Научная статья на тему 'К вопросу о ценности иностранного языка на начальной ступени иноязычного образования'

К вопросу о ценности иностранного языка на начальной ступени иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / COGNITIVE DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / COGNITION / EDUCATION / LANGUAGE / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпустина Л. И.

Данная статья посвящена постановке вопроса о ценности иностранного языка на начальной ступени иноязычного образования. Кратко упоминается об авторах, чьи работы посвящены изучению иностранных языков в младшем школьном возрасте. Ценность иностранного языка рассматривается через призму концепции начального иноязычного образования З.Н. Никитенко, где особое значение имеет когнитивное развитие младшего школьника. Оно представлено как психологическое, познавательное и интеллектуальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION THE VALUE OF FOREIGN LANGUAGE AT A PRIMARY STAGE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article is devoted to specificity of learning a foreign language at an early stage of foreign language education. The author considers the concept of foreign language education Z.N. Nikitenko, the main concept of the cognitive development, the cognitive development of primary school children as a psychological, cognitive and intellectual development, the works of the authors on the topic of learning foreign languages in the primary school age.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ценности иностранного языка на начальной ступени иноязычного образования»

принять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику» [1, с. 202]. Точность исполнения ритмического рисунка, по его мнению, «никак не может быть достигнута путем арифметического расчета или каким-нибудь другим интеллектуальным путем» [1, с. 203].

Ритм в музыке является категорией не только времяизме-рительной, но и эмоционально-выразительной. Как важнейший элемент эмоционального настроя музыки (наряду с мелосом и гармонией) ритм непосредственно участвует в создании художественного образа.

Путем психолого-педагогических экспериментов доказано влияние эмоциональных состояний на оценку времени. Возбуждение, как правило, вызывает недооценку времени, а депрессивное состояние - переоценку. С.Н. Беляева-Экземплярская в своих исследованиях показала зависимость субъективного отсчета времени от индивидуально-психологических особенностей человека: его темперамента, скорости и медлительности, равномерности и неравномерности функционирования психических процессов. С.Г. Геллерштейн, Д.Г Элькин и др. установили зависимость оценки времени движения от затраченных усилий: при большей затрате энергии на движение человек недооценивает время, и наоборот.

Немаловажную роль в чувстве времени играет взаимозависимость процессов возбуждения и торможения на корковом уровне (В.М. Бехтерев, Ю.П. Фролов, А.С. Дмитриев, Г.С. Карпов, И.П. Павлова, А.А. Ухтомский и др.). Учеными было выяснено, что основу восприятия времени, как и всей психической деятельности человека, составляют физиологические процессы.

Большое значение для музыкальной психологии и исполнительства имеют наблюдения и открытия Н.А. Гарбузова относительно зонной природы темпа и ритма восприятия и воспроизведения музыки [4]. Зонная природа времени позволяет музыканту творчески, а не механически подходить к исполнению музыкального произведения.

Библиографический список

Согласно основополагающему положению психологии, не-развивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности - понятие динамическое (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.). Поэтому, несмотря на то, что в музыкальной педагогике некоторые специалисты оценивают перспективы музыкально-ритмического развития подчас скептически (например, А.Б. Гольденвейзером), можно и нужно рассматривать музыкально-ритмические способности как развиваемые. Иной вопрос, какие наиболее целесообразные виды, формы, направления этого развития надо использовать и до каких пределов можно развить эту способность.

Трудности в развитии музыкально-ритмической способности можно объяснить не только возможностью применения неэффективных методических приемов, но и некоторыми физиологическими, психологическими особенностями обучающихся.

Ими могут быть:

- отсутствие общей уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, при нарушении которой движения тела и его частей приобретают характер хаотичности, резкости, угловатости;

- отсутствие координации в руках и пальцах, наличие в них мышечных зажимов, которые мешают беспрепятственному протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам;

- слабость музыкально-ритмической основы музыкальнослуховых представлений;

- отсутствие исполнительской дисциплины в игре;

- иногда нечуткое, неосторожное слово педагога, вызывающее негативное психическое состояние учащегося и др.

В исполнительской деятельности музыкально-ритмическая способность как один из основных компонентов музыкальных способностей развивается более продуктивно по сравнению с музыкальным восприятием, так как в ней задействовано намного больше процессов психического отражения (в частности, зрительное восприятие, психомоторика).

1. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. - М., 1985. - Т. I.

2. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1989.

3. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

4. Гарбузов, Н.А. Зонная природа темпа и ритма. - М., 1950.

Bibliography

1. Teplov, B.M. Izbrannihe trudih: v 2 t. - M., 1985. - T. I.

2. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - L., 1989.

3. Nazayjkinskiyj, E.V. O psikhologii muzihkaljnogo vospriyatiya. - M., 1972.

4. Garbuzov, N.A. Zonnaya priroda tempa i ritma. - M., 1950. Статья поступила в редакцию 09.09.13

УДК 37.04

Lyapustina L.I. TO A QUESTION THE VALUE OF FOREIGN LANGUAGE AT A PRIMARY STAGE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. The article is devoted to specificity of learning a foreign language at an early stage of foreign language education. The author considers the concept of foreign language education Z.N. Nikitenko, the main concept of the cognitive development, the cognitive development of primary school children as a psychological, cognitive and intellectual development, the works of the authors on the topic of learning foreign languages in the primary school age.

Key words: foreign language education, cognitive development, personal development, intellectual development, cognition, education, language, culture.

Л.И. Ляпустина, аспирантка каф. методики преподавания иностранных языков, Московского гос. педагогического университета, преподаватель английского языка, Негосударственного (частного) образовательного учреждения нового типа «Центр гуманитарного образования», г. Сургут, E-mail: 647431@rambler.ru

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена постановке вопроса о ценности иностранного языка на начальной ступени иноязычного образования. Кратко упоминается об авторах, чьи работы посвящены изучению иностранных языков в младшем школьном возрасте. Ценность иностранного языка рассматривается через призму концепции начального иноязычного образования З.Н. Никитенко, где особое значение имеет когнитивное развитие младшего школьника. Оно представлено как психологическое, познавательное и интеллектуальное развитие.

Ключевые слова: иноязычное образование, когнитивное развитие, развитие личности, интеллектуальное развитие, познание, воспитание, язык, культура.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к иноязычной культуре, поскольку дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на начальном этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем. Более того, родители часто задаются вопросами: В каком возрасте необходимо начинать изучать иностранный язык? Не навредит ли это развитию ребенка? Не будет ли ребенок путать буквы при чтении на родном языке?

В данной статье мы лишь обозначим некоторые моменты, которые, с нашей точки зрения, показывают ценность иностранного языка, его особенность и то, каким образом собственно иностранный язык влияет на развитие ученика начальной ступени иноязычного образования. Для читателя будет важным уточнить, что для нас начальная ступень иноязычного образования, согласно концепции З.Н. Никитенко - это возраст 7-10 лет, т.е. возраст слушателя, ученика начальной школы.

Следует отметить, что о ценности иностранных языков для развития человека, а также о проблемах овладения иностранными языками в разном возрасте, в том числе и в младшем школьном возрасте говорили и писали многие психологи, методисты, педагоги. Вот имена лишь некоторых из них: И.Л. Бим, М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Л.С. Выготский, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Р.Д. Мильруд, Е.И. Негневицкая,

З.Н. Никитенко, В.В. Рубцов, В.В.Сафонова, и другие. Поскольку нас интересует ценность иностранного языка для развития младшего школьника, то обратимся к некоторым важным, на наш взгляд, мнениям.

Так, по определению В.В. Рубцова начальная ступень: «...самый значимый этап школьного иноязычного образования, его фундамент, на котором формируются ценностные ориентации, все качества и способности развивающей личности младшего школьника - будущего гражданина нашей страны» [1, с. 155].

Важно отметить, что мы говорим не об обучении иностранному языку, а об иноязычном образовании. Это в корне меняет сам подход к ценности иностранного языка, как инструмента развития личности младшего школьника. Именно поэтому, согласно концепции З.Н. Никитенко, начальное иноязычное образование рассматривается нами как «способ и целенаправленный процесс развития и саморазвития языковой личности младшего школьника и его способностей к межкультурному общению путем управления учителем его учебной деятельностью, направленной на познание и самовоспитание, на раскрытие потенциальных возможностей ученика в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью, как новым способом общения в условиях взаимодействия с учителем, сверстниками, в том числе и носителями языка» [2, с. 97].

Чтобы быть более точными в понимании ценности знания иностранного языка следует обратить внимание и на то, что Начальное иноязычное образование включает в себя:

• развитие личности ученика и его способностей;

• духовно-нравственное воспитание младшего школьника в процессе изучения неродных языков и культур;

• учение, в основе которого лежит учебная деятельность, где младший школьник познает языковые средства, культуру страны изучаемого языка и овладевает иноязычной речевой деятельностью.

На начальной ступени иноязычного образования, язык рассматривается, прежде всего, как средство развития личности ребенка и развитие его способностей. Поэтому цель начального иноязычного образования, направлена, в первую очередь, на нравственное и интеллектуальное развитие личности младшего школьника, развитие его способностей, то есть на развитие

Библиографический список

познавательных, когнитивных функций. Познавательное развитие обеспечивается когнитивными процессами (речью, восприятием, вниманием, памятью). Тогда как, когнитивное развитие ученика - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, мышление, развитие познавательной и интеллектуальной деятельности, воспитание ценностных отношений личности младшего школьника. Объектом когнитивного развития являются познавательные, интеллектуальные и воспитательные способности.

Образование, которое направленно на овладение иностранным языком, направлено на приобщение младших школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу культур, толерантности по отношению к иным языкам, народам и их культурам. Такое образование, как процесс, предполагает развитие личности ребёнка в целом, его интеллектуальных (когнитивных) способностей и личностных качеств, которые прежде всего, проявляются в языке.

К примеру, Л.С. Выготский, изучая вопрос о многоязычии в детском возрасте, писал: «Если развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм и овладением ими, то развитие иностранного языка начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью. Ребёнок усваивает иностранный язык, обладая уже системой знаний в родном языке и перенося её в сферу другого языка» [3, с. 418].

Американский нейрофизиолог отметил, что «иностранному языку легче учить годовалого ребенка, чем семилетнего. И это можно объяснить лишь тем, что все дети лингвистические гении». «Если же ребенок родится в семье, где говорят на двух языках, то и он будет говорить на двух. Если в семье будут в ходу три языка - он заговорит на трех, четыре - на четырех» [4, с. 113].

З.Н. Никитенко пишет, что « через родной язык школьник приобщается к родной культуре и учится любить свою Родину и гордится ей. При освоении иностранного языка, ученик знакомится с культурой страны изучаемого языка, и учиться интересоваться ею и уважать ее» [2, с. 87].

Другой методист Л.В. Щерба, писал, что практической целью иностранного языка как учебного предмета является «овладение некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива» [5, с. 151].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценность иностранного языка для младшего школьника заключена в следующем (иностранный язык - ИЯ):

1. ИЯ влияет на формирование интереса к языку, развивает лингвистическое отношение к слову, в результате которого происходит овладение средствами общения (фонетическими, грамматическими, лексическими).

2. Использование ИЯ расширяет горизонты социализации младшего школьника, т.е. ребенок, усваивает разные нормы социального поведения, он понимает свою принадлежность в обществе, свою идентификацию с миром.

3. ИЯ формирует культурные ценности. Помогает на примерах сформировать понятия «моё» и «чужое» в своём культурном развитии.

4. ИЯ научает сравнивать культуру своей страны с культурой изучаемого языка, тем самым накапливать знания об иноязычной культуре в диалоге с родной, расширяет кругозор школьника, увеличивая и мотивируя познавательную деятельность;

5. ИЯ влияет на интеллектуальное развитие личности, развитие когнитивных способностей, личностных качеств ученика.

Таким образом, ценность иностранного языка имеет важное значение для становления и развития личности младшего школьника, его жизненных ценностей и взаимоотношения с миром.

1. Рубцов, В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. - М., 2008.

2. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование. - М., 2010.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.

4. Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. - M., 1996.

5. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. - М., 1947.

Bibliography

1. Rubcov, V.V. Socialjno-geneticheskaya psikhologiya razvivayuthego obrazovaniya: deyateljnostnihyj podkhod. - M., 2008.

2. Nikitenko, Z.N. Razvivayuthee inoyazihchnoe obrazovanie. - M., 2010.

3. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 1999.

4. Glen Doman Garmonichnoe razvitie rebenka. - M., 1996.

5. Therba, L.V. Prepodavanie inostrannihkh yazihkov v shkole. - M., 1947.

Статья поступила в редакцию 10.09.13

УДК 378.14

Sadykova E.F., Niyazova A.A. COMPETENCE ORIENTED DESIGN - EDUCATIONAL MODULES IN AREAS OF TRAINING, «022000.62 - ECOLOGY AND NATURAL RESOURCES». Abstract: The specificity of professional bachelors in «022000.62 - Ecology and Nature», shows the trajectory of the formation of specialized modules, as well as their composition and results of development.

Key words: ecology and wildlife management, professional activities, educational modules, designing.

Э.Ф. Садыкова, канд. пед. наук, зав. каф. биологии, экологии и МПЕ Тобольской гос. социальнопедагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: elzasadf@yandex.ru; А.А. Ниязова, канд. пед. наук, декан социально-психологического факультета Тобольской

гос. социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: dekanspf@mail.ru.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «022000.62 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

В статье представлена специфика профессиональной деятельности бакалавров по направлению «022000.62 - Экология и природопользование», показана траектория формирования профильных модулей, а также их состав и результаты освоения.

Ключевые слова: экология и природопользование, профессиональная деятельность, образовательные модули, проектирование.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) качество образовательных услуг определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции. Анализ характеристики профессиональной деятельности бакалавров экологии и природопользования позволяет констатировать, что система подготовки должна быть выстроена на основе экологического подхода во взаимоотношениях человека, природы и общества, что составляет основу современного мировоззрения, этики поведения и нового образа жизни человека, которое обеспечит безопасное развитие не только государства, общества, но и отдельного человека. Использование этого подхода в решении экологических проблем способствует осознанию человеком происходящих событий в природной и социальной среде [1, с. 340].

ФГОС ВПО по направлению «Экология и природопользование» описывает область профессиональной деятельности и регламентирует их виды. Обширная область профессиональной деятельности, требует качественно новых подходов реализации Федерального государственного образовательного стандарта, в XXI веке таким подходом стал компетентностный. В настоящее время данный подход стал объектом методологических, теоретических и дидактических исследований отечественных педагогов, осмысляются его сущностные характеристики и возможности применения на уровне профессионального образования.

Широко применяемый в ФГОС ВПО принцип вариативности, нашел свое отражение и в возможности студентов выбрать образовательный профиль: экология, природопользование, геоэкология. Различия между данными профилями существенны, однако базовая часть основной образовательной программы состоит из модулей, которые включают в себя дисциплины, обязательные для всех вузов и необходимые для усвоения будущим экологом фундаментальных экологических знаний. Следует отметить, что система модулей позволяет оценить не набор зачастую разрозненных знаний, умений и навыков, отдельно взятых дисциплин, а компетенций, которые интегрируют сам итог образовательного процесса ряда дисциплин. Однако нельзя развивать общие и профессиональные компетенции в отрыве друг от друга, поэтому идет комплексное формирование, которое представляет длительный процесс и проходит в рамках нескольких учебных дисциплин [2, с. 397]. В связи с этим объединение дисциплин в крупные блоки - модули, является наиболее эффективным. Каждый модуль имеет определенную логичес-

кую завершенность по отношению к заданным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 экология и природопользование результатам образования и предназначен для освоения профессиональных компетенций в рамках основного вида профессиональной деятельности.

Особое значение в подготовке бакалавров приобретают модули «Основы природопользования» и «Прикладная экология», позволяющие формировать компетенции в области проектно-производственной деятельности. Данный вид деятельности более всего востребован на рынке труда. Для эффективного освоения проектно-производственной деятельности, бакалавр должен:

• знать: принципы составления научно-технических отчетов, пояснительных записок, обзоров и заключений; нормативно правовую документацию в области охраны окружающей среды;

• уметь: осуществлять сбор и обработку первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду; проектировать типовые мероприятия по охране окружающей среды на конкретной территории; осуществлять контрольно-ревизионную деятельность, экологический аудит; проводить экспертизу социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разрабатывать проекты практических рекомендаций по сохранению природной среды.

В процессе успешного изучения данных модулей студенты будут обладать компетенциями ПК-6, ПК-7, ПК-10; ПК-11 которые регламентируют ФГОС ВПО по направлению подготовки «022000.62 - Экология и природопользование» [2, с. 5].

Основным потребителем услуг вуза по подготовке бакалавров экологии и природопользования являются работодатели, которые принимают выпускников и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций. Для удовлетворения требований работодателя к качеству подготовки профессиональных кадров в основной образовательной программе по профилю «Природопользование» в ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева» введены дополнительные общепрофессиональные компетенции: применять современные и экспериментальные, аналитические и математические методы работы для решения профессиональных задач (ПК-15); знать состав первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду и уметь проводить ее анализ и обработку; уметь состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.