Научная статья на тему 'К вопросу о воспитании личной культуры репродуктивного здоровья студентов педагогического вуза в процессе подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников'

К вопросу о воспитании личной культуры репродуктивного здоровья студентов педагогического вуза в процессе подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Л. А.

Статья посвящена изучению проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников. В статье выделены основные недостатки в подготовке будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников, среди которых низкая мотивация студентов на сохранение и укрепление собственного репродуктивного здоровья, отсутствие специальных знаний и практических умений. Особый интерес представляет предлагаемая автором программа ориентации будущего учителя на повышение личной культуры репродуктивного здоровья посредством специально организованного воспитательного воздействия на студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитании личной культуры репродуктивного здоровья студентов педагогического вуза в процессе подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников»

7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В.Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

9. Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344 с.

10. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1994. -269 с.

11. Щуркова Н.Е., Савченко Н., Рогозина Л.Р. Программа воспитания школьников. Общая модель и ее возрастные модификации. - Белгород, 1994.

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Рудакова Л.А.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

Статья посвящена изучению проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников. В статье выделены основные недостатки в подготовке будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников, среди которых низкая мотивация студентов на сохранение и укрепление собственного репродуктивного здоровья, отсутствие специальных знаний и практических умений. Особый интерес представляет предлагаемая автором программа ориентации будущего учителя на повышение личной культуры репродуктивного здоровья посредством специально организованного воспитательного воздействия на студентов педагогического вуза.

В настоящее время в России отмечается тенденция ухудшения репродуктивного здоровья у детей и подростков в критические периоды роста и развития организма, что во многом определяет полноценность детородной функции, негативно влияет на здоровье нации, осложняет демографическую ситуацию в России [2].

Среди причинсложившейся ситуации отмечается недостаток профилактической работы со стороны образовательных учреждений, отстранен-

* Старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности, аспирант.

ность позиции педагогов в этом вопросе; недостаточное межведомственное и междисциплинарное сотрудничество по проблемам охраны сексуального и репродуктивного здоровья [3].

Культура репродуктивного здоровья личности определяется как потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта, направленная на нормальное функционирование личности как единицы общества, благодаря использованию своих биологических способностей и средств, преобразованных в соответствии с принципами культуросообразности [2].

Учитывая высокую социальную значимость и острую актуальность, в качестве проблемы для анализа в данном диссертационном исследовании было избрано влияние личной культуры репродуктивного здоровья студентов педагогического вуза намотивационную и когнитивную готовность будущих учителей кформированию культуры репродуктивного здоровья школьников.

Готовность будущих специалистов к формированию культуры репродуктивного здоровья подрастающего поколения понимается нами как ин-тегративное образование личности в единстве мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов [1].

Уровеньготовности будущих специалистов к формированию культуры репродуктивного здоровья определялся нами с позиций компетентностно-гоподхода.Исходяиз структурных составляющих феномена готовности, были использованы методы, позволяющие изучить каждый компонент в отдельности: анкетирование для изученияуровня знаний для формирования культуры репродуктивного здоровья школьников, ранжированиедля выявления отношения к проблеме здоровья, культуры репродуктивного здоровья, самооценка, направленная на определение профессиональных умений, необходимых для формирования культуры репродуктивного здоровья у школьников.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что будущие учителя имеют разный уровень подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников (табл. 1).

Таблица 1

Уровень подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников, в %

Компоненты подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников оптимальный допустимый недопустимый

Мотивационный 27,8 38,3 33,9

Когнитивный компонент 20,6 35,1 44,2

Операционально-деятельностный 26,2 35,1 38,7

Уровень подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников 24,9 36,2 38,9

Анализ результатов изучения готовности будущих учителей к профессиональной деятельности по формированию культуры репродуктивного здоровья школьников обнаружил низкую мотивацию студентов на сохранение и укрепление собственного репродуктивного здоровья, отсутствие специальных знаний и практических умений.

В рамках исследования проблемы подготовки будущих учителей мы предположили, что ориентация будущих учителей на повышение личной культуры репродуктивного здоровьяокажет положительное влияние на формирование других компонентов готовности к формированию репродуктивного здоровья школьников.

Повышение личной культуры репродуктивного здоровья будущих учителей осуществлялось в рамках программыспециально организованного воспитательного воздействия на студентов.Цель программы заключалась в создании условий для ориентации будущих специалистов на повышение личной культуры репродуктивного здоровья.

Программа направлялась на решение задачвоспитания потребности в обеспечении безопасности репродуктивного поведения, сохранения и укрепления здоровья;информационного обеспечениябудущих учителей в вопросах обеспечения безопасности репродуктивного поведения; формирования системы нравственных идеалов и ценностей; пропаганды физической культуры и здорового образа жизни; профилактики наркомании, алкоголизма и ВИЧ-инфекции среди студентов.

Содержание программы воспитательной работы по ориентации будущих учителей на повышение личной культуры репродуктивного здоровь-япредставлено в табл. 2.

Таблица 2

Содержание воспитательной работы по ориентации студентов педагогического вуза на повышение личной культуры репродуктивного здоровья

I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь - декабрь 2010 г): Общие мероприятия по организации воспитательной работы в вузепо ориентации будущих специалистов на повышение личной культуры репродуктивного здоровья. Задача: Разработка основных документов по организации воспитательной работы в ОГТИ на основе изучения передового опыта, целей и задач вуза.

Содержание основных видов работ Показатели выполнения Сроки выполнения

1. Создание материально-технической базы для внеучебной работы со студентами Наличие актового зала, технического оснащения систематически

2. Организация единого информационного пространства института. Оформление стенда по воспитательной работе. С декабря - систематически

3. Совершенствование научно-методической работы в направлении формирования личной культуры репродуктивного здоровья студентов. Разработка содержания воспитательных мероприятий. систематически

4. Организация тематического раздела (по направлению работы) информационного стенда по воспитательной работе Информация по тематическому разделу декабрь

Продолжение табл. 2

II ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (январь 2011 - декабрь 2011 г.): Реализация воспитательной работы в вузе по ориентации будущих специалистов на повышение личной культуры репродуктивного здоровья.

Содержание основных видов работ Цель Показатели выполнения Участники Сроки выполнения

1. Просветительская конференция «Репродуктивная культура - проблема отцовства и материнства» Формирование осознания значимости репродуктивной культуры личности для здорового потомства; формирование осознанного отношения к роли ро-дительства. Проведение мероприятия с использованием слайд - презентации «Здоровье подростков и молодежи», оформление буклета по материалам конференции Студенты, педагоги вуза, специалисты Центра планирования семьи; Центра поддержки молодой семьи январь

2. Круглый стол: «Здоровье - выбор современной молодежи» Повышение мотивации студентов на сохранение и укрепление собственного здоровья, соблюдения принципов ЗОЖ в жизни. Проведение мероприятия, показ видеоролика: «Репродуктивное здоровье современной молодежи» Студенты, педагоги вуза, специалисты терапевтической службы студенческой поликлиники Март

3. Проведение акции «За здоровый образ жизни» Пропаганда принципов здорового образа жизни. Отчеты о проведений соревнований по различным видам спорта Студенты, преподаватели физкультуры ОГТИ Апрель

4.Социальная акция «Мы за будущее без СПИДа и наркотиков» (в рамках всемирного дня борьбы со СПИДом) Профилактика наркомании, алкоголизма и ВИЧ-инфекции среди студентов Отчет о проведении мероприятия, оформление информационного стенда «Территория жизни» Студенты Май 2011 г

III ЭТАП: СТАБИЛИЗАЦИОННЫМ (сентябрь 2011 - декабрь 2011 гг.): Мероприятия по совершенствованию воспитательной работы в вузе по повышению культуры репродуктивного здоровья личности. Задача: мотивация студентов на собственное здоровьесберегающее поведение и формирование культуры репродуктивного здоровья у подрастающего поколения.

Содержание основных видов работ Показатели выполнения Сроки выполнения

^Формирование системы базовых нравственных ценностей Включение в спецкурс «Репродуктивное здоровье подрастающего поколения» различных видов заданий, раскрывающих проблемы репродуктивного здоровья и его сохранения, особенности развития культуры репродуктивного здоровья у подростков. 2010-2011гг., по плану

2.Организация Центра репродуктивного здоровья в вузе с целью оказания консультативно-просветительской и психологической помощи студентам. Разработка и внедрение модели деятельности Центра на базе студенческой поликлиники, психологические консультации, тренинги, профилактика безопасного репродуктивного поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции С апреля 2011г.

З.Формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни Формирование у студентов навыков физической культуры и организации здорового образа жизни; пропаганда физической культуры и спорта в рамках социальных акций, проведение спортивных состязаний, мероприятий, направленных на профилактику «вредных привычек», наркозависимости, ВИЧ-инфекции. 2010-2011 гг, по плану

Результаты, проведенного исследования показали, что воспитательная работа по ориентации студентов педагогического вуза на повышение личной культуры репродуктивного здоровьяпозволила получить положительную динамику на когнитивную и мотивационную готовность будущих учителей кформированию культуры репродуктивного здоровья школьников.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования?: теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

2. Руководство по разработке политики и программ охраны репродуктивного здоровья молодежи / Под ред. Н.В. Вартапетовой; авт.: Р.Л. Потемкина, Ю.В. Бояркина // Проект «Мать и Дитя». - М., 2006. - 97 с.

3. Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России // Вопросы современной педиатрии. -2006 - Т. 5, № 5. Прил. 2. Репродуктивное здоровье. - М., 2006. - С. 5-7.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

© Стрыгина Т.В.*

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза

В статье описана специфика работы с электронными учебными пособиями по русскому языку на этапе изучения нового материала учащимися школы.

Современная методика предъявления нового материала учащимся предполагает использование компьютерной поддержки как средства обучения. Необходимость включения электронных ресурсов в процесс изучения темы объясняется эффективностью данной формы работы, возможностью представить материал в определённой системе, поэтапно осваивая тему или обобщая изученное, многократно предъявлять теоретический материал по запросу учащегося, наглядно демонстрировать языковое явление.

В качестве средства компьютерной поддержки уроков русского языка могут использоваться материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [4], электронные учебные пособия, созданные авторскими коллективами под руководством Н.Н. Алгазиной [1], О.И. Руденко-Мор-гун [5] и др.

Одним из сложных разделов русского языка является орфография. Сделать обучение правописанию более результативным призвано электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс» (рис. 1), подготовленное по инициативе профессора Н.Н. Алгазиной [1].

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.