А. Камю - состояние некоторой обреченности, которую люди вынуждены переживать в тесном соприкосновении с телесными рамками реальности. Тем не менее, по мнению А. Камю, одиночество - рай, о котором можно только мечтать.

В целом, произведения А. Камю отражают противоречивость человеческого сознания, его несоизмеримую тягу к познанию противоречивости индивидуального существования в мире общественных отношений.

В работах некоторых российских философов понимание особенностей человеческого существования происходит за счет изучения проблем жизни и смерти, свободы и выбора, любви и одиночества и предполагает выдвижение суждения о первичности существования перед сопровождающими его мыслительными процессами. Так, Н. Бердяев характеризует существование как особый мир «Я», в котором последнее существует, изначально предшествуя иным элементам бытия.

Противоречивость «Я» предполагает его близость к «Я» другого в ходе которой устанавливается общность понимания и однотипное восприятие социальной действительности. При этом анализируется противоречивость сознания: как творца «Я» и как некоторого регулятора состояния одиночества.

1 Кьеркегор С. Несчастнейший. - Северные цветы, кн. 4. - Спб., 1908. - С.38.

Разносторонний анализ человеческого «Я» предполагает разграничение таких понятий, как уединенность и одиночество. Уединение - предполагает отстраненность при наличии возможности в любой момент вернуться в «мир других», тогда как одиночество -невозможность ассоциировать единоличную категорию «Я» с множественным пониманием «Мы».

Взаимодействие «Я» и «Мы» отражает особый порядок бытия, при котором данная связь характеризует вполне понятный способ существования в мире. Одиночество, возникающее при нарушении контактивной гармоничности, рождает, по мнению Н. Бердяева, личность, для которой характерна чуждость окружающего ее мира и осознание отстраненности других.

Немаловажным является рассмотрение выделенных Н. Бердяевым типов одиночества: абсолютное и относительное одиночества. Первый тип характеризует безграничность внутренних переживаний и всю трагичность возникающего положения, тогда как второй может быть оценен и с положительной стороны, как более высокое состояние «Я», возвышающееся над объективным миром, «рост души» и «отход от социальной обыденности»1.

По мнению Н. Бердяева, одиночество - явление социальное, так как предполагает потребность в общении и характеризует недостатки общественного развития, а также определяет не точное отражение «Я» в сознании другого, приводящее к искаженному восприятию «Я», к чувству непонимания и отдаленности.

Именно в таком понимании представленный феномен начинает рассматриваться в 60-90-е гг. Д. Рисменом, Р. Вейсом, К. Мустакасом, Д. Макгроу, Л. Пепло, П. Слейтером .

Одиночество в понимании Л. Пепло, М. Мицелли и Б. Мораш есть некая раздвоенность состояния, внутреннее проявление эмоциональной изоляции, характерной чертой которой является тревожное беспокойство и внешнее проявление социальной изоляции с наличием ощущения намеренного отторжения3.

Устойчивость данного состояния, по их мнению, можно объяснить за счет обращения к постоянным причинам его проявления, анализирующим возможность регулирования общественных отношений, подведение взглядов под определенный стандарт, к которому человек впоследствии стремится. Основной причиной проявления одиночества является возникновение стремлений к наличию удовлетворительных взаимоотношений в ходе оценочных сравнений с прошлым опытом при использовании отдельных измерителей (личностной или ситуативной причинности, постоянной или изменяющейся во времени стабильности в отношениях и способности контролировать свое поведение). Следовательно, одиночество - особое замкнутое эмоциональное состояние, характеризующееся неудовлетворенностью в существующих социальных взаимоотношениях, способствующей проявлению чувств никчемности и заниженной самооценки.

Одиночество - отрыв от прошлого, потеря настоящего и осознание своей ненужности в будущем.

1 Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения [ Электрон. ресурс] URL: - http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/03.html

2 Weiss R. S. (Ed.) Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. - Cambridge: MIT Press, 1973; Moustakas C.E. Loneliness. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice - Hall, 1961; L. A. Peplau & D.Perlman (Ed.) Loneliness. A Source - book of Current Theory, Research and Therapy. - New York: John Wiley & Sons, 1982; Reisman D., Denney R.& Glazer N. The Lonely crowd. - New Haven: Yale University Press, 1955; Slater P.E. The pursuit of loneliness. - Boston: Beacon Press, 1976.

3 Пепло Л., Мицелли М., Мораш Б. Указ. соч. - С.169 - 185.

Вейс, например, трактует одиночество не только как элемент развития личности или же ситуативный фактор. Одиночество - продукт комбинированного влияния, возникающий в результате взаимодействия личности и среды существования и характеризующий социальные отношения, которые не имеют достаточной силы для удовлетворения основных социальных запросов личности.

Одиночество Вейса - нормальная реакция на отсутствие удовлетворенности от взаимодействия с окружающей средой; состояние, переживаемое многими людьми на протяжении всей их жизни.

Одиночество - показатель общества в целом, продукт социальных сил, находящийся вне личности1.

Интерес к проблеме одиночества связан с анализом социальных преобразований, изменяющих общество и всю систему социального взаимодействия, позволяющих определить пространство существования личности и охарактеризовать в ней возникающую ущербность и недостаточность при отсутствии общности с определенной группой и обществом в целом.

Трудность в ее понимании заключается в сложности обоснования социальной природы возникновения данного состояния, а также особенностей ее «обострения» в периоды осуществляемых социальных преобразований, но данное обстоятельство не должно служить препятствием для их всестороннего изучения в дальнейшем.

© О. В. Курицына - асс. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.

1 Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 165-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.