Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии власти и гражданского общества посредством сети Интернет'

К вопросу о взаимодействии власти и гражданского общества посредством сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
864
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии власти и гражданского общества посредством сети Интернет»

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

127

А.В. ПРОЗОРОВА

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В последние годы отмечается значительный рост политической и социальной активности российских граждан. Тенденция к отделению власти от общества, которая длительное время наблюдалась в стране, политическая индифферентность и пассивность основной массы населения постепенно сменяются стремлением к конструктивному диалогу с органами власти. Активными темпами развиваются институты гражданского общества.

Важным фактором развития этих процессов становится стремительный рост Интернета как пространства самоорганизации граждан. Самые заметные общественные инициативы осуществляются с помощью интернет-коммуникаций. Интернет-аудитория стремительно растет.

Доля россиян, использующих доступ в Интернет ежедневно, выросла с 2006 года в 4,5 раза — с 5 до 23%. Месячных пользователей за этот же период также стало больше — 38 вместо 22%. За последние четыре года вдвое увеличилось количество россиян, использующих Интернет для общения (чаты, форумы и т. п.), — с 20 до 39%.

По официальным данным, российская блогосфера увеличилась в 2 раза только с 2008 по 2009 год1.

Очевидно, что развитие Интернета — это та тенденция, которая в ближайшие годы будет только усиливаться. В связи с этим все более актуальным становится вопрос о способах взаимодействия власти и граждан посредством сети Интернет.

Своеобразным толчком к такому взаимодействию послужило принятие в 2002 году Правительством РФ Постановления №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 —

2010 годы)», которая в качестве одной из целей предусматривает повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.

Данная программа помимо всего прочего предусматривает обязанность органов власти использовать сеть Интернет для размещения информации о своей деятельности. Эта обязанность закреплена и в федеральных законах. В частности, федеральными законами «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного

1 См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010.

Г Л

При отсутствии

правового

регулирования

неформальной

коммуникации

власти и граждан

в Интернете как

предупредить

возможные

провокации и

нечестные методы

политической

конкуренции?

V_________________J

128

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

самоуправления»1 и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»2 предусмотрена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и судов создавать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Таким образом, с 2010 года каждый орган власти обязан иметь официальный сайт. Однако не все органы власти данное требование исполнили.

Так, с декабря 2011 по февраль 2012 года Фонд Свободы Информации (ранее известный как Институт Развития Свободы Информации) провел восьмой по счету ежегодный мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Объектом исследования выступили 75 официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Предметом исследования является соответствие официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти:

— Федеральному закону от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об

обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»3;

— Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»4;

— Указам Президента РФ от 10 августа 2011 года, устанавливающим перечни размещаемой в Интернете информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ5;

— Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти»6.

По результатам данного исследования был составлен итоговый сводный рейтинг информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2012 году.

1 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Российская газета. 13.02.2009.

2 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 №262-ФЗ (в ред. от 28.06.2010) // Российская газета. 26.12.2008.

3 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Российская газета. 13.02.2009.

4 Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 30.11.2009. № 48.

5 СЗ РФ.15.08.2011. № 33.

6 Российская газета. 27.01.2010.

Насколько

российские

власти

заинтересованы в том, чтобы такая форма коммуникации получила широкое

распространение?

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

129

Первое место в данном рейтинге занимает Федеральное агентство связи Российской Федерации. Коэффициент его информационной открытости — 95.049%. На последнем месте Федеральная служба по аккредитации Российской Федерации. Официального сайта у данного органа исполнительной власти нет1.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет также состав информации, которая должна быть размещена на сайте.

В соответствии со статьей 13 данного закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления;

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

1 Результаты мониторинга официальных сайтов органов исполнительной власти // Фонд свободы информации. URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/1613 (дата обращения: 23.09.2012).

J L

Органы власти взаимодействуют с обществом путем информирования граждан в Интернете о своей деятельности, предоставления госуслуг в электронной форме, введения механизма обратной связи, организации площадок для дискуссий, а также в неформальной форме - через блоги.

и________________________________________________г

130

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления1.

По данным Фонда свободы Информации, наиболее представленными блоками информации на официальных сайтах органов власти являются общая информация о федеральных органах исполнительной власти, структура федеральных органов исполнительной власти, сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере их основной компетенции, сведений о деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также кадровое обеспечение федеральных органов исполнительной власти. Перечисленные выше сведения представлены на сайтах ФОИВ в среднем в объеме 70-77%.

В то же время сведения о государственных информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, сведения о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также сведения о бюджете ФОИВ представлены на официальных сайтах в меньшей степени. Степень присутствия этих сведений колеблется в пределах 4749%. Именно к этим, наиболее закрытым от общественного контроля, сведениям ведомства предоставляют доступ особенно неохотно2.

Кроме того, недостаточно развита и интерактивная составляющая на сайтах органов власти. Не хватает электронных форумов, тематических дискуссий и других площадок, где граждане могли бы взаимодействовать с властью. Но есть и положительные примеры: на официальном веб-сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры уже несколько лет работает «Дискуссионный клуб» и ведутся обсуждения актуальных проблем округа. Но это скорее исключение, чем правило3.

Увеличение роли Интернета как способа взаимодействия власти и граждан нашло свое отражение и во введении в Российской Федерации системы электронного правительства, т.е. перехода на предоставление государст-

1 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 №262-ФЗ (в ред. от 28.06.2010) // Российская газета. 26.12.2008.

2 Результаты мониторинга официальных сайтов органов исполнительной власти // Фонд свободы информации. URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/1613 (дата обращения: 23.09.2012).

3 См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010.

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

131

венных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти1.

Понятие «электронного правительства» в законодательстве не закреплено. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», упоминая об использовании и развитии инфраструктуры электронного правительства, не дает его определение. По мнению Юрасова А.В., электронное правительство представляет собой систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества2.

Иными словами электронное правительство представляет собой систему, при которой личное взаимодействие граждан и государства минимизировано, а государственные услуги оказываются преимущественно в электронной форме.

В соответствии с ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме представляет собой предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями3.

Понятие единого портала государственных и муниципальных услуг закреплено в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». в соответствии с данным актом единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

1 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // СЗ РФ.04.02.2010. № 5.

2 Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства. URL: http://elcom.psuti.ru/content/other/?ID = 834 (дата обращения 16.09.2012).

3 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 02.08.2010. № 31.

132

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi. ш начал свою работу с января 2010 года и уже пользуется популярностью среди граждан. С апреля 2010-го по сентябрь 2011 года свои «Личные кабинеты» на Портале зарегистрировали более 1 млн пользователей1. Наибольший интерес вызывают такие услуги, как регистрация автомобиля, подача налоговой декларации, постановка в очередь в детский сад, назначение пособий и льгот, получение паспорта и назначение пенсии2.

Стоит отметить, что помимо числа официальных запросов в органы власти растет количество и так называемых неформальных обращений. За последние годы появился новый механизм «подачи сигнала» власти — написать в блог президента Российской Федерации Д.А.Медведева. Практически все серьезные акции в Интернете параллельно со сбором подписей, написанием заявлений, применяли и этот новый способ влияния3.

Данный вид обращений постепенно приобретает все большую популярность. Скорее всего, это связано с тем, что власть уже не раз реагировала на выступления людей в сети. Однако, очевидно, что механизм такого рода запросов законодательством никак не урегулирован, в связи с чем они не являются обязательными для ответа. Это, безусловно, порождает ситуацию, когда органы власти отвечают только на удобные для них обращения, оставляя без внимания остальные.

Весьма показательным в этом отношении является опыт США. На сайте Белого дома реализуется программа «Мы — люди. Ваш голос в нашем правительстве». Суть данной программы заключается в следующем. Каждый гражданин старше 13 лет может оставить свое обращение к администрации президента с просьбой принять меры по какому-либо волнующему ему вопросу. На каждое обращение, которое соберет более 25000 подписей, администрация обязана дать официальный ответ4.

Нечто подобное попытались осуществить и в России. С октября 2011 года действует интернет-портал «Большое правительство», созданный по инициативе президента. Там любой пользователь может принять участие в дискуссии по актуальным политическим темам. Президент готов давать ответы или поручения на те вопросы, по которым приходит наибольшее число обращений.

Таким образом, Интернет становится важнейшим средством взаимо-

1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2011 г.). М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. С. 85.

2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010.

3 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009.

4 We the people. Your voice in our government // The White House. URL.: https:// wwws.whitehouse.gov/petitions (дата обращения: 15.11.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J L

Сеть Интернет постепенно становится основным средством взаимодействия власти и общества, как это и было предусмотрено в федеральной целевой программе «Электронная Россия».

и________________________________________________г

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

133

действия власти и общества, постепенно вытесняя собой все остальные. Посредством сети Интернет представители общественности обращают внимание органов власти на наиболее актуальные и важные проблемы. Такие резонансные акции, как протесты против строительства дороги через Химкинский лес и против насилия над детьми в Боголюбовском монастыре показали, что проявление гражданской позиции через Интернет позволяет добиться результата. С недавнего времени самые общественно значимые законопроекты выкладываются в Интернет для публичного обсуждения. Так, например, ФЗ «О полиции» был принят с учетом предложений, внесенных общественностью. Через Интернет оказываются государственные услуги. Очевидно, что сеть Интернет постепенно становится основным средством взаимодействия власти и общества, как это и было предусмотрено в федеральной целевой программе «Электронная Россия».

Л. А. ШЕХОВЦЕВА

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

БЛОГОСФЕРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ БРЕНДОВ

Блогосфера - наиболее динамично развивающийся сегмент сети Интернет в России. Созданная в нашей стране 1 февраля 2001 года стараниями энтузиастов, эта система насчитывает на настоящий момент около 8 млн пользователей. Как важный элемент информационного общества блогосфера анализируется целым рядом дисциплин. Интерес к ней специалистов в области политических наук обусловлен тем, что социально-политический контент в системе дневников-блогов является ключевым1.

Для дальнейшей научной работы в этом направлении представляется важным проанализировать уже существующие публикации по этой теме, раскрыть смыслы, вкладываемые в понятие «блогосфера». Практическая значимость статьи заключается в систематизации возможных моделей использования системы блогов миром политики.

Что представляет из себя блогосфера, каковы возможности ее использования, перспективы развития, уровень влияния на реальные политические практики и условия регулирования — основные вопросы, которые ставят перед собой ее исследователи. Более полно эти проблемы разрабатываются западными специалистами, что не в последнюю очередь обусловлено задержкой появления системы блогов в России2. Можно выделить работы аналитиков Джеффри Хеннинга, Лады Адамик и Натали Гланс, специалистов по

1 Согласно исследованию самые популярные слова в блогосфере: «президент», «правительство», «министры». См.: А. Амзин. Блогосфера по-гарвардски // Лента.ру от 18.05.2010. URL: http://lenta.ru /columns/2010/05/18/harvard/

2 Первый портал Blogger, давший толчок созданию блогосферы появился еще в августе 1999г., а в ноябре 2000 г. с обсуждения «флоридского кризиса» в блоге журналиста Джоша Маршалла начался процесс их политизации.

f \

Что такое политический бренд?

V_____________J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.