Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога'

К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ИОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Н.Ю.

Информационные технологии стремительно развиваются и все активнее влияют на изменение образовательной среды, что существенно изменяет возможности для профессионального роста педагога. Тот уровень знаний и умений в этой области для педагога, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным. Профессиональный стандарт педагога расширяет понятие ИКТ-компетентности учителя, где на первый план выносится освоение ИОС школы как пространства, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002.

2. Харисова, Л.А.Проблема восприимчивости учреждений общего образования к новшествам/ Л.А. Харисова // Педагогика. -2012. -№6. - С.11-18.

3. Харисова, Л.А., Шукаева Т.М. Восприимчивость учреждений общего образования к новшествам и методы ее повышения. Монография. - М., 2011. - 321с.

4. Харисова, Л.А. Инновационные процессы в общем образовании / Л.А. Харисова // Проблемы современного образования. - 2012. - №1. - С.82-87.

5. Харисова, Л.А. Оценка качества деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС / Л.А. Харисова // Педагогика. - 2015. - №7. - С.34-41.

© Харисова Л.А., 2016

УДК 374.1

Н.Ю. Хафизова

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация

Информационные технологии стремительно развиваются и все активнее влияют на изменение образовательной среды, что существенно изменяет возможности для профессионального роста педагога. Тот уровень знаний и умений в этой области для педагога, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным. Профессиональный стандарт педагога расширяет понятие ИКТ-компетентности учителя, где на первый план выносится освоение ИОС школы как пространства, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность.

Ключевые слова

ИКТ-компетенции педагога, информационно-образовательная среда школы, ИОС, профессиональный стандарт педагога, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное развитие педагога.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. утвержден Профессиональный стандарт педагога [1]. На сайте Министерства образования и науки России был опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога [2], в котором был представлен расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

В данном документе отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования [3] безусловно важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.

Зачастую приходится сталкиваться с мнением, что учитель, обладающий навыками работы с офисными пакетами и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.

Недостаточно ИКТ-компетентный учитель привлекал к помощи более компетентных коллег. И, если такая помощь могла быть действенной при подготовке к уроку или при создании документов для личного пользования, то в условиях сформированной и интенсивно развивающейся информационно-образовательной среды школы, для работы в сетевых педагогических сообществах, на онлайн форумах и конференциях, для организации коллективной деятельности в среде это становится недостаточным. Сегодня на первом месте - именно умение учителя «встраиваться» в информационно-образовательную среду (ИОС) образовательной организации.

Главная задача современного учителя - освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя по мере необходимости ее компоненты, и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями; рассматривать как фактор собственного профессионального и личностного развития. Педагогическая профессиональная деятельность, кроме того, должна сопровождаться созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки, продуктивное участие в конкурсах, публикации становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Таким образом, понятие ИКТ-компетентности расширяется и в рассматриваемом профессиональном стандарте педагога предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням (базовый, расширенный, специализированный), как в настоящее время, а по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности) [4].

В различных литературных источниках понятие «информационно-образовательная среда» трактуется по-разному:

Андреев А.А. видит данную среду как единое информационное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных, так и электронных носителях; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; педагогическую систему нового уровня, которая включает в себя материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение [5].

Ильченко О.А. позиционирует ИОС как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, которая неразрывно связана с человеком как субъектом образования [6].

Ахметов Б.С. и Бидайбеков Е.Ы. представляют её как многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, которые обеспечивают информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения [7].

Захарова И.Г. считает, что ИОС - это открытая система, которая объединяет интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [8].

Лушников И.Д. трактует информационно-образовательное пространство (среду) как совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), социальных партнёров) [9].

Авторы рассматривают информационно-образовательную среду по-разному, но все они сходятся в том, что это сложная многокомпонентная структура, которая должна связывать всех участников образовательной деятельности, используя разнообразные ресурсы как материально-технические, так и педагогические.

Системный характер ИОС законодательно закреплён в федеральном государственном образовательном стандарте: «Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

образовательную деятельность включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [10].

Информационно-образовательная среда включает в себя информационное содержание и инфраструктуру - материально-технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воздействия на образование, что нашло выражение в ее определении в стандарте. Понятие ИОС является многоаспектным:

ИОС как информационное выражение образовательной среды;

ИОС как часть информационной среды, имеющая образовательное значение;

ИОС как информационное содержание образовательной среды (информационные объекты, средства, ресурсы) [11].

Выделим влияние ИОС на профессиональное развитие педагога. В настоящее время профессиональное развитие педагога - это «систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника» [12].

Анализ результатов изучения мнения педагогических работников о влиянии информационно -образовательной среды образовательной организации на профессиональный рост педагога, позволяет сделать вывод о том, что педагоги неоднозначно оценивают влияние ИОС на их деятельность:

«ИОС влияет на профессиональный рост и личное развитие педагога, предоставляя возможность повышения квалификации, в т.ч. дистанционно».

«ИОС позволяет широко использовать ЭОР, дает более глубокое представление учебного материала на уроках, повышает интерес к самообразованию, дает возможность обмена мнениями и материалами с коллегами, совершенствует образовательный облик педагога».

«Позволяет педагогу в совершенстве владеть интернет ресурсами, использовать интерактивные модули, ЭОР при подготовке и проведении уроков, а также самообразование, прохождения курсов повышения квалификации как очных, так дистанционных».

«Интернет-ресурсы помогают готовиться к урокам, различные презентации можно использовать как наглядное пособие, электронные журналы помогают родителям видеть успеваемость их детей, что важно для педагога. Возможность дистанционного образования, что немаловажно, возможность создания своего сайта для обмена опытом, онлайн-библиотеки нужны для самообучения».

«Наряду с огромным потенциалом ИОС для профессионального роста учителя, нельзя игнорировать и проблемы, а именно: неавторизованное использование информации, отсутствие необходимости запомнить нужную информацию, т.к. появляется ощущение, что всё можно найти в сети Интернет в любой момент».

«Используя открытую ИОС, есть возможность постоянно без отрыва от работы обучаться на курсах, работать как тьютор. Использование ИОС позволяет сократить время на подготовку к занятиям и разнообразить их формы и методы, оказывать консультационную помощь, а также использовать ее для связи с родителями».

Очевидно, что новые технологии все активнее влияют на изменение образовательной среды. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехника, наноинженерия и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Федеральные программы развития образования в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века дали мощный толчок развитию ИКТ и информационной среды в образовании, создали элементы общероссийской единой информационной образовательной среды. Наработан колоссальный опыт создания и использования электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий обучения в образовательном процессе, созданы и успешно действуют федеральные и региональные коллекции образовательных ресурсов, структурированные по отношению к федеральному перечню учебников и дополненные региональной проблематикой. Большая часть педагогов успешно используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе, передавая свой положительный опыт коллегам.

Сегодня мы видим, что информационно-образовательная среда выходит далеко за рамки образовательной организации, что позволяет существенно ускорить знакомство педагогов с новыми технологиями, а также обеспечивает доступность самых современных программ обучения и дидактических материалов, проведения мастер-классов и лучших практик образования для всех обучающихся, независимо от региона, личных особенностей человека, материальных возможностей.

Список использованной литературы:

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

2. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога, М1р://минобрнауки.рф/новости/3072

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

4. Структура ИКТ — компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. ЮНЕСКО, 2011, http://ru.iite.unesco.org/news/639061/

5. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И.Солдаткин. - Т. 1. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.

6. Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

7. Ахметов Б.С, Бидайбеков Е.Ы. , Информационная образовательная среда как средство повышения эффективности подготовки специалистов. — Вестник АГУ им. Абая- Алматы, 2003.-№ 2(8).

8. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Тюмень, 2003. — 399 с.

9. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия : учеб.-метод. пособие / И. Д. Лушников, Е. А. Никодимова. - Вологда : ВИРО. Вып. 1 : Педагогическая характеристика цифровой школы как ресурсного центра сетевого взаимодействия. - 2012. - 77, [1] с. - 100 экз. - ISBN 978-5-87590-381-6 : Б. ц.

10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)

11. Информационная образовательная среда основной школы: Учебное пособие / Коротенков Ю.Г. Академия Ай 12.Человек и профессионал:[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelpro.ru/getprofessional/professional-development

© Хафизова Н.Ю. , 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.