Научная статья на тему 'К вопросу о воспитательной функции учителя'

К вопросу о воспитательной функции учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптева Г.Г.

Профессия учителя одна из древнейших; и одна из наиболее важных социальных функций педагога это воспитание. Основное «оружие» педагога слово, то есть самое сложное, трудное, что есть в педагогике. А также личный пример Учителя, его духовные, нравственные качества. Результатом воспитания является личность. Творить человеческую воспитуемость красная нить этического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитательной функции учителя»

Роль учителя в современном обществе

169

2. Андропова Л.О. Развитие телесного Я личности // Dny vMdy - 2012: Materi6ly VIII mezinбrodnн vмdecko-praktickб konference. Бн1 62. Psychologie a sociologie. - Praha: Publishing House «Education and Science». - Р. 16-21.

3. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. - М.: 2004.

4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1997.

5. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структу-ре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 2. - С. 27-33.

6. Фадеева К.О. Телесная осознанность в структуре самосознания личности // Научный аспект. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - № 4. -Т. 1-2. - 304 с.

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

© Коптева Г.Г.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Профессия учителя - одна из древнейших; и одна из наиболее важных социальных функций педагога - это воспитание. Основное «оружие» педагога - слово, то есть самое сложное, трудное, что есть в педагогике. А также личный пример Учителя, его духовные, нравственные качества. Результатом воспитания является личность. Творить человеческую воспитуемость - красная нить этического воспитания.

Ключевые слова: учитель, педагог, социальные функции, воспитание и самовоспитание, цель образования, педагогика сотрудничества, личность, духовно-нравственное развитие.

Профессия Учителя, Педагога - одна из древнейших, именно в ней, в первую очередь, аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Вот что писал В.А. Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» о роли учителя: «Учитель творит Человека... Великое счастье учителя - это то, что ты стал таким, каким создал тебя в своем представлении учитель, как свой идеал . Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим» [Сухомлинский: 90].

Социальная роль и функции учителя всегда зависели от истории общества, они претерпевают эволюционные изменения вместе с ним, ведь учи-

Доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат филологических наук.

170

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тель живет в обществе и переживает вместе с ним те революционные перемены, которые происходят здесь на протяжении всего периода его жизни. Учитель выполняет в процессе своей деятельности целый ряд социальных ролей, как то: роль катализатора общественного прогресса и медиатора между историческим прошлым и будущим общества, роль хранителя многообразных общественных ценностей и борца за идеалы истины и добра; далее, учитель - уполномоченное представительное лицо от мира молодежи и он же - мастер, обучающий своего ученика какому-либо сугубо прикладному виду деятельности, - рукоделие, управление трактором или машиной, владение музыкальным инструментом и т.д.

Но прежде всего, Учитель - тот, кто «дает образование». Что есть образование? Образование - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Действующий закон об образовании, ст. 2, п. 1]. И неотъемлемо-интегративной духовно-нравственной функцией педагогической деятельности выступает, конечно, воспитание.

Едва ли не главная социальная функция педагога - воспитание, формирование духовного мира молодежи, в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным процессом, естественно-неотделимым от жизни общества во всей её полноте и противоречивости, от семьи, культуры, человечества в целом, от страны, в которой человек живет и от культурно-исторической эпохи. В системе российского образования признается необходимым развитие у человека духовности, ориентированной на доброту, уважение к другим людям, сочувствие и сострадание. Но духовность не бывает спонтанной, она формируется в процессе воспитания и в процессе работы человека над собой. Важным фактором успешного развития личности, как в школах, так и в ВУЗах, является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеют ключевое значение в деле становления личности, в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Школы и ВУЗы, иные образовательные учреждения должны не только давать знания, но, в то же время, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. А также воспитывать граждан и патриотов. И все это является воспитательной функцией педагога, прежде всего.

Над этими задачами он работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежи-

Роль учителя в современном обществе

171

тия в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Ту же задачу призваны решать родители, но зачастую именно Учитель воспитывает у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, учит ее регулировать свое поведение в соответствии с ними, жить по принципам доброты и терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим. Следовательно, воспитательная функция учителя важна чрезвычайно, какой бы ни была эпоха, общественный строй, условия жизни людей.

Что следует понимать под воспитанием? Новый закон об образовании гласит: воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [Действующий закон об образовании, ст. 2, п. 2]. В общепринятом понимании воспитание - это процесс формирования личности с целью подготовки человека к жизни в обществе. Человек подвергается воспитанию с самого рождения и едва ли не до самой смерти. Сила воспитательного воздействия изменяется в зависимости от социальных условий и возраста, от социального положения и статуса, и т.п. Но именно в процессе воспитания происходит формирование отношений индивида с окружающим его обществом. Воспитанием занимаются родители, воспитатели, учителя, преподаватели, окружающая среда. В целом, на формирование личности влияет все окружающее общество, включая телевидение, СМИ и общение в Интернете. Но едва ли найдется образованный человек, который будет отрицать, что, наряду с проблемами образования, проблемы воспитания будут существовать всегда. Поиск решения этих проблем для всех, кто призван заниматься воспитанием, - постоянный, непрерывный процесс. И, в первую очередь, этим призван заниматься учитель, преподаватель. Он же воспитатель.

«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории...» Это цитата из статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», написанной в 1857 году. Не погрешим против истины, утверждая, что роль и функции учителя-воспитателя можно и сегодня обозначить приблизительно теми же словами. Воспитание, подчеркнем еще раз, является одним из важнейших компонентов образования, реализуемым в интересах человека, общества и государства. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране

172

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к каждой странице отечественной истории. Это неоднократно подчеркивалось, в частности, президентом России в его выступлениях.

Результатом воспитания, как уже было сказано, является личность. Но какой должна быть эта личность в современных общественно-исторических условиях? Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития и общественных отношений духовно-нравственное воспитание призвано обеспечить формирование у подрастающего поколения целого ряда необходимо-полезных качеств, как то:

- осознание себя гражданином России на основе принятия базовых национальных нравственных ценностей и национальных духовных традиций;

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, адекватной самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

- готовность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования;

- способность к социальной и профессиональной мобильности, на основе моральных норм;

- готовность выражать и отстаивать свою общественную позицию;

- трудолюбие и жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;

- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- способность критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

- бережное отношение к природе и бережливое отношение к природным ресурсам.

Таким образом, в настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, проблемы воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Законом

Роль учителя в современном обществе

173

Российской Федерации «Об образовании» установлено, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы. При этом Статья 3 Главы 1 действующего Закона определяет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования; здесь сказано, что государственная политика России основывается на ряде принципов, среди которых основные - гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Обучающимся при этом предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; а также на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений [Действующий закон об образовании, гл. 4, ст. 34].

Согласно Статье 43, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия. Они также обязаны осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а также заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Большая ответственность, таким образом, возлагается и на самих обучающихся, на их собственное стремление к самосовершенствованию, которое учитель призван стимулировать всеми доступными способами. Необходимость самовоспитания в процессе становления личности и ее социализации единодушно признают все мои нынешние студенты. Они в анкетах пишут, например: «Самовоспитание необходимо и возможно, независимо от возраста человека, ведь никогда не поздно совершенствовать себя. Человек должен заниматься самовоспитанием и саморазвитием личности». Или: «Самовоспитание - это важная часть жизни человека, оно необходимо, как и самоанализ. Только сам человек может сделать над собой усилие с целью изменить что-то в своем характере или взглядах на жизнь». Но и здесь общее направление также может задавать взрослое поколение - посредством умения говорить и умения слушать молодых людей, умения строить партнерские отношения и воспитывать в процессе обучения, делать это ненавязчиво и тонко.

Каким должен быть современный учитель? Прежде всего, он должен быть нравственным примером для молодежи. Ведь в учителе ценят прежде всего человеческие качества, суть его авторитета в постоянном развитии педагогом в себе подлинной духовности и интеллигентности. Вообще, педа-

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

гогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях и утрачивают свой позитивный воспитательный смысл.

Уважение к учителю обеспечивается в преобладающей степени высоким профессионализмом, требующим глубокого знания своего предмета. Успех преподавателя обеспечивается также увлеченностью и самоотверженностью, способностью не только аккумулировать глубокие познания в собственном интеллектуальном багаже, но и успешно передавать знания обучающимся, мотивировать их, вызывая интерес к самому процессу обучения. И, самое главное для современного учителя - учить воспитанников мыслить самостоятельно. Учитель играет ключевую роль в деле воспитания молодых, подготовки их к «взрослой» жизни. Поэтому, утверждает И.А. Зимняя, «учителя нашей школы должны отличать высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия» [Зимняя: 52]. Можно много говорить о качествах, которыми необходимо должен обладать хороший Учитель, они известны и общепризна-ны в народе.

Чрезвычайно важны нравственная принципиальность и гражданская убежденность педагога, прямота, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни и убеждать их без давления и запугивания. Если педагог способен корректно вступать с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, и уважительно прислушиваться к их мнению, то он, без обиняков высказывая собственные суждения, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой и будет иметь возможность оказать, таким образом, идейное влияние. Необходимо здесь лишь избегать категоричности в оценках и давления на психику. Вообще, процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения будет наиболее эффективным, если отношения педагога, преподавателя с обучающимися строятся как совместная творческая деятельность. Главной фигурой в учебном процессе является сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения. Для такого преподавателя средней либо высшей школы обучаемый, студент является активным партнером, уважаемым им субъектом учебной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимодействие и общение.

Именно педагогика сотрудничества, где в основу обучения положена идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса, обеспечивает духовно-нравственную интегративность. Как уже было сказано, обучение и самообразование должны основываться на личной заинтересованности человека, его индивидуальных интересах, способностях, и это должно учитываться в процессе обучения-воспитания в первую очередь. Также необходимо подчеркнуть, что духовно-нравственное

Роль учителя в современном обществе

175

развитие обучающегося может достигать содержательной полноты и актуализации, когда соединяется с самой жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Совместная деятельность учителя и учащегося, а также самостоятельная работа последнего должны быть проникнуты, таким образом, идеями преодоления сложностей, достижения трудной цели. В вышеупомянутой книге Сухомлинского есть глава о том, «как учить детей правильно относиться к умственному труду»; в ней можно прочесть поразительно мудрые и своевременные (вневременные) наставления молодым: «Будь мыслителем. Умей думать читая и читать думая. Будь искателем и пытливым добывате-лем знаний. Мышление - это самый сложный труд. Знания тебе даются в школе для того, чтобы ты умел добывать новые знания. Живи в мире мыслей, постигай идеи... Cogito, ergo sum (думаю, значит существую). Жить без мысли - влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения - напрасно прожитый день. .Легкие удовольствия в конце концов несут убогость мысли и души.

Незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является книга» [Сухомлинский: 96]. А далее следуют важные советы воспитателю: «В юной душе не должна даже зародиться мысль о том, что учение - легкое дело. ... Для того чтобы учиться было легко (в том смысле, что трудности учения преодолеваются настойчивым трудом), надо, чтобы учиться было трудно, чтобы человек не стремился идти легким путем. Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями - это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания» [Сухомлинский: 97]. Такие советы навсегда останутся актуальными и для учителя в школе, и для преподавателя в ВУЗе.

Важнейшим условием эффективной организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наличие у каждого учителя, преподавателя воспитательной системы. Сухомлинский В.А. создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного «настоящего человека». Он практически показал пути влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования. Его книга «Как воспитать настоящего человека» представляет собой законченное произведение, в котором автор рассматривает основные этические вопросы и предлагает пути формирования в сознании молодых людей адекватного понимания жизненных целей и целей общественно значимых, понимания собственных потребностей и интересов общества, государства. Несмотря даже на частотность и повторяемость в ней таких слов и выражений, которые в реалиях сегодняшнего дня кажутся, мягко говоря, неактуальными, устаревшими (Это, например, «коммунистическая идейность» и «коммунистические идеалы», «ценности социалистического государства» и «коммунистические отношения между людьми», и проч.). Если не концен-

176

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

трироваться на коммунистической идее в процессе чтения, - оказывается, что в книге много ценного и полезного, она и сегодня может служить хорошим подспорьем в деле воспитания подрастающего поколения. Она - о нелегком воспитании словом.

«Слово лишь тогда становится инструментом этического воспитания, когда в нем, образно говоря, заложено зерно стремления к нравственному идеалу. Воспитание словом - самое сложное, трудное, что есть в педагогике и в школе», - пишет Сухомлинский [Сухомлинский: 13]. Однако воспитание словом становится возможным «лишь там, где перед вами - воспитуемый человек», - утверждает он. Какова же в ином случае функция педагога? Ответ находим здесь же: «Я всегда заботился прежде всего о воспитании способности быть воспитуемым» [Сухомлинский: 15]. «Творить человеческую воспи-туемость - это красная нить этического воспитания» [Сухомлинский: 13]. Каким образом педагог может это делать? Вот что пишет по этому поводу автор книги, утверждающий, что воспитуемый - это «жаждущий быть хорошим».

«Воспитуемым ребенка делают, во-первых, радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок» [Сухомлинский: 13].

Во-вторых, педагог говорит о культуре чувств, которую нужно формировать, о «высокоразвитой способности видеть человека, находящегося рядом, принимать близко к сердцу его радости и огорчения, ...чувствовать одиночество, как большую беду, которая может постигнуть человека» [Сухомлинский: 14].

В-третьих, человека делает воспитуемым «его глубокая вера в другого человека». Он должен, образно говоря, «чувствовать свою руку в руке того, кому безгранично доверяет, кем дорожит, кем восхищается. Рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность», слово которой становится «могучим и тонким инструментом» воспитания [Сухомлинский: 16].

Наконец, в-четвертых, «воспитуемым человека делает красота (если есть три предыдущих условия), точнее - духовная жизнь в мире прекрасного. Этическое воспитание, творение настоящего человека - это призыв быть прекрасным; этический идеал сам по себе - высшая человеческая красота. Духовная жизнь в мире прекрасного - это чувствование, созидание, сохранение красоты в окружающем мире - в природе, в человеческих взаимоотношениях, особенно в духовной сфере. Духовная жизнь в мире прекрасного пробуждает неискоренимую человеческую потребность - потребность быть красивым» духовно [Сухомлинский: 17]. Власть воспитателя как раз и заключается в том, чтобы открыть человеку «дверь в мир прекрасного».

«Чуткость человека к воспитанию - способность быть воспитуемым -повышается, когда человека постоянно воспитывают» [Сухомлинский: 19], -

Роль учителя в современном обществе

177

утверждает Сухомлинский. Воспитывают словом, личным примером и умением слушать, понимать, со-чувствовать. Личность воспитывающего, его собственные человеческие качества, его опыт и умения играют, как видно из постулатов выдающегося педагога ключевую роль в деле воспитания.

В данной статье мы попытались еще раз напомнить, что педагогическая деятельность и в наше время должна рассматриваться как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса. Именно Учитель способен повлиять на молодое сознание, если не в первую, то во вторую, после родителей очередь. Иначе, уже и в России он может стать жертвой духовной и гражданской незрелости молодых. Так, Президент России Владимир Путин назвал трагедией произошедшую недавно стрельбу в московской школе № 263, он призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения. Об этом глава государства заявил на заседании президиума президентского Совета по культуре и искусству.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; оно должно вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» вновь начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Фактически, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения был бы невозможен. Поэтому данный процесс сегодня, как и прежде, закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций.

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М., «Педагогика», 1990. - 288 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., Просвещение, 1991. - 222 с.

3. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы [Электронный ресурс] // впервые опубликовано: «Журнал для воспитания». - 1857. - № 1. -Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.