Научная статья на тему 'К вопросу о вовлечении населения в инвестиционный процесс на организованном рынке ценных бумаг России'

К вопросу о вовлечении населения в инвестиционный процесс на организованном рынке ценных бумаг России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1546
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / FINANCIAL INVOLVEMENT / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СЧЕТА / УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / STABILITY / POPULATION / ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лахно Ю.В.

Предмет/тема. Рассмотрено инвестиционное поведение населения на рынке ценных бумаг. В условиях глобальной экономической турбулентности как никогда остро стоит задача финансовой устойчивости. Базисом устойчивости финансовой системы является грамотное население, активно использующее финансовые услуги. Традиционно финансовая вовлеченность предполагает использование услуг банковского сектора. Вместе с тем возможности, которые предлагает рынок ценных бумаг, значительны, но они нивелируются более высоким критерием финансовой грамотности. В России в условиях экономических санкций со стороны развитых стран и низких мировых цен на нефть особенно остро стоит задача вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс на рынке ценных бумаг. Накопившиеся с прошлого проблемы недоверия и неграмотности препятствуют реализации данной задачи. Долгожданным инструментом для решения указанной проблемы является индивидуальный инвестиционный счет. Методология. В процессе исследования использованы методы научной абстракции, дедукции, анализа, синтеза. Результаты. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности мегарегулятора в области стимулирования вовлечения в инвестиционный процесс посредством активизации сотрудничества всех заинтересованных сторон на примере реализации программы «индивидуальных инвестиционных счетов». Выводы/значимость. Показана значимость финансовой вовлеченности для развития российской финансовой системы, выявлена неподготовленность всех заинтересованных сторон к внедрению индивидуальных инвестиционных счетов, доказана необходимость совершенствования существующей концепции управления развитием национального финансового рынка, установлена важность трансформации инвестиционного поведения населения страны в направлении увеличения самоорганизации будущих финансовых потоков в условиях неопределенности стратегии развития пенсионной системы России. Полученные результате могут быть использованы в учебном процессе при изучении проблем развития национального рынка ценных бумаг, в деятельности органов власти, занимающихся вопросами регулирования финансовых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On population involvement in the investment process in the established securities market of Russia

Importance The subject of the article is the investment behavior of people in the securities market. Given the economic sanctions of developed countries and low oil prices, there is a particularly acute problem of involving people's savings in the investment process in the Russian securities market. The mistrust and illiteracy of the population that have accumulated since the past prevent implementing this task. The individual investment account is a long-awaited tool to solve the said problem. Methods In the study, I used the methods of scientific abstraction, deduction, analysis, and synthesis. Results I have developed recommendations on improving the activity of the mega-regulator in promoting involvement in the investment process through active cooperation of all stakeholders on the case of Private Investment Accounts Program implementation. Conclusions and Relevance The work shows the importance of financial involvement for the Russian financial system development, identifies the unpreparedness of all stakeholders to introduce individual investment accounts, proves the need to perfect the existing concept of the national financial market development, and establishes the importance of transformation of the population’s investment behavior towards increasing the self-organization of future cash flows under uncertain development strategy of the Russian pension system. The findings may be used in educational process, in the study of problems related to the national securities market development, and in activities of authorities involved in financial markets regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о вовлечении населения в инвестиционный процесс на организованном рынке ценных бумаг России»

Рынок ценных бумаг

УДК 336.76

к вопросу о вовлечении населения

в инвестиционный процесс

на организованном рынке

ценных бумаг россии

Юлия Викторовна Лахно,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансово-экономического инжиниринга, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация lachnojulia@gmail.com

Предмет/тема. Рассмотрено инвестиционное поведение населения на рынке ценных бумаг. В условиях глобальной экономической турбулентности как никогда остро стоит задача финансовой устойчивости. Базисом устойчивости финансовой системы является грамотное население, активно использующее финансовые услуги. Традиционно финансовая вовлеченность предполагает использование услуг банковского сектора. Вместе с тем возможности, которые предлагает рынок ценных бумаг, значительны, но они нивелируются более высоким критерием финансовой грамотности. В России в условиях экономических санкций со стороны развитых стран и низких мировых цен на нефть особенно остро стоит задача вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс на рынке ценных бумаг. Накопившиеся с прошлого проблемы недоверия и неграмотности препятствуют реализации данной задачи. Долгожданным инструментом для решения указанной проблемы является индивидуальный инвестиционный счет.

Методология. В процессе исследования использованы методы научной абстракции, дедукции, анализа, синтеза.

Результаты. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности мегарегуля-

тора в области стимулирования вовлечения в инвестиционный процесс посредством активизации сотрудничества всех заинтересованных сторон на примере реализации программы «индивидуальных инвестиционных счетов».

Выводы/значимость. Показана значимость финансовой вовлеченности для развития российской финансовой системы, выявлена неподготовленность всех заинтересованных сторон к внедрению индивидуальных инвестиционных счетов, доказана необходимость совершенствования существующей концепции управления развитием национального финансового рынка, установлена важность трансформации инвестиционного поведения населения страны в направлении увеличения самоорганизации будущих финансовых потоков в условиях неопределенности стратегии развития пенсионной системы России.

Полученные результате могут быть использованы в учебном процессе при изучении проблем развития национального рынка ценных бумаг, в деятельности органов власти, занимающихся вопросами регулирования финансовых рынков.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, финансовая грамотность, финансовая вовлеченность населения, индивидуальные инвестиционные счета, устойчивость экономической системы

В условиях глобальной турбулентности [4] особенно остро стоит задача устойчивости финансовой системы. В соответствии с определением Европейского банка реконструкции и развития финансовая система считается устойчивой при соблюдении следующих условий: эффективное и плавное обеспечение трансфера сбережений в инвестиции; тщательная оценка и управление финансовыми рисками; абсорбирование кризисных проявлений как на финансовых рынках, так и в реальном секторе экономики1.

В России одно из первых официально утвержденных определений устойчивости финансовой системы, которое не утратило своей актуальности спустя десятилетия, содержится в Указе Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Согласно Указу устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Способность финансовой системы выполнять указанные задачи зависит от множества факторов, в том числе от макроэкономической политики, уровня развития элементов хозяйственной системы -предприятий и домашних хозяйств. Представляется, что финансовое поведение домашних хозяйств формирует базис устойчивого развития как финансовой системы, так и экономики страны в целом. Сказанное объясняется тем, что население является основным субъектом сберегательного процесса, так как оно распоряжается денежными ресурсами, которые находятся в личной собственности индивидов, и именно население формирует те потребности, развитие которых приводит к возникновению сбережений. Только население в лице индивида является инвестором в конечной инстанции, который непосредственно сам выбирает направление инвестирования своих сбережений и накоплений [6].

1 Европейский центральный банк. Определение финансовой стабильности. URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/fsr/html/index. en.html.

Активное использование разнообразных финансовых ресурсов свидетельствует о степени финансовой вовлеченности населения. Финансовая вовлеченность позволяет домохозяйствам сохранить стабильный уровень потребления в условиях нестабильности доходов. Ограниченный доступ к финансовым инструментам является общей особенностью экономического пространства развивающихся стран [20].

Несмотря на значительные усилия, в мире около 2,5 млрд чел. по-прежнему не пользуются финансовыми услугами (не имеют сбережений или не берут кредитов). На развивающихся рынках проблема стоит еще более остро: трое из четырех взрослых не имеют счета в официальных финансовых учреждениях. Существует также важный гендерный разрыв - доступ женщин к финансовым услугам значительно отстает от доступа мужчин в развивающихся странах.

Исследования показали, что европейский среднестатистический житель более вовлечен в институциональные финансовые отношения, более опытен и искушен; воспринимает банковскую систему более рационально и формулирует конкретные информационные запросы практического характера. Европейцы формируют свои суждения как люди включенные, уже находящиеся внутри финансовой модели, стремящиеся быть ее участниками. Для них это участие является частью повседневности. В сравнении с жителями ЕС уровень финансовой вовлеченности россиян ниже, кроме этого население России выражает невысокий уровень доверия к банкам. Примечательно, что в сравнении с жителями ЕС среди россиян оказались и более распространенными представления, что им вполне доступна и понятна информация банков; они вполне уверены, что способны оценить риски, связанные с кредитами, сбережениями. Но такая уверенность россиян о возможностях и информационной доступности скорее носит более общий характер, что указывает на невысокую включенность в систему финансовых услуг и готовность ими пользоваться. Представления россиян отражают позицию наблюдателя, а не того, кто желает быть активным участником, для кого кредитные и сберегательные практики часть его повседневности. Поскольку потребительские и информационные запросы россиян оторваны от практики и абстрактны, то и оценки информационной доступности оказываются несколько более высокими, чем у европейцев. Исключение составляют москвичи - они в своих установках и поведении более осторожны и рациональны [3].

Активизация использования финансовых продуктов возможна по мере увеличения финансовой грамотности население. Финансовая грамотность тесно связана с персональным финансовым планированием [12], которое на уровне домашнего хозяйства позволяет взвешивать риски принимаемых инвестиционных решений, находить баланс между собственными доходами и расходами.

О значимости проблемы финансовой грамотности для России свидетельствуют работы отечественных исследователей В. Полякова [11], А. Абрамовой [1], Я. Миркина [10], Д. Стебкова2, В. Стаценко [14, 15] и др., а также значительное число различных региональных и национальных программ3.

В нашей стране на протяжении последних лет реализуются программы Банка России, Минфина и Всемирного банка по повышению финансовой грамотности. И уже достигнуты определенные положительные результаты. Россия расположилась между США и Францией в середине рейтинга, составленного в рамках исследования ОЭСР уровня финансовой грамотности среди 15-летних. Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали школьники Шанхая. Среди лидеров также Австралия, Бельгия, Новая Зеландия4. Таким образом, можно ожидать роста финансовой вовлеченности трудоспособного населения России.

По мнению экспертов, одной из ключевых причин того, почему в настоящем в России не работает

2 Стребков Д.О. Фондовый рынок как объект социологического исследования: возможности и перспективы. URL: http://www.hse.ru/data/756/088/1240/WP4_2007_01.pdf.

3 Программа развития рынка ценных бумаг России до 2010 г.: разработана специалистами Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института международных экономических и политических исследований РАН, кафедры ценных бумаг Финансовой академии при Правительстве РФ, Лаборатории анализа финансовых рынков Высшей школы экономики. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р. Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения, утверждены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.09.2009 № 09-237/пз. Программа просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций: утверждена распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 104-р. URL: http://www.anzhero.ru/pages/fingram/index.asp?Id=162.

4 Россия заняла 10-е место среди 18 стран по уровню финансовой грамотности. Об этом сообщил журналистам замминистра финансов Сергей Сторчак. URL: http://itar-tass. com/obschestvo/1389953.

пропаганда финансовой грамотности и разумного подхода к инвестированию, является деятельность государства и Банка России. В частности, политика в сфере банковского надзора не позволяет частным инвесторам прочувствовать риски, которые они на себя берут. Гарантирование вкладов порождает ситуацию, в которой частный инвестор не интересуется, законным ли бизнесом занимается банк, манипулирует ли он отчетностью, следит ли его руководство за рисками или выводит средства. Вкладчик ожидает, что Агентство страхования вкладов (АСВ) и/или Банк России в любом случае спасут его вклад, через механизм ли гарантий, санацию ли - неважно [17].

При использовании термина «финансовая вовлеченность», как правило, подразумевают использование банковских услуг. Вовлечение населения в инвестиционный процесс на рынке ценных бумаг сопряжено с более высоким уровнем финансовой грамотности. Вместе с тем положительный эффект от инвестирования на рынке ценных бумаг как для индивидуального инвестора, так и для экономической системы более значителен. Он заключается в стимулировании инвестиционного процесса, создании предпосылок для развития экономического пространства страны в целом.

При исследовании участия населения в экономических процессах важно учитывать поведенческие аспекты. Эмпирические исследования свидетельствуют, что даже высокий уровень финансовой грамотности не спасает от ситуации, когда человек предпочитает следовать собственным догадкам при выборе объекта инвестирования [18].

Внутренняя база инвесторов на организованном рынке ценных бумаг в России по сравнению с другими развивающимися странами развита слабо. Темпы роста уникальных клиентов ММВБ, являющихся физическими лицами - резидентами, сокращаются. По итогам первого полугодия 2014 г. количество таких клиентов составило 901 тыс. чел. против 880 тыс. годом ранее (рост на 2,3%). При этом число активных клиентов снизилось до 57,5 тыс. чел. [16]. Для сравнения, по данным китайской Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг, в стране существуют 72 млн частных инвесторов. Это составляет 11% от населения страны, проживающего в городах. На них приходится около 80% всех объемов торгов китайского рынка [8].

В соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р, число

индивидуальных инвесторов должно составить к 2020 г. 20 млн чел., однако за 6 лет оно практически не изменилось.

Невысокую активность населения в инвестиционном процессе на организованном рынке ценных бумаг можно объяснить действием нескольких факторов.

Во-первых, исторической памятью, которая лежит в основе недоверия к инструментам рынка ценных бумаг и связанной с приватизацией, дефолтом 1998 г., народными IPO.

Во-вторых, на протяжении десятилетий с момента начала реформ значительная часть населения рассматривает валюту как наименее уязвимый и наиболее ликвидный способ сохранения накопленных средств. Следует отметить, что такая стратегия сберегательного поведения свойственна не только высокодоходным группам, но и тем, кто вынужден серьезно экономить для формирования своих сбережений [2]. Широкое распространение интереса населения к рынку Форекс обусловлено свойственной ему высокой волатильностью. По состоянию на конец 2014 г. число активных клиентов трех крупнейших форекс-брокеров составляет 262,1 тыс. чел., а объем клиентских операций - 299,7 млрд долл. [7]. Но дилинговые центры - форекс-брокеры и дилеры - посредники между частными трейдерами и «провайдерами ликвидности», т.е. организациями, осуществляющими конверсионные операции. В качестве таких «провайдеров ликвидности», как правило, выступают иностранные структуры, которые не подчиняются российскому праву [13]. После многочисленных обсуждений в конце 2014 г. Государственная Дума РФ приняла закон, регулирующий рынок Форекс. Ожидается, что принятие закона позволит повысить уровень прозрачности форекс-дилеров, которые обязаны получить лицензию и быть членами саморегулируемой организации, кроме этого вводится ограничение на величину кредитных плеч.

В-третьих, помимо желания инвестировать необходимо учитывать и возможности населения. По уточненной оценке Росстата, в августе 2014 г. средняя реальная заработная плата снизилась по сравнению с прошлым месяцем на 0,4%, а в сентябре (по предварительной оценке) прирост составил всего 0,1% (сезонность устранена). За девять месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее реальная заработная плата увеличилась на 2,1% (против 5,7% в январе-сентябре 2013 г.). Отличительными особенностями последних лет

являлись заметное отставание темпов роста реальных доходов населения от темпов роста реальной заработной платы, а также крайне высокая вола-тильность данного показателя (даже при устранении влияния сезонных факторов)5.

В-четвертых, по степени защиты инвестиций фондовый рынок России существенно отстает от банковского сектора, в котором с января 2004 г. работает система страхования вкладов, которая создала условия для увеличения притока вкладов. В соответствии с последними поправками сумма страхового покрытия составляет 1,4 млн руб. В это время, несмотря на многочисленные обсуждения, остается нерешенным вопрос создания компенсационного фонда для клиентов брокеров, как важного средства защиты интересов неквалифицированных инвесторов на фондовом рынке, способного повысить их интерес к совершению операций на рынке ценных бумаг6.

В-пятых, налоговые льготы при инвестировании в ценные бумаги начали действовать только с 2014 г., и они носят среднесрочный характер. Теперь доходы от вложений в ценные бумаги частично освобождаются от налогообложения, и хотя налоговый вычет ограничен суммой в 3 млн руб. в год, для большинства рядовых частных инвесторов этого более чем достаточно. Условие только одно. Чтобы воспользоваться вычетом, продавать бумаги нужно не раньше, чем через три года после их покупки. Отрадно, что под это нововведение подпадает прибыль от операций не только с акциями и облигациями, но и с инвестиционными паями открытых паевых фондов.

В 2015 г. у россиян появился еще один стимул для инвестиций на фондовом рынке. Налоговый вычет будет распространяться на средства, которые вносятся на специальные индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), но не более 400 тыс. руб. в год. Государство обещает вернуть частному инвестору 13% от внесенной на такой счет суммы в пределах суммы уплаченного работодателем налога на доходы физических лиц. Альтернативный вариант этой льготы предполагает возможность отказаться от единовременных вычетов с вносимых сумм, а вместо этого освободить от налога весь доход,

5 Обзор экономических показателей от 17.11.2014 Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2014_11.pdf.

6 Сводные материалы по результатам работы тематических групп Проектной группы по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулированию финансового рынка. URL: http://pandia.org/text/77/192/21638.php.

который будет получен от инвестирования средств с индивидуального счета. Ожидается, что льготы повысят привлекательность инвестиционных продуктов даже по сравнению с депозитами. Тем более что такие продукты дают дополнительные возможности по получению дохода в среднесрочном и долгосрочном периодах [9].

Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) - свидетельство того, что инвестиционное сообщество пришло к пониманию необходимости трансформации инвестиционной культуры. Таким образом, российский финансовый рынок приближается к общемировым стандартам.

Рассмотрим практику внедрения и перспективы ИИС в России в условиях невысоких цен на нефть, ограничений доступа российских компаний на зарубежные рынки капитала и снижения инвестиционного рейтинга государственных облигаций.

Появления ИИС уже много лет ждали профессиональные участники рынка ценных бумаг. После принятия нормативного основания началась практическая работа с населением. Инвестиционные компании и Московская биржа стали проводить семинары, размещать консультационные материалы на сайтах. Отметим, что в массовом инвесторе в большей степени заинтересовано государство, но со стороны ме-гарегулятора не проводилась разъяснительная работа по данному инструменту. Также пока остается недоработанным механизм взаимодействия брокеров, индивидуальных инвесторов и налоговых органов. Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о недостаточной подготовленности всех участников к внедрению данной инновации.

Безусловно, значительная часть работы будет возложена на брокеров и управляющих. Перед инвестиционными компаниями стоит задача сделать услугу индивидуального инвестиционного счета более понятной и комфортной для населения в плане физической реализации, поскольку население в последние годы привыкло к достаточно высокому уровню сервиса в банках.

Очевидными преимуществами перед инвестиционными компаниями обладают банки - профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые могут своим существующим клиентам предложить новый инвестиционный продукт.

В сложившихся условиях расходы государства на реализацию программы ИИС будут оправданны, только если значительная часть инвестиционных продуктов будет связана с государственными об-

лигациями. Но в 2015 г. достаточно остро стоит проблема управления государственными ценными бумагами и их инвестиционной привлекательностью, поскольку мировые рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги до уровня Ваа3 -нижняя степень инвестиционной категории. Рейтинг помещен на пересмотр с возможностью дальнейшего понижения из-за резкого падения цены на нефть и курса рубля, а также повышения ставки Банка России до 17% и санкций Запада [5].

Представляется, что получить максимальный эффект от данного нововведения позволит интеграция всех участников: населения, государства, брокеров, дилеров, управляющих, региональных органов власти, высших учебных заведений.

Сотрудничество государства и профессиональных участников может вестись в различных направлениях. Профессиональные участники могут создавать больше структурных продуктов, основанных на государственных бумагах. Это выгодно и государству, и профессиональным участникам, поскольку население России исконно в большей степени доверяет государству, а не отдельным компаниям. Государство в результате найдет инвесторов в лице профессиональных участников, которые продвигают бумаги населению, а у брокеров появится больше инструментов, пользующихся спросом у населения.

Сотрудничество региональных органов власти с местными предприятиями, вузами и профессиональными участниками предполагает в первую очередь пример со стороны региональных органов власти в части использования ИИС. Таким образом, будут созданы предпосылки развития брокерского бизнеса в регионах, где большинство деловых отношений строится на партнерстве и рекомендации знакомых.

В части образования необходимо учитывать тренд к дистанционным курсам, поэтому важно развивать различные обучающие интернет-проекты, как, например, «Инвестиции 101»7. На пути от новичка до профессионала человек сам управляет собственным расписанием и темпом обучения, а интеллектуальная система поддержки напомнит о следующем уроке и достигнутом прогрессе в прохождении курса8.

При разработке системы стоит опираться на рекомендации Глобального партнерства в области

7 URL: http://investments101.ru.

8 URL: http://investments101.ru/how.

финансовой доступности (Global Partnership for Financial Inclusion, GPFI). Очевидна доминирующая роль Банка России в реализации всей программы как интегратора всех участников. Представляется, что для того, чтобы заработал механизм ИИС необходимо преодолеть фрагментарный характер регулятивных мер, касающихся деятельности индивидуальных инвесторов. Для продвижения ИИС полезно учитывать опыт проведения круглых столов, деловых встреч, форумов, обучающих семинаров, накопленный в прошлом сотрудниками региональных отделений Федеральной службы по финансовым рынкам, ставшей частью Банка России.

В результате развития сотрудничества между участниками рынка при распространении идеи индивидуальных инвестиционных счетов ожидается значительный синергетический эффект, у которого можно выделить операционную и финансовую составляющие. Операционная сторона синергети-ческого эффекта - повышение привлекательности и надежности инвестиционных продуктов посредством простоты, удобства реализации финансовой услуги. Финансовая сторона заключается в росте благосостояния населения и всех заинтересованных сторон.

В заключение отметим, что существовавшая десятилетия в Европе стратегия ликвидного, но низкодоходного инвестирования претерпела изменения в конце 1990-х гг., когда у населения стал возрастать спрос на ценные бумаги в результате приватизации государственного имущества, демографических изменений, развития индустрии финансового посредничества, позволившей снизить издержки и диверсифицировать инвестиционные портфели. В результате половина домашних хозяйств в США, Швеции, третья часть в Великобритании, а в Италии, Нидерландах, Франции примерно 15-25% населения прямо или косвенно посредством взаимных фондов и управляющих компаний стали участвовать в инвестиционном процессе на рынке ценных бумаг [19].

Таким образом, при продуманной, согласованной, последовательной, регулярной работе всех заинтересованных сторон в России можно ожидать активизации участия населения в инвестировании на организованном рынке ценных бумаг.

Список литературы

1. Абрамов А. Проблемы конкурентоспособности российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2005. № 12. C. 32-50.

2. Авраамова Е.М, Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 62-67.

3. Бондаренко Н. Представления населения о финансовых рисках и финансовой системе страны: сравнение России с другими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2013. № 1. С. 64-80.

4. Бреннер Р. Экономика глобальной турбулентности. Развитые капиталистические экономики в период от долгого бума до долгого спада, 19452005. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2014. 552 с.

5. Варенов Н., ОверченкоМ. Moody's понизило рейтинг российских гособлигаций. URL: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/3835 6091/moody-s-ponizilo-rejting-rossijskih-gosobligacij.

6. Глухов В.В. Инвестиционное поведение домашних хозяйств: монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. 156 с.

7. Клюквин И. Форекс: добро пожаловать в Россию // Эксперт. 2014. № 1. URL: http://expert.ru/ expert/2015/01/foreks-dobro-pozhalovat-v-rossiyu.

8. Котов А. Россия недорого: Почему наш рынок акций самый недооцененный? URL: http:// rbcdaily.ru/finance/562949985871673.

9. Кривошеева И. Создаются условия для более активного выхода российских частных инвесторов на рынок ценных бумаг. URL: http://www.vedomosti. ru/finance/news/28190911/sozdayutsya-usloviya-dlya-bolee-aktivnogo-vyhoda-rossijskih#ixzz35uMCPmh0.

10. Миркин Я. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы и системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.

11. Поляков И.В. Становление российской модели благосостояния в условиях социально-экономического кризиса // Проблемы прогнозирования. 2001. № 2. С. 66-84.

12. Разумовская Е.А. Экспресс-имитационная модель оценки значимости государственного регулирования процесса персонального финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 14. С. 31-42.

13. Сокологорский А.Г. Перспективы рынка Forex в Российской Федерации // Деньги и кредит. 2014. № 2. С. 65-67.

14. Стаценко В.В. Исследование структуры инвесторов на российском фондовом рынке // Финан-

совая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 46. С.43-52.

15. Стаценко В.В. Институциональные условия деятельности индивидуальных инвесторов на российском фондовом рынке // Финансовые исследования. 2011. № 4. С. 59-66.

16. Трегуб А.Я., Грабуча И.Ю. Российский фондовый рынок: первое полугодие 2014. События и факты. URL: https://agent.alor.ru/organization/sales/ docs/RFR2014_1.pdf.

17. Янкелов О. Деятельность российских регуляторов порождает финансовую безответственность граждан. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/

news/37847691/deyatelnost-rossijskih-regulyatorov-porozhdaet-finansovuyu.

18. Glaser M., Torsten W. Run, Walk, or Buy? Financial Literacy, Dual-Process Theory, and Investment Behavior. URL: http://ssrn.com/abstract=2167270.

19. Guiso L., Haliassos M., Jappelli T. Household Stockholding in Europe: Where Do We Stand and Where Do We Go? (October 14, 2002). URL: http:// ssrn.com/abstract=346542.

20. MehrotraA., Yetman J. Financial inclusion and optimal monetary policy // BIS Working Papers. 2014. № 476. URL: http://www.bis.org/publ/work476.htm.

Finance and Credit Securities Market

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

ON POPULATION INVOLVEMENT IN THE INVESTMENT PROCESS IN THE ESTABLISHED SECURITIES MARKET OF RUSSIA

Yuliya V. LAKHNO

Abstract

Importance The subject of the article is the investment behavior of people in the securities market. Given the economic sanctions of developed countries and low oil prices, there is a particularly acute problem of involving people's savings in the investment process in the Russian securities market. The mistrust and illiteracy of the population that have accumulated since the past prevent implementing this task. The individual investment account is a long-awaited tool to solve the said problem.

Methods In the study, I used the methods of scientific abstraction, deduction, analysis, and synthesis. Results I have developed recommendations on improving the activity of the mega-regulator in promoting involvement in the investment process through active cooperation of all stakeholders on the case of Private Investment Accounts Program implementation. Conclusions and Relevance The work shows the importance of financial involvement for the Russian financial system development, identifies the unpreparedness of all stakeholders to introduce individual investment accounts, proves the need to perfect the existing concept of the national financial market development, and establishes the importance of transformation of the population's investment behavior towards increasing the

self-organization of future cash flows under uncertain development strategy of the Russian pension system. The findings may be used in educational process, in the study of problems related to the national securities market development, and in activities of authorities involved in financial markets regulation.

Keywords: securities market, financial literacy, financial involvement, population, stability, economic system

References

1. Abramov A. Problemy konkurentosposobnosti rossiiskogo fondovogo rynka [Problems of competitiveness of the Russian stock market]. Voprosy Economiki, 2005, no. 12, pp. 32-50.

2. Avraamova E.M., Ovcharova L.N. Sberezheniya naseleniya: perspektivy chastnogo investirovaniya [Household savings: prospects for private investment]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 1998, no. 1, pp. 62-67.

3. Bondarenko N. Predstavleniya naseleniya o fin-ansovykh riskakh i finansovoi sisteme strany: sravnenie Rossii s drugimi stranami [The public perception of financial risks and financial system of the country: Russia compared to other countries]. Vestnik obsh-

chestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii = The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussion, 2013, no. 1, pp. 64-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Brenner R. Ekonomika global'noi turbulent-nosti. Razvitye kapitalisticheskie ekonomiki v period ot dolgogo buma do dolgogo spada, 1945-2005 [The Economics of Global Turbulence: The Advanced Capitalist Economies from Long Boom to Long Downturn]. Moscow, HSE Publ., 2014, 552 p.

5. Varenov N., Overchenko M. Moody's ponizilo reiting rossiiskikh gosobligatsii [Moody's downgraded the rating of Russian government bonds]. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/38356091/ moody-s-ponizilo-rejting-rossijskih-gosobligacij. (In Russ.)

6. Glukhov V.V. Investitsionnoe povedenie do-mashnikh khozyaistv [Investment Behavior of Households]. Vladivostok, Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta Publ., 2009, 156 p.

7. Klyukvin I. Foreks: dobro pozhalovat' v Rossiyu [Forex: welcome to Russia]. Ekspert = Expert, 2014, no. 1. Available at: http://expert.ru/expert/2015/01/ foreks-dobro-pozhalovat-v-rossiyu.

8. Kotov A. Rossiya nedorogo: Pochemu nash rynok aktsii samyi nedootsenennyi? [Russia at a low price: Why is our equity market the most underrated?]. Available at: http://rbcdaily.ru/finance/562949985871673. (In Russ.)

9. Krivosheeva I. Sozdayutsya usloviya dlya bolee aktivnogo vykhoda rossiiskikh chastnykh investorov na rynok tsennykh bumag [Conditions are being created for more active entry into the securities market by Russian private investors]. Available at: http://www.vedomosti. ru/finance/news/28190911/sozdayutsya-usloviya-dlya-bolee-aktivnogo-vyhoda-rossij skih#ixzz3 5uMCPmh0. (In Russ.)

10. Mirkin Ya. Finansovoe budushchee Rossii: ekstremumy, bumy i sistemnye riski [Financial future of Russia: extremes, booms and systemic risks]. Moscow, GELEOS Publishing House, Kepital Treid Kompani Publ., 2011, 480 p.

11. Polyakov I.V. Stanovlenie rossiiskoi mod-eli blagosostoyaniya v usloviyakh sotsial'no-ekonom-icheskogo krizisa [Formation of the Russian welfare model under socio-economic crisis]. Problemy prog-nozirovaniya = Problems of Forecasting, 2001, no. 2, pp. 66-84.

12. Razumovskaya E.A. Ekspress-imitatsion-naya model' otsenki znachimosti gosudarstvennogo regulirovaniya protsessa personal'nogo finansovogo

planirovaniya [An express-simulation model for evaluating the importance of State regulation of the process of personal financial planning]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 14, pp. 31-42.

13. Sokologorskii A.G. Perspektivy rynka Forex v Rossiiskoi Federatsii [Perspectives for the Forex market in the Russian Federation]. Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 2, pp. 65-67.

14. Statsenko V.V. Issledovanie struktury investorov na rossiiskom fondovom rynke [Investigating the investor structure in the Russian stock market]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2011, no. 46, pp. 43-52.

15. Statsenko V.V. Institutsional'nye usloviya deyatel'nosti individual'nykh investorov na rossiiskom fondovom rynke [Institutional conditions for the activity of individual investors in the Russian stock market]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2011, no. 4, pp. 59-66.

16. Tregub A.Ya., Grabucha I.Yu. Rossiiskii fon-dovyi rynok: pervoe polugodie 2014. Sobytiya i fakty [Russian stock market: the first half of 2014. Events and facts]. Available at: https://agent.alor.ru/organiza-tion/sales/docs/RFR2014_1.pdf. (In Russ.)

17. Yankelov O. Deyatel'nost' rossiiskikh reg-ulyatorov porozhdaet finansovuyu bezotvetstvennost' grazhdan [Activities of the Russian regulators give rise to financial irresponsibility of citizens]. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37847691/ deyatelnost-rossijskih-regulyatorov-porozhdaet-fin-ansovuyu. (In Russ.)

18. Glaser M., Torsten W. Run, Walk, or Buy? Financial Literacy, Dual-Process Theory, and Investment Behavior. Available at: http://ssrn.com/ab-stract=2167270.

19. Guiso L., Haliassos M., Jappelli T. Household Stockholding in Europe: Where Do We Stand and Where Do We Go? (October 14, 2002). Available at: http://ssrn.com/abstract=346542.

20. Mehrotra A., Yetman J. Financial inclusion and optimal monetary policy. BIS Working Papers, 2014, no. 476. Available at: http://www.bis.org/publ/work476. htm.

Yuliya V. LAKHNO

Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation lachnojulia@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.