Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 120-124.
УдК 376 ББК 74.3
к вопросу о влиянии на адаптацию ограниченных возможностей здоровья человека
Н. И. Скок
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Тюмень, Россия
Предлагается классификация технологий адаптации, учитывающих основные теоретические подходы, объясняющие поведение больных и инвалидов, направленность их ценностных ориентаций, а также особенности взаимодействия субъектов и объектов системы управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: адаптация, технологии адаптации, лица с ограниченными возможностями, жизнедеятельностью.
Стандартная ситуация приводит к пассивному приспособлению, а неструктурированная задача стимулирует формирование активного или творческого отношения к её разрешению, в связи с чем человек методом проб и ошибок приходит к собственному решению, а полученный опыт закрепляется в деятельности и помогает ему в дальнейшем реагировать на ситуации. В процессе сравнения непривычной задачи с ранее разрешёнными человек применяет накопленный опыт и обогащает его за счёт разрешения слагаемых новой задачи. Вывод очевиден: чем богаче социальный опыт личности, тем распространённее типология, на основании которой действует индивид.
Следует заметить, что до начала 1980-х гг. адаптация трактовалась преимущественно как процесс приспособления, причём одностороннего — субъектного приспособления, при этом не учитывались такое понимание адаптации, как состояние, свойства, способность, следствие и результат приспособления. Автору более близка позиция П. С. Кузнецова, рассматривающего адаптацию как целостную систему [2].
Социально-психологический аспект адаптации исследован А. Тоффлером. Он считал, что в случае неспособности приспособления к требованиям среды человек может заболеть. Психологический шок, который приводит к болезни, назван «футурошоком» и выражается в социальной дезориентации, повышенной раздражительности, апатии и социальной выключенности. А. Тоффлер выводит на первый план понятие «социальной дезадаптации», которое может служить для оценки состояния, вызванного противоречием между потребностями и возможностями [3].
Активное приспособление, в свою очередь, делится на активно-агрессивное и активно-творческое, что очень близко к моделям адаптации по Р. Мертону (конформизм, ритуализм, инновация, ретритизм, бунт). Особый интерес представляют фазы адаптации, предложенные Д. В. Колесовым: фиксация рассогласованности между необходимым и наличным уровнем адаптированности, проявляющаяся в чувстве тревоги; мобилизация сил и поиск новых моделей поведения; достижение необходимого адаптивного состояния; закрепление адаптивного состояния.
По характеру протекания В. П. Казначеев выделяет три варианта социальной адаптации:
1) состояние физиологической или лёгкой адаптации;
2) состояние напряжённой адаптации в условиях необходимости перестройки всех или многих структурных элементов единой социальной системы, это всегда напряжение (стресс), если это напряжение не превышает адаптивного потенциала, происходит конструктивное преобразование системы;
3) при превышении резервных возможностей адаптации наступает состояние патологической адаптации, когда взаимодействие со средой значительно отличается от оптимального. Стресс в этом случае сменяется дистрессом, дистресс становится отправной точкой для закручивания очередного витка спирали адаптивного процесса [4].
Н. И. Хворостьянова предлагает своё описание адаптивного процесса, демонстрирующее его бесконечность и непрерывность: фиксация социального несоответствия;стресс-синдром и активизация всех систем организма и личности;
перестройка поведения в соответствии с новыми условиями; ускорение развития адаптивных возможностей; достижение адаптивного равновесия или истощение потенциала и старт процесса дезадаптации [5].
Данная схема развития адаптации присуща как здоровому, так и больному организму. Но больной организм приспосабливается не только к новым социальным условиям, но и к изменившейся внутренней ситуации. Он вынужден за счёт адаптационных механизмов обеспечить свой внутренний «гомеостаз», психологическую и социальную гармонию, нарушенную дистрессом. Для этого требуется дополнительная, по сравнению со здоровыми людьми, адаптивная энергия, включающая в себя биологическую и социальную энергию — потенциал инвалида.
Представленный алгоритм адаптации является самостоятельным и не отражает влияния внешнего воздействия на этот процесс. Н. И. Хворостьянова справедливо замечает, что на процесс адаптации можно активно влиять извне, включая различные социальные механизмы и ресурсы: а) на уровне микросоциума (внутрисемейные отношения, социальная полноценность семьи, социально-психологические установки в семье по поводу болезни её членов, их проблем и социальных перспектив); б) на уровне мезосре-ды (школа, детский сад, производственный коллектив, общественные организации и др.) — гармоничность межличностных отношений в социальной группе, характер социально-психологических установок по поводу своего места и роли в данной социальной системе, архитектурная доступность мезосреды; в) на уровне макросреды (материальные возможности общества, гармоничность и дисгармоничность общественных отношений, социально-психологические установки общества по отношению к инвалидам, их роль и место в системе общественных отношений; материальные возможности государства, направленность государственной социальной политики, выражающейся в формировании благоприятной архитектурной среды, социальном законодательстве, формировании общественного мнения через СМИ, организации систем реабилитации и социальной помощи) [5].
Таким образом, помимо внутрисубъектных механизмов большое значение в процессе адаптации имеют внесубъектные факторы. Процесс адаптации, особенно по отношению к людям с ограниченными возможностями, автор ста-
тьи трактует как процесс двусторонних изменений, направленных на достижение соответствия (взаимной уравновешенности) между субъектом адаптации и средой. Несмотря на то что, например, Н. А. Батурин предлагает делить адаптацию на физическую, физиологическую, нервно-психологическую, социальную, в зависимости от уровня, на котором она осуществляется при многоуровневой организации систем, каковой является личность и любая социальная группа, автор разделяет мнение П. С. Кузнецова и Р. В. Тонковой-Ямпольской, которые считают, что деление видов адаптации на социально-психологическую, профессиональную, психофизиологичекую, биологическую условно. Она (адаптация) всегда едина и направлена на социализацию, осуществляется на всех уровнях одновременно. Социальная адаптация не может быть полной, так как все актуализированные потребности полностью удовлетворены быть не могут. Адаптация не может отсутствовать, так как в этом случае субъект разрушается [2].
Итак, адаптация (как направленная на инвалида социальная технология) должна рассматриваться в том случае, если она заключается в создании инвалидам условий, оптимальных для удовлетворения особых нужд. В ситуации когда имеет место приспособление инвалида к условиям внешней среды, адаптация носит характер технологии развития потенциала.
Следовательно, общая технология адаптации по отношению к лицам с ограниченными возможностями предполагает применение частных личностных (субъектных) и социальных (внесубъ-ектных) технологий:
— формирование вектора мотивации на дея-тельностную активность;
— создание условий для воспитания и обучения инвалидов, самовоспитание, самообучение;
— создание условий для трудоустройства и трудовая деятельность;
— материальное обеспечение инвалидов;
— предоставление услуг инвалидам;
— создание условий для доступа к объектам социальной инфраструктуры;
— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации.
В статье предлагается классификация технологий адаптации, учитывающих основные теоретические подходы, объясняющие поведение больных и инвалидов, направленность их ценностных ориентаций, а также особенности взаи-
122
Н. И. Скок
модействия субъектов и объектов системы управления жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями (рисунок).
Она представлена пятью группами адаптационных технологий:
1. В рамках теории аттитюдов (А. Айзен, М. Фишбайн, О. С. Андреева) [6] для активизации адаптационного поведения разумно воздействовать на ряд структур в пределах мотиваци-онной схемы.
Внешнее воздействие в данном случае становится актуальным на следующих этапах: переживание ощущения, понимание причин сложной ситуации, понимание пути устранения нужды и средств удовлетворения потребности, а также на этапе формирования намерений достичь цели. На этих стадиях возможна активизация адаптационного потенциала, который первично актуализируется на других этапах реализации готовности к действию. Примерами таких частных технологий могут быть нейролингвистическое программирование, социально-психологические тренинги для детей с ограниченными возможностями. Такие адаптационные программы помогают оценить своё тело с его достоинствами и недостатками, определить те дефекты, которые можно скорректировать, и направления совместного вмешательства, а также те недостатки, которые нельзя исправить. Эти недостатки можно перевести в ряд достоинств, а если это невозможно, то необходимо определить, каким образом к ним можно приспособиться. С точностью до наоборот оцениваются достоинства через арт-терапевтическую технологию. Это позволяет лицам с ограниченными возможностями сформировать правильное отношение к своим возможностям, увидеть реаль-
ные жизненные перспективы, наметить цели на будущее.
2. Другой известной социально-психологической теорией является атрибутивная. Технологии, предлагаемые в рамках теории атрибутов, предполагают разумное формирование аналитических стратегий. Если, заболев, человек ищет причину в себе и находит её, то такая стратегия индуцирует выброс адаптационной энергии и ассоциируется с хорошей адаптацией. Если же инвалид обвиняет в болезни других, то такая стратегия сопрягается с плохой адаптацией. В соответствии с этой теорией в работе с инвалидами предлагаются следующие частные технологии: терапия воспоминаниями (автобиографический метод), программы формирования разумного (здорового) поведения, позволяющие проводить превенцию прогрессирования болезни и утяжеления инвалидности.
3. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, больной человек оценивает своё состояние, положение, возможности, сравнивая себя с другими, похожими на него людьми. Сравнивая себя с теми, кто «лучше», индивид теряет уверенность в себе, его потенциал снижается, он не ориентируется на адаптацию и реабилитацию, а изолируется, у него развивается синдром инвалидизма. Если же, напротив, имеет место сравнение с теми, ситуация которых хуже, чем их собственная, то формируется положительная самооценка, актуализируется потенциал. Технологический аспект в рамках этой теории представлен частными методами адаптации через организацию и функционирование групп самопомощи и взаимопомощи.
Схема мотивационного процесса [7]
4. Теория наивных представлений о здоровье и болезни акцентирует внимание на необходимости полного и глубокого знания о проявлениях, причинах, последствиях и продолжительности болезни, постулируя, что такое знание позволяет адекватно адаптироваться и конструировать своё социальное поведение. На основе теории предложена практика создания школ для инвалидов — больных различными заболеваниями («Школа для инвалидов — больных сахарным диабетом», «Школа для инвалидов — больных бронхиальной астмой» и т. д.).
5. В рамках ролевой теории Т. Парсонса разработан ряд адаптационных технологий, направленных на интериоризацию принятых в обществе норм, соблюдение которых необходимо для инвалидов (технология медико-социальной
экспертизы, индивидуальная программа реабилитации).
Заключение. Адаптация для инвалида, с одной стороны — это процесс, обеспечивающий компенсацию особых нужд инвалида через собственно социальные и управленческие технологии, а с другой стороны — это приспособление к имеющемуся дефекту и статусу инвалида с целью осуществления самоорганизации и поддержания собственной жизнедеятельности. Поэтому адаптационные механизмы крайне важны для лиц с ограниченными возможностями. Теоретико-методическое обоснование позволяет предложить конкретные рекомендации по применению вышеизложенных положений теории в практике.
Список литературы
1. Томас, В. Три типа личности / В. Томас, Ф. Знанецкий // Общая социология : хрестоматия / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин. М. : Высш. шк., 2006.
2. Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 257 с.
3. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. М. : Просвещение, 1999. 411 с.
4. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск : Наука, 1980. 190 с.
5. Хворостьянова, Н. И. Социальная адаптация детей-инвалидов: аспекты управления : дис. ... канд. социол. наук / Н. И. Хворостьянова. Орёл, 1999. 160 с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология в современном мире / Г. М. Андреева, А. И. Донцов. М. : Аспект Пресс, 2002. 335 с.
7. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999. 479 с.
Сведения об авторе
Скок Наталья ивановна — доктор социальных наук, заведующая кафедрой социологии и социального сервиса Тюменского государственного нефтегазового университета, Тюмень, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 120-124.
to the question of the influence on the adaptation of the limited possibilities of health
N. I. Skok
Doctor of Social Sciences, Head of the Department of Sociology and Social Service of Tyumen State Oil and Gas University,
Tyumen, Russia. [email protected]
The article suggests the classification of adaptation technologies, taking into account the main theoretical approaches that explain the behavior of sick and disabled the direction of their value orientations, as well as peculiarities of interaction of the subjects and objects of management activity of persons with disabilities.
Keywords: adaptation, technology adaptation, persons with disabilities, by activity.
124
H. K. CKOK
References
1. Tomas, V. Tri tipa lichnosti [Three Types of personality] / V. Tomas, F. Znaneckij // Obshhaja sociologija : hrestomatija / sost. A. G. Zdravomyslov, N. I. Lapin. M. : Vyssh. shk., 2006.
2. Kuznecov, P. S. Koncepciya socialjnoyj adaptacii [The concept of social adaptation] / P. S. Kuznecov. Saratov : Izd-vo Saratovskogo Universiteta, 2000. 257 s.
3. Toffler, A. Futuroshok [Futureshock] / A. Toffler. M. : Prosvethenie, 1999 . 411 s.
4. Kaznacheev, V. P. Sovremennihe aspektih adaptacii [Modern aspects of adaptation] / V. P. Kaznacheev. Novosibirsk : Nauka, 1980. 190 s.
5. Khvorostjyanova, N. I. Socialjnaya adaptaciya deteyj-invalidov: aspektih upravleniya [Social adaptation of children with disabilities: aspects of management] : dis. ... kand. socol. nauk / N. I. Khvorostjyanova. Orel, 1999. 160 s.
6. Andreeva, G. M. Socialjnaya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world] / G. M. Andreeva, A. I. Doncov. M. : Aspekt Press, 2002. 335 s.
7. Maslou, A. Motivacii i lichnostj [Motivation and personality] / A. Maslou. SPb. : Evraziya, 1999. 479 s.