Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии при выявлении незаконной добычи водных биоресурсов'

К вопросу о взаимодействии при выявлении незаконной добычи водных биоресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
762
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТАКТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАССЛЕДОВАНИЮ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / SUBJECTS OF INTERACTION / FORMS OF INTERACTION / TACTICAL COMBINATION / COUNTERACTION TO INVESTIGATION / PUBLIC ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыков Абу Увайсович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия при выявлении незаконной добычи водных биоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садыков Абу Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the interaction at revealing illegal extraction of water bioresources

The article considers the issues of cooperation in detecting illegal extraction of water bioresources.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии при выявлении незаконной добычи водных биоресурсов»

Садыков Абу Увайсович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583268)

К вопросу о взаимодействии при выявлении незаконной добычи

водных биоресурсов

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия при выявлении незаконной добычи водных биоресурсов.

Ключевые слова: субъекты взаимодействия, формы взаимодействия, тактические комбинации, противодействие расследованию, общественные формирования.

A.U. Sadykov, Doctor of Law, Professor, Professor of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583268.

To the question about the interaction at revealing illegal extraction of water bioresources

The article considers the issues of cooperation in detecting illegal extraction of water bioresources.

Key words: subjects of interaction, forms of interaction, tactical combination, counteraction to investigation, public entities.

Организация выявления и задержания браконьеров, скупщиков и реализаторов водных биоресурсов и продуктов из них с поличным - весьма сложная деятельность, результаты которой зависят от качества ее подготовки, опыта и профессионального мастерства взаимодействующих между собой участников.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию рыболовства, Закон о рыболовстве не содержит ясных положений о системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, тем более о взаимодействии между ними. Следственно-судебная практика, опережая науку в этом направлении, разрабатывает собственные формы взаимодействия. Наиболее часто в процессе выявления этого преступления ОВД осуществляют взаимодействие со следующими субъектами.

1. С работниками инспекций рыбоохраны Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которые наделены правами по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов; изъятию у лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов, находящихся при них орудий и предметов браконьерства, а также

незаконно добытой продукции лова с оформлением изъятия соответствующими документами [1, с. 21].

В инспекциях рыбоохраны полицейские предварительно могут получить данные о местах нереста ценных видов рыб, а также информацию о контроле над ее выловом. Работники этих органов надзирают: за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; за использованием водных биологических ресурсов в промышленных и научно-исследовательских целях, в целях любительского и спортивного рыболовства; за соблюдением установленных сроков промысла и других ограничений по периодам и районам лова и т.п.

Работники инспекций рыбоохраны ведут учет выявленных административных правонарушений и представляют сведения по государственному статистическому наблюдению в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору [2]; проверяют у юридических лиц и граждан документы на пользование водными биологическими ресурсами, а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия, нахождение на особо охраняемой природной территории (акватории) в установленном порядке. Кроме того, в связи с предоставленными полномочиями работники инспекций рыбоохраны осведомлены о крупных организованных группах браконьеров,

155

действующих в конкретном районе, о том, как налажен незаконный промысел, кому сбываются незаконно добытые биоресурсы. Используя эту информацию, ОВД намечают проведение комбинаций по задержанию правонарушителей в определенном месте. Таким образом, цель и задачи, стоящие перед ОВД в противодействии рыбному браконьерству, можно решить лишь во взаимодействии с сотрудниками этого ведомства.

2. С работниками ФСБ России и входящими в ее состав государственными морскими инспекциями пограничных управлений, которые на территориях Азово-Черноморского водного бассейна имеют весьма существенные полномочия в этой сфере. Ведь ФСБ России осуществляет государственный контроль: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов; за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов; за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов [3]; за охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадром-ных видов рыб, образующихся в ее реках [4].

В настоящее время в состав Пограничной службы ФСБ России входят отделы, отделения, службы и иные подразделения Государственной морской инспекции, должностные лица которой, как и всех пограничных органов ФСБ России, при выполнении своих служебных обязанностей имеют право: 1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, осуществляющие разведку и промысел морских живых ресурсов; 2) проверять документы на рыболовецких судах; 3) в случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации: задерживать нарушителей федеральных законов и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое; преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие указанную деятельность; приостанавливать проведение ресурсных и морских научных исследований в случае обнаружения при их осуществлении правонарушений; 4) производить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 256 УК РФ, в части, касающейся незаконной добычи водных биоресурсов, обнаруженных ФСБ России.

3. С общественными формированиями (самодеятельные организации, представители

казачества, граждане), взаимодействующими с ОВД, что является одним из факторов, способствующих повышению эффективности борьбы с преступностью и с браконьерством в частности. Государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без содействия общественных объединений и граждан, на добровольной основе участвующих в реализации этой важной государственной функции [5, с. 65; 6, с. 6; 7]. Специализированные группы общественности могут эффективно участвовать в выявлении преступлений в населенных пунктах, где нет ни патрульно-постовой службы, ни других подразделений полиции, а один участковый уполномоченный полиции обслуживает ряд населенных пунктов.

Федеральный закон «О полиции» предоставляет ее работникам право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, поэтому необходимо учитывать и использовать исторический опыт и отечественные традиции по организации и функционированию различных форм участия граждан в выявлении данных преступлений, обеспечении привлечения браконьеров к установленной ответственности. Весьма эффективно в 80-х - 90-х гг. XX в. осуществлялось совместное проведение рейдовых мероприятий ОВД и представителей добровольных народных дружин. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка (далее -ДНД) - объединения, создаваемые в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [8, с. 24], уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам.

Уже в 1995 г. в Краснодарском крае действовало 270 казачьих дружин общей численностью 4612 человек. ОВД края совместно с казаками было проведено 3085 мероприятий, выявлено 42 факта рыбного браконьерства [9]. По этому пути пошла и Ростовская область. В период проведения комплексной операции «Путина-2006» были задействованы более 500 сотрудников муниципальных казачьих дружин. Только за первую неделю операции к ответственности привлечены более 50 человек, промышлявших незаконной ловлей рыбы, в отношении 12 из них возбуждены уголовные дела. У браконьеров изъято 350 кг рыбы, 26 сетей и 3 самоходных плавающих средства [7].

4. С сотрудниками Федерального агентства по рыболовству, находящегося в ведении Минсельхоза России и выполняющего функции осуществления государственного мониторинга состояния водных биологических ресурсов. Ими обеспечиваются работа отраслевой системы

156

мониторинга водных биологических ресурсов и наблюдение за деятельностью рыбопромысловых судов. Собираемые территориальным органом Агентства сведения для организации и проведения специальных мероприятий по выявлению рыбного браконьерства весьма ценны. Затребовав и получив их, субъект выявления рыбного браконьерства имеет возможность планировать поисковые действия, проведение тактических операций по лицам, склонным к совершению данных преступлений.

5. С работниками администраций всех уровней (субъектов Российской Федерации, районов и населенных пунктов), которые привлекают к участию в проведении операции общественность и местные органы исполнительной власти. Они координируют усилия федеральных и местных природоохранительных органов и организаций, активно обмениваются информацией, представляющей оперативный интерес, с органами, занимающимися выявлением рыбного браконьерства. Так, в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2007 г. № 130-р «О проведении мероприятий по усилению охраны нерестовой рыбы, мигрирующих и нерестящихся видов охотничьей орнитофауны» Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Черноморско-Азовскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ России в период с 15 марта по 15 апреля рекомендуется принимать меры по обеспечению беспрепятственного прохода ценных промысловых видов рыб к местам нереста. Этим же распоряжением главам муниципальных образований Краснодарского края поручено совместно

1. Русин С.Н. О разграничении функций федеральных органов исполнительной власти при осуществлении охраны морских биологических ресурсов //Экологическое право. 2005. № 4.

2. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосани-тарному надзору: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 (в ред. от 20 нояб. 2006 г.) // Рос. газ. 2004. 15 июля.

3. О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. //Рос. газ. 1995. 12 апр. (с изм., внесенными Федеральным законом от 30 июня 2003 г.).

4. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 авг. 2003 г. № 960 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.

с вышеуказанными органами разработать и осуществить мероприятия по усилению охраны нерестовой рыбы, согласовав при этом сроки и виды мероприятий

Весьма значительна роль представителей администрации и в выявлении смежных с рыбным браконьерством преступлений, связанных с перевозкой и реализацией незаконно добытой рыбы и продуктов из нее. Существенным является число преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, выявленных при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых на товарных рынках населенных пунктов регионов.

Работники административных комиссий, выявляя соответствующие административные правонарушения, передают информацию о более общественно опасных деяниях, связанных с реализацией рыбной продукции в ОВД. Так, в канун Нового года работниками Департамента экономической безопасности при МВД России от представителей администрации Москвы была получена информация о поступлении в крупный торговый центр столицы около 314 кг черной икры, добытой браконьерским способом. При проведении следственных действий после изъятия незаконно реализуемой икры установлено, что водным биоресурсам страны причинен вред, составляющий порядка 12 млн рублей [10].

Для достижения наилучших показателей при решении поставленных задач действия всех взаимодействующих органов должны быть максимально рациональными, слаженными и согласованными. Только тогда максимальный результат достигается при наименьших затратах сил и средств, что возможно лишь при должной научной организации деятельности [7].

1. Rusin S.N. About the delimitation of functions of the Federal bodies of Executive authority in the exercise of protection of sea biological resources // Environmental law. 2005. № 4.

2. On approval of the Regulations on the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance: resolution of the Government of the Russian Federation of June 30, 2014 № 327 (in ed. of Nov. 20, 2006) // Rus. newsp. 2004. July 15.

3. About the federal security service: fed. law of Apr. 3, 1995 // Rus. newsp. 1995. Apr. 12 (as amended by Federal law of June 30, 2003).

4. Issues of the Federal security service of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of Aug. 11, 2003 № 960 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 33. Art. 3254.

157

5. Управление деятельностью служб общественной безопасности: учеб. / под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. М., 2000.

6. Озолин В.А. Научная организация управления органами внутренних дел. Волгоград, 1980.

7. Щуров Е.А. Выявление и первоначальный этап расследования незаконной добычи рыбы (по материалам Азово-Черноморского водного бассейна): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.

8. Остапенко П.И. Опыт работы ОВД по воссозданию добровольных народных дружин в Краснодарском крае: метод. пособие. Краснодар, 2003.

9. Бондаренко М. Казачье войско бросили на браконьеров // Независимая газ. 2006. 10 апр.

10. Пилипчук А. Торговцам не дали отмыть черную икру // Щит и меч. 2008. № 2.

5. Public safety services activity management: textbook/ed. by Yu.N. Olkhovnikov, F.E. Kolontaevsky. M, 2000.

6. Ozolin V.A. Scientific organization of the management of bodies of internal affairs. Volgograd, 1980.

7. Schurov E.A. Identification and initial stage of investigation of illegal extraction of fish (according to the materials of the Azov-black sea basin): diss. ... Master of Law. Krasnodar, 2008.

8. Ostapenko P.I. The experience of the organs of internal affairs on the reconstruction of voluntary people and apos guard in Krasnodar region: manual. Krasnodar, 2003.

9. Bondarenko M. Cossack army was thrown on the poachers // Independent newsp. 2006. Apr. 10.

10. Pilipchuk A. Traders gave legalization of black caviar // Shield and sword. 2008. № 2.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.