Научная статья на тему 'К вопросу о ценностном обосновании модернизации России'

К вопросу о ценностном обосновании модернизации России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ТРЕХФАКТОРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИЦИРУЮЩАЯ ИДЕЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СУБ-ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / NATIONAL STATE-POLITICAL ALONE IDENTIFICATION / NATIONALLY CIVILIAN CONSCIOUSNESS / THREE FACTORS MEASUREMENT RUSSIAN STATE SYSTEM / NATURALS AND SOCIAL-POLITICALS BASISES SOCIETY SELF-ORGANIZATION / REGIONAL ALONE IDENTIFICATING IDEA / REGIONAL SUB-IDEOLOGY / SOCIAL-POLITICAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Широков О. А.

Статья о проблеме формирования социально-политического субъекта модернизации России. Предметом исследования является выявление условий соотношения общенациональной идеи с гражданско-национальным сознанием населения субъектов России. Предлагается авторский поход к формированию национальной политики России через активизацию духовно-нравственных оснований и совершенствование политико-правовых и политико-экономических отношений с субъектами федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the valuable grounds of Russia modernization

The report is devoted to the problem of formation of the sociopolitical subject of modernization of Russia. The object of research is revealing conditions of coorelation of national idea with national civilian consciousness of the population of subjects of Russia. The author's approach to the formation of a national policy of Russia through activization of the moral bases and perfection of political-judicial and political-economical relations with the subjects of federation is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ценностном обосновании модернизации России»

УДК 32.019.5

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ ОБОСНОВАНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

О. А. Широков, к. полит. н., доцент кафедры политологии и правоведения Тел.: (926)-187 1669, e-mail: [email protected] МАИ (Государственный технический университет) http://www.mai.ru

The report is devoted to the problem of formation of the sociopolitical subject of modernization of Russia. The object of research is revealing conditions of coorelation of national idea with national civilian consciousness of the population of subjects of Russia. The author's approach to the formation of a national policy of Russia through activization of the moral bases and perfection of political-judicial and political-economical relations with the subjects of federation is offered.

Доклад посвящен проблеме формирования социально-политического субъекта модернизации России. Предметом исследования является выявление условий соотношения общенациональной идеи с граждан-ско-национальным сознанием населения субъектов России. Предлагается авторский поход к формированию национальной политики России через активизацию духовно-нравственных оснований и совершенствование политико-правовых и политико-экономических отношений с субъектами федерации.

Ключевые слова: общенациональная государственно-политическая самоидентификация, гражданско-национальное сознание, трехфакторное измерение российской государственности, природные и социально-политические основания самоорганизации общества, региональная самоидентифицирующая идея, региональная суб-идеология, социально-политическая мобильность.

Key words: national state-political alone identification, nationally civilian consciousness, three factors measurement Russian state system, naturals and social-politicals basises society self-organization, regional alone iden-tificating idea, regional sub-ideology, social-political mobility.

Отвечая на вызовы времени, на необходимость проведения модернизации России, мы должны находить адекватные меры и применять их для качественного шага вперед.

В процессе модернизации важны не сами научно-технические, экономические инновации, а способность общества выступить социально-политическим субъектом модернизации, органично внедрить эти инновации без ущерба для своего социально-политического и духовного статуса. Для этого необходимо наличие идеологического, ценностного обоснования модернизации - общенациональная идея ее реализации и конечной цели. Целью исследования автор видит поиск такого стимулирующего механизма, который будет способствовать развитию социальнополитического субъекта модернизации.

Суть проблемы заключается в том, что Россия - многонациональное федеративное государство. И на проблему общенациональной государственно-политической самоидентификации, а именно в таком контексте автор рассматривает общенациональную идею, следует смотреть, в том числе, глазами татарина, аварца, тывинца. Присутствует ли в их гражданско-национальном сознании понятие «Россия»? С какими ценностями, потребностями ассоциируется «Россия» в сознании многонациональных народов, населяющих территорию этого федеративного государства?

Политические ошибки в национальной политике имеют безрадостную перспективу - усиление национализма в национальных республиках, рост настроений сепаратизма. Добавим к этому межконфессиональный фактор и распад Российской Федерации вместо модернизации России очевиден.

Опасность такой перспективы кроется в недостаточном анализе трехфакторного измерения российской государственности - федеративность, многонациональное^, многоконфессиональ-ность.

Как превратить эти три фактора неустойчивости в источники, объединяющие российское общество по принципу общенациональной государственно-политической самоидентификации?

Ответы на эти вопросы способны стабилизировать дезинтеграционные процессы, по-новому сформулировать национальную политику России.

Авторская концепция национальной политики России заключается в предложении на начальном этапе сделать шаг «от интеграции к центру - к деинтеграции к субъектам федерации». Проблема сегодняшнего дня в том, что каждому субъекту России федеральный центр предлагает федеральные ценности, не соответствующие критериям восприятия населением национальных республик, автономий, краев и областей: в предлагаемых ценностях нет самобытных черт регионов, их культурного слоя, в том числе, отождествляющего их исторически с Россией. Не могут татары, аварцы, тывинцы увидеть себя в сегодняшней национальной политике России, в которой ценностными ориентирами выступают, прежде всего, общегуманитарные принципы, уважение прав личности, индивидуальная инициатива. Не могут найти себя не только эмоционально, но и духовно.

Потенциальный социально-политический субъект и носитель общенациональной государственно-политической самоидентификации проживает, прежде всего, в своих селах, городах, областях, краях, национальных республиках и уже потом в Российской Федерации.

Это реалии федеративного государства. Здесь - в селах, городах, областях, краях, национальных республиках - проявляются и доминируют «природные» основания самоорганизации общества, гражданско-национальное сознание граждан и смысл их существования: семья, работа, клан, община, улус, тейп, род, народность, национальность, культура, традиции, обряды, земля, реки, горы, леса, нефть, газ, имущество, религия, захоронения предков, культовые сооружения. Все это вместе взятое и есть «природное» основание каждой отдельно взятой области, края, национальной республики. И не может автоматически стать «природным» основанием для населения иного субъекта федерации.

Но только «природные» основания, сумма их федеративного сложения не могут стать общенациональной государственно-политической самоидентификацией. Оставаясь без политического внимания, «природные» основания, безусловно, обеспечивают главное свое предназначение - выживание, обеспечение средствами к существованию, продолжению рода, контроль рынка труда и трудовых отношений, контроль сырьевых ресурсов и рынка сбыта, контроль органов легитимного насилия (правоохранительные, судебные, надзорные органы) и власти (исполнительные, законодательные, судебные). И в этом качестве они самодостаточны для каждого из субъектов федерации без потребности в федеративных отношениях как по вертикали, так и по горизонтали.

«Социально-политические» основания самоорганизации общества, предлагаемые государством потенциальному носителю общенациональной государственно-политической самоидентификации - демократия, свободы и права гражданина и человека, парламентаризм, многопартийность, светскость, разделение функций властей, сменяемость власти, равный доступ к власти - по сути, правила игры, а не ценности для национального сознания граждан, смысла их существования, мотивации к проведению модернизации России.

Добавим к приведенному тезису об отсутствии общенациональной идеи в многонациональном федеративном государстве культурно-историческую неоднородность и духовную разобщенность русских в различных областях и краях России, и мы получим по национальному составу народы России, уравновешенные по численности с разобщенным и самоизолированным в своих удельных областях русским народом.

Это состояние и обусловливает авторское видение. Нужен иной принципиальный подход, соответствующий федеративному государству, предусматривающему схему «федеративный центр - субъекты федерации». В сегодняшней национальной политике присутствует только «федеральный центр». «Субъектов федерации» в национальной политике России нет. Их нет не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта национальной политики.

Авторское предложение начального этапа концепции национальной политики России, способствующей формированию общенациональной идеи, заключается в реализации следующего блока рекомендаций.

Во-первых, полномочным органом, представляющим национальную политику России, должен стать Совет Федерации Федерального Собрания России. Он же разрабатывает и целевые политико-экономические программы для каждого из субъектов федерации.

Во-вторых, институтам власти, культурному со-обществу и общественности субъекта федерации полагается целесообразным продолжить разработку региональной самоидентифицирую-щей идеи, символически отражающей основу культурно-духовного и политического единства

граждан субъекта федерации. Эта основа должна подчеркивать и историческое место субъекта федерации в истории судеб народов России. Лучшим способом государственного (на уровне субъекта федерации) оформления и легитимации региональной самоидентифицирующей идеи стал бы гимн соответствующего субъекта федерации. Гимн - это официальное выражение общенациональной государственно-политической самоидентификации не только для органов власти, но, прежде всего, для граждан субъекта федерации, Российской Федерации.

Сегодняшнее состояние гимнов субъектов федерации красноречиво отражает недостатки национальной политики, отсутствие общенациональной самоидентифицирующей идеи, политические противоречия и реалии федеративного государства России.

Очевидно, что в гимнах субъектов федерации нет единства во взглядах на трехфакторное измерение российской государственности, отсутствует единый подход к формированию общенациональной государственно-политической самоидентификации. Гражданско-национальное сознание ряда субъектов федерации существует вне стремления к федеративным, многонациональным, поликонфессиональным отношениям. В ряде случаев субъекты федерации де-факто таковыми себя не считают, оставляя де-юре этот статус для формально-бюрократических государственных отношений.

Кроме того, такие субъекты федерации, как области, края также не во всех случаях демонстрируют свою федеративную первооснову, а в большинстве случаев и вовсе не имеют гимна.

Нельзя обязать область, как субъект федерации, иметь официальный гимн. Но это необходимый путь к формированию региональной самоидентифицирующей идеи как системного элемента общенациональной государственно-политической самоидентификации.

Преимущество культивирования региональной самоидентифицирующей идеи через гимн субъекта федерации в том, что он обязателен для изучения и исполнения. Для его изучения могут быть задействованы образовательные учреждения, для исполнения - учреждения культуры, искусства. Он может стать основой системы воспитания в духе федерализма, со-конфессиональности, содружества национальностей.

Преимущества и в том, что в спектре политических идеологий, заполняющих политическое пространство субъекта федерации, гимн субъекта федерации является над-идеологическим, са-моидентифицирующей идеей не по отношению к идеологии какой-либо политической партии, а к родному краю, труду, содружеству народов и федеративному единению с Россией. По сути, гимн субъекта федерации - это региональная суб-идеология, формирующая гражданско-национальное сознание гражданина субъекта федерации. Такая региональная суб-идеология способна ответить на вызов времени и утвердить в сознании татарина, аварца, тывинца понятие «Россия» с ценностями и потребностями, отвечающими общенациональной государственнополитической самоидентификации и модернизации России.

В-третьих, деятельность диаспор, иных, в том числе и культурных объединений по признаку землячества, не титульных для субъекта федерации, должна быть урегулирована нормами федерального законодательства.

Безусловной нормой законодательства, регулирующего деятельность диаспор, землячеств должно стать уважение к культуре, вероисповеданию, истории и традициям, составляющим духовную жизнь граждан соответствующего субъекта федерации.

В-четвертых, органам власти и политическим институтам Российской Федерации в качестве «социально-политических» оснований самоорганизации российского общества можно было бы оставить субъектам федерации:

приоритет конфессиональных отношений в официальной политике субъекта федерации;

приоритет национальных и культурных ценностей над общедемократическими;

приоритет в формировании органов власти;

приоритет в распределении прибыли от использования ресурсов субъекта федерации;

наполнение бюджета субъекта федерации налогами за использование земли субъекта федерации федеральными органами исполнительной власти.

Автор в качестве вывода высказывает предположение, что данные рекомендации позволят «природные» основания самоорганизации общества в субъектах федерации выстроить по вертикали с федеральным центром, а по горизонтали с иными субъектами федерации, наполнить гра-жданско-национальное сознание жителей субъектов федерации понятием «Россия», активизировать их социально-политическую мобильность для участия в модернизации России.

В качестве вывода автор также считает, что с реализацией данных рекомендаций институты власти федерального уровня и субъектов федерации обретут систему воспитания федерализма,

институализированные в гимнах региональные самоидентифицирующие идеи, станут координирующим звеном национальной политики федеративного государства Россия в процессе модернизации России.

Но на пути к общенациональной идее остается межконфессиональное противоречие, не решаемое только на уровне субъектов федерации, государственными институтами.

По сути, каждая из религий - это уже система и идея миропонимания. Чем одна общенациональная идея лучше двух-трех религиозных идей? Или, может, некое со-существование их в какой-то со-уровневой системе координат общественного устройства только способствовало бы развитию каждой религии и их положительному воздействию на общенациональную идею?

Государство Россия - светское государство, призванное обеспечивать равные права разным конфессиям. Светскость государства предполагает для государства первичность права и гегемонию власти в государстве.

Это обязывает религии согласовывать свои представления о государстве, власти с тем государством, на территории которого они осуществляют свою деятельность.

Кроме того, в рамках России любая религия не может соотноситься в целом с государственным уровнем по территории преимущественного распространения - религия всегда остается больше региона (5-6 субъектов федерации), но она всегда меньше Российской Федерации.

Автором предлагается на завершающем этапе концепции национальной политики России трехуровневая система отношений институтов государства и религии:

1 - уровень регионов: при безусловной светскости Российской Федерации национальные республики, как суверенные государства, самостоятельны в определении своего отношения к религии, установления в качестве государственной той или иной религии. В преимущественно мусульманских республиках это, соответственно, ислам; в ряде республик, в том числе, Республика Калмыкия, Республика Тыва - буддизм; с учетом того, что центром православия является Россия, в областях, краях главенствующее место в духовном мире отводилось бы православию. Таким образом, автор рекомендует субъектам федерации выступить уровнем государственного установления титульной религии, как носителя духовно-нравственного источника воспитания населения. Титульный статус религии, закрепленный на государственном уровне субъекта федерации, обязывал бы религию согласовывать свою деятельность в интересах общества в субъекте федерации;

2 - предыдущая рекомендация не бесспорна, требует глубокого анализа, мониторинга, она ориентирована на координирующую функцию федеративного государства, в некотором роде необходимость религий согласовывать свою деятельность с государством. С другой стороны, эти отношения могут быть взаимоприемлемы:

государство через социальный заказ религии в духовной сфере гармонизирует отношения в обществе, получает организованного и отмобилизованного социального субъекта модернизации России, согласовывает конфессиональные отношения, предупреждает конфликты;

религия получает дополнительные основания и гарантированный доступ к организованным социальным группам в системе здравоохранения, образования, трудовых коллективов, территориального общественного самоуправления.

В целом, это не нарушает принципа «церковь отделена от государства», так как основная сфера деятельности для реализации социального заказа государства в области духовного воспитания расположена не в государственном, а в муниципальном секторе. А местное самоуправление, так же, как и религия в Российской Федерации, отделено от государства. Таким образом, второй уровень (уровень непосредственной деятельности по выполнению социального заказа государства) - это уровень местного самоуправления;

3 - уровень Российской Федерации - государство, исходя из изложенного выше, выполняет не столько организующую, сколько координирующую, системообразующую функцию. Уровень Российской Федерации - уровень формирования социального заказа на духовно-нравственное воспитание в субъектах федерации, формирование мировоззрения и отношения верующих людей к органам власти, государству.

В настоящий момент религия, как мощнейший институт духовного воспитания, предоставлен самому себе и, оставаясь вне официальных отношений с российским государством, представляет интерес для политических сил, противостоящих Российской Федерации. С учетом изложенного автор приходит к выводу, что данное обстоятельство подтверждает необходимость

укрепления официальных отношений власти субъекта федерации с религией на условиях, определяемых региональной самоидентифицирующей идеей.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

в части, касающейся общенациональной идеи:

а) государство избавляется от самоцели в вопросе формирования общенациональной идеи;

б) предложенная концепция национальной политики России наполняет основы общенациональной идеи - региональных самоидентифицирующих идей - содержанием, основанным на принципах федера-тизма, многонациональности и со-конфессиональности;

в) наполнение гражданско-национального сознания жителей субъектов федерации понятием «Россия» активизирует их социально-политическую мобильность для участия в модернизации России;

г) содержание общенациональной идеи наполняется конкретным смыслом ценностного обоснования модернизации России;

в части, касающейся реализации задач модернизации России:

а) представлено авторское видение процесса формирования социально-политического субъекта модернизации России;

б) расширение числа социальных институтов формирование социального субъекта модернизации;

в) формирование высших органов государственной власти России применительно к статусу державной республики;

г) проведение модернизации при непосредственном заинтересованном участии субъектов федерации.

Представленная концепция лишь один из заявленных подходов, и она основана на принципе федеративности, многонациональности, со-конфессиональности, ориентирована на понимание российским со-обществом самого себя, связи своего со-бытия, со-гласия, со-дружества через сотрудничество (в духовной сфере - религий и государства; в экономике - федерального центра и субъектов федерации; в политике - укрепление государственно-политического союза). Этот принцип соответствует традиционно для России сильному социальному патерналистскому государству со статусом державной республики. Духовно-нравственным и гражданско-национальным выражением ее является общенациональная идея, в том числе, воплощенная в гимнах субъектов Российской Федерации и Гимне России.

В этом значении она и выступает как ценностное обоснование модернизации России.

Литература

1. Пронякин Д. И. Национальная идея и национальное государство. //Политическая экспертиза: ПО-ЛИТЭКС. Научный журнал. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - Т. 6. - №№ 2, 3.

2. Глинчикова А. Г. Демократическая модернизация и национальная культура. //Полис. Политические исследования. - 2010. - № 6. - С. 65-66.

3. Чимирис Е. С., Донцов С.П. Ценность и модернизация в России: в поиске новых ценностных основ //Полис. Политические исследования. - 2010. - № 6. - С. 71.

4. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. // Рос. газ. - 2004. - 31 марта.

5. Проект Россия. Третья книга. Третье тысячелетие. - М.: Эксмо, 2009. - С. 318.

6. Мухаметшин Р. М. Становление конфессиональной политики в России: опыт Татарстана // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - Т. 6. - № 2. - С. 61.

7. Стрижов С. А. Государственный социальный заказ - действенный инструмент социального партнерства //Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия: материалы междунар. научно-практич. конф. - М.: МГОФ «Знание», 2007. - С. 163-164.

УДК 658.314.7:330.115

АДАПТИВНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ

В. В. Цыганов, д. т. н., главный научный сотрудник Тел. +7(495)334-91-91, e-mail: [email protected] Институт проблем управления РАН им. В. А. Трапезникова

www.ipu.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.