Научная статья на тему 'К вопросу о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX в'

К вопросу о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / PEDAGOGY OF ART / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АЛТАЯ / ART CULTURE OF ALTAI / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ / INDUSTRIAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нехвядович Л.И.

В статье рассматривается вопрос о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX века. Существование двух противоположных начал природного и индустриального неизбежно порождает проблему восприятия к промышленным преобразованиям. Автором проведен анализ идейно-образного содержания, средств художе ственной выразительности произведений в жанре индустриального пейзажа. Автор отмечает, что использование в педагогике искусства принципов интерактивности, междисциплинарной интеграции, опоры на эмоциональный опыт, обращение к актуальным темам региональной художественной культуры являются условием формирования профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PERCEPTION OF THE INDUSTRIAL THEME IN THE ARTISTIC CULTURE OF ALTAI SECOND HALF OF XX CENTURY

The article discusses perception of the industrial theme in the artistic culture of Altai in the second half of XX century. The existence of two opposites the natural and the industrial inevitably creates a problem of perception to industrial transformation. The author analyzes the ideological and figurative contents, means of expression of works in the genre of industrial landscape. The author notes that the use of principles of interactivity, interdisciplinary integration, reliance on emotional experience, addressing the topical themes of regional artistic culture are the condition of formation of professional competence of students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX в»

ку своего здоровья; 2) он имеет воспитательную направленность в силу того, что его результатом являются такие психологические новообразования личности, как положительное, деятель-ностно-активное отношение к своему здоровью, осознание его личностной и общественной значимости, а также потребность заниматься своим здоровьем; 3) этот мониторинг способствует нравственному становление личности благодаря ее включению в процесс осмысления на всех уровнях (духовно-ментальном, эмоционально-психологическом и биолого-соматическом) причин нездоровья.

Отсюда вытекает логика педагогического мониторинга здоровья учащихся и учителей и его задачи. На первом этапе предполагается установление самостоятельно каждым индивидом индивидуальной нормы здоровья, что требует: а) необходимой и достаточной грамотности субъектов в вопросах измерения уровня здоровья на соматическом, психическом и духовном уровнях; б) обучения их соответствующим методам и приемам этого; в) создания условий для самооценки наличного уровня здоровья. На втором этапе предусматривается установление индивидуальных границ модуляции той или иной диагностируемой функции, что обеспечивается: а) овладением индивидом знаниями о функционировании органов и систем организма человека вобъеме, доступном его пониманию на данном возрастном этапе разви-

Библиографический список

тия; б) созданием условий для систематического и планомерного отслеживания данной функции за определенный отрезок времени с целью установления её нормы; в) определением резервных мощностей органов и систем собственного организма через выявление скорости восстановления функции после максимальной нагрузки. Причем относится все это как к физическому, так и к психическому здоровью. На третьем этапе фиксируется динамика здоровья через: а) обеспечение условий для регулярной и постоянной самодиагностики учащимися состояния своего здоровья во всех его аспектах; б) управление аналитической деятельностью учащихся с целью выявления динамики здоровья; в) обеспечение условий для самостоятельного выявления учащимися причин данной динамики. При этом положительная динамика свидетельствует о целесообразном пути здоровья человека и возможности его продвижения в данном направлении, а отрицательная нацеливает на поиски способов коррекции «болезнетворных» результатов через изменение, в первую очередь, системы отношений человека к себе и к своему здоровью.

Таким образом, искусство педагогического мониторинга здоровья человека состоит в том, чтобы каждое слово, каждое действие учащегося в процессе его жизнедеятельности было и для него, и для учителя материалом для выявления состояния здоровья на уровне всех сфер своего организма.

1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва: Наука, 1975.

2. Оринина Л. В. Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности. Молодой ученый. 2014; 2: 811 - 815.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989.

4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

5. Кашуба И.В. Развитие эмпатического потенциала обучающегося как одно из направлений формирования личности в условиях современной экономики. Сборник статей II всероссийской заочной научно-практической конференции, 17 октября, Магнитогорск: «МГТУ им.Г.И. Носова», 2016: 31 - 35.

6. Кашуба И.В., Тухватуллина Г.Р. Профилактика виктимного поведения школьников общеобразовательного учебного заведения в деятельности классного руководителя. Сборник научных трудов международной научно-практической. конференции в 3-х частях, 31 января, Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016: 49 - 51.

7. Оринина Л.В. Формирование лидерских качеств студентов в рамках социокультурного пространства технического университета. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, Барнаул: «АлтГТУ им. И.И. Ползунова», 2012: 46 - 52.

References

1. Kondakov N.I. Logicheskijslovar'-spravochnik. Moskva: Nauka, 1975.

2. Orinina L. V. Osnovnye aspekty formirovaniya sociokul'turnoj sredy universiteta sredstvami vospitatel'noj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2014; 2: 811 - 815.

3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Pozhar L. Psihologiya anomal'nyh detej ipodrostkov- patopsihologiya. Moskva: In-t prakt. psihologii; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1996.

5. Kashuba I.V. Razvitie 'empaticheskogo potenciala obuchayuschegosya kak odno iz napravlenij formirovaniya lichnosti v usloviyah sovremennoj 'ekonomiki. Sbornik statej II vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 oktyabrya, Magnitogorsk: «MGTU im.G.I. Nosova», 2016: 31 - 35.

6. Kashuba I.V., Tuhvatullina G.R. Profilaktika viktimnogo povedeniya shkol'nikov obscheobrazovatel'nogo uchebnogo zavedeniya v deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya. Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj. konferencii v 3-h chastyah, 31 yanvarya, Smolensk: OOO «NOVALENSO», 2016: 49 - 51.

7. Orinina L.V. Formirovanie liderskih kachestv studentov v ramkah sociokul'turnogo prostranstva tehnicheskogo universiteta. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul: «AltGTU im. I.I. Polzunova», 2012: 46 - 52.

Статья поступила в редакцию 16.11.17

УДК 372.874

Nekchvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru

TO THE QUESTION ABOUT THE PERCEPTION OF THE INDUSTRIAL THEME IN THE ARTISTIC CULTURE OF ALTAI SECOND HALF OF XX CENTURY. The article discusses perception of the industrial theme in the artistic culture of Altai in the second half of XX century. The existence of two opposites - the natural and the industrial - inevitably creates a problem of perception to industrial transformation. The author analyzes the ideological and figurative contents, means of expression of works in the genre of industrial landscape. The author notes that the use of principles of interactivity, interdisciplinary integration, reliance on emotional experience, addressing the topical themes of regional artistic culture are the condition of formation of professional competence of students.

Key words: art education, pedagogy of art, perception, art culture of Altai, industrial landscape.

Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» г. Барнаул,

E-mail: lar.nex@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТЕМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ АЛТАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

В статье рассматривается вопрос о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX века. Существование двух противоположных начал - природного и индустриального - неизбежно порождает проблему восприятия к промышленным преобразованиям. Автором проведен анализ идейно-образного содержания, средств художе-

ственной выразительности произведений в жанре индустриального пейзажа. Автор отмечает, что использование в педагогике искусства принципов интерактивности, междисциплинарной интеграции, опоры на эмоциональный опыт, обращение к актуальным темам региональной художественной культуры являются условием формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, восприятие, художественная культура Алтая, индустриальный пейзаж.

В современном художественном образовании, наполненном визуальной информацией, визуальная культура является значимой частью общей культуры студента и одним из условий формирования его профессиональных компетенций. Взаимодополнение образов прошлого и настоящего, их интерпретация, могут оказать эффективную поддержку в этом процессе. Принципы, которые смогут направить педагогов на выбор результативных направлений и способов действия: интерактивность, междисциплинарная интеграция, опора на эмоциональный опыт, обращение к актуальным темам региональной художественной культуры.

Предметом настоящей статьи является вопрос о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX века. Каталоги художественных выставок свидетельствуют о том, что в период, когда начинается процесс освоения целинных земель, эта тема становится одной из ведущих в экспозициях выставок разных лет. В жанре индустриального пейзажа работают художники, склонные к эпическим образам и мастера лирического пейзажа. Единство тенденции просматривается в самом мироощущении, мировосприятии алтайских живописцев этих лет. Под прямым воздействием социального заказа или опосредованным влиянием культурной среды художники Алтая включались в общее дело исторических преобразований края. В составе творческих бригад живописцы постоянно работают в промышленных районах, ощущая потребность отразить дух времени, запечатлеть его черты.

Разные аспекты пейзажной живописи Алтая рассматриваются в публикациях Л.И. Снитко, В.Ф. Эдокова, Т.М. Степанской, М.Ю. Шишина, Г.И. Прибыткова, Л.Н. Шаминой, В.С. Татаренко, Л.Г. Красноцветовой. Анализ литературы позволяет отметить, что заявленная тема не была предметом специального рассмотрения.

Источниками для настоящей статьи послужили фонды Государственного художественного музея Алтайского края, мастерских художников, где сформировался обширный и разнообразный фактологический материал, отражающий тенденции развития индустриального пейзажа. Относительная сопоставимость данных каталогов выставок позволяет также не просто фиксировать тематическую типологию тематику произведений, но и исследовать ее в динамике. Типологический метод и метод стилистического анализа позволил определить тематическую типологию индустриального пейзажа. Условно можно выделить следующие доминантные темы и мотивы: промышленная «макросреда» городов Алтая (районы-новостройки, крупномасштабные технические сооружения); индустрия Горного Алтая; стройки Коксохима и Кулундинского канала.

Индустриальные композиции в алтайской живописи редки, но этюды с индустриальными мотивами присутствуют почти на всех краевых выставках. Так, в 1960-е годы по преимуществу это этюды с изображением промышленной «макросреды» города в творчестве И.Ф. Конякина, М.Я. Будкеева, П.А. Щетинина. В 1970-е годы типология мотивов индустриального пейзажа расширяется. Она включает разнообразные промышленные объекты и широкую географию промышленных преобразований. Центральное место в экспозициях этих лет занимает тема строительства крупномасштабных технических сооружений в Горном Алтае, на Коксохиме и Кулундинском канале.

Каталоги выставок этих лет позволяют отметить, что индустрии Горного Алтая посвящены работы кисти С.И. Чернова, Н.П. Иванова, М.Я. Будкеева, П.С. Панарина, В.Ф. Прохода, А.А. Таныша, Ф.С. Торхова. Вспоминая этот период творчества, художники отмечают, что они много ездили по Горному Алтаю, изучая жизнь рабочих высокогорных рудников и геологов, выполняя многочисленные натурные зарисовки. В результате в творчестве каждого появляются центральные мотивы. В качестве примера отметим серию работ, посвященных строительству горных дорог («Через горы», «Белый Бом», «Мостостроители» С.И. Чернов) и покорению высокогорных рудников («У Горы Си-

нюхи», «У вечных снегов» М.Я. Будкеев). Композиция, цветовое, линейное, ритмическое построение произведений несут в себе выражение представление о действительности как о новом единстве природы с элементами техницизма, внесенными человеком. В работах четко прослеживается тяга к монументальному, героическому пейзажу, стремление к созданию эпического, обобщенного художественного образа. Отличительная черта композиции пейзажей - довольно высокий горизонт. Высокая точка зрения даёт возможность охватить одновременно комплексы промышленных сооружений, технику с подъездными путями и величественную панораму алтайских гор. Монументальность композиций подчеркивает значительность происходящих событий.

Другой характер имеют горно-индустриальные пейзажи, решенные в русле лирического пейзажа. Желая отразить современность в природе, художники показывают в горном пейзаже следующие элементы строительства: асфальтовую дорогу, убегающую за горизонт и машины; заводы и горнорудные шахты (Ак-таш); висящие между скал мосты. Характерная черта такого типа работ состоит в том, что все эти элементы строительства изображаются в единстве с мощью природных форм. Иконография изображения, как правило, включает следующие мотивы: предгорные долины на переднем плане, горы и небо на втором. Промышленные объекты и машины вписываются в среду, их жесткие формы и локальные цвета смягчены воздухом и рефлексами соседствующих цветов. Например, в произведении П.С. Панарина «Акташ. Рудник» реальные черты горнорудной шахты слиты с открыто звучащей живописной формой - переливами крупных и мелких мазков, четко организованной колористикой.

Во второй половине XX века в решении индустриальной темы отчетливо проявляется тенденция, основанная на стремлении выявить и подчеркнуть эстетику промышленной среды. Эти черты присутствуют в композиции «Акташ» С.И. Чернова. Изображая пейзаж высокогорного рудника, живописец, по существу, дает новую концепцию трактовки индустриального образа. Развивая принципы видового пейзажа, он вместе с тем акцентирует мощь, рационализм горно-рудничных промышленных объектов: производственные корпуса спорят с масштабами гор, как бы возникая из них и возвышаясь над ними. Возникает вопрос, какими средствами удалось художнику выразить свой замысел? Прежде всего, композиционными. В картине воссоздан сложный ландшафт, где своеобразными кулисами, играющими активную роль в раскрытии образа, являются, с одной стороны, вынесенные вперед крупным планом ряд построек и фабричный двор, с другой - «точка» заходящего солнца. Через полузатененный, розовато-охристый передний план художник ведет зрителя к главному в картине - руднику, силуэты которого контрастно выступают на ярко освещенном склоне. Решенный по ясному регулярному плану рудничный комплекс показан с высокой точки зрения, на фоне широкой панорамы горной природы, в контрасте и единстве с ней. Изобразительная система картины строится на декоративности цвета. Преобладание оттенков синего и серого усиливает ощущение суровости горной природы. Мазки охры, передающие осеннюю окраску горной растительности, перекликаются с напряженным красно-коричневым тоном горно-рудничных зданий. Пейзаж вызывает чувство тревоги и драматизма, что позволяет отметить новой поворот в осмыслении связей между индустрией и природой. Можно сказать, что произведение С.И. Чернова отражает процесс смещения тенденций в художественном осмыслении индустриальной темы от фактологии к эстетической оценке индустриальной среды.

В индустриальных пейзажах, посвященных строительству Коксохима можно отметить, как характерная для «Акташа» тенденция к обособлению индустриальных мотивов в самостоятельную среду постепенно развивается, получает новое содержание. Работы Ю.А. Чулюкова «Коксохим», В.Т. Федосова «Будни Коксхима», «Ритмы Коксохима», «Коксохим строится», В.Ф. Проходы «Утро на Коксохиме» становятся гораздо конкретнее, непосредственнее, более тесно связаны с трудовой деятель-

ностью человека. Природа уже не столько арена созидательных действий, сколько место труда, рабочее место. В самом выборе сюжетов проявляется взгляд на индустрию как на естественную среду, складывающейся по своим, присущим именно ей законам красоты. При такой постановке творческой задачи совершенно определенное значение и смысл приобретают основные компоненты образного языка живописи, прежде всего, композиция и цвет. Рассмотрим пейзаж В.Т. Федосова «Будни Коксхима». Фрагментарность композиции, многоплановая панорамность пространства, мягкие тональные переходы, выдержанные в теплых золотисто-коричневых тонах и в прохладной сероватой гамме, в которой вспыхивают отдельные яркие пятна цвета железобетонных конструкций, стаффажные фигурки рабочих, подчеркивают наблюденность мотива пейзажа, придают ему живость восприятия действительности. Акцент на масштабности и конструктивной организованности промышленной среды говорит о творческом замысле В.Т. Федосова выявить её самоценность.

В рамках рассматриваемой тенденции особое место занимают произведения А.П. Фризена «Индустриальный пейзаж. АТЗ» и «ТЭЦ. АТЗ» [1, с. 22]. Тенденция, наметившаяся в «Акташе» С.И. Чернова, находит дальнейшее развитие. Линия горизонта понижается, пространство локализуется, технические сооружения выдвигаются вперед. В композиции картины «Индустриальный пейзаж. АТЗ» масштабные производственные объекты занимают весь передний план. Художник акцентирует их рационализм, техническую мощь. Композиция пейзажа строится на своеобразном ритме, единица которого - широкий фактурный мазок. Возникает образ индустриальной среды, наделенный самостоятельной выразительностью и динамикой. Диссонанс пропорций промышленных форм и насыщенная декоративность цвета усиливает напряженную выразительность художественного образа.

В пейзаже «ТЭЦ. АТЗ» стремление выявить своеобразную эстетику промышленных форм прослеживается еще более отчетливо. В композиции компоновка производственных сооружений достаточно плотная. В целом, для нее характерна фрагментарность, акцентирование ее центра через ритм вертикалей,

горизонталей, диагоналей труб, змеевиков и через повышенную декоративность цвета. Декоративная цветовая гамма, строящаяся на сочетании зеленого, синего, серого тонов, подчеркивает архитектонику сооружений. Художник передает пластику предметов изображения густой пастозной живописной фактурой, введением черного цвета, играющего роль контура и помогающего повысить общую эмоциональную напряженность образа. Стаф-фажные фигурки рабочих, движущийся на большой скорости грузовик с углем на переднем плане, дымящиеся доменные печи на втором, - дают ощущение активного трудового процесса. Однако акцент на своеобразии архитектоники промышленных форм в картине значительно усилен. Это свидетельствует о том, что в пейзаже доминантным мотивом является не столько процесс труда человека, а энергичная работа промышленной техники.

В алтайском индустриальном пейзаже второй повинны XX века такое понимание индустриальной темы можно отметить в работах С.К. Двойноса «Коксобатарея строится», П.М. Еровико-ва «Бетоннорастворный узел», Ф.С. Торхова «Заринский Коксо-хим».

Тема строительства Кулундинского канала наиболее ярко прозвучала в серии Ф.С. Торхова «По Кулудинскому каналу». На двадцатой краевой выставке были представлены сразу пять произведений серии: «Строительство первой насосной», «На трассе канала», «Вагончики строителей», «Котлован второй насосной», «Здесь будет вода». Этюды исполнены в живой и выразительной манере в технике масляной живописи.

Таким образом, индустриальная тема занимает значительное место в художественной культуре Алтая второй половины XX века. В этот период индустриальный пейзаж является одной из форм выражения процессов промышленного строительства в регионе. Художники связали решение темы с реалистическим отражением промышленной среды, имеющей географическую определенность. Об идейно-эмоциональной оценке авторами изображаемых объектов свидетельствует прочно укоренившаяся тенденция деления на «старое» и «новое», «природное» и «индустриальное». Переходы из одних образно-пластических решений в другие органичны и тесно связаны с процессом развития художественной школы на Алтае.

Библиографический список

1. Мелехова К.А., Нехвядович Л.И., Степанская Т.М. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография. Барнаул, 2012.

2. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI centuries. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11. № 7: 1501 - 1507.

References

1. Melehova K.A., Nehvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Russkaya hudozhestvennaya shkola v dialoge kul'tur HH veka: monografiya. Barnaul, 2012.

2. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI centuries. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11. № 7: 1501 - 1507.

Статья поступила в редакцию 14.11.17

УДК 378

Rastegaeva D.А., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Filimanuk L. A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF DUAL TRAINING SYSTEM IN THE TRAINING OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION. The article discusses a problem of dual training, which in modern conditions will allow to solve the problem of professional training, taking into account the interests of both the manufacturing and educational sectors. The proposed model of the dual training system in terms of higher education, which is implemented on the base of Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute. The authors conclude that the development of the conceptual framework of the dual education will contribute to the theoretical bases of constructing the dual system of training based on the principles of parity, synergy, unity of the methodological basis, the variability of didactic foundations and conditions of the universality of subjective personality characteristics of the result of education.

Key words: professional training, dual training, higher education, dual education, manufacturing enterprises.

Д.А Растегаева, аспирант ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.