Научная статья на тему 'К вопросу о воспитании в современном российском обществе'

К вопросу о воспитании в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3298
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATION / FAMILY EDUCATION / AXIOLOGICAL APPROACH / EDUCATIONAL SUPPORT / CULTURAL AND FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клемантович Ирина Павловна, Чуйкина Елена Валериевна

Акцентируется внимание на необходимости традиционного подхода к воспитанию в семье, формирующего основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Раскрываются технологические аспекты педагогического сопровождения воспитания семейных отношений в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EDUCATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article focuses on the need for the traditional approach to the family education that forms the basis of the physical, moral and intellectual development of a child’s personality. Technological aspects of pedagogical support of the development of family relations in the educational space of the university are also revealed in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитании в современном российском обществе»

И.П. Клемантович, Е.В. Чуйкина

К вопросу о воспитании в современном российском обществе

Акцентируется внимание на необходимости традиционного подхода к воспитанию в семье, формирующего основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Раскрываются технологические аспекты педагогического сопровождения воспитания семейных отношений в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, аксиологический подход, педагогическое сопровождение, культурные ценности, семейные ценности.

В истории развития человеческого общества вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения всегда играли первостепенную роль. К сожалению, российская традиция такова, что главным считается обучение, а воспитание недооценивается. Поэтому если сегодняшнее министерство образования, вместо прежнего министерства просвещения, будет заниматься только обучением, то будет воспроизводить образованцев-профессионалов, далеких от благонравия, духовно и нравственно слаборазвитых людей. И чем «образованнее» будут такие люди, тем большим потенциальным родником зла они будут являться.

Государство, безусловно, уделяет внимание вопросам воспитания. В ст. 38 Конституции РФ говорится: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», а значит, играют важную роль в развитии и становлении российского общества. Там же читаем: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Согласно ст. 63 «Семейного кодекса РФ» «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Отметим принципиальную позицию государства в отношении родителей, касающуюся наделения их не просто правом, а обязывающую их играть главную роль в вопросах воспитательного характера, что, к сожалению, часто сейчас не соблюдается.

О приоритете родительского воспитания говорится и в законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального

ч: го Ф СР

ш иэ

развития личности ребенка». При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании, в развитии их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Что же чаще происходит на практике? К сожалению, мы можем констатировать, что на современном этапе развития российского общества между образовательными организациями и родителями существует огромная пропасть. Их действия по воспитанию подрастающего поколения часто несогласованны и противоречивы. И первые, и вторые, безусловно, хотят образовать и воспитать ребенка таким образом, чтобы он стал достойным членом общества, гражданином своей страны. Принятие «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» [5] и разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] способствовали привлечению внимания к вопросам формирования в ребенке духовно-нравственного, патриотического начала. Согласно Концепции, «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [Там же].

Современная система образования взяла на себя большую часть работы по взращиванию и воспитанию ребенка, но ведь начало воспитания начинается не за школьной партой, и даже не в дошкольном образовательном учреждении. Гармоничное развитие и осознанное воспитание начинается задолго до рождения ребенка. От того, насколько молодые родители сами развиты, духовно и нравственно обогащены, насколько они сами осознают себя членами государства и носителями национальной культуры, во многом зависит, каким станет их будущий ребенок.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что молодежь в первую очередь озабочена увеличением и приращением материального благосостояния. Все большую популярность набирает движение чайлд-фри (англ. скИС/гее - «свободный от детей»). Сторонники подобного образа жизни открыто заявляют о своем сознательном нежелании иметь детей, пропагандируют бездетный образ жизни и отказ от возможности иметь детей во имя личной свободы. Другая модная сегодня тенденция среди молодых людей - лояльность и во многом даже одобрение однополой любви. Эти новомодные заявления вызывают большие опасения,

-

21

поскольку сегодняшняя молодежь - это завтрашние потенциальные к родители, которые не смогут дать достойное воспитание своим детям, о а возможно, даже не смогут или не захотят реализовать важнейшую функцию семьи - функцию продолжения рода.

Русская семья всегда славилась многодетностью и вдумчивым отношением к браку и процессам воспитания и образования. Ребенок в крестьян- 2 ской семье с раннего детства был включен в трудовой процесс родителей, ^ девочки с молоком матери впитывали науку быть хозяйкой и хранительницей очага; мальчики неотступно следовали за отцом, постигая сложную, но жизненно необходимую науку быть главой семьи. Раннее трудовое воспитание, почитание старших и забота о младших - вот основные элементы, на которых строилось патриархальное российское общество.

Центром дворянского воспитания также была семья. Обладая достаточным количеством средств и возможностей для обеспечения своих детей всем необходимым для развития и роста, дворянское сословие акцент делало именно на воспитании и образовании в семье. Истинный дворянин знал, как вести себя в любой ситуации. Более того, достойно себя вести и быть примером для всех окружающих было его святой обязанностью.

В советские времена семья перестала восприниматься как главный социальный институт в вопросах воспитания. В первую очередь это связано с тем, что значительную роль в воспитании и обучении ребенка стали играть дошкольные и средние образовательные учреждения. Безусловно, нельзя недооценивать вклад школ в процесс развития грамотности в России. Но вместе с этим нужно констатировать печальный факт: вместе с обязанностью «научить» школа взяла на себя большую часть работы по воспитанию детей, отодвинув при этом родителей на второй план. Второй момент касается изменений во внутрисемейных отношениях. Усиление роли женщины в обществе и общая демократизация привели к тому, что семья из традиционной стала эгалитарной. К сожалению, сегодня семейная воспитательная «наука», или семейная научная «методика», чаще всего не выходит за пределы интуиции и самодеятельности с соответствующим низким качеством.

Современная система образования должна сделать шаг навстречу системе воспитания подрастающего поколения. Сам образовательный процесс должен опираться на аксиологический принцип формирования сознания молодежи. Это в настоящее время - насущная потребность нашей быстроменяющейся действительности.

В процессе взросления ребенок должен осваивать семейные и культурные ценности, составляющие духовную основу российского

ч: го Ф СР

ш иэ

общества. Не последнее место в этом процессе должна занять экосоци-ализация подрастающей смены, становление и развитие новых поколений в тесной связи с законами природы, с противоречивыми реалиями взаимодействия данной возрастной группы общества и окружающей природной среды. Поэтому субъектом воспитания, т.е. воспитателем в широком смысле, должны стать семья, государство, религия, самовоспитание и природа.

МГГУ им. М.А. Шолохова проводит комплексную работу по внедрению аксиологического принципа в процесс воспитания и обучения будущих специалистов. На базе университета разработана и активно применяется комплексная программа педагогического сопровождения воспитания семейных отношений на базе инновационных педагогических подходов. Началом работы можно назвать создание курса «Семьеведение», активно применяющегося в практике образования и воспитания студентов уже более двадцати лет. За это время педагогическим коллективом были выработаны основные принципы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений. Основные среди них: гуманистическая направленность сопровождения; соответствие деятельности сопровождения идеалам, идеям, ценностям российского семейного воспитания; интеграция современных подходов воспитания в процессе сопровождения (компетентностного, личностно-ориентированного, аксиологического, системно-деятельного); комплексный подход к организации и внедрению педагогического сопровождения.

Совместно с преподавателями факультета «Экономико-технологический колледж» разрабатывается система непрерывного педагогического сопровождения в парадигме «колледж - вуз». Данная модель состоит из трех блоков: 1) формирование осознанного отношения молодежи к семейным ценностям на этапе среднего профессионального образования; 2) развитие и закрепление представлений о ценности российской семьи; 3) формирование устойчивой потребности к созданию гармоничной, любящей семьи, в основе которой лежат ключевые российские ценности.

Внедрение вышеизложенной системы предусматривает проведение ряда мероприятий. Так, например, в университете активно используется форма публичного обсуждения какой-либо проблемной ситуации, проводятся дискуссионные клубы по вопросам семейного воспитания и ценности семьи в российском обществе. Основой для такого рода дискуссий выступают как художественные произведения, так и явления современной действительности, культурной жизни страны.

Хорошей базой для проведения дискуссий стала ежегодная национальная литературная премия «Большая книга». Совместно со студентами

преподаватели предлагают для обсуждения книжные новинки. Класси- к ческая литература также представляет собой интерес для обсуждения о вопросов семейного воспитания, особенно в контексте сопоставления с современный жизненной действительностью. ^

Отдельно обсуждался вопрос о деградации семейных и общечеловече- 1 ских ценностей после посещения студентами старших курсов спектакля 2 «Идеальный муж» МХТ им. А.П. Чехова. Умение аргументировано изло- ¿= жить свою точку зрения, обосновать ее в контексте предложенной проблемы, сопоставить сатирическую художественную трактовку с реалиями российской действительности - эти пункты стали ключевыми во время обсуждении.

Интересно было обсуждение роли семьи в контексте проводимой в Москве интерактивной выставки-форума «Православная Русь. Романовы». После ее посещения был проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы роли семьи и личности в историческом процессе, значимость православия в формировании российской государственности. Студенты первых курсов занимаются проектной деятельностью и создают презентации на тему семьи и семейных ценностей («Российские династии», «Роль моей семьи в истории России», «Не смейте забывать!» - о родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне).

Большое внимание уделяется формированию личностно и профессионально значимых качеств во время экскурсий по культурным и историческим местам. Тематика подбирается таким образом, чтобы содержание экскурсионной программы отвечало заявленному направлению, например, «Семейные ценности Толстых», «По следам московских родов», «Неизвестные известные российские семьи» и т.д.

Традиции семейного воспитания являются частью общей культуры и должны интегрировать воспитательный опыт всего общества. Агентом воспитания с этой позиции выступает социум в целом, поэтому для реализации целостного подхода к воспитанию в рамках программы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений важно проводить открытые мероприятия, посвященные обсуждению современного состояния семьи и родительства с привлечением общественных деятелей России, писателей, тьюторов, родителей. Принципиально важно показать современному молодому человеку значимость вопросов формирования и развития семьи, воспитания ребенка, гармоничного развития института брака в русле российской традиции для всех членов современного общества.

С научно-методической точки зрения университет занимается комплексной разработкой программы педагогического сопровождения

ч: го Ф СР

ш иэ

воспитания семейных отношений. С целью исследования структуры семейных ценностей студентов на педагогическом факультете разработан «Опросник семейных ценностей», который отражает основные представления об образе семьи, о семейных ценностях и идеалах, о способах реализации родительского потенциала современной молодежи.

Продолжается работа по внедрению программы факультативного курса «Ответственное супружество и родительство» (для студентов факультета «Экономико-технологический колледж») и, в рамках развития системы непрерывного образования, внедрение программы «Семьеведение» (для студентов педагогического факультета). Данные программы представляют собой комплексную разработку по проблеме педагогического сопровождения семейных отношений и строятся на историко-культурном, компетентностном и гуманистическом принципах воспитания молодежи.

Работа профессорско-преподавательского состава преподавателей МГГУ им М.А. Шолохова выявила основные социальные и исторические факторы трансформации института семьи: 1) общая демократизация общества, затронувшая традиционную структуру семейного устройства, в результате чего патриархальная система устройства семьи сменилась эгалитарной; 2) изменения гендерной стратификации общества, во многом обусловленные экономическими и историческими факторами предыдущего столетия; 3) деградация системы ценностей, присущих традиционной российской семье (под влиянием насаждения западной и американской культуры); 4) деструктивное влияние экономических кризисов на благосостояние российской семьи, что во многом породило спад рождаемости в постперестроечный период и проблемы демографического характера на современном этапе развития страны.

Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование личности, на психологические особенности человека, на развитие заложенного в ребенка потенциала. Последнее особенно актуально сегодня, поскольку сегодня наблюдается тенденция к увеличению внимания к одаренным детям со стороны государства и общественности. Семейное воспитание во многом может помочь в обнаружении и развитии одаренности подрастающего поколения, поскольку в значительной степени именно под влиянием семейного воспитания формируются аксиологические представления, развивается дух гражданственности и патриотизма, развивается творческий потенциал ребенка. Но гарантом этого должна, в первую очередь, выступать гармоничная семья, отношения в которой строятся на доверии, взаимопонимании, на ценностях, характерных для традиционной российской семьи.

Библиографический список

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2014.

2. Клемантович И.П., Грекова О.С., Маторина Е.Ю. Формирование профессиональной культуры социального педагога в условиях вузовской подготовки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 65-72.

3. Клемантович И.П., Фарниева М.Г. Использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителями // Воспитание школьников. 2012. № 7. С. 52-55.

4. Клемантович И.П. Социальный педагог: Основные направления формирования профессиональной культуры: Методические рекомендации. М., 2000.

5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.